Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Математика
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме «Величины» на основе краеведческого материала».
Цели:
- Закрепить знания учащихся по теме «Величины», используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Самарской области);
- Развивать творческое мышление;
- Воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование:
- Выставка книг и периодических изданий по теме «Славлю тебя, мой край родной!»;
- Фонограмма песни «Родина»;
- Карта Самарской области;
- Карточки с названиями величин — длина, масса, площадь, объём, стоимость;
- Карточки с планом работы на уроке;
- «Атлас Самарской области», издательство «Роскартография», 1999г.;
- Задания для самостоятельной работы;
- Карточки с буквами для составления слов (петух, баран, утка);
- Карточки — «помогайки» №№1,2,3;
- Изображения посадочных площадок в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника, четырёхугольника;
- Учебник «Математика» для 4 класса, часть 1, автор М.И.Моро, издательство «Просвещение», 2004 год;
- Изображение воздушного шара.
Ход урока:
- Организационный момент (звучит запись песни «Родина» слова Е.Тараховской, музыка Н.Глазковой).
- Постановка целей и задач урока.
- Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)
- Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)
- Как живут и чем занимаются люди? (ответы учащихся)
- Какой город является главным на территории нашей области? (город Самара)
- Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём. (город Сызрань)
- Работа с картой у доски.
- Выразительное чтение стихотворения Т. Тимониной «Мой город»:
Вдали от государственных оков, На берегу реки великой, Набросив зелени покров. Раскинулся наш город тихий. И с каждым годом расцветая, Он дарит жителям тепло, Чтоб, ярким факелом сгорая, Трудиться, созидать, творить добро. Он ласковым огнём вечерних фонарей Согреет душу в тяжкие минуты, И мягкою прохладой липовых аллей Он уведёт от суеты и смуты. И как ни сложится судьба, Ты — всех моих стремлений пристань, Хочу с тобой остаться навсегда, Любимый город, моя Сызрань! |
— Ребята, наш город — это наша маленькая Родина, в 2008 году Сызрани исполнится 325 лет. Многое из истории города и области вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые представлены на выставке «Славлю тебя, мой край любимый!». — Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме «Величины».
- Актуализация знаний.
- Что вы можете сказать о понятии «величина»? (ответы учащихся)
- Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость.)
- Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)
- Какие действия можно производить с величинами?
На доске, по мере ответов учащихся, при помощи карточек учитель составляет план работы на уроке:
5. Перевод единиц;
6. Арифметические действия с величинами;
7. Решение задач.
- Работа по обобщению знаний по теме.
0. Устный счёт. — Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Такие полёты стали совершаться ещё в 18 веке, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. Человек умело распорядился этим изобретением. Воздушные шары — аэростаты — приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году.
- Сколько лет воздушному шару? (224 года)
- Сколько это веков?(2 века и 24 года). Докажите.
(На доске появляется изображение воздушного шара)
— Ребята, мы пролетаем над территорией Самарской области. (В ходе урока все географические объекты демонстрируются учителем на карте области). Она расположена на Восточно — Европейской равнине. Наша область граничит с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями, а так же с Татарстаном. Имеет государственную границу с Казахстаном. По своей территории Самарская область значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария. Площадь Самарской области 54000 квадратных километров, площадь Дании 43090 квадратных километров.
- На сколько квадратных километров площадь Самарской области больше площади Дании? (на 10910 квадратных километров)
- Ребята, назовите реки, протекающие по территории нашей области? (Индивидуальная работа учащихся с «Атласом Самарской области» страница 4, «Физическая карта»
- Назовите самую крупную реку области? (Волга)
- Общая длина Волги 3690километров, из них 3350километров река протекает по территории других областей. Сколько километров приходится на Самарскую область? (340километров).
1. Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.
- А кто же были первыми пассажирами воздушного шара?
Об этом мы узнаем, выполнив задание. Перед вами три карточки. Рассмотрите их и выберите для себя одну. Выполните действия с величинами.
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 |
100км 800м + 600м 5 кг — 4кг 130г 17см + 90мм 40т — 150ц 5сут — 48ч | 7дм — 7см 53дм 2см + 286см 3кг 600г — 1515г 41т + 94ц 3ч 45мин — 120мин | 9см 8мм — 84мм 120мм + 14см 18т 7ц+3ц 13м — 50дм |
На доске карточки с величинами — результатами вычислений, а на обратной стороне — буквы:
Для карточки №1 | Для карточки №2 | Для карточка №3 | |||
101км 400м 870г 26см 25т 3сут | П Е Т У Х | 6дм 3см 81дм 8см 2кг 85г 50т 4ц 1ч 45мин | Б А Р А Н | 1см 4мм 26см 19т 8м | У Т К А |
2. Решение задач. — Итак, пассажирами первого воздушного шара были петух, баран и утка. Узнаем их массу. Для этого решим задачу.
Задача. Петух в 2 раза легче утки и на 49килограммов 500граммов легче барана. Какова масса утки, если масса барана равна 52 килограммам? Какова общая масса пассажиров первого воздушного шара?
Учащиеся решают задачу самостоятельно, при затруднении используют карточки — «помогайки» №1, №2, №3.
Карточка — «помогайка» №1.
1. Подумай, сможешь ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
2. Что для этого тебе нужно узнать сначала?
Карточка — «помогайка» №2.
3. Чтобы узнать общую массу, нужно знать массу каждого животного.
4. Масса барана известна.
5. Сможешь ли узнать массу утки? Что для этого нужно сначала узнать?
Карточка — «помогайка» №3.
6. Найди массу петуха. Сравни его массу с массой барана.
7. Теперь сравни массу петуха и утки. Найди массу утки.
8. Найди общую массу всех трёх пассажиров.
На полях учащиеся указывают номер карточки, которой пользовались при решении. Правильность решения определяется путём взаимопроверки.
- Ребята, разведением этих животных занимаются в домашних условиях. Как называются данные животные? (домашние).
При работе с картой «Сельское хозяйство» страница 9 «Атласа Самарской области» учащиеся называют других домашних животных, на которых специализируется животноводство нашего края.
Физкультминутка. По родному краю Дружно мы шагаем. Справа от нас — зелёный луг. Слева находится лес. В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку — скок. Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! |
- А каких диких животных, обитающих в нашем крае, вы знаете? (ответы учащихся).
- Какое природное сообщество является домом для этих животных? (лес).
Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (отрывок):
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где — то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. |
- Чем является лес для человека? (Лес — это место отдыха человека, в лесу много лекарственных растений, в лесу человек может найти себе пищу, и т. д.)
- Ребята, оказывается, леса в Самарской области занимают всего лишь одну десятую часть её территории. Какова же площадь лесов Самарской области? (5400 квадратных километров).
— Запасы » зелёного богатства» на территории Самарской области невелики, поэтому задача жителей — сохранение и приумножение лесных угодий. Необходимые меры по сохранению лесов учащиеся называют, ориентируясь на иллюстрации «Атласа Самарской области» страница 15.
- Если леса занимают десятую часть территории области, то сельскохозяйственные угодья — Большую часть её территории. Какие культуры выращивают в нашей области? Учащиеся отвечают на данный вопрос, пользуясь картой «Сельское хозяйство».
- Ребята, вы назвали много сельскохозяйственных культур, но больше всего выращивают в области зерновых культур, а какая культура идёт далее по количеству занимаемых площадей, вы узнаете, отгадав загадку:
В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи У него не горячи. (Подсолнух) |
- Да, ребята, это подсолнух. Я предлагаю вам решить задачу №19 страница 58 учебника о подсолнечнике.
Задача. При посеве подсолнечника на одну сотку расходуют 100г семян. Сколько потребуется семян подсолнечника, чтобы засеять участок прямоугольной формы длиной 80м и шириной 5м? (400г семян) При решении задачи применяется групповая форма работы.
3. Закрепление умений учащихся соотносить единицы величин.
— Ребята, на доске написаны максимальные высоты горных массивов. Крымские горы — 1545м; Уральские горы — 1км894м; Жигулёвские горы — 375м.
- Какие горы находятся в нашей области? ( Жигулёвские)
Учитель обозначает условным знаком на карте области Жигулёвские горы (гора Стрельная)
- Запишите данные величины в порядке убывания.(1км 894м, 1545м, 375м)
- Посмотрите на записанные на доске величины: 1894м, 37500см, 15450дм, 15км45м, 1км545м, 18940м, 3750дм, 18940дм, 37м 50дм. Выпишите равные величины на отдельных строчках.
Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. По окончанию работы проводится проверка с доказательством выполненных действий.
4. Работа с геометрическим материалом.
- Для посадки нашего воздушного шара были размечены посадочные площадки (в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника). Установите закономерность в расположении геометрических фигур.
- Какая фигура будет следующая и подойдёт для посадки нашего шара? (дети приходят к выводу, что площадка для посадки шара должна иметь форму прямоугольника).
Данная фигура, изображающая посадочную площадку, обозначается на доске.
- О размерах этой площадки мы узнаем, решив задачу в учебнике(№17 страница 58 ). Задача решается устно с опорой на рисунок к данной задаче.
Изображение воздушного шара учитель помещает на «посадочную площадку».
- Итог урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание. Составить рассказ на тему «Хочу рассказать о родном крае…»(с использованием величин).