04 июля 2016
Аверьянова Света
Детский организм нуждается в эмоциональной и физической разгрузке. Принято считать, что разрядиться можно только с помощью активных игр, агрессивных тренировок в зале или бассейне. Это не так.
Рассмотрим более спокойный вариант зарядки для тела и духа. Это детская йога. Чем полезна индийская гимнастика для малышей с года, когда лучше начинать обучение, какие упражнения подобрать для занятий дома, узнаете в нашей статье.
В чем польза
Рассматривать йогу односторонне, как гимнастику ошибочно. Это философия, наука, мировоззрение, дидактика, древняя практика работы с духом через тело. Детская йога в этом смысле ничем не отличается от взрослой.
Она направлена на укрепление организма и нервной системы, на воспитание силы воли и формирование цельной личности. Многогранность понятия «йога» позволяет говорить о разнообразных полезностях тренировок для детей.
Плюсы от занятий для тела
- Улучшается координация. Малыши чувствуют напряжение тела, управляют мышцами, позвоночным столбом.
- Тренируется физическая сила. Йога для детей требует выносливости, несмотря на кажущуюся легкость выполнения асан.
- Нормализуется кровообращение. За счет правильного дыхания, закаливания, вытягивания позвонков сосуды перестают испытывать нагрузки, кровь движется свободно.
- Улучшается работа мозга. Клетки мозговых структур насыщаются кислородом, стабилизируется кровообращение.
- Укрепляются внутренние органы. Системная работа становится сбалансированной, оптимально эффективной. Укрепляется иммунитет, нормализуется работа ЖКТ, решается проблема запоров.
- Снижается болезненность. При систематических тренировках количество ОРЗ, ОРВИ, других нарушений в работе организма резко уменьшается.
- Нормализуется работа дыхательной системы. Легкие увеличиваются в объеме, дети учатся дышать через нос.
- Уходит лишний вес. Йога показана детям с низкой активностью, ожирением. Похудение происходит в замедленном темпе, без гонки за результатом.
- Исправляется осанка. Выполнять задания тренера человек с кривой спиной просто не сможет. Сначала ребенок привыкает стоять ровно на занятиях йогой, потом ходит ровно постоянно.
- Увеличивается растяжка мышц и подвижность суставов. Тело становится более гибким.
Польза йоги для духа, нервной системы, психики
- Повышается уверенность в себе.
- Восстанавливается гармония внутри и во взаимоотношениях с окружающими.
- Эмоции под контролем.
- Улучшается успеваемость в школе за счет роста способностей памяти, внимания.
- Снижается тревожность, нервозность.
- Малыши чаще улыбаются, становятся позитивнее.
Положительный эффект от занятий древней гимнастикой для малышей комплексный. ЦНС укрепляется за счет тренировки тела и наоборот.
Это интересно! У йоги много направлений. У каждого своя философия, теоретическая основа. При выборе студии для детских занятий расспросите преподавателя, какой вид йоги взят им за основу. Для физически слабых дошкольников подходит упрощенный вариант хатха-йоги, для усиленной работы над гармонией духа выбирайте студии лайя- или кундалини-йоги.
Итак, начнем заниматься?
«Поза мостика»
Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руки положите вдоль туловища, ладонями к полу. Медленно поднимайте таз вверх. Удерживайте позу в точке подъема до 10 секунд. Затем плавно опуститесь на спину. Расслабьтесь и немного отдохните.
Это упражнение способствует исправлению осанки, укрепляет мышцы живота.
«Поза кобры»
Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, носки вытянуты. Руки согнуты в локтях. Ладони упираются в пол. Плавно выпрямляем руки. Постепенно поднимаем голову, подбородок, плечи, грудь. Постарайтесь выдержать позу 7-10 секунд. Затем медленно опускаемся в исходное положение и расслабляемся.
Улучшается работа внутренних органов, и увеличивается гибкость.
«Поза стрекозы»
Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладонями вниз. Неторопливо отведите руки назад — вверх. Ноги оторвите от пола, поднимая вверх. Задержите позу на 5-10 секунд. Дыхание произвольное, спокойное. Потом медленно опуститесь в исходное положение.
Укрепляются мышцы брюшного пресса.
«Поза лягушки»
Медленно приседайте. Колени разведите в стороны, не отрывая пятки от пола. Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.
Упражнение укрепляет коленные суставы, а также улучшает работу пищеварительной системы.
«Поза цапли»
Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вдоль туловища. Медленно наклоняйтесь вниз, не сгибая ноги в коленях. Постарайтесь голову прижать к коленям, обхватив ноги руками. Если наклон сразу не получается, то можно просто коснуться руками пола. Задержитесь в позе 5-7 секунд, а затем вернитесь в исходное положение. Дыхание произвольное.
Это упражнение хорошо укрепляет мышцы бедра, позвоночник и улучшает пищеварение.
«Поза калачика»
Исходное положение: лежа на боку, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно сгибайте колени, прижимая их руками к груди. Дыхание произвольное. Задержитесь в позе 5-10 секунд. Затем вернитесь в исходное положение.
Это упражнение укрепляет пресс и позвоночник.
«Поза доброй кошки»
Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), одновременно поднимая голову и копчик, прогните спину. Останьтесь в таком положении 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Вернитесь в исходное положение.
Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и позвоночник.
«Поза сердитой кошки»
Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), опустите голову, выгнув спину дугой вверх, как бы втягивая живот. Постарайтесь удержать позу 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.
Это упражнение развивает гибкость.
Оптимальный возраст для начала
Начинать оздоровительный фитнес можно почти с любого возраста, даже в годик, делая простые дыхательные и гимнастические упражнения в домашних условиях.
Заниматься серьезно, с конкретной целью, посещая курсы или специальные центры, лучше в старшем дошкольном возрасте.
Педагоги, практикующие занятия йогой с малышами, советуют выбирать возрастной период для начала тренировок и знакомства с нетрадиционной гимнастикой по следующим критериям:
- Грудному ребенку достаточно занятий дома с мамочкой. Младенцам нравятся растяжки, поглаживания, закаливающие процедуры. На этом этапе о философии речь, конечно, не идет. Но достичь эмоционального комфорта от семейного увлечения возможно.
- В 2–3 года проводите короткие дыхательные и физические упражнения в детском саду. Занятия проходят в игровой форме, длительность не превышает 30 минут 1–2 раза в неделю.
- В 4–5 лет дети повторяют за инструктором более сложные движения, контролируют дыхание. Тренировки продолжайте в ДОУ, повторяйте дома 2–4 раза в неделю. Длительность занятия – 30 минут.
- В 6–7 лет приводите дошкольника в центр йоги. Это оптимальный возраст для начала освоения практики, особенно если не занимались йогой в садике. Для детей составляется специальная программа с элементами дыхательных тренировок. Урок может длиться 40 минут.
- С 8–13 лет школьники осваивают упрощенные техники медитаций, сложные асаны. Тренировка продолжается более 40 минут–1 часа.
- Подростки, прошедшие детский курс йоги, занимаются дома самостоятельно. Сложность упражнений зависит от уровня физической и моральной подготовленности ребенка.
Со скольких лет познакомить ребеночка с йогой, решает каждый родитель сам.
Практика показывает, что раннее обучение не приносит вреда. Если мамы и папы сами увлекаются индийской гимнастикой, то приводят детей к тренерам в 2–3 года, но перед этим занимаются дома с 6 месяцев–1 года.
Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников
Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А ведь ещё Сократ сказал: «Здоровье-это еще не всё, но всё без здоровья – ничего». Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма. С недавних пор, в нашем детском саду мы с детьми начали заниматься по системе хатха-йога (куда входят физические упражнения – асаны, самомассаж, пальчиковая гимнастика) и используем элементы дыхательной гимнастики (пранаямы).
Что же такое хатха – йога? Хатха-йога – специальная йога для детей, основанная на позах животных и окружающих предметах, доступных дошкольникам. «Ха» — обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» — луна, холод, пассивность и торможение. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха — йоги, основное внимание — статическое поддержание поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Хатха — йога – сочетание физических упражнений (асаны) и дыхательной гимнастики (пранаямы). Упражнения в хатха-йоге копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной музыкой. Йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка.
Одежда детей во время занятий должна быть облегченной: майка и шорты, ноги босые.
-Позы всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.
-Комплекс упражнений Хатха-йоги должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения стоя, сидя, затем — лежа.
-Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.
-При овладении позами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей.
-При разучивании комплекса Хатха-йоги необходим четкий показ упражнений.
-Основным критерием правильности выполнения поз является ощущение бодрости и хорошего настроения.
Особенности йоги для детей
Йога для малышей – доступный способ весело проводить время в группе с ровесниками или родителями. Чтобы индийская зарядка не принесла вреда, организовывайте уроки по простым правилам:
- Для детей раннего возраста, до 6–7 лет, превратите тренировку в игру. Выбирайте простые, доступные асаны, но добивайтесь их точного повторения.
- Соблюдайте последовательность заданий. Комплекс для занятий дома подбирайте на основе видеоуроков, мастер-классов.
- Первые занятия должны длиться недолго (10–15 минут). Не отбивайте охоту к гимнастике нудными и затянутыми уроками. Лучше сделать 5–6 упражнений эффективно и с хорошим настроением, чем 20, но через силу.
- Проветривайте спортивный зал или тренируйтесь на улице в теплые месяцы. Правильное дыхание требует свежего воздуха.
- Составьте расписание занятий так, чтобы они проходили в дневное время. Вечер, период подготовки ко сну – не лучший вариант.
- Покормите ребенка за 1–1,5 часа до физкультуры и через 30–60 минут после.
- Постелите мягкие коврики, чтобы коленочкам, спине, ножкам было удобно.
- Наденьте на малыша шортики, футболку из дышащей, тянущейся материи, носочки.
- Снимите очки, украшения, часы.
- Попросите ребенка сходить в туалет перед уроком.
- Позы, задания подбирайте по возрасту.
- Обязательно проводите разминку. Делайте взмахи конечностями, плавное прокручивание суставов, повороты, прыжки.
- Обращайте внимание на общее самочувствие детей в день тренировки. Если заметили признаки ОРВИ, болит голова, отмените урок.
- При сколиозе ребеночек должен контролировать ощущения в области спины. Если ему больно, устал, пусть полежит ровно на полу, отдохнет 3–5 минут.
- Научите детей правильно дышать во время выполнения упражнений. Вдохи-выдохи делайте через нос.
- Уроки с детьми до 3 лет проводите совместно с родителями.
- Чтобы гармонизировать процесс настроя на занятие, используйте успокаивающую музыку.
- Проводите теоретические уроки. Посмотрите вместе с ребенком картинки с позами, пробуйте выполнить задачу вдвоем за несколько дней до введения асаны в программу урока.
Йога в детском саду. Старшая группа
Организация кружковой работы в дошкольном образовательном учреждений
Дошкольный возраст
– важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье. В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по детской йоге. Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.
Что такое детская йога?Йога — древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Детская йога — это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы. Асаны — позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Пранаямы — дыхательные упражнения. Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.
Краткая характеристика структуры программы: Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут. Участники занятий: Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер. Цель программы: — Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога. Задачи программы: 1. Совершенствование психических процессов. 2. Познание своего характера, укрепление воли. 3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами. 4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. 5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим. 6. Формирование осанки. 7. Развитие потребности в здоровом образе жизни. 8. Создание эмоционального благополучия. Девиз занятий: — приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений. Ожидаемые результаты реализации программы: • Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития. • Стабилизация эмоционального фона у детей. • Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей. • Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада. Список литературы: 1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997. 2. Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997 3. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с. 4. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.: ил. 5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.
Скачать Детская хатха — йога. Гармония. Развитие. Радость
Приложения к программе Детская хатха — йога
Рекомендуем посмотреть:
План работы кружка для детей младшей группы ДОУ Конспект итогового занятия кружка для разновозрастной коррекционной группы ДОУ на тему: Сказки Занятие театрального кружка в детском саду в средней группе. Конспект Спортивный досуг в старшей группе ДОУ. Быстрые и ловкие
Похожие статьи:
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Визитная карточка воспитателя детского сада
Презентация детского сада для родителей
Зачем нужны праздники для детей
Оценка развития детей дошкольников 2- 3 лет
Упражнения
Тренировочные задания для детсадовцев и школьников – это облегченный вариант комплекса для взрослых. Для тренировки выбирайте любые из перечисленных, но ориентируйтесь на возраст юного йога.
Для самых маленьких
Лучший способ заинтересовать маленьких детей повторять телодвижения за инструктором или мамой – игра. Придумайте интересные ассоциативные названия для простых упражнений сами. Если ребеночку нравится зайчик, мишка, то акцентируйте сюжет урока на этих персонажах.
Приведем пример урока для начинающих осваивать йогу в возрасте 3–6 лет. Число заданий зависит от степени физической подготовленности малыша. На первом–третьем уроке их должно быть от 5 до 10, потом количество постепенно увеличивается.
Обучать таким упражнениям заранее не нужно.
Зайчик проснулся
Сядьте в упрощенную позу по-турецки, стопы необязательно соединять плотно. Потяните руки в стороны. Чуть наклоняйте корпус.
Разминаем лапки
Переворачиваемся на живот, встаем с опорой на ладони и колени. Поочередно вытягиваем руки, ноги, потягиваемся, гнем спинку. Можно делать парами, если учеников двое и больше, стараясь лапками дотянуться друг до друга.
Подметаем пол
Ровно стоим, вдыхаем, опускаем руки и корпус вниз. Выдыхаем.
Делаем движения руками из стороны в сторону, как будто метем пол веником.
Идем гулять
Ходим по коврику и обратно с опорой на внешнюю, а потом внутреннюю стороны стоп. Можно немного попрыгать после прогулки.
Играем в прятки с зайкой
Садимся на пол. Ноги прямые. Вытянуты перед собой. Дотягиваемся пальцами рук до пяток. Складываемся пополам максимально низко. Опускаем голову, прячемся в коленках. Фиксируемся, возвращаемся в исходное положение.
Зайчик решил осмотреться по сторонам
Сядьте на пол и скрестите ноги. Одну ручку заводим назад, ставим за спину с упором на ладошку. Другую упираем в колено. Осторожно поворачиваем корпус назад. Оглядываемся. Меняем руки.
Качели
Зайчик захотел покачаться. Ложимся на коврик. Отрываем от пола руки и ноги. Заводим руки назад, обхватываем коленки и качаемся на животике. Можно использовать как парный вариант упражнения. Ребенок фиксирует позу, взрослый раскачивает. Потом наоборот.
Заяц играет с мячом
В роли мячика выступает голова.
Зайчик бросил мяч, он покатился. Крутим головой по сторонам, движения осторожные, медленные. Выполнять можно лежа, приподняв корпус на вытянутых руках, сидя и стоя.
Зайчик устал и задумался
Ноги скрещены в голени, руки ладонями вверх лежат на коленках. Можно скрестить пальцы, как настоящие йоги, и помычать. Дышим ровно, через носик. Закрываем глазки, молчим. Наступает полное спокойствие, отдыхаем.
Еще несколько упражнений
Они точно понравятся малышам. Их вводите с третьего–четвертого занятия.
Львенок, собачка
Встаем на коленки. Делаем вдох, опускаем грудь к бедрам. Выдыхаем, встаем как собачка и рычим.
Растем
Стоим на полу, тянем руки вверх на вдохе, можно привстать на пяточки. На выдохе опускаемся.
Змея шипит
Ложимся на коврик лицом вниз. На вдохе поднимаем корпус, голову с опорой на вытянутые вперед руки. Шипим как змея – выдыхаем. Ноги выпрямлены, не двигаются.
Вулкан
Стоим на коврике. Складываем ладошки перед собой в позе молящегося. Вдох. Поднимаем руки вверх, ладони не размыкаем. Выдох. Разводим руки по сторонам.
Дерево
Встаем ровно. Поднимаем любую ногу и ставим стопу на колено другой ноги. Руки поднимаем наверх. Ладони соединены. Удерживаем равновесие. Дышим ровно, через носик. Когда упражнение будет отработано, можно покачиваться по сторонам от «ветра».
Мостик лицом вниз
Встаем на вытянутые руки и ноги. Корпус образует треугольник. Стоим 30 секунд, дышим ровно. Вытягиваем позвонки.
Бабочка
Садимся, ножки складываем в позу лотоса.
Кладем руки на коленочки. На вдохе поднимаем коленки, на выдохе – опускаем. Увеличиваем ритм, машем ножками, как бабочка крыльями.
Для продвинутых
Упражнения для мальчиков и девочек повышенной сложности похожи на задания для взрослых. Не требуйте доскональной точности исполнения на первых уроках, делайте вдвоем, чтобы ребенок мог понять технику складывания рук, ног, наклонов и удерживания равновесия.
Орел
Выполняется стоя. Скрестите ноги так, чтобы левая нога обхватила правую ниже колена. Можно немного присесть для равновесия. Руки скрещиваются на груди, правая накрывает левую, ладони подняты к лицу. Делайте вдох-выдох, паузу 2–3 секунды, меняйте положение рук.
Раковина
Садимся на пол, стопы соединяются перед собой, колени разведены в сторону. Наклоняем тело вперед, стараясь положить носик на пол. Раковина закрыта. Вдох, выдох, пауза. Раскрываем раковину.
Лягушка
Разведите ноги на ширину плеч. Сядьте на корточки, руки заведите за ноги. Держитесь крепко. Чуть раскачайтесь и подпрыгните. Можно проквакать. Если прыгать не выходит, удерживайте равновесие максимально возможное время.
Лодочка
Необходима для тренировки и развития пресса. Сядьте на коврик. Поднимите вытянутые прямо ноги вверх, схватите их ладонями. Удерживайте тело прямым с опорой на пятую точку. Можно немного раскачиваться, чтобы удержать равновесие.
Фламинго
Встаем прямо. Вдыхаем. Начинаем потихоньку наклоняться вперед, ведомую ногу поднимайте наверх, заводя назад. Руки – в стороны. Выдыхаем. Фиксируем положение. Спина и поднятая нога должны образовать прямую линию.
Горка
Лежим на спине. Поднимаем попу, опираемся на вытянутые ноги. Руки занесите назад, упритесь в пол ладонями, поднимите плечи. Должна образоваться прямая линия от груди до пальцев ног (как горка).
Мостик
Ложимся на спину, осторожно приподнимаем корпус, опираясь на руки и ноги. Фиксируем положение. Важно, чтобы руки не расходились в стороны. Повреждения позвоночного столба для такого упражнения являются противопоказанием.
Морская звезда
Непростой вариант даже для продвинутых йогов. Нужно встать в позу мостика лицом вниз. Сделать шаг, поднять ногу и руки наверх одновременно. Вытягивайте ладонь и носок. Удерживайте равновесие.
Смотреть видео занятий йогой для малышей
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А ведь ёще Сократ сказал: «Здоровье-Это еще не всё, но всё без здоровья – ничего ». Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма. В своей работе я применяю элементы хатхи-йоги адаптированные для детского сада. Использую позы хатхи-йоги не только на занятиях, для большего эффекта рекомендую воспитателям использовать их после сна. Для этого я провела семинар-практикум для воспитателей «Использование Хатхи-йоги в бодрящей гимнастике после сна».
Рис. 1 Поза «Угол»
Рис. 2 Поза «Бриллиант»
Комплекс бодрящей гимнастики после сна.
«Сказка о волшебном цветке»
Поза «Зародыша»
— На одной волшебной поляне протекал веселый ручеек, а около него необычный цветок. Он лежал на свежей траве клубочком, прижав к себе свои лепестки. И он, то ли о того, что играл, так или устал, по очереди прижимал к себе стройные лепестки. Похож он был в такой позе на младенца.
Поза «Угла»
— Лежал он так и решил найти себе друга, пошёл он прямо, куда глаза глядят.
Поза «Мостик»
— Шёл, шёл да, преградила ему дорогу речка. Думает цветок, как бы ему попасть на другой берег. Только он подумал, как появился мостик. Вот такой.
Поза «Ребенок»
— Пошел он через мостик, а навстречу ему ребенок.
Поза «Доброй кошки»
— Смотрит цветок и не может понять, с кем это там ребенок разговаривает. И вдруг на дорогу выскочили три котёнка. Все они были разные. Первый был добрый, вот такой:
Поза «Сердитой »
— Второй был сердитый , вот так он сердился:
Поза «Ласковый »
— Ну, а третий котенок был ласковый, он всё время терся о ногу малыша, Спросил ребенок у цветка, куда ты идешь? А цветок сказал, что ищет себе друга.
Поза «Бриллиант»
— Предложил ребенок свою дружбу цветку и ещё показал изумительный даже волшебный камень – бриллиант. А через него можно увидеть, как солнышко уходит спать.
Поза «Горы»
— Пойдем с нами на гору и оттуда, будем наблюдать. Пришли они к горе, а гора высокая вот такая: Поднялись друзья на вершину и стали по очереди наблюдать за солнцем через волшебный камень- бриллиант. Это было изумительное зрелище. Друзья решили завтра снова прийти сюда. А наш волшебный цветок был очень доволен, что нашел себе настоящего друга
Рис.3 Поза «зародыш»
Поза «Зародыша»: Налаживает пищеварение, укрепляет мышцы спины и живота.
1.Лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите ее верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируйте на правой стороне живота. Удержите, позу 5-6 сек, спокойно в И.п.
2.Прижать согнутую левую ногу к животу. Внимание на левой стороне живота. Держать позу 5-6 сек, вернуться в И.п.
3.Прижать обе ноги, стараясь подбородком или лбом коснуться коленей. Внимание при этом сосредоточить на области пупка. Удерживать 5-6 сек и спокойно опустить обе ноги, расслабляясь. Продолжить в той же последовательности 2-3 раза или один раз, но с более продолжительной задержкой.
Поза «Угла»: помогает при запорах. При вздутии кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет мышцы.
1. Лежа на спине. Руки вдоль туловища. Сделайте спокойный вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Поднимите, прямые ноги на 5-6 сек над уровнем поверхности, на которой лежите. Удержите угол столько, сколько сможете без особых усилий. Сначала 5 секунд, затем постепенно прибавляя по 1-2 секунды каждый последующий день. Дыхание спокойное, произвольное.
Поза «Мостик»: увеличивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, устраняет вздутие кишечника, боли в пояснице.1. Лежа на спине, согнуть ноги в коленях. Помогая руками, приподнять таз, опираясь на ступни ног, лопатки, затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимая его как можно выше, плавно прогибая позвоночник, а можно положить их вдоль туловища. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание на пояснице, сохранение положение 6-8 секунд. Дыхание произвольное, не допуская резких движений, на выдохе опуститься медленно. Вытянуть ноги и отдохнуть в течении нескольких секунд (2 раза).
Поза «Ребенок»: улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, переутомление.
1. Сесть на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно на выдохе поклониться вперед и лбом коснуться пола. Руки вдоль тела, ладони вверх. Расслабить плечевой пояс, в позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное, спокойное.
Поза «Кошки»: упражнение придает гибкость, силу позвоночника, полезно при сколиозе, оказывает положительное воздействие на все органы малого таза.
Поза «Доброй»: встать на колени, руки и бедра поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову. Внимание-позвоночник. Плавно максимально прогнуться в пояснице. Удержать позу 10-15 секунд. Дыхание спокойное, мысли добрые.
Поза «Сердитой»: И.п., то же. Голову опустить, а спину прогнуть плавно вверх. Внимание- позвоночник. Дыхание произвольное. Думайте, что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий. Оставайтесь в этом положении 10-15 секунд. Затем плавно переходите к следующему варианту позы.
Поза «Ласковой»: И.п., то же. Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол, локтями в стороны. Подбородок опустить на кисти рук. Грудную клетку максимально прижать к полу, спину плавно прогнуть. Бедра при этом должны быть перпендикулярны полу. Внимание- позвоночник. Дыхание спокойное, вдыхая медленно, посылайте струю воздуха по позвоночнику сверху вниз. Это упражнение можно выполнять и с вытянутыми вперед руками. При этом лбом касайтесь пола. Удерживайте позу 10-15 секунд. Затем отдохните, лежа на животе, пока не пройдет напряжение мышц.
Поза «Бриллиант»: развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца. Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бедра, соединив большой и указательные пальцы (символ концентрации внимания). Дыхание спокойное. Думайте о положительных качествах, которые хотите в себе развить. Само название позы «бриллиант» — прекрасный камень, сверкающий, притягивающий взгляд, — вызывает у вас ощущение красоты, спокойствия, уверенности в своих силах. Удержите позу 20-30 секунд, затем посидите на корточках, давая отдохнуть голеностопному суставу.
Поза «Горы»: Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевого суставов, увеличивает объем грудной клетки. Сидя на коленях, соедините руки в замок над головой. Выверните кисти ладонями вверх, и как следует, потянитесь к потолку. Спина прямая. Чувствуйте, как ваш позвоночник растет, вытягивается вверх. Разверните грудную клетку, шею не напрягайте, дыхание спокойное.
« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным. Сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Ж.Ж. Руссо
Следующая > |
Важно знать
Перед посещением секции йоги необходимо объяснить ребёнку чем он будет заниматься. Задача родителей — развеять стереотип малыша, что йоги сидят на гвоздях и ходят по раскалённым углям. Нужно объяснить, что йога-это своего рода спорт.
Чтобы малыш изначально позитивно настроился на занятие, предложите ему выбрать яркий коврик для занятий, интересную, удобную одежду и другие аксессуары для занятий.
Начинать занятия йогой можно с младенчества до глубокой старости. Деткам до 2,5-3 лет выполнять асаны помогают мамы. Дети 3 – 6 и 7 лет могут выполнять простые асаны йоги самостоятельно под наблюдением тренера. Как и любая деятельность в этом возрасте, йога проходит в игровой форме.
К 10 годам можно давать больше свободы в упражнениях, но только под строгим контролем профессионального тренера йоги
.
Начинать выполнять «взрослые» асаны можно только с 14-летнего возраста, но время фиксации асан в йоге для подростков должно быть уменьшено. Приступить к выполнению сложных асан и задерживаться в них более чем на 30-40 секунд можно только после 18-20 лет
.
Перед началом занятия йогой необходимо учесть некоторые важные правила.
- Проконсультироваться с врачом, чтобы не навредить ребенку.
- Если перед занятием или в процессе ребенок плачет, нервничает, не хочет выполнять некоторые асаны, его не нужно заставлять. Йога — это тот род занятий, которым необходимо заниматься в хорошем настроении.
- Посещать занятия можно не ранее, чем через два часа после приёма пищи.
- На занятии нельзя допускать резких движений.
Комплекс из 5 упражнений
Как правило, дети до семи лет выполняют простые упражнения, такие как «кошечка», «ласточка», «лодочка», которые присутствуют в школьной программе на уроках физкультуры.
Время тренировок нужно рассчитывать, базируясь на доступных ресурсах и физических возможностях малыша.
Пример домашнего комплекса упражнений для начинающих:
- Асана «Лотос» (упрощенный вариант). Взрослый и ребенок садятся, скрестив ноги, выпрямив спину. Теперь нужно потянуться вверх и в стороны.
- Асана «Дерево». Встать прямо, сложить руки перед грудью, затем поднять правую ногу к левой так, чтобы правая стопа оказалась на внутренней стороне левой ноги. Руки высоко вытянуть вверх «домиком». Держать баланс в такой позе.
- Асана «Борец сумо». Очень широко расставить ноги и присесть (как будто на стул). Руки находятся ладонями на ногах немного выше колен, спина чуть округлена. В этом положении, не выпрямляя ноги, поочередно переступая с одной ноги на другую, раскачиваться влево-вправо.
- Асана «Кошечка». Встать на четвереньки, на вдохе прогнуться спиной вниз, на выдохе округлить вверх.
- Асана «Довольный малыш». Лечь на спину, взяться руками за ступни и, подтягивая их к себе, перекатываться влево-вправо.
Позитивно и радостно проходят занятия йогой с детьми. А для подогрева их интереса, можно придумать различные игровые формы практик, будь то сказочные сценарии или наглядное пособие, где животные выполняют асаны, которые нужно повторить.
Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.