Тематическая подборка игрового материала по теме народной сказки «Теремок»
Цели:
Продолжать учить детей внимательно слушать и смотреть сказку, эмоционально воспринимая ее содержание. Формировать устойчивые представления о цвете, форме, количестве и величине предметов. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, понимать значение понятий «вверх», «внизу», «рядом», «па», «под», «над». Совершенствовать умение рисовать пальчиками, наклеивать, лепить. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, чувство ритма, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Фигурки для настольного театра к сказке «Теремок». Цветные картинки зверей, изображенные на полоске бумаги, разделенной вертикальными линиями, ножницы. Объемные детали строительного материала. Картинка-фон с изображением теремка, две полоски-дорожки разной длины, цветные силуэтные картинки мышек. Коробки с круглыми и квадратными отверстиями, кубики и шары соответствующего размера. Вырезанные из клеенки зеленого цвета листья кувшинки, скамейка, тоннель. Детали аппликации «лягушка», пластилин желтого цвета, семена тыквы, клей. Лист с наклеенными большими и маленькими кругами, большие и маленькие цветные силуэтные картинки капусты. Оранжевые пальчиковые краски, раскраска «лиса». Вырезанные из белой бумаги круги-тарелки, разноцветные карандаши. Пуговицы разных цветов двух размеров, картинка с изображением бус (круги-бусины соответствуют цвету и размеру пуговиц). Металлофоны. Картинка-фон с изображением ёлки и берлоги. Силуэтные цветные картинки: солнышко, тучка, грибы, медведь. Круги из белой бумаги, коричневые и желтые карандаши. Лист-схема, разноцветные квадраты из плотного картона. Аудиозаписи: «Пляска» из мультфильма «Теремок», «Песенка лягушки».
Ход занятия:
Показ настольного театра «Теремок»
Стоит в поле теремок, не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает: – Кто в теремочке живет? – Я, мышка-норушка! А ты кто? – А я лягушка-квакушка. – Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок и стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
– Кто в теремочке живёт? – Я, мышка-норушка! – Я, лягушка-квакушка! – А ты кто? – А я зайчик-побегайчик. – Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– А кто в теремочке живёт? – Я, мышка-норушка. – Я, лягушка-квакушка. – Я, зайчик-побегайчик. – А ты кто? – А я лисичка-сестричка. – Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Кто в теремочке живёт? – Я, мышка-норушка. – Я, зайчик-побегайчик. – Я, лисичка-сестричка. – А ты кто? – А я волчок-серый бочок. – Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
– Кто в теремочке живёт? – Я, мышка-норушка. – Я, лягушка-квакушка. – Я, зайчик-побегайчик. – Я, лисичка-сестричка. – Я, волчок-серый бочок. – А ты кто? – А я медведь косолапый. – Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не может влезть и говорит:
– А я лучше у вас на крыше жить буду. – Да ты нас раздавишь! – Не-е, не раздавлю. – Ну, тогда полезай!
Полез медведь на крышу и только уселся – трах-тарарах! – затрещал теремок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего построили!
Резание ножницами «Жители теремка»
Дети разрезают ножницами полоску бумаги с изображениями героев сказки по вертикальным линиям.
Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»
Дети показывают картинку того зверя, которого называет воспитатель.
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? – Я, мышка-норушка. – Я, лягушка-квакушка. – Я, зайчик-побегайчик. – Я, лисичка-сестричка. – Я, волчок-серый бочок. – Я медведь косолапый. Как говорит лягушка? Ква-ква. Как воет волк? У-у-у. Как пищит мышка? Пи-пи-пи. Как медведь ревет? Ы-ы-ы.
Конструирование «Строим теремок»
Дети строят теремок из строительного материала по образцу воспитателя.
А теперь жители теремка хотят с вами поиграть.
В отечественной педагогической науке существует неоднозначное отношение к сказкам. Некоторые считают, что сказки «засоряют» детское сознание никчемными сведениями. Мы же придерживаемся противоположной точки зрения: сказка представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры. Народные сказки не только обогащают воображение ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности. Однако, для того чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то вопросы и перейти к следующей. Важно более подробно остановиться на содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты.
Для каждого возраста можно выделить такие сказки, освоение которых будет успешно развивать детское мышление, творчество, воображение и речь. Так, детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить сказку «Теремок», которая позволяет познакомить их с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака). Это действие является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения, происходящие в окружающем мире. Например, на основе действия сериации ребенок может понять, как изменяется температура в течение дня: утром прохладно, днем тепло, а к вечеру опять становится прохладно.
Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому освоить его детям младшего дошкольного возраста непросто. Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами.
Ознакомление со сказкой «Теремок» осуществляется в течение 8 занятий.
Занятие 1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы
Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены.
Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы познакомимся со сказкой «Теремок». Это очень интересная сказка. Хотите ее послушать?».
По мере рассказывания взрослый показывает соответствующие сюжетные картинки. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию (каждый вопрос сопровождается показом картинки с изображением соответствующего фрагмента сказки).
— Кто первым стал жить в теремке? (Мышка.)
— Какая была мышка? (Маленькая.) Покажите. (Дети садятся на корточки.)
— Кто потом прискакал к теремку?
— Кто уже жил в теремке, когда пришла лягуппса-квакушка? (Мышка.)
— Кто больше: мышка или лягушка? (Лягушка.)
Аналогичные вопросы задаются про остальных персонажей.
— Кто последним подошел к теремку? (Медведь.)
— Почему звери не хотели пускать медведя в теремок? (Медведь очень большой, он больше теремка, он не может в нем поместиться.)
— Почему теремок развалился? (Медведь очень большой. Он больше теремка.)
В ходе этого занятия дети должны научиться понимать последовательность, в которой появлялись персонажи сказки (кто самый маленький, а кто самый большой), что теремок не может вместить медведя, который гораздо больше теремка.
Занятие 2. Раскладываем картинки
В ходе этого занятия дети учатся располагать картинки в соответствии с сюжетом сказки.
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены фрагменты сказки, и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать картинки». По ходу чтения дети показывают соответствующие картинки. Если ребенок допускает ошибки, взрослый прерывает чтение, обсуждает с ним содержание эпизода и показывает подходящую картинку.
Затем воспитатель просит детей выложить картинки в соответствии с последовательностью сюжета. После того как дети выполнят задание, взрослый еще раз читает сказку, а дошкольники вновь по мере чтения указывают на соответствующие картинки (и показывают их взрослому).
Взрослому неоднократное прочтение сказки может показаться скучным и ненужным. Однако, чтобы дети могли удержать в памяти всю последовательность событий, необходимо много раз воспроизвести сюжет произведения. Обычно дети охотно слушают сказку несколько раз и с удовольствием выбирают соответствующие сюжету картинки, поскольку выполнение этой посильной задачи вызывает у них гордость за успешное действие.
В конце занятия воспитатель предлагает следующую игру. Он специально ошибочно располагает одну из картинок, отражающих последовательность сюжета, и просит детей найти картинку, которая лежит не на своем месте. Затем можно усложнить игру, убрав одну из картинок и предложив детям угадать, какой картинки не хватает. Такие задания учат детей понимать последовательность развертывания сюжета и выстраивать персонажей в порядке возрастания или убывания какого-либо признака.
Занятие 3. Замещаем персонажей сказки
На данном занятии отрабатывается умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей.
Взрослый берет карточки с изображением персонажей сказки и теремка, показывает их детям и просит обратить внимание на то, что карточки отличаются по величине.
Далее взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадайка». Он переворачивает карточки изображением вниз и просит детей угадать, на какой карточке изображен теремок. После того как ребенок покажет нужную карточку, взрослый спрашивает: «Как ты догадался, что это теремок?» Если ребенок не может ответить на вопрос, воспитатель обращает его внимание на то, что картинка, на которой изображен теремок, шире остальных карточек. Затем взрослый меняет расположение карточки с теремком среди других карточек и вновь предлагает угадать, где она находится.
Далее воспитатель просит детей найти карточку, изображающую мышку. Это задание взрослый предлагает детям несколько раз, чтобы удостовериться в их умении правильно находить персонаж по отличительному признаку (самый маленький размер).
Особое внимание следует уделить картинке с изображением медведя: это единственная карточка, которая выше карточки с изображением теремка.
Если в ходе этого занятия дети не освоят умение замещать персонажа сказки наглядной моделью, следует повторить занятие.
Занятия 4. Моделируем сказку
На этом занятии дети учатся строить и «читать» простые модели сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.
Взрослый выкладывает перед детьми коричневый прямоугольник и семь желтых полосок разной длины и говорит: «Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур. Как вы думаете, что может обозначать в сказке прямоугольник? (Если дети испытывают затруднение, взрослый помогает найти правильный ответ: «Теремок».) Какая полоска самая маленькая? А кто в сказке самый большой? (Медведь.) Какой полоской мы можем обозначить мадведя?» Воспитатель вертикально располагает самую длинную полоску рядом с коричневым прямоугольником. Взрослый помогает детям обозначить всех персонажей сказки с помощью полосок соответствующей длины. Он еще раз обращает внимание на то, что полоска, замещающая медведя, выше, чем прямоугольник, изображающий теремок.
Следующий этап этого занятия связан с моделированием фрагментов сказки: взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка произведения и просит построить его модель. (При этом звери, которые вошли в теремок, должны находиться слева от него, а те, которые еще не вошли в домик — справа.)
Последний фрагмент сказки моделируется следующим образом: рядом с коричневым прямоугольником кладется самая большая полоска, а остальные полоски располагаются на некотором расстоянии от прямоугольника.
После того как дети построят соответствующую модель, воспитатель предлагает им воспроизвести содержание этого фрагмента сказки (ответить на вопрос о том, что изображено на модели).
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру. Он показывает им какую-нибудь модель, например, коричневый прямоугольник, слева от которого находятся три последовательно возрастающих по длине полоски, а справа — одна полоска (выше полосок, расположенных слева) и просит показать картинку с изображением соответствующего фрагмента сказки.
Занятие 5. Разыгрываем сказку
На данном занятии дети учатся инсценировать действия персонажей сказки, что способствует развитию их воображения.
Взрослый говорит детям: «Я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать ее героев».
Воспитатель начитает читать сказку: «Шла мышка-норушка. Увидела в поле теремок. Постучалась». Взрослый просит ребенка показать, как стучится мышка (тихо), как она разговаривает (очень тоненьким голосом).
Взрослый читает следующий фрагмент и предлагает детям изобразить действия персонажей. Он обращает внимание детей на то, что все персонажи ведут себя по-разному (лягушка стучится чуть громче и говорит более грубым голосом, медведь говорит самым громким и грубым голосом и стучится громче всех). Желательно, чтобы при разыгрывании сказки дети воспроизводили общий характер поведения персонажей, используя для этого выразительные движения: мышка — маленькая, робкая; волк — сильный; медведь — неуклюжий и т.д.
Занятие 6. Рассказываем фрагменты сказки
В ходе занятия отрабатывается способность детей пересказывать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.
Воспитатель моделирует фрагмент сказки и просит детей рассказать, что изображено на модели. Если дети испытывают затруднения, он спрашивает, что означает каждый из элементов.
Начинать занятие лучше всего с модели, состоящей из коричневого прямоугольника и находящейся справа от него самой маленькой полоски. Такая модель соответствует началу сказки, когда мышка увидела теремок.
Следующая модель может быть представлена коричневым прямоугольником, слева от которого находится самая маленькая полоска, а справа — полоска побольше. (К мышке, которая уже живет в теремке, прискакала лягушка.)
Главное, чтобы при пересказе сказки дети называли ее персонажей. В случае необходимости взрослый должен помогать детям.
При выполнении этого задания следует учитывать речевые возможности детей (не могут сформулировать предложение, способны только завершить его), строить занятие таким образом, чтобы они не испытывали больших затруднений.
Занятие 7. Рассказываем всю сказку
На данном занятии воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели.
Воспитатель последовательно показывает детям полоски и просит называть персонажей, которых они замещают.
Затем взрослый предлагает детям рассказать сказку: «Я буду выкладывать фигуры, а вы будете помогать мне рассказывать сказку». Воспитатель кладет коричневый прямоугольник, справа от него он помещает самую маленькую полоску и говорит: «Шла мышка-норушка. Увидела в поле теремок. Постучалась…» (Делает паузу, а ребенок продолжает: «Тук-тук, кто в тереме живет?»)
Взрослый кладет маленькую полоску слева от коричневого прямоугольника и достает полоску побольше: «Прискакала… (лягушка-квакушка)». И так далее.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выложить модель сказки и пересказать по ней произведение (при необходимости взрослый помогает детям). В результате у детей складывается целостное представление как о содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить от анализа структуры к наполнению ее содержанием и, наоборот, от содержания к структуре.
Занятие 8. Разыгрываем сказку
На данном занятии детям, которые уже освоили пересказ сказки по ее модели, воспитатель предлагает выбрать роль одного из персонажей и разыграть произведение. Для обозначения роли дети получают медальоны с изображением соответствующих персонажей (медальоны изготавливаются из круглых картинок, к которым привязывают ленточки).
Для изображения теремка можно использовать стульчик (тогда персонажи, которые находятся внутри теремка, будут расположены с одной стороны стульчика, а персонаж, который подошел к теремку, — с другой). В конце сказки ребенок, играющий роль медведя, может просто опрокинуть стульчик.
Взрослый, который выполняет роль ведущего и читает текст сказки, должен следить за очередностью появления героев. Вполне вероятно, что одни роли покажутся детям более привлекательными, а другие — менее, поэтому по возможности сказку нужно разыграть несколько раз, чтобы дети могли поменяться ролями.
В домашних условиях не обязательно разыгрывать всю сказку-можно ограничиться каким-либо ее фрагментом. В этом случае ребенку предлагается роль только одного персонажа.
В результате данного занятия закрепляется умение детей применять действие сериации в рамках конкретного содержания. А следование роли (и следовательно, тем правилам, которые она определяет) ведет к развитию произвольности как важного направления становления личности ребенка.
Мышка-норушка
Дидактическая игра «Дорожки к теремку»
А к теремку разные дорожки ведут. Сколько дорожек? Две. Одинаковые дорожки? Разные дорожки — одна длинная, а другая короткая. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка по длинной дорожке или по короткой? Ребята как вы думаете? Да, ребята правильно, по короткой дорожке быстрей мышке добежать до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где тут короткая дорожка. Проведите мышку по короткой дорожке.
Дидактическое упражнение «Спрячь в коробочку»
Детям предлагается спрятать в коробку кубики и шарики, вставляя их в отверстия, подходящей формы.
Наглядно-дидактическое пособие «Теремок»
Автор:
Павлова Татьяна Геннадиевна,
учитель-логопед,
вторая квалификационная категория
МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Северное сияние»
Сургутский район, п. Нижнесортымский
Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете играет немаловажную роль в речевом и психическом развитии детей с речевыми нарушениями. В настоящее время на рынке товаров можно приобрести разнообразные игры и пособия для развития речи детей. В своей практике я активно использую пособия, изготовленные своими руками. Одним из таких пособий является наглядно-дидактическая игра «Теремок».
Она изготовлена из картона, в центре находится изображение домика теремка, к нему идут тропинки от персонажей сказки. Они изготовлены из разного материала: шерстяных ниток, поролона, фасоли, наждачной бумаги, гречневой крупы и макарон. Пособие является переносным, что позволяет его использовать не только в логопедическом кабинете, но и в группах детского сада, оно многофункциональное доступное в изготовлении.
Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Ее можно использовать, как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.
Цель, которую я преследовала при изготовлении данной дидактической игры- это развитие речи, закрепление речевых умений полученных на логопедических занятиях, а также средство стимуляции к занятиям. Она была апробирована в логопедической практике и показала хорошие результаты, имеет общеразвивающий и коррекционный эффект.
Игра позволяет решать ряд насущных задач стоящих перед учителем-логопедом на логопункте:
-развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных расстройств;
-автоматизация изолированных звуков в речи;
-развитие связной речи;
-развитие сенсорики и массаж пальцев рук;
1) Развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных расстройств:
Задания выполняются на занятиях связанных со зрительной нагрузкой. Плакат размещается на стене выше уровня глаз ребенка. На подготовительном этапе необходимо познакомить детей с дидактической игрой. Педагог предлагает ребенку (детям) вспомнить сказку, рассказать ее самостоятельно или с помощью логопеда.
Описание игры: «Ребята, поможем нашим героям добраться до теремка, проводим их глазками. Кто первый нашел теремок? Правильно Комар-пискун. Проводим его глазками до теремка. Посмотрите в каком направлении он летит, выполняет круговые движения, летит прямо, опускается и вот он долетел до теремка. Кто следующий нашел теремок?»
Так провожаем каждого героя до теремка. Педагог медленно ведет указкой по линиям и комментирует свои действия. Предлагает детям следить глазами за указкой. На следующем этапе ребенок сам ведет указкой по «дорожкам» и комментирует свои действия.
Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения, и только потом ребенок самостоятельно, без указки прослеживает глазами по «дорожкам».
Таким образом, ребенок развивает глазодвигательные функции и снимает зрительное напряжение.
2) Автоматизация изолированных звуков в речи:
Описание игры: «Ребята, наш комарик летит к теремку и поет свою песенку. Как он ее поет? З-з-з… , давайте произнесем вместе с ним звук (з). Медведь идет к теремку и рычит, как он рычит? Р-р-р».
Так, мы играя автоматизируем изолированные звуки в речи.
3) Развитие связной речи:
Описание игры: Дети отвечают на вопросы педагога: «Ребята, вам знакома сказка? Как она называется? Кто первый пришел в теремок? Кто второй? А кто сломал теремок?»
Ребенок учится связному и последовательному, логически выстроенному рассказу.
4) Развитие сенсорики и массаж пальцев рук:
Описание игры: педагог предлагает проводить каждого героя до теремка пальчиком. Ребенок ведет пальчиком, (надавливая подушечками пальчиков) по дорожкам, изготовленных из разных материалов.
Выполняя это задание стимулируются подушечки пальчиков, осуществляется массажный эффект.
При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей.
Используя наглядно-дидактичекую игру «Теремок» на логопедических занятиях, я решаю очень важные задачи коррекционно-образовательного прцесса. Надеюсь, данный опыт будет полезен учителям и воспитателям.
За эту работу отдано 0 голосов.
Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!
Поделиться