Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе


Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Дорогие друзья, мы рады представить вам Редькину Ирину Александровну, воспитателя БДОУ Детский сад «Нефтяник» г. Тара Омской области. Сегодня Ирина Александровна делится своим опытом работы в формировании навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ирины Александровны:

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту»

Полезного чтения…

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка младшего дошкольного возраста. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей: одевают, кормят, считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Педагогическая идея моего опыта заключается в поиске необходимых форм, методик и технологий формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы:

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Сформировать умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро- и целостные процессы самообслуживания, связанные с определенными физическими нагрузками, требующие развития мелкой моторики.

-Расширять отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания.

-Воспитывать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника, формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Формирование навыков самообслуживания у дошкольников изучались З.Н. Борисовой, Р.С. Буре и другими педагогами.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность!

Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни [3].

Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.

При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собою, без специального планирования. Образование автоматизированных действий, какими являются навыки, возможно благодаря особым процессам, происходящим в коре головного мозга в процессе деятельности ребенка .

Академик И.П. Павлов доказал, что под влиянием внешних воздействий в коре головного мозга образуются временные связи. Отдельные временные связи, или условные рефлексы, образуют прочную систему, если вызвавшие их воздействия следуют неоднократно в одной и той же последовательности.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется .

Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие.

Самообслуживание – вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей и т.д.

Самообслуживание тесно связано с трудовым воспитанием Трудовое воспитание ребенка начинается с приучения его к самообслуживанию. Взрослые делают первые шаги в этом направлении уже тогда, когда приучают ребенка самостоятельно мыть руки и лицо, чистить зубы, одеваться, убирать свою постель и т. п.

Важно не только научить ребенка выполнять все эти операции, но и сформировать у него привычку к самообслуживанию. Воспитывать такую привычку – значит приучать ребенка к тому, чтобы он не только не забывал о своих обязанностях, но и испытывал потребность в их выполнении. Воспитанный в этом отношении человек не может, например, сесть за стол, не помыв руки, не может оставаться в неубранной комнате и т. д.

Привычка к самообслуживанию возникает при постоянном, изо дня в день повторяющемся выполнении определенного действия. Взрослые должны терпеливо учить выполнению обязанностей по самообслуживанию. При этом приходится учитывать, что даже самым простым действиям ребенка надо научить, показать и объяснить, как и что надо делать. Постепенно число обязанностей ребенка по самообслуживанию увеличивается, усложняется их содержание. К труду по самообслуживанию в одинаковой степени приучаются как девочки, так и мальчики. Умение обслужить себя необходимо и тем и другим. Необходимо, чтобы каждый ребенок вырос умелым, трудолюбивым, не боялся работы.

Простейшие навыки индивидуального самообслуживания дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Сразу же вслед за тем, как ребенок начинает ходить и произносить первые слова, можно и нужно начинать постепенно вырабатывать у него умение самостоятельно одеваться, умываться, есть, убирать свои игрушки и т.п. Выработка этих первичных трудовых навыков и умений – сложный и длительный процесс. Родителям и воспитателям не следует бояться, что у ребенка многое долго не будет получаться, или будет получаться плохо. Их помощь ребенку с самого начала должна быть ненавязчивой, тактичной, не стесняющей самостоятельности ребенка и не подрывающей его веры в свои возможности и силы.

Б.П.Никитин пишет о том, что для развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия: 1) раннее начало 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее 3) организации максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности 5) помощь взрослых[.

Таким образом, самообслуживание детей в дошкольных образовательных учреждениях – один из основных видов труда дошкольников. В младшей группе самообслуживание детей выражается в самостоятельном раздевании, одевании, умывании и т. д. При воспитании навыков самообслуживания большое значение имеют повторяемость и постоянство требований, доброжелательный контроль со стороны воспитателя, его личный пример, а также пример детей, владеющих соответствующими навыками.

Я работаю в группе младшего дошкольного возраста. В начале учебного года мною была проведена диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста авторы Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова образовательной области «Труд» раздела «Я сам!». Было выявлено, что у большей части детей навыки самообслуживания не сформированы. Большинство детей выполняют действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах.

Для решения данной проблемы, я спланировала алгоритм действий: изучение научно-методической литературы по теме «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»; подбор технологий, эффективных методов и приемов для работы; применение их на практике; проведение повторной диагностики; обобщение полученных результатов.

Изучив научно-методическую литературу, я пришла к выводу, что самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Для успешного формирования навыков самообслуживания большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.

Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Изучив технологию развивающих игр Б.П. Никитина, в работу по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников, я включила дополнения автора к заданиям, не требующих отдельных материалов, но являющихся самостоятельными играми . Из рекомендаций по организации развивающих игр, я выбрала наиболее важные моменты, касающиеся именно моей темы работы .

1). Радоваться успехам, а не захваливать.

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Первое условие успеха — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше.

2). Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок.

Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх — тоже. Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когда интерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместе с малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить за порядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть других ребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Для этого надо просто поиграть с детьми. И игра сама покажет, как он справляется со своими обязанностями.

3). По воле «волн»

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель — успешное развитие малыша, рост его способностей — и помня, что игра должна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в «нужный момент».

4). Непринужденная обстановка

Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь».

5). «Обезьянка».

Дети 3 лет дети похожи обычно на обезьянок. Наблюдая за старшими, копируя их действия, ребёнок учится и учится тем успешнее, чем точнее он повторяет эти действия, хотя и не всегда понимает их смысл. Так как я работаю в разновозрастной группе, этот метод очень действенен при одевании, раздевании, умывании воспитанников.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Я старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика».

В уголок ряжения поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.) . Для привлечения внимание детей к уголку ряжения, внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. У нас весит большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, я учила детей последовательно и рационально выполнять действия, для этого в раздевалке я повесила иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания . Объясняли, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно я перешла от непосредственной помощи к напоминанию, старалась делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им: «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение.

Я учила самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовала игровые приемы, например, к нам в гости в группу пришла кошка Муся, которая очень хотела посмотреть нам как мы научились пользоваться салфеткой. Проводила дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др.

Детям показывала небольшие спектакли, например: «Мишутка пришел в гости к зайчику», «Машенька учиться правильно, держать кружку».

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время я проявляла большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к раковине, я говорила: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться.

Формируя навыки самообслуживания, мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела… »). Мною разработана картотека потешек и стихов, которую использую в режимных моментах, формируя у дошкольников навыки самообслуживания .

По моей просьбе няня учила куклу Таню мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а я объясняла ее действия. Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком я привлекали их к помощи сверстникам, предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно я приучали детей правильно пользоваться полотенцем: показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид, отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава, правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.

В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

Для того, чтобы разгрузить воспитателя от заполнения и оформления письменной документации, в садиках методисты и сами воспитатели пользуются специальными карточками, которые создаются единожды и используются постоянно.

Приемы самообслуживания

Картотека, в отличие от планирования, не является обязательной документацией воспитателя, но значительно облегчает и структурирует работу. Создавая картотеку, воспитатель опирается на материально-техническое оснащение дошкольного учреждения, возрастные психофизиологические потребности воспитанников и требования образовательной программы. На данный момент все образовательные программы должны соответствовать Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Навыки самообслуживания как основа культурно-гигиенического воспитания

Навыки самообслуживания являются частью общего и трудового воспитания ребенка. Культура поведения в быту способствует здоровьесбережению и развитию таких личностных качеств, как сила воли, организованность, пунктуальность и дисциплинированность.

В большей степени культурно-гигиенические навыки закладываются в раннем детстве, так как именно в этот период центральная нервная система наиболее податлива, а навыки самообслуживания повторяются изо дня в день.

Обратите внимание! Тем не менее, в старшей подготовительной группе ДОУ эти качества должны укрепляться и совершенствоваться, создавая условия для дальнейшего формирования полезных привычек.

Создание условий воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

Для развития умений самообслуживания и дальнейшего использования их в повседневной жизни дома и в садике в группе дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы условия, которые диктуют ФГОС. К таким условиям в старшей группе детского сада относят:

  • наличие помещения, которое отвечает всем режимным моментам: столовая, туалетная комната, спальня, игровая зона;
  • присутствие необходимого количество индивидуальных средств гигиены: фартуков, посуды, расчесок, полотенец и прочего;
  • постоянство и систематичность условий (например, принимает пищу и спит каждый ребенок всегда на своем месте);
  • соблюдение режима дня (постоянная смена деятельности и знание времени не дает нервной системе перегружаться в течение дня);
  • единство требований (условия должны быть соблюдены как в группе, так и дома).

Обратите внимание! Первым и основным условием формирования КГН в любом возрасте является компетентный педагогический состав, который будет учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенности каждого ребенка.

Как научить ребенка дням недели в игровой форме

Компетентный педагогический состав

Привитие КГН в старшей группе: составление картотеки с целями по ФГОС

Для наиболее эффективной работы воспитателя по привитию культурно-гигиенических навыков в старшей группе составляется подробная картотека. Она представляет собой схему или перспективный план в таблице, который содержит следующие разделы:

  • Тематику занятий и формы их реализации (беседы, чтение, упражнения, сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность).
  • Распределение занятий по месяцам (январь, февраль,март, апрель и т.д.), сезонам (зима, лето) или четвертям года (первая, вторая четверть).
  • Образовательные цели занятий.

Обратите внимание! Тематикой занятий в старшей группе могут стать поведение за столом, обучение вежливости, отношение со сверстниками и другие.

Примеры стихотворений для развития и привития КГН

Для привития КГН и быстрого обучения воспитатели используют стихотворную форму. Это могут быть маленькие четверостишья или целые крупные стихотворения, вокруг которых будет построено занятие.

Например, стих «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской, в которых рассказывается о неправильном поведении и приводят детей к важным выводам. Большим воспитательным потенциалом обладают «Вредные советы» Г. Остера, стихотворения Э. Мошковской и А. Барто, «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуйковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского и другие потешки и загадки в стихотворной форме.

Мойдодыр

Также воспитатели могут самостоятельно придумывать сказки, которые способствуют развитию не только нравственных качеств, но и гигиенических навыков. Приключения расчески, истории про зубную щетку, сказки о вежливости и сотрудничестве с другими людьми.

Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет

В старшем дошкольном возрасте усиливается значимость речевых приемов в воспитательном процессе. Другие способы взаимодействия применяются не меньше, но упор идет на словесные формы.

К речевым методам развития Культурно-гигиенических навыков относятся:

  1. Беседа. При помощи этого приема можно объяснить дошкольникам культуру общения и обращения, уход за своими вещами, важность культурного поведения за столом.
  2. Загадки. Обладают хорошей способностью к мотивации. Заинтересовывают ребят на дальнейшее развитие темы, привлекают внимание и настраивают на рабочий лад. Чаще всего используются в начале занятия.
  3. Чтение, стихотворения. Могут использоваться по отдельности или в сочетании друг с другом.
  4. Наглядность. К этому методу относят демонстрацию (как правильно застелить постель сначала показывает воспитатель), иллюстрации (сюжетные картинки, которые можно обсудить) и показ мультфильмов, презентаций и видеороликов.
  5. Игра. Подвижная, дидактическая или сюжетно-ролевая. Игра также может использоваться в начале занятия как элемент мотивации.

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

В пример дидактической игры можно привести «Крокодил-чистюля». Целью игры является закрепление навыков самообслуживания, развитие бережного отношения к своему здоровью. Задачей учащихся является узнавание процесса, связанного с каким-либо гигиеническим навыком. Воспитатель жестами показывает, как одевается или чистит зубы, дошкольники угадывают.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Дидактическая игра «Хорошо или плохо». Целью этого упражнение является закрепление умения оценивания своих и чужих поступков, развитие умения сотрудничать и

накопление опыта взаимоотношений. У игры есть множество вариантов проведения. Одним из них является рассматривание карточек с сюжетами, на которых изображены плохие и хорошие поступки.

Обратите внимание! Детям предлагается коллективно распределить эти карточки на «Хорошо» и «Плохо». Также можно собрать пары карточкам, где изображены хорошие и плохие поступки в одной и той же ситуации.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

Примером сюжетно-ролевой игры является упражнение «Кукла купается». Целью является развитие интереса к труду, развитие доброжелательной коммуникации и воспитание КГН. Дети совместно с воспитателем должны искупать куклу, при этом вместе подбирая средства для купания (мочалку, шампунь, полотенце), настраивая комфортную температуру воды, обозначая важность надевания чистой одежды после мытья. Также эту игру можно продолжить упражнением «Постирай вещи» или «Разложи вещи по полкам».

Кукла купается

Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

Для закрепления знаний о режиме дня можно использовать в работе печатную игру «Как я провожу день».

Детям предлагаются иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Их задача распределить по цепочке правильную последовательность всех этапов дня.

В старшем дошкольном возрасте, в отличие от среднего и младшего, дети уже умеют самостоятельно умываться, чистить зубы, способны заправить постель и убрать за собой посуду. Но в данном возрасте важным этапом развития является закрепление культурно-гигиенических навыков, полученных ранее. Только качественно развитые и зафиксированные в повседневной жизни навыки станут основой культурной личности, бережно относящейся к себе и окружающим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: