Рабочая программа элективного курса «От слова к тексту»
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.
Программа элективного курса по русскому языку «От слова к тексту » предполагает анализ текста, углубленное изучение синтаксиса для создания текста, сочинения-рассуждения для учащихся 11 класса в качестве дополнения к базовому курсу.
Программа включает в себя теоретический материал, а также вопросы и задания практического характера. Практическая работа по данной программе проводится для: 1) развития свободной и образной письменной и устной речи учащихся;
2) формирования у учащихся навыков в работе над сложными синтаксическими конструкциями, созданием текста – сочинения.
Цели :
— развивать речемыслительные способности учащихся;
— способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника;
— развить навыки самостоятельной аналитической работы с текстом;
— выработать умения быстро ориентироваться в тексте;
— выделять синтаксические конструкции, усвоить синтаксические отношения между словами;
— развивать навыки употребления слов и словосочетаний в речи;
— определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений;
— выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене;
— устранять стилистические ошибки и грамматические ошибки;
— использовать разновидности обращений;
— при изучении сложных предложений акцентировать внимание учащихся, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи
— подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов – сочинений разных жанров;
— формировать потребности выражать свои мысли, чувства, убеждения.
Элективный курс « От слова к тексту » создает условия для развития пунктуационных навыков, речевых, для развития творческих способностей учащихся, формирования функциональной грамотности.
Хочется обратить внимание, что ряд тем перекликается с темами базовой программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования, и профильной, но эти темы в данной программе усложнены.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, для двух групп: базового и профильного уровня). Данная программа поможет выполнять разно уровневые варианты экзаменационных заданий, используя возможные алгоритмы действий, позволит приобрести навыки выполнения тестов любой сложности, создания сочинения-рассуждения и эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности, но присутствует и занимательный характер.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
— обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
— расширение и углубление знаний по синтаксису;
— развитие интонационно выразительной речи;
— самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но в создании текстов лингвистического характера;
— развитие логического и абстрактного мышления;
— выработка умений для создания собственного текста – сочинения (рассуждения) с использованием аргументов для доказательства своей точки зрения по определённой проблеме;
— воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
— владеть навыками анализа текста (определение основной мысли текста, авторской позиции, его проблемы,);
— владеть навыками синтаксического разбора предложения любой структуры;
— определять вид связи в подчинительном словосочетании;
— самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
— создавать текст-рассуждение, которое соответствует личным представлениям учащегося по данной проблеме;
— владеть навыками стилистической правки текста;
— владеть навыками пунктуации в предложениях со словами и конструкциями;
— использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
п /п | Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс. Тема занятия. | Кол-во часов | Сроки прове- дения | |||||
1-2. | Текст. Его строение. Анализ текста. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение | 2 | ||||||
3. | Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) | 1 | ||||||
4. | Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами и СПП. | 1 | ||||||
5. | Текст. Средства связи предложений в тексте. | 1 | ||||||
6. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1. | ||||||
7. | Синтаксический анализ предложения (обобщение). | 1 | ||||||
8. | Пунктуация в простом и сложном предложении. | 1 | ||||||
9. | Обособленные члены предложения и знаки препинания. | 1 | ||||||
10. | Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | ||||||
11. | Простое осложненное предложение. | 1 | ||||||
12. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||||||
13. | Сложноподчиненное предложение. | 1 | ||||||
14. | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | ||||||
15. | Двусоставное и односоставное предложение. | 1 | ||||||
16. | Сложное предложение. Виды сложного предложения. | 2 | ||||||
17. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | ||||||
18. | Определение типов речи: алгоритмы, памятки, таблицы. | 2 | ||||||
19. | Тип речи рассуждение и его отличительные особенности. | 1 | ||||||
20. | Композиция текста рассуждения. Ошибки построения риторического жанра рассуждения | 2 | ||||||
21. | Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления. | 2 | ||||||
22. | Как писать сочинение-рассуждение на экзамене. | 1 | ||||||
23. | Проблема текста как междисциплинарное понятие | 1 | ||||||
24. | Практическая работа с текстом. Дидактический банк: задания, упражнения. | 2 | ||||||
25. | Рекомендации по определению позиции автора. | 1 | ||||||
26. | Практическая работа: создание сочинения-рассуждения по тексту. Анализ работ. | 2 | ||||||
27. | Итоговая работа. Создание сочинения-рассуждения с использованием синтаксических конструкций. | 2 |
Содержание курса.
- Введение. Синтаксис и пунктуация ( повторение )
- Синтаксические нормы ( предложения с деепричастием; нормы согласования, управления, примыкания; предложения с однородными членами; сложноподчинённые предложения).
- Простое предложение ( типы предложений; согласование сказуемого с подлежащим; второстепенные члены предложений; синонимия односоставных предложений).
- Пунктуация простого предложения ( однородные члены предложения; обособление второстепенных членов предложения).
- Синтаксическое лото «Простое предложение» ( семинар).
- Сложное предложение ( виды предложений, своеобразие их семантики, структуры и функций; синонимия предложений разных видов, трудные случаи пунктуации).
- Текст ( средства связи в тексте; типы речи).
- Функционально-смысловой тип речи рассуждение ( композиция текста рассуждения; смешение типов речи; составление плана сочинения рассуждения; основные языковые средства оформления рассуждения).
- Сочинение-рассуждение на экзамене ( памятка написания; типичные ошибки в композиции текста-рассуждения; рекомендации учащимся).
- Проблема текста как междисциплинарное понятие ( алгоритм выявления и формулирования проблемы текста; практическая работа с текстом).
- Дидактический банк ( методика обучения связной речи и типы упражнений: аналитические, теоретические; определение позиции автора).
- Практическая работа (практические материалы: тексты и задания, творческие упражнения: ситуативные, пересказ, восстановление).
- Создание сочинения – рассуждения ( вступление, тезис — проблема, подбор аргументов, позиция автора, заключение).
Состав УМК
- Учебное пособие: « Русский язык и литература. Русский язык», 10-11 классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, базовый уровень в 2 частях, М. «Русское слово».2016 г.
- Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Н. М. Божко. Издательство «Учитель» 2012 г.
- Уроки русской словесности ( практикум по культуре речи). Т. Л. Служевская. Санкт-Петербург. 2010 г.
- Трудности синтаксиса. Русский язык. С. И. Львова. Библиотека учителя. М. Дрофа.2010 г.
- Интернет – ресурсы: мультимедийные приложения с тестами по русскому языку для сдачи ЕГЭ.
- Путь к успеху. Сочинение – рассуждение. Т. И. Павлова. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону. 2011 г.
- Учимся писать сочинения разных жанров. И. Г. Трегубова. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2020г.
- Нарушевич А. Г. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов-на-Дону. Легион.2014г.
- Егораева Г. Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части3 (С) М. Издательство «Экзамен», 2013.