Нескучная математика для дошкольников в возрасте 5-6 лет и некоторые задания


Что должен знать ребенок 5-6 лет по математике

Кроха в 5-6 лет уже должен иметь некоторые математические представления. Тогда при поступлении в начальную школу он легче адаптируется к нагрузке.

Занятия математикой в ДОУ

В перечень того, что должен знать малыш, входит:

  • счет в пределах первого десятка и цифры от 1 до 10;
  • знаки сложения и вычитания, равенства, обозначения «больше» и «меньше»;
  • обобщение и сравнение по величине;
  • написание и состав цифр (от 0 и до 10);
  • знать формы квадрат и круг, уметь ровно поделить их на две и четыре составных части;
  • знать обратный счет;
  • различать понятия – центр, лево, право и другие пространственные термины;
  • иметь представление о временах года;
  • отличать геометрические фигуры;
  • знать понятие «месяц», уметь определять время суток (не детально);
  • знать дни недели;
  • верно называть числительные, названия фигур, цифры.

Дети изучают фигуры в саду

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие величины. Свойства величины

. Методические приемы, направленные на формирование у детей представлений о величине предметов

. Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине (построение сериационного ряда)

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Понятие величины предмета имеет очень большое значение для обучения детей математике. Невозможно развить математические представления без представления о величине. Величина, наряду с другими определениями имеет, главным образом цифровое обозначение. Она может уменьшаться, увеличиваться, выстраиваться в сериационный ряд. С нею можно производить различные математические действия. А понятие о величине предмета закладывается именно в дошкольном возрасте, когда психика ребенка активно развивается. Это делает тему данной работы актуальной, теоретически и практически значимой.

Объект исследования — величина предмета.

Предмет исследования — методика работы по формированию представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.

Цель исследования — изучение форм и методов формирования у дошкольников представлений о величине предметов.

Ставились следующие задачи: дать определение понятию величины и свойствам величины; охарактеризовать методические приемы, направленные на формирование у детей представлений о величине предметов; выявить особенности обучения детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине (построение сериационного ряда).

Методы исследования: наблюдение, осмысление, обобщение, сопоставление.

Работа базировалась на трудах: Л.В. Глаголевой, Л.С. Метлиной, Е.А. Носовой, Л.Ф. Обуховой, Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик и других.

1. Понятие величины. Свойства величины

Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Его окружают большие дома, деревья, облака, небо. Понятию величины отведено достойное место в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. В частности, там написано следующее: «Величина — это показатель размера, объема, протяженности предмета» [6:73].

Размер может быть малым, большим, очень малым и очень большим, средним, огромным. К понятию величины относятся также такие определения, как минимум, максимум, супер, гипер, мега, мини.

Предмет может быть ничтожно малым и невероятно большим. Размер предмета познается в сравнении с другими предметами, которые называют эталонами и образцами. Меры величины могут быть как стандартными, так и условными. Так, в детском мультфильме величину хвоста удава обезьяна измерила попугаями. Он был равен сорока попугаям.

Предметы измеряются с помощью мер длины (миллиметр, сантиметр, метр, километр). В старину использовались и такие мерки, как аршин, верста, локоть, пядь, сажень. В зарубежных странах используют свои меры величины, например, мили. В морском деле есть такая мера длины, как кабельтовые [6: 29, 75, 333, 637, 692].

Величина предметов имеет свойства увеличения или уменьшения. Например, булка стала меньше, оттого, что часть её была съедена. Ленточка стала вдвое меньше, т.к. её разделили на две. Горы стали ниже, т.к. они состарились. Дерево стало выше, т.к. оно выросло за лето. Гриб стал больше, т.к. прошел дождь, и он вырос. Этот момент очень хорошо и доступно для малышей описан в книге В. Сутеева «Под грибом». В начале дождя под грибом едва поместился муравей. А к концу дождя под ним уже прятались лягушонок, воробей, бабочка и даже заяц.

Величина предмета увеличивается еще и при объединении нескольких предметов. Так при строительстве дома кирпич укладывается на кирпич, и из небольших по размеру кирпичей вырастает огромная стена многоэтажного дома. Таким образом, выросла Останкинская телевизионная башня, американские небоскребы.

Или доступная детям игра в пазлы, когда из мелких деталей собирается большая картина.

Таким образом, главное свойство величины — это её неограниченность в пространстве и непостоянство. Из множества мелких предметов можно собрать очень большие предметы (умножить их). Большие предметы можно разграничить, разделить на множество малых. Вплоть до микроскопических.

2. Методические приемы, направленные на формирование у детей представлений о величине предметов

С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел очень огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше.

Второй год жизни характеризуется тем, что ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он еще не может обойтись без помощи взрослого, но уже гораздо самостоятельнее младенца; у него возникают собственные желания, стремление их выразить, сделать понятными для взрослого.

Речь детей становится средством общения с окружающими, а речь взрослого — важным средством их воспитания. У детей возникают зачатки наглядно-действенного мышления. На основе предметных действий появляются простейшие виды отобразительной игры.

Большое значение для совершенствования всего поведения, для овладения речью и развития игровой деятельности имеет способность ребенка к подражанию: после полутора лет ребенок начинает воспроизводить в игре не только действия, специально показываемые ему взрослым, но и то, что он видит сам.

Дети любят переносить предметы и выполнять с ними разнообразные действия. В связи с овладением элементарными видами движений совершенствуется восприятие предметов и их свойств (форма, величина, цвет и др.). Ребенок узнает знакомые предметы независимо от их величины, окраски и расположения. Развиваются первичные наглядные обобщения. Возникает способность выбора по образцу предметов определенного цвета, формы, величины. Дети научаются приспосабливать свои действия к воспринимаемым свойствам предметов, к их форме, величине, положению в пространстве.

На втором году жизни отмечаются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, поэтому в воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

С целью обучения детей разнообразным ручным умениям, осуществления сенсорного воспитания, развития восприятий и формирования простейших мыслительных процессов необходимо проводить дидактические игры и занятия со специальными игрушками и со строительным материалом, при этом способствовать воспитанию сосредоточенности, умения добиваться результата, приучать к бережному обращению с вещами. Учить действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. После проведенных воспитателем дидактических игр и занятий дать детям в самостоятельное пользование соответствующие игрушки и строительный материал и проследить за правильностью их использования [5:84].

Развитие действий с предметами у детей от 1 года до 1 года 6 месяцев. В этом возрасте ребенка можно научить различать резко контрастные формы: шар, куб, кирпичик; резко контрастные размеры: большой и маленький; два-три основных цвета и по предложению взрослого выбирать из двух один названный цвет.

В этом возрасте можно обучать детей следующим действиям с предметами: скатывать по желобку шарики, катать по полу мяч, возить за веревочку тележку, двигать каталки с помощью рукоятки; нанизывать на стержень, заполняя его целиком, 5-8 колец разного размера, а позже — 2 резко контрастных по размеру кольца (большое и малое); втыкать в отверстия втулочки (палочки, грибочки); по предложению взрослого выбирать втулочки одного (из двух) цвета; открывать и закрывать одноместную матрешку, яйцо, коробку, вкладывать и вынимать из них мелкие игрушки; собирать двухместную матрешку; притягивать за веревочку воздушный шарик или тележку; дергая за веревочку, вызывать звучание подвешенного колокольчика и т.п.; строить башню путем накладывания друг на друга одинаковых кубов или кирпичиков; строить «автомобиль» путем накладывания кубика на кирпичик, выкладывать дорожки из одинаковых кирпичиков, строить из куба и кирпичика стол. Приучать детей играть со своими постройками, давая им дополнительные игрушки [3:28].

Развитие действий с предметами у детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет. Теперь можно формировать у детей умение, действуя с предметами, различать не только резко контрастные размеры, но и промежуточные; строить башню из 3, потом из 4-5 постепенно уменьшающихся колец, собирать по порядку трехместную матрешку. Учить различать предметы по размеру и правильно называть большой и маленький, понимать слова поменьше (кубик, кольцо и т.д.), самый маленький и самый большой.

Учить различать величину предметов независимо от их формы, понимать, что большими бывают и матрешки, и кольца, и кубы, и кирпичики, и т.д., а также определять форму независимо от величины и окраски предмета, знать, что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т.д. Формировать обобщенные представления о предметах.

Развивать у детей умение пользоваться несложными предметами-орудиями: придвигать к себе удаленный предмет, который нельзя достать рукой (придвинуть палочкой расположенную далеко на столе игрушку: колечко, рыбку, автомобиль или др.); выталкивать палочкой из небьющейся прозрачной или непрозрачной трубки мелкие игрушки; пользоваться палочкой с кольцом на конце (притянуть к себе удаленную тележку путем накидывания кольца на имеющийся у тележки стержень); вылавливать сачком из таза с водой плавающие игрушки (рыбки, уточки, шарики); выуживать из банки с водой находящиеся там мелкие игрушки, пользуясь черпачком с вертикально прикрепленной ручкой; правильно пользоваться совком и лопаткой в играх с песком и снегом; заколачивать деревянным молотком толстые колышки в сырой, песок.

Усложняются умственные задачи, которые ставятся перед детьми при постройках: увеличивается количество деталей, из которых дети должны возводить постройки, разнообразятся конструкции. Для построек дается строительный материал среднего или крупного размера. Из материалов крупного размера постройки более устойчивы.

Дидактические игры для детей первой и второй младших групп

Развивать индивидуальные игры с дидактическими игрушками. Организовывать коллективные игры, в которых воспитатель выступает в качестве ведущего (объясняет детям содержание и правила дидактических игр, постепенно развивает умение играть самостоятельно). Усложнять игры, содержащие сравнительно простые задачи; например, подобрать предметы только по признаку величины. Затем усложнять задачи: нанизывать разноцветные кольца одинакового диаметра, чередуя в определенной последовательности два-три цвета; раскладывать в определенной последовательности одноцветные предметы трех размеров (маленькие, средние, большие). дошкольник мышление величина сериационный

Подбирать предметы по цвету и по величине (большие и маленькие шарики двух-трех цветов); прокатывать шарики через ворота одинаковой с ними окраски или подходящего размера, например, большой шар — через высокие воротца, маленький — через низкие; собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности два-три цвета; в играх с разрезными картинками, изображающими знакомые предметы, сначала собрать картинку из четырех, затем из шести частей: «Наша посуда», «Игрушки» и др.

Использовать в играх предметы разной формы, величины и в разном количестве, приучая детей сравнивать и правильно называть эти различия. Учить сравнивать предметы (контрастных и одинаковых размеров), обозначая результаты сравнения словами: длиннее — короче, одинаковые (равные по длине), выше — ниже, одинаковые (равные по высоте), шире — уже, одинаковые (равные по ширине), толще — тоньше, одинаковые (равные по толщине), больше — меньше, одинаковые (равные по величине) [2:23].

Дидактические игры детей средней возрастной группы

В этих играх дети упражняются в определении с помощью слуха, зрения, осязания свойств предметов, учатся сравнивать их по внешним признакам, группировать предметы (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя; одежда: белье, платья, пальто, шуба; головные уборы: шапка, панама, кепка).

В ходе игр побуждать детей к активному решению задач, воспитывать сосредоточенность внимания, настойчивость. В течение года проводить следующие дидактические игры: «Собери башенку», «Собери колечки», «Катание цветных шариков», «Чудесный мешочек» и др.

В дидактических играх «Катание цветных шариков», «Нанизывание колец», «Цветная посуда» дети усваивают названия цветов. Представление о величине уточняется в играх с игрушками-вкладышами (матрешки, мисочки): дети сравнивают части, отбирают одинаковые, располагают в порядке постепенного уменьшения или увеличения. Ориентировка в окружающих предметах уточняется в играх с разнообразными игрушками, предметами обихода, картинками, например: «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» и др.

На занятиях с детьми средней группы уточняются элементарные математические понятия. В частности по величине предметов. Дети упражняются в сравнении предметов по протяженности сначала путем прямого прикладывания их друг к другу, а затем на глаз, например: «Дай полоску такой же длины» и т.д. Раскладывать предметы в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине (например: самая широкая, уже, еще уже; самая узкая и др.) [8:24].

На математических занятиях с детьми старшей дошкольной группы

учить детей порядковому счету в пределах 10, умению правильно отвечать на вопросы («который?» «какой?», «сколько?»).

Уточнить представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета (слева направо или справа налево). Начать формировать понятие о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей; на 2, 4 (например, одно яблоко можно разрезать пополам, т.е. разделить на 2 части; яблоко можно разделить и на четыре части). Научить детей делить квадрат, круг на 2 и 4 части (путем сгибания). Сравнивать целое и части.

Уточнять представления об изменениях предметов по длине, ширине, высоте, толщине, приучая правильно отражать это в речи («Стало длиннее», «Это тоньше» и т.д.). Развивать глазомер детей, учить на глаз определять длину или толщину палки, ширину полоски, ленты, высоту забора, дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов и действий (толщиной в палец, высотой с человека, длиной в два шага и т.д.) [8:54].

Дети подготовительной к школе группы

На занятиях по математике закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми).

Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и предыдущее число, понимать выражения «до» и «после». Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?».

Учить определять количественный состав числа из отдельных единиц на конкретных предметах в пределах 10 (8 — это 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1); считать количество однородных и разнородных предметов в любом расположении (по кругу, в квадрате, в ряд). Учить разлагать число на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число (на конкретном материале) в пределах 5.

Учить делить предмет на 2, 4 равные части (например, разрезать яблоко, булку, лист бумаги и т.д.); на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а часть меньше целого.

Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание на наглядном материале. При решении задачи учить детей рассуждать, развивать их логическое мышление.

Учить измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки (например, измерять чашкой количество воды в графине, измерять кружкой количество крупы в пакете и др.).

Продолжая развивать глазомер, учить проверять свои определения на глаз измерением с помощью условных мерок.

Таким образом, обучая детей разных возрастных дошкольных групп понятию величины и использованию величины в своих действиях с предметами, необходимо учитывать особенности психологического развития детей в разные возрастные периоды, и постепенно усложнять учебно-дидактические формы занятий.

3. Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине (построение сериационного ряда)

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений.

Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением. Примером может послужить набор посуды (сервиз), где представлены тарелки или ложки для первых блюд, для второго, для десерта. Набор матрешек, состоящий из 3-7 матрешек разного размера, но одинаково оформленных. Набор слоников, столь популярный в 40-50-е годы как украшение для камина, комода.

В каждом возрасте ребенок способен усвоить только определенный объем информации. Поэтому обучение будет строиться в зависимости от возраста ребенка. Так, в средней группе ребенку можно показать матрешку из трех предметов и предложить выбрать самую маленькую из них и спрятать в матрешку среднего размера. Затем эти две матрешки поместить в самую большую матрешку.

Малыши этого возраста любят собирать пирамидку из цветных колец. Воспитатель просит взять самое большое кольцо и одеть на стержень. Затем взять кольцо немного поменьше и тоже одеть на стержень. И так до тех пор, пока все кольца не будут нанизаны на стержень. Ребенка надо похвалить за успешную работу, т.к. в этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется в размерах предметов и ему трудно выстроить правильно сериационный ряд из цветных колец.

Дети старшего дошкольного возраста уже научились выстраивать сериационный ряд из колец. Поэтому задание можно усложнить. С той же матрёшкой. Для сборки — разборки можно взять матрешку уже не из 3-х, а из пяти-семи предметов. Пирамидку также можно увеличить с пяти до 7-9 колец. Можно дать задание усадить кукол по их росту, т.е. сначала маленькую, затем побольше, затем еще больше. Можно построить детей по росту и каждый пусть определит свое место.

Дети подготовительной группы детского сада уже могут мыслить более абстрактно. Им не надо видеть предметный ряд. Они уже научились представлять действия с предметами в уме. Поэтому для построения сериационного ряда с ними можно использовать художественные произведения. Очень хорошо сделать разбор сказок «Три медведя», «Репка».

В «Трех медведях» сериационный ряд постоянно повторяет цифру три. Три медведя разной величины, но одинаковых свойств, три стула, три миски, три постели. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому. Детям надо задать вопрос: «А чем же отличается миска папы-медведя от миски мамы-медведицы и от миски маленького Мишутки?» Если дети правильно ответили, то надо их похвалить и подтвердить: «Правильно, величиной, а во всем остальном они одинаковые. Поэтому, их можно поставить в один предметный ряд». Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам, но разные по величине предметы.

В сказке «Репка» также наблюдается сериационный ряд. Объединяет всех то, что они живые люди или животные, что они живут в этом доме. Самый большой — это дедка, поменьше — бабка, еще меньше — внучка, еще меньше — собака Жучка, еще меньше — кошка, и самая маленькая — мышка. Объединяет их то, что они все вместе тянут большую-пребольшую репку.

Таким образом, дети получают представление о сериационном ряде величин, а также учатся строить свои сериационные ряды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Размер может быть малым, большим, очень малым и очень большим, средним, огромным. К понятию величины относятся также такие определения, как минимум, максимум, супер, гипер, мега, мини.

Величина предметов имеет свойства увеличения или уменьшения. С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. обучая детей разных возрастных дошкольных групп понятию величины и использованию величины в своих действиях с предметами, необходимо учитывать особенности психологического развития детей в разные возрастные периоды, и постепенно усложнять учебно-дидактические формы занятий. дидактический величина сериационный ряд дошкольник

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений. Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением. А для правильного построения сериационного ряда большое значение имеет наличие развитого глазомера ребенка.

Таким образом, понятие величины является одним из самых главных в развитии математических представлений детей дошкольного возраста. От того, насколько прочно и последовательно отложатся у них эти представления, зависит их дальнейший успех в познании законов математики и жизни.

Список литературы

1. Глаголева, Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ [Текст] / Л.В. Глаголева. — М.: Просвещение, 1990. — 234 с.

. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. — М.: Просвещение, 2004. — 246 с.

. Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений [Текст] / Е.А. Носова. — Л.: Педагогика, 2000. — 235 с.

. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Е.А. Носова. — Л.: Просвещение, 1999. — 278 с.

. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: МГУ, 2002. — 289 с.

. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. — 944 с.

. Программа воспитания в детском саду [Текст] / Ред. Е.А. Данилова. — 9-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999. — 160 с.

. Радуга: программа и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1999. — 208 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактический материал и задания для детей средней группы детского сада по развитию математических представлений величины предмета

Ленточки

Игровой материал: полоски бумаги разной длины — модели лент. Набор карандашей.

. Самую длинную «ленточку» закрась синим карандашом, «ленточку» покороче закрась красным карандашом и т.д.

. Уравнять все «ленточки» по длине.

Разложи карандаши

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.

Разложи коврики

Разложить «коврики» в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

Игра с палочками Кюизенера

Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений
Теги: Математика в детском саду Контрольная работа Педагогика

Интересные задания

Математика для детей 5-6 лет должна быть увлекательной. Именно поэтому задания проводятся в игровой форме. Все чаще применяются подвижные, игровые и показательные методы обучения дошколят. Урок можно провести с использованием дидактических игр, различных карточек и специальных раскрасок. Занимательное занятие – половина успеха!

Развивающие карточки

Развивающие карточки могут идти в специальных наборах, а могут быть распечатаны на обычном листе. Распечатать можно как свои карточки, так и готовые варианты, можно смотреть на телевизоре онлайн. В таком возрасте задания на карточках помогают более обстоятельно изучить ранее пройденные темы, такие как геометрические формы, пространственные величины.

Задача таких карточек – развить внимательность, мышление, память. Во время работы по ним дошкольник тренирует логику и умение обобщать, различать и группировать предметы.

Сами карточки могут иметь разнообразные вариации. Например, иметь разные цвета и формы. Воспитатель легко может предложить детям отсортировать их по форме. Например, сложить квадраты в одну кучу.

Примеры:

  1. Воспитатель объясняет, как выглядит фигура, озвучивает ее отличительные особенности и обрисовывает визуально. Детям предлагается выбрать названые фигуры из стопки карточек и отложить их.
  2. Воспитатель быстро показывает малышам карточки, а малыши должны назвать вслух, какую фигуру им загадали.
  3. Ведущий показывает карточку с нужной формой. Задача малышей, оглянувшись, найти в помещении предметы, имеющие аналогичную форму. Например, занавеска на окне имеет форму прямоугольника.
  4. Ведущий показывает одинаковые фигуры на карточках и просит детей найти лишние. Ребята должны быстро справиться с задачей.

К сведению! Карточки могут быть в виде геометрических фигур, разных цветов и оттенков, с цифрами и любыми другими знаками.

Обучение и тренажеры для чтения по слогам для дошкольников

По необходимости карточки могут применяться как индивидуально, так и для всей группы. Если карточки применяются коллективно, появляется соревновательный момент, который стимулирует детей к здоровому соперничеству. Несомненно, карточки обеспечивают должный уровень преподавания и помогают качественно обучать малыша.

Логические задачки и дидактические игры

Математика для малышей 5-6 лет включает в себя логические задачки и дидактические игры. В процессе обучения по ним у ребят развивается логическое мышление, это помогает развивать структуризацию информации.

Математические занятия с мячом

Задачи могут помочь развить соревновательный дух. В целом, они помогают провести веселый, нескучный урок и заинтересовать ребят. В процессе ребята научатся решать несложные задачки, смогут узнать понятия чисел и величин.

Примеры по математике для детей 5-6 лет:

  1. Воспитатель использует карточки, выстраивая числовой ряд, но одну из цифр пропускает, дети должны найти, какую именно. Например, «два».
  2. Ведущий называет число и просит детей назвать на число больше. Так, если ведущий называет число «пять», дети должны назвать «шесть». Механизм можно использовать в обе стороны.
  3. Воспитатель кидает ребенку мяч и задает вопрос. Дошкольник должен правильно ответить и кинуть мяч обратно преподавателю.

Обратите внимание! Вариаций игр с мячом довольно много. Мяч вносит разнообразие в задачу. Главное – задавать задания на математическую тему в пределах знаний детей. Можно изменить условие, и ребята будут передавать мяч друг другу.

В качестве задачек можно использовать любые вопросы. Они не должны быть очень сложными.

Примерный образец с вопросами:

  • Сколько лапок у двух котят?
  • Какую форму имеет ступенька?
  • Сколько соседей у цифры 5?
  • Сколько ушек у собаки?
  • Сколько предметов одежды надето на ребенка?

Для задачек можно использовать любые предметы, которыми располагает детский сад. Это могут быть игрушки, столы, стулья и другие предметы.

Математические раскраски

Какой ребенок не любит раскрашивать? О положительном влиянии навыка на мелкую моторику знают все. Но, помимо этого, математические раскраски несут в себе и другую пользу. В такой раскраске задания чередуются с раскрашиванием по числам. Чередование активностей положительно сказывается на ребенке, мозг откладывает больше полученной информации.

Математические занятия с раскрасками

Есть также раскраски, в которых просто раскрашиваются цвета по числам. В итоге малыш получает красивую цветную картинку.

Также есть вид раскрасок, где нужно раскрашивать указанное количество геометрических фигур. Это позволяет научить малыша счету.

Раскраска представляет собой мини-задачки. Дав правильный ответ, ребенок сможет красиво раскрасить картинку. В раскраске фигурируют любые персонажи, интересные для ребенка.

Чем полезны простые шахматные задачи для начинающих

Начинать сразу со сложных заданий нет смысла. Только постепенное изучение тактики и возможного развития событий на доске позволит не допускать ошибок при игре с реальным соперником. Кроме повышения мастерства, такие задачи развивают:

  1. Логическое мышление. У игрока должен иметься ясный стратегический план, все ходы взаимосвязаны. В результате развивается логика, ведь без неё невозможно построить чёткую стратегию победы.
  2. Концентрация. Победить без этого качества нельзя. Можно настолько увлечься собственной стратегией, что не заметишь хитрой комбинации противника. Даже если вы не обладаете усидчивостью, умение концентрироваться на шахматной партии придёт само при регулярных тренировках.
  3. Анализ. Даже при решении лёгких шахматных задач для начинающих необходимо тщательно проанализировать ситуацию на доске. Чем выше уровень сложности, тем более глубокого анализа потребует игра.
  4. Системное мышление. Игра развивает умение мыслить чётко и организованно. Это необходимо для выстраивания логической цепочки ходов, при этом нужно учитывать текущую ситуацию на доске.
  5. Повышение обучаемости. Проигрывать не любит никто, а потому для развития мастерства придётся больше читать, обращаться к материалам в интернете, брать консультации у опытных шахматистов. Всё это ведёт к тому, что человек учится самостоятельно находить информацию и использовать её в своих целях.

Советы по проведению занятий

При проведении занятий воспитатель должен смотреть на реальные возможности ребенка. Вводную часть нужно провести аккуратно, должным образом дозируя нагрузку. Детский мозг будет перегружен, если по приходе в сад его сразу заставят учиться.

Как быстро учить составы чисел от 1 до 10 дошкольнику

Воспитатель может использовать для своей пользы как методическое пособие, так и различную литературу для детей дошкольного возраста, применять обучающие программы или другой полезный дополнительный материал.

Занятия должны соответствовать возрасту ребенка. Условия задания должны быть четкими и понятными. Обязательно нужно заинтересовать малыша.

Совет! Лучше чередовать и менять как сами занятия, так и методы их проведения.

Ребенок не должен слишком устать или перенапрячься. Не следует очень уж помогать дошкольнику, но если он не понял вопроса, то необходимо обязательно объяснить, где присутствует ошибка.

Занятия должны проводиться на постоянной основе. Если тема тяжелая и дается ребятам не очень легко, можно создать дополнительный стимул, например, сладкие призы.

В конце занятия нужно обязательно найти положительные моменты в работе каждого ученика, найти, за что похвалить всех ребят. Такие занятия обязательно увенчаются успехом.

Похвала ребенка за удачное занятие

Математика. Контрольная работа — Контрольная работа по математике для 4 класса за 3 четверть

Публикация «Контрольная работа по математике для 4 класса за 3…» Контрольная работа по математике. (4-Б класс, Тищенко Е.И) 1. Решите задачу. Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины и встретились через 2 часа. Какое расстояние было между городами, если скорости машин были 75км/ч и 82км/ч? 2. Вычислите, записывая решение…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Контрольная работа по математике для 2 класса в 1 полугодии Контрольная работа по математике Вариант 1. 1. Решите задачу. У Маши было 100 рублей. Она купила альбом за 30 рублей и пенал за 55 рублей. Сколько рублей сдачи должны дать Маше? 2. Сравни 90 – 19 * 37 +19 85 – 9 * 57 +23 82 – 18 * 66 + 4 28 + 15 * 95 — 79 8 дм * 80 см 1час…

Итоговая контрольная работа по математике Итоговая контрольная работа по математике № 2 Вариант I 1. Решите задачу: В магазин привезли 72 кг мандарин и разложили в 8 пакетов. Сколько таких пакетов потребуется, если нужно разложить 108 кг мандарин? 2. Решите задачу: Из точки в противоположном направлении поползли 2…

«Решение составных задач на умножение и деление». Контрольная работа по математике в 3 классе (2 четверть) Проверочная работа по теме «Решение составных задач на умножение и деление» Вариант I Задача №1 Для детского сада купили 24 маленьких мяча, а больших – в 4 раза меньше. Сколько всего мячей купили? Задача №2 На огромном дереве поселились 4 сороки, а ворон – в 3 раза больше. На…

Советы психологов и педагогов

Нежелание изучать математику способно возникнуть по разным причинам. Ребенок может не понимать её из-за своего юного возраста. Иногда пятилетний малыш не обладает способностями к вычислению. Часто дошкольники с гуманитарным складом ума игнорируют цифры, но бегло читают и хорошо пишут.
Родителям нельзя остро реагировать на нежелание ребенка считать. Если у него есть способности к математике, но нет охоты заниматься, необходимо донести до него важность учебного процесса. Этот вопрос рекомендуется обсуждать часто, демонстрируя на практике необходимость математических вычислений.

Когда дошкольник не воспринимает цифры, нужно его ими окружить. Для этого используют рисунки и карточки с числами. Листы бумаги развешивают по дому, периодически акцентируя на них внимание. С помощью такого подхода ребенок быстро начнет складывать и вычитать числа.

Еще один практический совет педагогов — включение цифр в речь при общении с дошкольником. Можно играть в разные игры, в которых нужно отсчитывать время или рассказывать стихи с разрядом. Со временем ребенок сам проникнется интересом к точной науке. Если он не воспринимает игровые и классические методы обучения счету, используют сладости. Когда дошкольник дает верный ответ на поставленную задачу, он получает конфеты. Такая методика подстегнет в нём желание быстрее овладеть навыком счета.

Как начать заниматься с ребенком математикой

Математика для детей 6 лет считается увлекательной и интересной наукой. Главное, сделать правильный выбор в форме обучения. Занятия не должны обременять малышей. Идеи для проведения занимательных уроков находятся вокруг нас, достаточно подключить свою фантазию. Если решать задачи по арифметике в игровой форме, тогда дошкольник получит дополнительную мотивацию для нахождения верного ответа. Он будет стремиться получить награду, став победителем. Ученые доказали, что именно в процессе игры отлично запоминается новая информация.

Плюсы обучения с помощью математических игр заключаются в наглядности изучаемого материала и развитии абстрактного мышления. Игры в числа с ярким оформлением, основанные на понятных примерах, помогут детям научиться самостоятельно анализировать, сопоставлять предметы и запоминать арифметические действия. При этом увлекательная математика для детей 5-6 лет поможет втянуться не только в мир цифр и логики, но и станет отправной точкой для моделирования — одной из составляющих развития творческих способностей дошкольника.

Польза физической нагрузки

Гимнастика для школьников способствует развитию костной структуры и внутренних органов, укрепляет иммунитет. Уроков физкультуры недостаточно для ведения здорового способа жизни, поэтому ребенка нужно приобщать к физическим упражнениям в домашних условиях.

Можно сделать гимнастическую стенку, купить боксерскую грушу, заставить играть футбол во дворе. Но занятия нужно проводить регулярно, и лучшее время для несложных физических упражнений — утро, когда можно проделать несложный комплекс утренней гимнастики. Гигиена школьного образования часто требует делать перерывы между уроками для физических упражнений, поэтому комплекс подойдет и для школьных физкультурных минуток.

Школьникам также полезно закалять организм с помощью утренних пробежек, обливания холодной водой. Но нагрузки нужно делать постепенно, чтобы организм усиливал свою защиту, привыкая к неблагоприятным факторам.

Простой комплекс физической нагрузки

Делать упражнения лучше на свежем воздухе или в проветриваемом помещении, лучше под музыкальное сопровождение. Исходное положение — ноги на ширине плеч.

  1. Руки вдоль туловища, вдыхая воздух, поднимаем руки, выдыхая, опускаем.
  2. Медленно вращаем головой в одну и другую сторону. Также делаем наклоны головы, стараясь коснуться ухом плеча.
  3. Ладони на плечах, совершаем круговые движения локтями.
  4. Руки на поясе, наклоняемся вправо и влево.
  5. Ноги расставляем пошире и наклоняемся вперед, касаясь пальцами рук пола.
  6. Приседаем с полностью прижатыми к полу стопами.
  7. Прыгаем на месте.

Конечно, можно делать более сложные упражнения, заниматься на турнике или делать акробатические упражнения, но минимальный комплекс упражнений поможет сделать физическую нагрузку доступной всем, с минимальными усилиями поддерживать организм в тонусе.

Изучаем цвета

Ребенок может выучить все цвета, наглядно изучая разные предметы. В игровой форме легко усваивается любая информация.

Красный цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это красный цвет.

На картинке нарисовано красное яблоко.

На картинке нарисован красный цветок.

На картинке нарисован красный помидор.

На картинке нарисована красная машина.

На картинке нарисован красный шарик.

На картинке нарисована красная пирамидка.

Синий цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это синий цвет.

На картинке нарисован синий бант.

На картинке нарисовано синее ведро.

На картинке нарисован синий дельфин.

На картинке нарисованы синие сапоги.

На картинке нарисована синяя птица.

На картинке нарисован синий зонт.

Желтый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это желтый цвет.

На картинке нарисован желтый зонт.

На картинке нарисована желтая звезда.

На картинке нарисован желтый банан.

На картинке нарисована желтая лампа.

На картинке нарисованы желтые ласты.

На картинке нарисован желтый лимон.

Зеленый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это зеленый цвет.

На картинке нарисован зеленый арбуз.

На картинке нарисована зеленая лягушка.

На картинке нарисована зеленая шляпа.

На картинке нарисованы зеленые листочки.

На картинке нарисована зеленая точилка.

На картинке нарисован зеленый стручок гороха.

Оранжевый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это оранжевый цвет.

На картинке нарисована оранжевая тыква.

На картинке нарисована оранжевая рыбка.

На картинке нарисована оранжевая морковка.

На картинке нарисована оранжевая кружка и оранжевое блюдце.

На картинке нарисован оранжевый мяч.

На картинке нарисована оранжевая лепешка.

Коричневый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это коричневый цвет.

На картинке нарисовано коричневое печенье.

На картинке нарисована коричневая курица.

На картинке нарисован коричневый портфель.

На картинке нарисован коричневый горшок.

На картинке нарисован коричневый медведь.

Серый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это серый цвет.

На картинке нарисован серый волк.

На картинке нарисована серая мышь.

На картинке нарисован серый фотоаппарат.

На картинке нарисована серая кепка.

Голубой цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это голубой цвет.

На картинке нарисована голубая клетка.

На картинке нарисован голубой чайник.

На картинке нарисован голубой степлер.

На картинке нарисованы голубые трусы.

На картинке нарисована голубая кастрюля.

На картинке нарисована голубая солонка.

Белый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это белый цвет.

На картинке нарисован белый зайчик.

На картинке нарисована белая кружка.

На картинке нарисована белая птица.

На картинке нарисовано белое платье.

На картинке нарисован белый бантик.

Черный цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это черный цвет.

На картинке нарисован черный чайник.

На картинке нарисован черный блокнот.

На картинке нарисован черный компьютер.

На картинке нарисован черный зонт.

После изучения и повторения всех цветов, посмотрите и выполните следующие упражнения. Ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цвета, поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.

Упражнение первое «Посмотри и ответь правильно»

Рассмотрите следующую картинку и ответьте на вопросы.

На картинке есть красная пирамидка?

Какого цвета нарисована пирамидка слева?

Какого цвета нарисована пирамидка справа?

Перечисли каких цветов пирамидки нарисованы на картинке?

Упражнение второе «Ответь правильно на вопросы»

Посмотрите внимательно на следующую картинку. Здесь нарисовано три машины. Ответьте внимательно на следующие вопросы.

Какие цвета есть на полицейской машине?

Какого цвета мигалка на полицейской машине?

Какие цвета есть на машине скорой помощи?

Каким цветом колеса скорой помощи?

Какие цвета есть на пожарной машине?

Каким цветом мигалка пожарной машины?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: