Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?» консультация на тему
Как воспитать маленького патриота?
Мой город самый лучший на Земле… На всей огромной голубой Планете… Пусть он не так велик, сам по себе… Его любимей нет на целом свете…
Владислав Кернис Амелин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Формирование любви к Родине начинается с песни мамы, с картинки в книжке, с того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
- Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии родного города, делятся впечатлениями. Предоставьте им такую возможность.
- Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
- Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
- Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашему городу и по всей Нижегородской области можно совершать увлекательные путешествия и по фотографиям, осуществлять при помощи Internet виртуальные экскурсии.
- Приобщайте детей к народным праздникам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. У детей не должны быть искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения — это шаг к возрождению России.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны — значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Как воспитать патриота своей страны
Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к другим, это важно донести до малыша. Чтобы воспитать в детях патриотизм, нужно начинать занятия уже с трех лет. Продолжать постоянно, добавляя новые вводные. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что ребенка легко вовлечь в любое действие. Станет ли ребенок настоящим патриотом своей страны, во многом зависит от наших усилий.
Вот несколько практических советов, как воспитать патриота своей страны:
- Чувственно читать детям русские сказки-былины о народных богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке. Если не начать это делать вовремя, место наших реальных героев займут искусственно созданные американские. Например, человек-паук.
- В более старшем возрасте устраивать семейные просмотры и обсуждения кинофильмов о героях-патриотах Великой Отечественной войны. Когда ребенок знакомится с героическими поступками людей, он ассоциирует себя с ними, у него возникает стремление быть такими же, как они, быть способным совершать только лучшие поступки.
- Вовлекать детей для участия в военно-патриотических кружках, играх, поисковых отрядах. Для помощи ветеранам. Это понравится детям с кожным вектором.
- Проводить исторические коллоквиумы, где ребята самостоятельно готовят доклады о великих русских преобразователях — Петре Первом, Екатерине Второй, которые являются ярким примером патриотизма. Особенно это увлечет детей с анальным вектором.
- Организовывать семейные и школьные чтения с обсуждениями на историко-героические темы нашей Родины. Сейчас появилось много интересных книг исторической и патриотической направленности для самых маленьких. Их отличает понятный язык, интересные задания, которые увлекут малыша.
- Устраивать посещение краеведческого, исторического музеев, где можно наглядно увидеть славный путь страны, ее достижения. Это заставит малыша гордиться своим народом.
- Участвовать всей семьей в ежегодном патриотическом шествии «Бессмертный полк». Праздник дает возможность ощутить единение, сплоченность, силу и плечо друг друга.
- Практиковать тесное семейное общение, чаепитие за большим столом, когда деды-прадеды рассказывают детям, как жили раньше: победили в войне всей страной, спасли другие страны от фашизма. А потом все вместе восстановили свою страну. Такие беседы понравятся детям с анальным вектором. Можно предложить им написать рассказ по следам такой встречи.
- Совместно посещать с ребенком спортивные соревнования по командным видам спорта: футболу, баскетболу и др. Детям с кожным вектором такие мероприятия доставят удовольствие, они будут поддерживать команду, «болеть», сливаясь в единый коллектив с игроками и болельщиками.
- Быть самому патриотом, восхищаться историей страны, культурой. Ребенок имеет наглядно-действенное мышление, только если мы сами любим Родину, то он тоже будет ее любить.
- Обсуждать с ребенком случаи из современной жизни, где проявляется героизм и патриотизм русских людей, соотечественников.
- Пресекать обесценивание своих героев. Объяснять ребенку реальное положение вещей. Когда обесценивается история, герои, ребенку становится стыдно принадлежать своей стране. Он отказывается от преемственности поколений, от своего народа, Родины. Наша задача — не допустить этого развала.
- Устраивать совместные экскурсии по городу, по стране — прекрасный способ воспитать детей патриотами. Дети с кожным вектором любят путешествия. Дети со зрительным вектором обратят внимание на красоту и величие родного края.
Как воспитать патриота своей страны за границей
Многие спросят, а зачем и нужно ли воспитывать маленького патриота своей страны, живя за границей. Не сомневайтесь, нужно! Даже вдали от Родины можно быть полезным ей. Именно мы и наши маленькие дети своим примером показываем «европам», какие они, эти странные русские.
У простых людей часто примитивное, штампованное представление о нашей стране. Когда рассказываешь им из первых уст про Советский Союз, Россию, людей, достижения, для них это является откровением.
Проживающим за границей нужно быть патриотами втройне и так же воспитать своих маленьких детей патриотами. По тому, как мы себя ведем, судят обо всех русских. Каждый из нас — лицо России.
Советы для родителей, проживающих за границей, как воспитать ребенка патриотом:
- Первым языком давать русский — говорить, читать, писать вплоть до школы. Чуть позже подключать язык страны проживания. Поддерживать чистоту языка — дома говорить только на родном языке. Читать классическую русскую литературу на родном языке. Смотреть советские и российские фильмы на языке оригинала.
- Постоянно разговаривать с ребенком о Великой Отечественной войне. Ходить с детьми в «Бессмертном полку». На День Победы приглашать бабушек и дедушек с рассказами о своих родителях и дедах, прошедших войну.
- Брать ребенка с собой на выборы, даже если придется ехать в другой населенный пункт на избирательный участок. Рассказывать, объяснять, в чем проявляется патриотизм и гордость за страну.
- Очень сложно, но важно пытаться говорить с детьми о политике, о роли России, об отношении к ней всего мира. Особенно в свете последних событий это очень непросто. СМИ кричат совсем о другом, сверстники «приносят» в школу штампы своих мам и пап, пропитанные антироссийским духом, дергают, задают провокационные вопросы. Только если с детства воспитать ребенка в духе патриотизма — он способен выдержать такой внешний натиск.
Патриотизм родителей, последовательное воспитание поможет маленькому ребенку, а затем и взрослому человеку любить и поддерживать свою страну даже за границей.
Создать для ребенка твердую основу жизни
Самое большое негативное отношение к стране у людей с максимальными фрустрациями, у тех, кто не смог реализоваться в России. У них ошибочное представление, что за границей им будет проще, там их ждут с распростертыми объятиями. Важная роль родителей — суметь понять и правильно направить способности ребенка, чтобы в дальнейшем он смог реализовать себя. Такой ребенок будет чувствовать себя счастливым, реализованным и защищенным. Эти состояния он будет транслировать стране своим патриотизмом и любовью к ней.
Чувственное восприятие окружения, истории страны, в которой родился ребенок, героические поступки народа, достижения народа, культура, история должны превышать в несколько десятков раз реальность, с которой он столкнется во взрослой жизни.
Важно создать правильную картину мира, а главное, ощущение защищенности и безопасности. Такой человек осознанно и с радостью реализует свои свойства в обществе, в государстве для сохранения его целостности. Чтобы следующие поколения жили в России. Это и есть патриотизм.
Как не потерять свои корни, как вырастить в детях память о нашей истории. Как воспитать патриотами в уважении и любви к Родине своих потомков, счастливыми и достойными наследниками своей великой страны — скоро на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
«…Я стала наконец понимать, что такое Родина, Россия, наш русский путь. Что такое политика и ее значение для нашей страны. Перестал раздражать телевизор, потому что знаешь, что смотреть и видеть за фактами новостей. Это дает возможность держать удар при нынешнем нестабильном положении в мире…»
Наталья Ж., психолог, Москва
«…И еще неожиданный эффект. Появился неподдельный патриотизм и интерес к истории и политике…»
Ирина Н., маркетолог, Ханой, Вьетнам
«…Признаться, я сначала не поняла всей глубины и последствий фразы Юрия на одном из занятий: „Происходящее на Украине и Донбассе включено в результат тренинга“. С каждой лекцией все четче прояснялась истинная картина Мира Снаружи. Очень многие исторические факты раскрываются теперь иначе.
…Я безмерно благодарна Юрию: его объяснения о происходящем на Украине, об исторических корнях бандеровщины, о вариантах развития будущего на Донбассе, Новороссии; его постоянная готовность объяснять самое важное в данный момент времени, его человеческая боль за Украину — это и многое другое перекроило меня изнутри. Особенные чувства вызывали сообщения ребят с Донбасса во время лекций и на форуме. Спасибо ВАМ!..»
Виктория Ф., логопед первой квалификационной категории, Нижний Новгород
Авторы: Виктория Семибратская, Диана Нургалиева
Корректор: Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»