Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ


«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Автор: Кидняева Оксана Николаевна

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе:

Коррекционные технологии

Арттерапия.

Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники

, помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия.

Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Психогимнастика

— снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия

, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
comments powered by HyperComments

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Игровая оздоровительная гимнастика

проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут, как правило, в младшем звене. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей можно изготовить коврик- дорожку с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика

проводится ежедневно 7-10 минут. Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включаем упражнения на дыхание. Таким образом, утренняя разминка – это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем элементы самомассажа (массаж крыльев носа — это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).

Серия занятий о здоровье:

«Радуга Здоровья», «Советы доктора Айболита», «Как стать Геркулесом», «Встреча с Мойдодыром» и другие. Циклы данных занятий направлены на формирование представлений детей о здоровом образе жизни. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

Самомассаж

— это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Активный отдых

– это физкультурный досуг, спортивно-оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги можно сопровождать музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке нашей школы имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ школы-интерната

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная ) школа-интернат

Устьянцева Нона Джемальевна, воспитатель

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ школы-интерната.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье — это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Детям, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья воспитанников — важнейшая обязанность школы, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы.

В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания воспитанников, без ущерба для их здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий школы — интернат

— обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе — интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания применяются две группы методов:

специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Здоровьесберегающие технологий обучения и воспитания в коррекционной школе — интернате реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и осуществляются на основе личностно-развивающихся ситуациях. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым воспитанники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, предполагают активное участие самого ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, которые приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы следующие направления:

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Обобщение опыта работы.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми ОВЗ».

Подготовила воспитатель:

Денисова П. А.

АЛЬМЕТЬЕВСК, 2011г.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Формами организации здоровьесберегающей работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

В нашем учреждении используются следующие современные здоровьесберегающие технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая и ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии:

Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

В группе продлённого дня соблюдаем санитарно – гигиенические нормы, проводим профилактические мероприятия по ведению здорового образа жизни.

Для того чтобы дети были здоровыми, используем оздоровительные мероприятия, проводим физкультминутки, подвижные – спортивные игры.

Так же одной из форм работы по охране здоровья детей является беседа. Я провела беседы на такие темы: «Здоровый сон», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «В здоровом теле здоровый дух», «Твоё здоровье — в твоих руках», «Здоровье – богатство на все времена» и т.д. Эти беседы дали положительный результат, учащиеся усвоили важные термины и понятия.

Учащимся очень нравится, когда организуются с ними мероприятия в форме проекта. Например: проект «Береги здоровье смолоду», «Правильное питание».

Ученики на занятиях всегда активны, организованно выполняют все творческие задания. В конце каждого мероприятия учащиеся делают для себя выводы, что каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам. Ведь быть здоровым человеком – это важно!

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Эти здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и целей воспитания здоровья у школьников.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у школьника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Список литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
  4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.

Дистанционное обучение и здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в процессе дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Федоренко Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ №39» город Смоленск

В статье 51 Федерального закона «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетному направлению социальной политики в области образования. Сохранение и укрепление здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья — важная проблема, решение которой требует большого профессионализма, высокой подготовленности педагогических работников.

Безусловно, здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с применением дистанционных образовательных технологий должен носить комплексный характер. Учителю, который обучает ребенка-инвалида дистанционно, следует изучить психофизиологические особенности учащегося, характер его заболевания, индивидуальные особенности. На дистанционном уроке важно любое воздействие на больного ребенка, поскольку даже незначительные внешние факторы могут оказать пагубное действие на здоровье ребенка.

Физкультминутки

и физкультпаузы являются обязательной составляющей частью дистанционного урока с детьми-инвалидами. Педагог в своем арсенале средств просто обязан иметь достаточное количество комплексов упражнений, при проведении которых необходимо учитывать заболевание ребенка, его самочувствие на данном уроке, настроение и желание их выполнять. Проведение физкультурных минуток поддерживают работоспособность учащихся и обеспечивают отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения при работе на компьютере. Продолжительность физкультминуток составляет 1,5-2 минуты. Большинство учителей, работая индивидуально в программе «Skype», не следят за осанкой ученика, не напоминают о том, чтобы ребёнок, по возможности, держал спину прямо. Работа на компьютере создает риск снижения зрения, поэтому учитель должен помнить, что по установленным нормативам расстояние до монитора должно быть не менее 30 сантиметров, уровень постановки монитора соответствовал расположению глаз ребёнка.

Не менее важен благоприятный психологический климат на дистанционном уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения. Благоприятный психологический климат на уроке достигается проведением минуток эмоциональной разрядки, путем, например, рассказа коротких смешных или интересных зарисовок по существу излагаемого материала или организации работы на компьютере в целом, или “минутки покоя” с использованием музыки и показа презентаций с видами природы, животных и т.п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: