4) А как ещё ты помогаешь взрослым? Как члены твоей семьи заботятся друг о друге?
В нашей семье у каждого ее члена есть свои обязанности.
Есть они и у меня.
Я помогаю убирать в квартире, принимаю участие в семейных торжествах, вместе с мамой готовлю обед, слежу за комнатными растениями — поливаю, обрезаю листья, пересаживаю растения.
Если в нашей семье кто-то заболел, то все члены семьи стараются помочь этому человеку.
Мы заботимся о заболевшем, берем на себя его обязанности, навещаем в больнице.
Если кому-то в семье требуется помощь, то каждый готов прийти на выручку, например мне родители часто помогают с домашним заданием.
Проект «Моя родословная»
— Что мы знаем?
— Что мы хотим узнать?
— Что мы узнали?
(Последний вопрос задается на заключительном этапе реализации проекта).
На основании возникшей проблемной ситуации педагоги приступили к разработке проекта.
Воспитатели обратились к родителям с письмом, в котором была выражена просьба, принять активное участие в проекте, оказать помощь в разработке и реализации проекта.
(Приложение 1)
I этап.
Педагогами был разработан план тематического проекта:
I.Основанием для разработки проекта стало происхождение темы: инициатива пошла от детей.
II.Были определены смежные занятия и смежные понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта:
Образовательные области, через которые возможно реализовать проект:
(Приложение 2)
1 этап(постановка проблемы):
педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы. — Самые родные для ребенка люди? — Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи? — Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им? — Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся? — Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? — Кем вы приходитесь бабушке? — Кем приходится ваша мама вашей бабушке? — Как вы думаете, это чужие люди или родственники? — Как можно назвать одним словом этих людей? — Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? — Что такое семья? — Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап(подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо».
4 этап(заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.
Семейные традиции
1) Какие традиции есть в вашей семье? Когда они появились?
В нашей семье есть прекрасная традиция всегда весело отмечать день рождения каждого члена семьи.
К этому празднику мы готовимся заранее, вместе подбираем подарки и готовим праздничное угощение.
Потом мы собираемся все вместе и поздравляем юбиляра, вместе дарим подарки, веселимся и обедаем.
Потом мы обязательно все вместе идет гулять или в кино.
Эта традиция появилась в далеком прошлом, и родители любят вспоминать, как отмечали дни рождения, когда были еще детьми.
Также в нашей семье есть традиция всем вместе отправляться в отпуск к морю.
Эта недавняя традиция и появилась она лет десять назад.
Генеалогия. Генеалогическое древо
Генеалогия — это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми. Слово генеалогия было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» — наука, знание. Так как каждый человек от кого-нибудь происходит, то эта наука интересна многим. Ведь каждому будет любопытно узнать, кто были его дальние предки.
Генеалогия — это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.
Генеалогическое дерево — это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.
Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье — ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Проект «Генеалогическое древо семьи»
Наталья Харламова
Проект «Генеалогическое древо семьи»
Проектв старшей группе на тему: «Генеалогическое древо семьи»
Вид проекта: групповой, информационно — исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность: содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица»
, или
«генеалогическое древо»
.
Цель проекта: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
Педагоги: усилится контакт с семьями воспитанников.
Дети: сформируется чувство любви к членам семьи, расширятся знания детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, обогатится словарный запас по теме.
Родители: повысится педагогическая культура родителей, установятся доверительные и партнёрские отношения с детьми.
План реализации проекта.
1. Первый этап – подготовительный
• Определение цели и задач проекта.
• Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Сбор информации о имеющихся знаниях у детей и родителей о семье.
2. Второй этап – реализация проекта
• ООД по теме.
• Консультации для родителей «Генеалогическое древо семьи»
,
«Как рассказать ребенку о его корнях»
,
«Вся семья вместе – так и душа на месте»
.
• Создание папки – передвижки «Тайна имени»
.
• Чтение художественной литературы по теме.
• Проведение бесед по данной теме.
•Продуктивная деятельность детей совместно с родителями: альбом «Моя семья»
,
«Генеалогическое древо семьи»
3. Третий этап – заключительный
Итоговое мероприятие «Вместе мы одна семья»
На первом этапе проекта в ходе анкетирования родителей и проведенных бесед с детьми, было выявлено, что у детей имеется недостаточно знаний о своей семье и родственных отношениях, у многих родителей недостаточно сформирован интерес к своим корням. На основе полученных результатов были определены цели и задачи проекта, подготовлены материалы для его реализации.
На втором этапе реализации проекта были предложены родителям консультации
ООД на тему «Моя семья»
Беседы и рассматривание семейных фотографий
ООД «Мой дом, моя семья»
»
Беседа «Расскажи о своей семье»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Родители активные участники в жизни группы : игра «Папин помощник»
Инсценировка русской народной сказки «Репка»
На заключительном этапе состоялась выставка продукта проекта: «Генеалогическое древо семьи»
Итоговое мероприятие: «Вместе мы одна семья»
Совместное изобразительное творчество родителей и детей: каждый участник изображая листик с дерева символизирует им одного себя, а собрав эти листики вместе получается одно большое дерево, как символ большой семьи родителей, детей и детского сада.
Обобщение: В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Изготовление своего генеалогического древа и семейного альбома помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях. Родители повысили свою компетентность в вопросе воспитания детей, совместное творчество позволило сблизиться и установить доверительные отношения с детьми.