Проект «Туризм — средство оздоровления и приобретение навыков безопасности»


Туристический поход с детьми старшей группы детского сада. Сценарий

Сценарий турпохода с детьми старшей группы Тема: «Веселый поход с Болейкой»

Автор работы:Семенова Светлана Алексеевна Воспитатель МК ДОУ детский сад №1 п. Муезерский, р-ка. Карелия Описание материала: Представлен сценарий туристического похода с детьми старшей группы. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений. Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей во время туристического похода. Задачи: Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость. Создать атмосферу доброжелательности. Воспитывать волевые и дружеские качества. Предварительная работа: Занятия в кружке «Юный турист» Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны. Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей. Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование. Беседа и разрешение от родителей. Оборудование: Рюкзачки, 3 мяча, 4 обруча, 2 скакалки, бадминтон, маленький мяч, аптечка, парные картинки, бумажные полотенца, влажные салфетки, одноразовая скатерть или клеенка, полотенце, конфеты, печенье, питьевая вода, чай сладкий.
Ход мероприятия:

В группу к детям приходит Болейка. Он жалуется на то, что все время болеет, поэтому дома сидит. Воспитатель с детьми предлагает ему отправиться вместе с детьми в поход и набраться здоровья на свежем воздухе.


Участники похода выходят их детского сада и идут по заранее намеченному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.


Дети отдыхают, пьют воду. Болейка: Наконец-то, пришли! А здесь рядом и больницы нет. Что я делать буду: — если пальчик уколю или поцарапаюсь (промыть водой, смазать зеленкой или йодом, заклеить пластырем) — а если я на солнышке перегреюсь (создать тень, положить на лоб салфетку, смоченную холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт) Болейка:Ну, теперь можно на траве поваляться, поорать во всю глотку, веток наломать, банки-склянки в воду побросать. Ведущий: Ребята, вы согласны с Болейкой? (Ответы детей). Я так и знал, что вы не такие, как Болейка. Расскажите, как вы будете вести себя в лесу. (Дети отвечают). Правильно, нельзя ничего рвать или ломать. Нельзя кричать и разбрасывать мусор. Мы здесь в гостях у природы, а в гостях нужно вести себя вежливо и уважительно. Болейка: Ветки ломать нельзя, орать нельзя, а что же тогда делать? Ведущий: А давай-ка лучше поиграем.
«Найди пару» Детям раздаются картинки с изображением объектов природы. По команде: «Раз, два, три – себе пару найди!» каждый ребенок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка. Затем дети называют, что изображено на их картинке и что они знают об этом природном объекте. Болейка: Что-то я устал уже, сил совсем не осталось. Ведущий: А вот ребята совсем не устали. Сейчас ты увидишь, какие они ловкие, быстрые, выносливые.
Проводятся эстафеты:
1. «Не урони мяч» Команды становятся в колонну по одному за линией старта. У первых участников мяч между коленей. По сигналу они должны дойти до дерева, обогнать его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.


2. «Пауки» Команды строятся за линией старта в колонну по два. Спиной друг к другу. По сигналу бегут первые, обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.


3. «Пролезь, не задень обруч» Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обручи, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают эстафету следующему участнику и становятся в конец колонны. Болейка: Вижу, что вы ловкие и сильные ребята. А вот сейчас загадаю вам загадки и проверю, умные ли вы. 4. Загадки Весной одевается, осенью раздевается. (Лес) Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал, Лишь солнца свет обогревал и дождик поливал. Он разостлался сам собой, а называется … (травой). Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья). Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший – Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево). Дышит, растет, а ходить не может. (Растение). Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна) Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб). Ведущий: Ну что, Болейка, убедился, что наши ребята и загадки умеют отгадывать. Болейка: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать. 5. «Чья команда соберет больше шишек в обруч» За 30-40 секунд дети собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.


Ведущий: Вот как славно поиграли. Пора отдохнуть и подкрепиться. Устраивается пикник. Затем организовывается сбор природного материала, кидание камешков в воду, игра в футбол, бадминтон, прыжки на скакалке, игры с малым мячом (по желанию) Ведущий: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.


Болейка: Спасибо вам, ребята, теперь я болеть не буду. А буду больше на улице гулять и свежим воздухом дышать. Дети возвращаются в детский сад.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий» Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе Конспект открытого занятия на тему Туризм для детей 5-9 лет Конспект занятия для детей 12-15 лет на тему: Виды туристских костров

Похожие статьи:

Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»

Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка

Конспект физкультурного развлечения в старшей группе

Туризм в детском саду «Калейдоскоп»

 Туризм (фр. tourisme от — tour — прогулка, поездка) — путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. — М., 1989). Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Уже давно известно, что ничто так не сплачивает семью, и не помогает достичь взаимопонимания между всеми членами семьи, как совместный поход. Поход — это активный способ передвижения туристов по обозначенному маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т. д.). В походе сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни. Туристская прогулка включает в себя форму организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное пребывание туристов в природных условиях и овладение частичными навыками туризма. [1]

Важной задачей воспитания подрастающего поколения состоит в чувстве патриотизма, сформировании в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры; приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта спортивного туризма; формировании представления о том, что полезно и что вредно для организма. Большие потенциальные возможности для детей, их патриотического воспитания заложены в туристско-краеведческих походах. Она позволяет дошколятам, совершать тематические прогулки и экскурсии, познакомиться со своей культурой родного края, изучить свою страну, начиная с «малой Родины города Чебоксары», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции чувашского народа. Дети старшего дошкольного возраста 6–7 лет отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природных условиях. Речь идет о детском туризме, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими туристских умений и навыков. [1] Туризм в детском саду — это обучение жизни для маленьких воспитанников, школа мужества и патриотизма, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Наш детский сад практикующий на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми, отмечает, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени и усилий, увеличивает резервы здоровья; восстанавливая силы, работоспособность, расширить кругозор общения, функциональные возможности детского организма, обогащает двигательный опыт дошколят, пополняя объем знаний в области туризма, краеведения и культуры родного города.

В МБДОУ «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» с детьми дошкольного возраста ведется работа по формированию начальных представлений и азы знаний в области туризме. Совмещение туризма, краеведения и культуры родного края позволяет воспитанникам дошкольного возраста сделать первые самостоятельные шаги в туристской деятельности, в изучении своего города. Работа с детьми дошкольного возраста обладает рядом особенностей, отличающих её от других программ по туризму для детей старшего возраста, а именно: системой взаимосвязанных прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединённых сюжетной линией, подробно раскрывающих содержание программы; наличием рационального сочетания двигательной, игровой и познавательной деятельности; содержание физкультурных занятий с туристской направленностью с задачами типовой программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении.

Работа предусматривает применение традиционных методов физического воспитания: игрового, соревновательного, строго регламентированного упражнения. Ведущим является игровой метод. [2] Методы и формы работы с детьми, представленные в данной статье, могут быть полезны педагогам дошкольного образования, педагогам школ, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам в дальнейшей профессиональной деятельности. Занятия туризмом (при условии их систематичности) компенсирует так называемый двигательный дефицит движений. Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств. [1] В дошкольном учреждении «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» юных туристов города Чебоксары организована работа по туристско-краеведческой направленности с детьми, родителями и педагогами. В МБДОУ «Детский сад № 184 «Калейдоскоп», организована секция «Юные туристята» для детей дошкольного возраста. Занимаются в этой секции ребятишки 4–7 лет. В процессе освоения основ туризма они расширяют кругозор, учатся бережному отношению к природе, получают и закрепляют навыки здорового образа жизни и о культурном наследии Чувашского народа. Секция существует не долго, но результаты уже радуют родителей и педагогов детского сада. Работа по организации детского туризма складывается из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами, сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и с социумом ЮНИТЭКС. Работа с детьми дошкольного возраста по туристско-краеведческой направленности рассчитана на продолжительный срок обучения. Основной целью работы является формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе через развитие познавательной активности в изучении родного края. При этом дети получают знания и представления о туризме, элементах ориентирования, знакомятся с флорой, фауной, традициями, известными людьми Чувашии, орнамента и т. д.

Особенностью организации учебного процесса по туризму и краеведению является разносторонние формы ее реализации. Принципиальные изменения форм организации занятия заключается в том, что занятие по возможности, переноситься в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок детского сада, музей, улица, дом, место отдыха и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, для расширения образовательного пространства. В ходе воспитательной работы происходит изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Для этого используются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, прогулки, подвижные игры, тематические игры с элементами туристской техники, игры по ориентированию, соревнования-эстафеты.

Проверить, насколько успешно малыши освоили туристские навыки, педагогам помогают захватывающие игры-соревнования. Воспитанники с удовольствием выполняют предложенные задания: собирают рюкзак в поход, складывая только самые необходимые вещи, вяжут простые туристские узлы, распознают на картинках растения и животных, которые характерны для родного края. Бурю эмоций вызывает эстафета «Туристская полоса препятствий»: под крики болельщиков малыши перебираются по импровизированному мостику, прыгают по «кочкам», с помощью веревки перелетают над воображаемой рекой, пролезают через «лесные дебри».

В своей работе с детьми педагоги стараются как можно больше находиться на свежем воздухе. Через экскурсии в лес, прогулки, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать и наблюдать за природными явлениями, заботиться о своем здоровье. Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, к озеру — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Однако, ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, развивают организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. [4]

Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умению интересно и содержательно организовывать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок в процессе занятий туризмом формирует стойкую потребность ведения здорового образа жизни. [5]

Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у воспитанников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровый образ жизни.

Станут ли дети в будущем туристами, пока неизвестно. Но в любом случае, ценные знания и навыки, полученные в дошкольном учреждении, в жизни им обязательно пригодятся.

Литература:

  1. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. Учреждений [Текст] / Н. И. Бочарова//Развитие и воспитание дошкольника.-М.: Аркти, 2004.-115с.
  2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения [Текст] / Т. П. Завьялова//Учеб.-метод. Пособие / Тюмен. гос. ун-т.-Тюмень, 2006.-263с.
  3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская// Москва: Педагогический университет «Первое сентября».-2005г.
  4. Степанкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] /Э. Я. Степанкова // Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- 2-е изд.. испр.- М.: Издательский , 2006.-368с.
  5. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду [Текст] / Н. И. Бочарова//Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004. — 116с.
  6. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1985.-271 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: