Рабочая программа элективного курса по русскому языку (9 класс)


Рабочая программа элективного курса «От слова к тексту»

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.

Программа элективного курса по русскому языку «От слова к тексту » предполагает анализ текста, углубленное изучение синтаксиса для создания текста, сочинения-рассуждения для учащихся 11 класса в качестве дополнения к базовому курсу.

Программа включает в себя теоретический материал, а также вопросы и задания практического характера. Практическая работа по данной программе проводится для: 1) развития свободной и образной письменной и устной речи учащихся;

2) формирования у учащихся навыков в работе над сложными синтаксическими конструкциями, созданием текста – сочинения.

Цели :

развивать речемыслительные способности учащихся;

способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника;

— развить навыки самостоятельной аналитической работы с текстом;

— выработать умения быстро ориентироваться в тексте;

— выделять синтаксические конструкции, усвоить синтаксические отношения между словами;

— развивать навыки употребления слов и словосочетаний в речи;

— определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений;

— выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене;

— устранять стилистические ошибки и грамматические ошибки;

— использовать разновидности обращений;

— при изучении сложных предложений акцентировать внимание учащихся, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи

— подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов – сочинений разных жанров;

— формировать потребности выражать свои мысли, чувства, убеждения.

Элективный курс « От слова к тексту » создает условия для развития пунктуационных навыков, речевых, для развития творческих способностей учащихся, формирования функциональной грамотности.

Хочется обратить внимание, что ряд тем перекликается с темами базовой программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования, и профильной, но эти темы в данной программе усложнены.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, для двух групп: базового и профильного уровня). Данная программа поможет выполнять разно уровневые варианты экзаменационных заданий, используя возможные алгоритмы действий, позволит приобрести навыки выполнения тестов любой сложности, создания сочинения-рассуждения и эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности, но присутствует и занимательный характер.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

— обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

— расширение и углубление знаний по синтаксису;

— развитие интонационно выразительной речи;

— самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но в создании текстов лингвистического характера;

— развитие логического и абстрактного мышления;

— выработка умений для создания собственного текста – сочинения (рассуждения) с использованием аргументов для доказательства своей точки зрения по определённой проблеме;

— воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

владеть навыками анализа текста (определение основной мысли текста, авторской позиции, его проблемы,);

— владеть навыками синтаксического разбора предложения любой структуры;

— определять вид связи в подчинительном словосочетании;

— самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

— создавать текст-рассуждение, которое соответствует личным представлениям учащегося по данной проблеме;

— владеть навыками стилистической правки текста;

— владеть навыками пунктуации в предложениях со словами и конструкциями;

— использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

п /п Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс. Тема занятия. Кол-во

часов

Сроки

прове-

дения

1-2. Текст. Его строение. Анализ текста. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение 2
3. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) 1
4. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами и СПП. 1
5. Текст. Средства связи предложений в тексте. 1
6. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. 1.
7. Синтаксический анализ предложения (обобщение). 1
8. Пунктуация в простом и сложном предложении. 1
9. Обособленные члены предложения и знаки препинания. 1
10. Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. 1
11. Простое осложненное предложение. 1
12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1
13. Сложноподчиненное предложение. 1
14. Сложное предложение с разными видами связи. 1
15. Двусоставное и односоставное предложение. 1
16. Сложное предложение. Виды сложного предложения. 2
17. Средства связи предложений в тексте. 1
18. Определение типов речи: алгоритмы, памятки, таблицы. 2
19. Тип речи рассуждение и его отличительные особенности. 1
20. Композиция текста рассуждения. Ошибки построения риторического жанра рассуждения 2
21. Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления. 2
22. Как писать сочинение-рассуждение на экзамене. 1
23. Проблема текста как междисциплинарное понятие 1
24. Практическая работа с текстом. Дидактический банк: задания, упражнения. 2
25. Рекомендации по определению позиции автора. 1
26. Практическая работа: создание сочинения-рассуждения по тексту. Анализ работ. 2
27. Итоговая работа. Создание сочинения-рассуждения с использованием синтаксических конструкций. 2

Содержание курса.

  1. Введение. Синтаксис и пунктуация ( повторение )
  2. Синтаксические нормы ( предложения с деепричастием; нормы согласования, управления, примыкания; предложения с однородными членами; сложноподчинённые предложения).
  3. Простое предложение ( типы предложений; согласование сказуемого с подлежащим; второстепенные члены предложений; синонимия односоставных предложений).
  4. Пунктуация простого предложения ( однородные члены предложения; обособление второстепенных членов предложения).
  5. Синтаксическое лото «Простое предложение» ( семинар).
  6. Сложное предложение ( виды предложений, своеобразие их семантики, структуры и функций; синонимия предложений разных видов, трудные случаи пунктуации).
  7. Текст ( средства связи в тексте; типы речи).
  8. Функционально-смысловой тип речи рассуждение ( композиция текста рассуждения; смешение типов речи; составление плана сочинения рассуждения; основные языковые средства оформления рассуждения).
  9. Сочинение-рассуждение на экзамене ( памятка написания; типичные ошибки в композиции текста-рассуждения; рекомендации учащимся).
  10. Проблема текста как междисциплинарное понятие ( алгоритм выявления и формулирования проблемы текста; практическая работа с текстом).
  11. Дидактический банк ( методика обучения связной речи и типы упражнений: аналитические, теоретические; определение позиции автора).
  12. Практическая работа (практические материалы: тексты и задания, творческие упражнения: ситуативные, пересказ, восстановление).
  13. Создание сочинения – рассуждения ( вступление, тезис — проблема, подбор аргументов, позиция автора, заключение).

Состав УМК

  1. Учебное пособие: « Русский язык и литература. Русский язык», 10-11 классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, базовый уровень в 2 частях, М. «Русское слово».2016 г.
  2. Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Н. М. Божко. Издательство «Учитель» 2012 г.
  3. Уроки русской словесности ( практикум по культуре речи). Т. Л. Служевская. Санкт-Петербург. 2010 г.
  4. Трудности синтаксиса. Русский язык. С. И. Львова. Библиотека учителя. М. Дрофа.2010 г.
  5. Интернет – ресурсы: мультимедийные приложения с тестами по русскому языку для сдачи ЕГЭ.
  6. Путь к успеху. Сочинение – рассуждение. Т. И. Павлова. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону. 2011 г.
  7. Учимся писать сочинения разных жанров. И. Г. Трегубова. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2020г.
  8. Нарушевич А. Г. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов-на-Дону. Легион.2014г.
  9. Егораева Г. Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части3 (С) М. Издательство «Экзамен», 2013.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: