Как с помощью игр научить ребенка пользоваться ножницами, и зачем это нужно, читайте в нашем материале.
Проблемы с вырезанием ножницами у детей указывают на недостаточно развитую мелкую моторику рук, мышечный тонус и проприоцепцию у ребенка.
Среди детей младшего возраста нередко можно заметить, как во время рисования у них в руках ломается карандаш. Дети со слабыми руками, пальцами, ладонями и локтями имеют проблемы с мелкой моторикой, из-за чего им трудно держать ручку или карандаш, стирать ластиком, писать и держать ножницы. Но кроме этого часто дети сталкиваются еще и с проблемой проприоцепции, то есть неспособностью рассчитать давление на предмет, например на карандаш, из-за чего он ломается.
Эту проблему можно заметить, когда ребенка бросает мяч, держит стакан с водой, переворачивает страницы в книге или ударяет по футбольному мячу – ребенок не знает, сколько усилия и давления нужно приложить, чтобы совершить действие.
Проблема мелкой моторики: проприоцепция
Проприоцепция – это ощущение в мышцах, суставах и связках, поэтому она напрямую влияет на развитие мелкой моторики у ребенка. Проблемы такого рода называют проприоцептивной дисфункцией, становящейся причиной плохого почерка, путаницы с направленностью букв и цифр, а также проблем формирования предложений.
Ребенок с нарушением проприоцепции слишком сильно держит ножницы и режет не по линиям, потому что не знает, откуда начинать и где заканчивать. Если у вашего ребенка слабый мышечный тонус и плохо развитые навыки мелкой моторики, возможно, стоит проверить, нет ли у ребенка задержки хватательного рефлекса (рефлекса Палмера), прежде чем пробовать веселые игры для развития мелкой моторики. Если подозрение подтвердится, ребенку, возможно, всегда будет сложно писать, выводить буквы, резать ножницами и использовать мелкую моторику, если не предпринять действий по трансформированию рефлекса Палмера в полноценное хватание.
Если ребенку сложно пользоваться ножницами или сложно понять, как ими пользоваться, причиной также могут быть проблемы со зрением, координацией рук и глаз. Он может казаться неуклюжим, неумело обращаться с предметами в руках, постоянно менять руки и перекладывать ножницы и не иметь пространственного понимания (не понимать, в каком направлении нужно резать). Этот момент стоит обсудить с вашим педиатром.
В случае если проблема только в том, что у ребенка нет навыка, как пользоваться ножницами, предлагаем несколько игр, чтобы его выработать.
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка вырезать ножницами
Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка вырезать ножницами и уберечь от травм.
Каждая мама рано или поздно задается вопросом: когда можно дать малышу в руки ножницы. Ответ на этот вопрос очень прост. Все зависит от вашего ребенка. Просто присмотритесь к своему малышу: если он сам проявляет интерес – дайте попробовать, и научите ребенка вырезать ножницами.
Приобретите для ребенка специальные детские ножницы. Они отличаются небольшим размером, адаптированным для детских рук, а также имеют закругленные концы. Ножницы для детей не дают возможности уколоться ими. В раннем возрасте знакомить ребенка с этим предметом не стоит, лучше всего подождать, когда он достигнет двух лет.
Объясните ребенку, как правильно держать ножницы в руках и покажите простейшие приемы резки. Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.
Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно. В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на полоски, в два года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.
После трех лет, когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.
При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.
При этом задания могут быть разными:
1) Наклеить в один ряд четыре одноцветных четырехугольника.
2) Наклеить два красных и два синих четырехугольника, соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.
3) Наклеить два четырехугольника и два кружочка, последовательно меняя их.
4) Провести подобную же работу с треугольниками, размещая их последовательно по форме и цвету.
Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:
1) Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т.д.
2) Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т.д.
3) Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша для домика, крыло самолета или детали других предметов.
4) Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его края (снежная баба, цыплята)
5) Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек. Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.
6) Вырезать предметы, складывая бумажную полоску несколько раз.
Независимо от того, когда (с какого возраста) вы начали учить ребенка работать с ножницами, необходимо сразу объяснить правила обращения с ножницами.
Приступая к работе в первый раз, а также каждый следующий раз повторять, пока знания не превратятся в привычку.
1. Ножницы — это НЕ игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться.
Итак, с ножницами не играют, с ними работают.
2. Ножницами МОЖНО: резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций — кружочки, квадратики и т.д.
3. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
4. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
5. С ножницами нужно работать, сидя за столом.
6. Каждый раз после работы положить ножницы на место в шкаф!
Принципы работы с ножницами
Положение рук
Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.
1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.
2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.
3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко «в воздухе». Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.
Если у ребенка не получается держать руки правильно — можно попробовать несколько приемов.
Первый — сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.
Второй — можно дать ему вырезать, положив локти на стол.
Третий — можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.
Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой — лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции — когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.
Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы с Вами поговорим о том, как научить ребенка пользоваться ножницами, как научить ребенка вырезать ножницами. И поможет нам в этом раннее развитие детей.
Дети с рождения знают, что такое ножницы. Ведь они постоянно видят, как взрослые подрезают им ногти. Естественно, что процесс пользования этим приспособлением вызывает у них явный интерес. Но, родители задаются рядом вопросов, связанных с этим предметом. Например, когда можно начинать давать ребенку в руки ножницы, как научить его обращаться с ними, как уберечь кроху от травм?
Однозначного ответа нет. Ведь все дети разные. Присмотритесь внимательно к карапузу. Если он проявляет к ножницам интерес и может нормально держать их в руках – обязательно дайте попробовать резать и научите ими правильно пользоваться.
Некоторые родители вообще не дают малышам ножницы в целях безопасности. Но, подобный запрет – это не лучший способ защиты, он наоборот больше стимулирует познавательную деятельность крохи.
Как научить ребенка пользоваться ножницами? Покупаем безопасные ножницы.
Знаете ли Вы, что для детского творчества есть специальные модели – безопасные. Они, как правило, небольшие по размеру, адаптированы под детские руки, легкие, удобные, с закругленными кончиками. Они защищены от того, что ребенок может пораниться во время работы. Существуют даже ножницы, у которых лезвия закрыты пластиком.
Покажите малышу, как правильно нужно держать ножницы в руках и как резать. Первые движения по раскрытию и закрытию ножниц проделайте без бумаги, потренируйтесь в воздухе. После того, как карапуз поймет принцип действия, переходите на бумагу.
Обязательно объясните крохе правила безопасного обращения с ножницами:
1.
Ножницы – это инструмент для резки, и совсем не игрушка. Они острые, поэтому – опасные. Если их неправильно использовать, можно пораниться.
2.
Ножницами можно резать картон, бумагу, ткань, нитки, вырезать различные элементы для аппликаций, и нельзя бросать, махать, бегать с ними, прыгать, подносить к лицу, брать без разрешения.
3.
Передавать ножницы нужно только закрытыми (с сомкнутыми лезвиями), кольцами вперед.
4.
С этим инструментом можно работать только, сидя за столом.
5.
Каждый раз после работы ножницы нужно класть на место.
Не разрешайте ребенку играть и баловаться с ножницами. Они должны использоваться строго по назначению.
Как научить ребенка пользоваться ножницами? Как научить ребенка вырезать ножницами?
Какими должны быть первые занятия с ножницами?
Сначала ребенок должен научиться нарезать бумагу на кусочки и делать «бахрому». Помните, что процесс разрезания и нарезания хорошо влияет на развитие , усидчивости, терпеливости и других полезных качеств.
В каком возрасте ребенок способен научиться пользоваться ножницами?
С трех-четырех лет дети уже могут делать небольшие разрезы на бумаге, а к 5-6 годам хорошо резать.
Как правильно держать ножницы?
1.
Ребенок должен держать руку так, чтобы большой палец находился вверху. Взрослому нужно надеть на пальчик одно из колец ножниц.
2.
Во второе кольцо малыш сам должен продеть указательный палец.
3.
Для удобства, во второе кольцо можно продеть и кончик среднего пальца.
4.
Мизинец и безымянный палец нужно подогнуть, чтобы они упирались в ладонь.
5.
Для того чтобы научить ребенка правильно держать ножницы, поднимите лист бумаги выше уровня его глаз. Если кроха захочет ее порезать, он автоматически возьмет ножницы правильно.
6.
Помните, что работать с ножницами нужно, сидя за столом. Ноги ребенка должны упираться в пол. Локти – лежать на столе. Колени – согнуты под прямым углом.
7.
В процессе вырезания руки должны быть немного прижаты к телу.
Чему должен научиться малыш, и в какой последовательности?
1.
Правильно держать ножницы.
2.
Открывать и закрывать их.
3.
Проявлять интерес к ним.
4.
Разрезать либо отрезать кусок бумаги, нарезать «бахрому».
5.
Отрезать кусок бумаги, делая два, и более, последовательных надрезов.
6.
Разрезать лист пополам.
7.
Вырезать квадрат и любую другую геометрическую фигуру.
8.
Вырезать более сложную фигуру.
Как научить ребенка пользоваться ножницами: игры и упражнения
Ниже приведены упражнения, которые помогут развить мелкую моторику рук и научить ребенка пользоваться ножницами. Позже можно просто давать ребенку ненужные открытки, буклеты или журналы, чтобы он вырезал все подряд.
Вырезаем зигзаги
Страницы с широкими и пунктирными линиями предназначены для детей младшего возраста, которые только учатся пользоваться ножницами. Просто нарисуйте маркером различные зигзаги, волны и линии на полосках из цветной бумаги. Чем младше ребенок — тем крупнее должны быть фигуры. Предложите ребенку вырезать ножницами строго по линии.
Источник www.funwithmama.com
Игра с ножницами «Что прячется в траве»
Чтобы узнать, что или кто прячется в траве, ребенку нужно отрезать все «травинки». Сделать такую игру проще простого: надрежьте полосами цветную бумагу зеленого цвета и приклейте ее к любой картинке.
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
Cмотрите так же… |
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства. |
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий. |
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках. |
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей. |
3 способа лепки |
Способы оформления и декорирования образа |
Аппликация. Виды аппликации в д/с. |
Оборудование и материалы для выполнения аппликации. |
Задачи и программный материал по аппликации. |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания. |
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы |
Симметричное вырезание |
Силуэтное вырезание |
Методика обучения детей аппликации из соломки. |
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений. |
Виды аппликаций |
Создание работ |
Конструирование. Виды конструирования. |
Содержание знаний и умений по конструированию |
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада. |
Старшая группа |
Методы и приёмы обучения. |
Планирование. |
Общие принципы планирования. Усвоение программы. |
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий. |
Усвоение программы по изобразительной деятельности |
Изобразительные способности. |
Этапы развития изобразительных способностей. |
Особенности творческой изодеятельности дошкольников. |
Зависимость развития способностей и творчества от обучения |
Детское изобразительное творчество. |
Этапы развития детского изобразительного творчества |
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей |
All Pages |
Page 19 of 42
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.
Рассмотрим подробнее основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп:
а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;
б) симметричное вырезание предметов и элементов узора;
в) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения.
На рис.1 показано вырезание разных геометрических форм на глаз, приемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур (приемы тиражирования геометрических фигур путем сгибания заготовок на несколько частей используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет.) для узорных композиций.