Инновационная деятельность в ДОУПроектная деятельность


Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

  • Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
  • Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
  • Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
  • Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

Лэпбук — удивительная книжка с заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо

Для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например, выделить в одном лэпбуке отдельные виды насекомых: например, использовать информацию только о бабочках, выделить их виды или же обратить внимание на жуков и т. п.

Изготовление лэпбука

Для основы лэпбука лучше всего использовать картон формата А3, но подойдёт и любой другой плотный материал. Сейчас в магазинах можно найти специальные картонные папки-основы. Тогда останется только обклеить основу нужными деталями и раскрасить. Если же вы используете картон или лист плотной бумаги, то сложите его пополам, как книжку, или на 3 части так, чтобы получилось подобие дверок. Можно сложить основу в виде гармошки. А дальше добавить любые детали по своему желанию. Это могут быть кармашки с карточками, маленькие брошюрки, конвертики и т. д. Каждый конверт или кармашек заполняют тематическим материалом: карточками, рисунками, загадками и т. д.

Сложить лэпбук можно любым удобным способом, всё зависит от воображения создателя

Далее основа наполняется совместно детьми и педагогами нужными материалами. Приведём пример наполнения лэпбука на тему экологического проекта «Бережём природу», он состоит из 7 игр-занятий:

  1. Игра «Кто чем питается?» представляет собой вращающуюся картинку, на которой нужно сопоставить животное с типом его пищи.

Нужно вращать круг, чтобы установить соответствие пищи определённому животному.

2. Книжечка с пальчиковыми играми на тему природы. Пальчиковые игры помогут развить мелкую моторику рук и снимут напряжение

3. Мешочек с мусором. Собирая его, дети приучаются соблюдать порядок и развивают мелкую моторику рук.

Приучаясь убирать мусор в игрушечный пакет, дети будут становиться аккуратнее и дома

  1. Игра в конверте «Чей домик» состоит из карточек с животными и разными видами жилищ. Детям нужно сопоставить их.

Чтобы выполнить задание, нужно сопоставить животное и место его жительства

  1. 4 конверта с разными временами года. Требуется разложить карточки с соответствующими приметами в нужный конверт.
  2. 4 картинки разных птичек, рядом квадратик с липучкой, на который нужно наклеить карточку с видом еды, которую употребляет каждая птичка.

Каждой птичке нужно подобрать правильную еду

  1. Рисунок игры «Пройди по дорожке и не задень цветочки». Приучает к внимательности.

При оформлении лэпбука можно использовать кусочки цветной бумаги, ткани и различные декоративные элементы

Готовый лэпбук можно использовать на занятиях, вспоминая и закрепляя пройденный материал, также дети могут самостоятельно рассматривать его в свободное время.

Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта

Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

  • выбор направления инновационной работы;
  • разработку концепции и программы инновационной деятельности;
  • создание условий для реализации инновационного проекта;
  • подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

  1. Анализ и сбор информации.
  2. Выбор и реализация новшеств.
  3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Инновационная деятельность




Поддержка и сопровождение одаренных детей

С 2004 года в соответствии с Рабочей Концепцией одаренности министерства образования и науки России, федеральной целевой программой «Одаренные дети» в детском саду проводится работа по поддержке и сопровождению одаренных детей через использование элементов технологии ОТСМ-ТРИЗ (общая теория сильногомышления; теория решения изобретательских задач).

С этой целью создан комплексно-целевой план работы, предусматривающий научно-методическое обеспечение процесса, создание творческих групп педагогов, подготовку методических пособий, игр по внедрению методов и технологий, направленных на развитие интеллектульно — творческого потенциала детей.

С 2006 года по инициативе научно-практического , созданного на базе Академического лицея г. Томска, в рамках программы «Одарённый ребенок», педагоги нашего ДОУ продолжили работу над развитием общей детской одаренности у детей дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с тремя детскими садами города Томска. Ведущей формой взаимодействия между садами стало ежегодное проведение Фестиваля интеллектуальных малышей.

Главная цель фестиваля: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей- дошкольников и механизмов социального партнерства в системе образования и развития одаренности дошкольников. Тематика ФИМов разнообразна и посвящена обычно знаменательной литературной дате или важному событию в жизни страны. В этой связи разрабатываются конкурсные задания.

С марта 2011 года МАДОУ №40 был присвоен статус муниципальной инновационной площадки по теме «Методический конструктор как способ повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одарённости».

Стратегическая цель:

  • создание условий в ДОУ для достижения стабильных результатов в вопросах развития детской одарённости.

Цель проекта:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам развития детской одарённости;
  • обеспечение индивидуальной образовательной траектории развития интеллектуальной одаренности детей в различных видах деятельности.

Результатом проекта стали методические разработки:

  • Конструктор ТРИЗ-занятия;
  • Конструктор развития одарённости;
  • Конструктор интеллектуальных игр;
  • Конструктор родительских собраний.

Данные материалы помогают педагогам в планировании и проведении образовательных мероприятий с воспитанниками и родителями.

14 июня 2013 г. экспертным советом департамента образования г.Томска детскому саду был присвоен статус инновационной площадки по теме «Создание условий для внедрения основной общеобразовательной программы нового поколения «Успех» в практику работы ДОУ на основе сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений». В реализации инновационного проекта принимают участие педагоги трех ДОУ-№40 (II корпус),№62, №86.

Коротко о проекте:

В связи с введением сначала ФГТ к структуре основной образовательной программы ДО , а затем ФГОС ДО в дошкольном образовании произошла смена подходов к содержанию образования. Прежняя модель организации образовательного процесса не соответствовала новым требованиям. Хотелось на деле больше учитывать индивидуальные особенности и интересы детей, предоставлять им право выбора. Проанализировав разные примерные образовательные программы, свой выбор остановили на программе «Успех». Программа “Успех” стала первой программой, созданной в соответствии с новыми требованиями. Содержание программы, новые формы совместной деятельности детей и взрослых актуальны и своевременны. Основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является календарь праздников. Дети очень любят праздники. Подготовка к ним и проведение являются сильным мотивирующим фактором для воспитанников. Важным моментом для нас явилось также то, что освоение программы реализуется через работу детей в центрах детской деятельности: они сами выбирают вид деятельности, последовательность выполнения работы, единомышленников по творчеству.

Идея сетевого взаимодействия стала ведущей в реализации проекта.

Сетевое взаимодействие в последнее время во многих сферах нашей жизни приобретает особую актуальность. Сетевое взаимодействие активно используется в экономике.бизнесе, науке, культуре. И система образования является ярким подтверждением этому. Наша современная жизнь задает очень много проблем, которые в одиночку решить трудно. Одинокий путник, не зная точной дороги, всегда попадает в чащу. Так вот и мы, чтобы не попасть в чащу в эпоху перемен в системе дошкольного образования, решили объединить усилия и сообща искать пути решения поставленных задач. Так началась реализация инновационного проекта по внедрению в практику работы программы нового поколения “Успех” на основе сетевого взаимодействия.

Что такое сетевое взаимодействие? Это общение на равных. Это возможность действовать совместно ,решая общие задачи, обогащая друг друга накопленным педагогическим опытом при сохранении своих интересов и автономности.

В модели сетевого взаимодействия между нашими образовательными учреждениями связи есть долгосрочные и краткосрочные. Одни образовательные продукты мы создаем более продолжительное время, другие- быстрее. Задача решена — узор меняется, рождается новый. Чем дольше мы сотрудничаем, тем теснее становятся наши связи, нитей становится все больше. Происходит расширение сетевой паутины. К примеру, ДОУ №40 и 86 вошли в состав муниципальной площадки по внедрению ФГОС ДО- появилась новая связующая нить между нашими детскими садами. ДОУ №40 и 62 задумали создать сетевую тематическую газету — еще одна ниточка появилась.

Новизна нашей работы заключается в создании механизмов сетевого взаимодействия в реальном и виртуальном пространстве.

Владея опытом работы в реальном пространстве ,мы понимали ,что только очные связи (семинары, мастер-классы и т.д.) не обеспечат тот уровень взаимодействия, который необходим для плодотворной работы. Мы приняли решение создать интернет-площадку проекта. Всероссийский портал ”Открытый класс” идеально для этого подошел. Так в его недрах появилось сетевое сообщество дошкольных учреждений №40,62,86 г .Томска (https://www.openclass.ru/node/416846).

Открытый класс стал площадкой для сетевого взаимодействия участников проекта на расстоянии. Здесь не требуется синхронного присутствия всех в одном месте в одно время. Каждый имеет возможность работы с ресурсами в удобное для себя время. Материалы доступны всем.

Какие возможности открыла сетевая площадка?


Освоение новой формы взаимодействия потребовало новых знаний. Было организовано сетевое обучение в реальном времени и виртуальном пространстве. Обучающие материалы были представлены на сетевой площадке. Но этого оказалось недостаточно. Проводили практические семинары непосредственно в детских садах для освоения навыков работы в сетевом интернет-сообществе. Были моменты, когда, работая над созданием совместных образовательных продуктов, по незнанию удалялись целые информационные блоки. Но и у этих моментов есть мощный потенциал — мотивация научиться хорошо освоить правила, потому что иначе подведу команду. Недостаток знаний по освоению модели ВОП стал толчком для поездки в детские сады Новосибирск, приглашению коллег из Кисловки, имеющих опыт использования технологии работы детей в центрах активности. Недостающие знания восполняем через просмотр вебинаров. В марте 2015 г. состоялась виртуальная адресная консультация с Л.В. Свирской, автором пособий “Утро радостных встреч”, “Педагогические наблюдения” ,”Детский совет”, в ходе которой мы получили ответы на целый ряд вопросов.

Отсутствие методических пособий к программе ”Успех” вызвало необходимость создания инструментария, который был бы полезен при реализации тематических недель. Так появились совместные сетевые образовательные продукты — Банк заданий по темам недель, реализуемым в течение года (https://www.openclass.ru/node/451111). Каждая тема содержательно наполнена интересными заданиями по центрам детской деятельности. Создание Банка заданий осуществлялось в дистанционном режиме через сетевую площадку. Разработкой отдельной темы занимались три педагога из разных детских садов. Еще один сетевой продукт Календарь праздников разрабатывался внутри каждого сада по сезонам. Вся разработка также размещена в сетевом сообществе (https://www.openclass.ru/node/472318).

Методическая поддержка участников проекта осуществляется непосредственно в детских садах, на очных сетевых мероприятиях. Для оказания помощи дистанционно была создана Педагогическая аптечка (https://www.openclass.ru/node/417127),в которой находятся наиболее востребованные материалы по правилам проведения утреннего сбора, работы в центрах детской деятельности ,советы молодым педагогам.

Яркими моментами в жизни проекта стали наши сетевые образовательные мероприятия. Чтобы удержать интерес к проекту, нужны были интересные формы сетевых мероприятий. Так родилась идея сетевого флешмоба “Один день из жизни проекта”(https://www.openclass.ru/node/438121).Заранее договорившись о времени мероприятия, участники проекта работают вместе со своими воспитанниками над подготовкой к очередному празднику. Через час фоторепортажи с описанием форм работы и видов деятельности размещаются на сетевой площадке. Всем участникам проекта предоставляется возможность познакомиться с тем, как одну и ту же тему можно было по-разному реализовать, какие интересы у детей, как поддерживалась детская инициатива .Свое мнение, отзывы об итогах флешмоба педагоги прописывают в комментариях .Флешмоб помогает не только создать настроение праздника, соучастия в общем интересном деле, но и предлагает возможность представить свой опыт и увидеть работу коллег. За время проекта флешмоб проводился два раза.

Создание сетевой газеты, виртуальная конференция тоже стали для нас значимыми образовательными событиями.

Наши очные мероприятия также насыщены и разнообразны. Это и круглые столы, и горячие линии с обсуждением больных проблем, открытие Банка заданий., Фестиваль проектов. Поездка в Академлицейг.Томска укрепила нас в правильности нашего пути. На уроке математики в первом классе мы наглядно увидели связь между ФГОС ДО и ФГОС НОО: Оценили, как важно научить ребят работать по схеме, правилу, умению слушать и договариваться друг с другом.

Проектная команда сообща занималась созданием модели предметно-пространственной среды.

В результате в пространстве группы появились центры детской деятельности, был создан макет Календаря жизни группы (https://www.openclass.ru/node/475920). Важно отметить, что, несмотря на общность взглядов и подходов, разработки каждого ДОУ не копируют друг друга. В них проявляется своеобразие, ”лицо” детского сада.

Психологи рекомендуют смотреть на узоры калейдоскопа для снятия стрессов. Наши очные встречи — это настоящее лекарство от перегрузок, море улыбок и позитива. Собираются люди, команда, которые вместе делают важную для себя работу, четко понимают её цели и значимость. И какие бы планы мы не строили, без добрых человеческих отношений, взаимопонимания, трудно, даже, наверное, невозможно, достичь положительного результата. А нам в этом плане очень повезло. Когда есть надежная человеческая платформа, сообщество понимающих людей, любые преграды преодолимы.

Результаты наблюдений за воспитанниками детского сада за два года жизни проекта позволяют уже сегодня сделать выводы о том, что дети становятся более самостоятельными, ответственными, инициативными, стараются чаще соблюдать составленные ими самими же правила; работы детей стали более творческими.

Социометрия, проведенная педагогом – психологом показала:

  1. Положительные чувства от нахождения детей в детском саду в 2014 году составили — 57 %; в 2020 году – 95%. Это означает, что детям в детском саду комфортно. В 5% входят 2 ребенка, которые очень редко посещают дошкольное учреждение по болезни.
  2. Сплочение детского коллектива (положительное отношение детей к деятельности в центрах активности) в 2014 году -74% и в 2020 году – 93%. Это значит, что основная часть детей испытывали с самого начала удовлетворение от образовательной деятельности по новой модели и за год процент положительного отношения к деятельности в центрах активности возрос ещё на 19%. Работа в центрах позволила детям быть более сплоченной командой.

Активное участие в образовательном процессе стали принимать родители. Они часто становятся теперь инициаторами интересных дел в группах детского сада, становятся помощниками воспитателей при организации работы в центрах, помогают овладеть новыми видами творчества: росписью глиняных игрушек, созданием мультфильмов, фигур из шаров. На утреннем сборе рассказывают о своих профессиях и предлагают выполнить увлекательные задания. Свои идеи и предложения по подготовке к тому или иному празднику вписывают в планы совместной деятельности, вывешенные в приемных; вместе с детьми участвуют в реализации проектов, выступают на детско-родительских конференциях.

Опыт работы участников сетевого проекта представлялся на городской конференции в мае 2020 года, практическом семинаре для старших воспитателей г. Томска в марте 2020 г., а также региональных, всероссийских конференциях и конкурсах.

Информация о новостях проекта уходит через сайты трех детских садов в большой мир, в открытое информационное пространство.

На пути к “Успеху” мы ряд ступенек уже преодолели. На какой ступеньке мы сегодня? Педагоги, участники проекта, сегодня точно знают, что работать по-новому у них точно получится, верят в свои силы и в возможности сетевой команды. Ведь столько сложных шагов уже прошли. Главное, что мы идем и четко видим цель, к которой движемся.

В феврале 2014 года 28 педагогов ДОУ стали участниками обучающих курсов «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО » в городе Новосибирске, автором которых была Сидорчук Т.А., международный сертифицированный тренер по ТРИЗ. Пройдя обучение, наше учреждение, наряду с 25 детскими садами России, стало участником региональной (г. Ульяновск) научно- экспериментальной лабораторией по апробации УМК «Я познаю мир» (автор Сидорчук Т.А.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: