Конспект занятия по конструированию из бумаги «Обувь для сороконожки» (с элементами программы Фребеля) для подготовительной группы


Психология среднего дошкольного возраста

В промежутке между 4 и 5 годами ребёнок самоопределяется, вырабатывает линию поведения по отношению к окружающему миру и накапливает максимум информации. Его возможности растут, он уже свободно владеет многими художественными инструментами: кисточкой, карандашом, мелками, умеет вырезать и клеить на основу простейшие аппликации.

Маленький человек хочет быть самостоятельным, проявлять свою индивидуальность, но, в то же время, нуждается в постоянном контакте с родителями, их поддержке, одобрении своих действий. Оригами позволяют реализовать обе эти потребности. Бумажные фигурки можно складывать всей семьёй, вместе разбираясь в схемах и радуясь полученному результату. Затем с моделями устраивают домашние спектакли, что ещё больше сближает ребенка с родителями, помогает выстроить тёплые, дружеские отношения.

Воспитательная роль оригами

Древнее искусство складывания фигурок из бумаги не просто доставляет удовольствие. Оно способствует выработке таких важных в четырёх – пятилетнем возрасте навыков, как:

  1. Аккуратность. Пока родителям сложно донести до детей, насколько важна чистота рабочего места, обеденного стола, посуды, одежды. Но если небрежно складывать фигурки-оригами, они вообще могут не получиться. Постепенно ребёнок поймёт, что без аккуратности, он не сможет достичь успеха.
  2. Усидчивость. Ещё один «камень преткновения» для пятилеток. Многие из них не могут обуздать желание постоянное двигаться, что мешает им в более взрослом возрасте, когда начинается школьное обучение. Так что терпение, способность организовать себя и упорно добиваться успеха, просто необходимо воспитывать заранее.
  3. Умение доводить начатое до конца. Ситуация, когда маленький творец бросает на полпути рисунок, фигурку из пластилина или аппликации, знакома родителям. Но в отличие от других видов прикладного искусства, японское бумагоделие даёт результат только по завершении всех этапов складывания, промежуточных стадий здесь нет. Так что поневоле придётся дисциплинировать себя.
  4. Желание создавать, а не разрушать. Дети с легко возбудимой нервной системой, могут что-то портить и ломать просто, чтобы разрядиться психологически, дать выход накопившейся отрицательной энергии. Уже доказано, что складывание бумажных фигурок способно снимать стрессы и оказывать успокаивающее воздействие, одновременно симулируя творчество и фантазию.
  5. Коммуникативные навыки. Собственно любой вид совместного рукоделия обучает общению как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Оригами – не исключение.

Родителям со своей стороны не стоит слишком опекать маленького мастера, лучше приходить на помощь только после его просьбы. В 4 – 5 лет дети в состоянии самостоятельно разобраться с простой схемой оригами и выполнить все указанные в ней шаги.

Полезные модели

Отличный вариант – функциональные поделки из бумаги, которые можно затем использовать для вполне конкретных задач. Например, фигурной шляпой-оригами дополнить новогодний костюм, а в стаканчик поставить кисточки и карандаши. Получится, что играя, дошкольник создаёт полезные и нужные вещи, усваивая истину, что работа – это не тяжёлое наказание, если она в радость.

Шляпа

Взяв односторонний лист красной бумаги, можно легко запастись ярким головным убором Деда Мороза. Или закрыть голову от солнца в жаркий летний день. Для этой модели понадобится не квадратный, а прямоугольный лист бумаги. Если шляпа предназначена кукле или домашнему питомцу (некоторые из них стоически переносят подобные наряды), подойдёт стандартный лист А4. Чтобы сделать головной убор ребёнку, потребуется формат А2.

Алгоритм работы:

Лист располагаем короткой стороной к себе. Складываем пополам сверху вниз. Теперь слева направо. Последнюю складку раскрываем. Верхние углы сгибаем к намеченной центральной линии. Хорошо проглаживаем все линии складок.

Нижнюю часть слоя, который находится ближе к нам, отгибаем наверх, образуя поля шляпы. Переворачиваем заготовку. Проделываем то же самое с другой стороной. Открываем заготовку изнутри, чтобы она приобрела объём.

Для длительного использования, шляпу складывают из плотной бумаги, например, ватмана или крафта. Можно сделать отверстия на углах и прикрепить верёвочку – модель не будет спадать. И устроить фотосессию любимому питомцу.

Шляпа самурая

Намного эффектнее смотрится такая модель головного убора, напоминающего боевой самурайский шлем кабуто. Этот вид боевых доспехов украшался накладной пластиной в виде рогов или перевёрнутого полумесяца, служившей знаком отличия для могущественных и родовитых воинов.

Лучше всего взять лист, формата А1 и сделать из него квадрат, путём сгибания короткой стороны к длинной. Нежелательно использовать цветную бумагу для детского творчества – она слишком тонкая и хрупкая, поэтому быстро перетрётся на сгибах или разорвётся. Подойдёт дизайнерский картон, «васи», крафт с принтом или, например, плотные обои с восточным рисунком.

Алгоритм работы:

Берём исходный квадрат – в примере используется специальная бумага для оригами с тематическим изображением самурая. Располагаем на столе вершиной к себе, превращая в ромб. Складываем сверху вниз. Внешние углы сгибаем к середине. Вновь получаем ромб, только меньшего размера.

Два верхних слоя складываем пополам в вертикальном направлении. Внутренние углы отгибаем наружу, по линиям, обозначенным на рисунке. Хорошо заглаживаем получившиеся «крылышки». Третий слой сгибаем, как показано на рисунке, немного ниже центральной линии.

Треугольник заглаживаем. Его основание подворачиваем ещё раз, получая поля. Оставшийся нижний треугольник сгибаем вверх. Заглаживаем складку. Заправляем угол внутрь шляпы. Модель готова, можно носить.

Стаканчик

У ребёнка день рождения? Почему бы вместе с родителями не подготовить для праздника что-то оригинальное. Симпатичные бумажные стаканчики, в которые можно положить сладости, печенье и другие съедобные сувениры для гостей – отличная идея. А после того, как лакомство съедено, их можно использовать для игры в бильбоке.

Желательно взять влагостойкую бумагу для упаковочных и декоративных работ. Начинаем сборку с классического квадрата, размером 20х20 см.

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

 В статье раскрываются основные моменты применения средств бумагопластики для объемного формообразования макетов одежды.

Ключевые слова: архитектоника костюма, тектоника, структура, пространство, бумагопластика, объемное формообразование, художественное конструирование

Темпы смены экономических и социальных условий жизни в современном мире предъявляют высокие требования к качеству проектирования одежды. Разработка проектов красивых, эстетичных и одновременно функциональных и удобных вещей требует поиска и синтеза различных методик художественного конструирования.

В основе формы любого костюма находится определенный художественный образ, зависящий от рационального выбора композиции и технологии изготовления. Формообразование костюма, в процессе которого и появляется форма проектируемой модели является своеобразным синтезом дизайна и художественно-конструкторского творчества, проявляющееся в структурировании единичных элементов, на основе которых строятся конструктивные, пространственные, утилитарные изделия. Архитектоническая выразительность костюма неразрывно связана с объемно-пространственным решением его формы. Сложная поверхность формы включает следующие элементы: геометрический вид, структуру, поверхность, массу, фактуру, цветовую гамму. На внешнюю форму большое влияние оказывают силуэтные, конструктивные и декоративные линии.

Проектировщик в поисках новых форм использует разнообразные технические средства, которые служат как для выражения образа модели через ее конструктивное построение, так и для непосредственного изготовления модели из разных материалов. Для поиска новых силуэтных и конструктивных форм на этапе создания проекта костюма может помочь метод макетирования из бумаги. Под макетированием понимается процесс формообразования костюма на манекене. Данный метод помогает более наглядно проследить архитектонику костюма. Конструктивное построение модели (архитектоника) выражается в гармоничном расположении и связи всех структурных элементов костюма.

Костюм считается многослойной пространственной системой (гигиенический слой (внутренний) и информационный слой (внешний). [2] При максимальном наполнении формы элементами формируется ансамбль. При чрезмерном количестве деталей или их недостаточности происходит композиционное разрушение формы изделия. Разработка формы костюма с точки зрения художественного конструирования тесно связана с формированием визуальной структуры модели, ее характерных особенностей (направлений, углов, чередованием и структурным расположением элементов, пластики. Процесс формообразования соединяет все элементы формы до получения гармоничного образа. В структуре костюма отражаются устойчивые и мобильные элементы (геометрический вид, конструктивные и декоративные линии и элементы). В структуре образуются наиболее важные связи между частями костюма.

Одним из современных методов формообразования одежды является художественное конструирование с применением бумагопластики (бумажной пластики).

Бумага является необычным конструктивным материалом, непрочным, но обладающим огромными пластическими возможностями. Способ бумагопластики, а именно превращение плоского листа в объемную форму известен очень давно. При трансформации плоского листа бумаги в объемные формы может происходить:

‒ при сохранении габаритных разметов «качественно» изменяться внутренние элементы;

‒ в соответствии с целями изменяться общие габаритные размеры.

При работе с бумагой необходимо учитывать ее текстурные и фактурные особенности. Сгибание листа зависит от направления волокон ее структуры. При разработке конструкций, требующих жестких форм, лучше всего использовать плотную бумагу. Базу любой формы костюма, выполненного из бумаги, образует система ребер жесткости, которые получаются путем сгибания или надрезания листа бумаги. Посредством сгибания, скручивания, создания ребер жесткости, гофрирования можно получить жесткие объемные орнаментальные формы. Все конструктивные свойства будущего изделия будут зависеть от количества и направления надрезов. [1]

В процессе создания достаточно сложных конструкций, нередко возникает необходимость в криволинейных конструктивных линиях. Данные линии можно получить путем надрезания бумаги при помощи гибких лекал или «от руки». Необходимо следить за глубиной надреза, чтобы избежать возможности прорезания бумаги.

Рельефная поверхность одежды из бумаги может основываться на ритмическом построении, складчато-надрезных методах и приемах, которые могут менять физические свойства материала и его структурные характеристики (текстуру, фактуру). В основе технологии бумагопластики заложены следующие конструктивные приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка.

Биговка производится путем нанесения прямой или криволинейной линии на плоский лист бумаги. Впоследствии по этой линии происходит складывание листа. Фальцовкой называется процесс складывания листа. Вместе эти две операции производят трехмерное моделирование, образующих основной конструктивный элемент — ребро жесткости. Существует несколько видов фальцовки:

1) взаимно перпендикулярная — каждый последующий сгиб выполняется строго перпендикулярно предыдущему;

2) параллельная — формируются только параллельные сгибы;

3) комбинированная — в структуре сочетаются и параллельные, и перпендикулярные сгибы.

Тектоника бумажной объемной конструкции зависит в большой мере от ребер жесткости, т. к. они делают структуру более устойчивой к деформации и придают выразительность форме. Объемно-пространственная конструкция в виде листа бумаги, структурированного складками, помогает определить композиционные закономерности. Законы композиционного формообразования проявляются при варьировании метрическими или ритмическими чередованиями элементов. Законы симметрии проявляются в симметричном построении композиции объемной формы.

В процессе вырубки происходит вырезание какой-либо заготовки изделия или в заготовке выполняются определенные прорези — высечки. При помощи высечки и вырубки происходит визуальная организация объемной формы.

Приемы вырубки и высечки являются оригинальными средствами для отражения визуальной организации листа бумаги. Высечка, расположенная на фоне сгиба листа визуально будет казаться ярким пятном, акцентом работы. С точки зрения художественного конструирования высечки проявляют индивидуальные тектонические качества конструкции из бумаги, которые придают особую прочность структуре.

Склейка — это процесс соединения элементов конструкции.

Помимо основных методов существуют и вспомогательные: выгибание, скручивание, тиснение, растягивание.

Основная методическая цель на занятиях по объемному формообразованию (архитектонике) в образовательной среде вуза — возможность свободного построения конструктивных элементов формы и создания гармоничного объемного пространства. Профессиональная деятельность проектировщика одежды состоит их умения строить композиционные связи, обусловленные конструктивными и технологическими требованиями. Пластическая организация материалов формирует креативность мышления проектировщика, развивает практические навыки. Каждый элемент костюма, выполненный в технике бумагопластики является самодостаточным, завершенным и автономным. Формообразующие элементы характеризуются сложной кривизной. На рисунке 1 представлена модель, выполненная студентами направления подготовки 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» в рамках дисциплины «Архитектоника объемных структур».

Рис. 1. Объемное формообразование костюма из бумаги.

Создание объемно-пространственной структуры костюма из бумаги требует от проектировщика особых умений и навыков работы с материалом. Проектировщик должен знать структурно-композиционные и пластические свойства бумаги. Выполняя задания по архитектонике объемных структур, студенты учатся определять свойства материала тактильно, выявляя пластику для моделирования формы костюма. Структурное преобразования полотна ткани схожи с методикой объемного формообразования из бумаги, поэтому, с нашей точки зрения, бумагопластика оказывает большую помощь при проектировании одежды.

Литература:

  1. Данилова О. Н., Шеромова И. А. Архитектоника объемных форм. — ВГУЭС, 2005. — 102 с.
  2. Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 144 с.: ил.

Подарки-оригами

Красивые открытки и сюрпризы из бумаги, которые можно подарить старшим членам семьи, дети всегда изготавливают с особым удовольствием. Из некоторых моделей получаются также великолепные праздничные гирлянды для дома и садика.

Осенние вороны

Комбинированная открытка с элементами оригами выглядит «по-взрослому», но вполне доступна большинству пятилеток.

Перед тем, как заняться складыванием, стоит познакомить ребёнка с воронами немного ближе, рассказав ему интересные и познавательные факты из их жизни. Тогда не возникнет желания обижать этих уникальных птиц – выдающихся интеллектуалов животного мира.

Алгоритм работы:

Помимо двухцветного квадратного листа, размером 15х15 см, потребуется:

  • веточка с искусственными «осенними» листьями;
  • принтованный картон для скрапбукинга;
  • кукольные глаза из пластика;
  • клей;
  • ножницы с волнистыми краями (по желанию).

Располагаем квадрат вершиной к себе, белой, изнаночной стороной вверх. Складываем вдвое по вертикали и вновь раскрываем. Боковые углы сгибаем, как показано на рисунке. Верхний угол опускаем до линии боковин. Получается голова.

Её следует снова сложить вдвое, чтобы «клюв» коснулся верхней линии заготовки. Потом согнуть ещё раз.

Переворачиваем заготовку и делаем «хвост». Складываем фигурку пополам. Нижний угол должен коснуться верхней грани. Затем отгибаем хвост в обратную сторону, чтобы его было видно с лицевой стороны.

Игривый котёнок

Несмотря на большое количество шагов, собирается этот весёлый домашний питомец достаточно быстро. А на открытке к 8 Марта или дню рождения он будет выглядеть просто потрясающе. Фигурка состоит их двух частей – головы и туловища, которые в конце скрепляются между собой.

Алгоритм работы:

  1. Квадрат, размером 10х10 см, располагаем белой стороной вверх и намечаем диагональные складки в обоих направлениях.
  2. Развернув как ромб, подгибаем нижнюю вершину под заготовку. А верхнюю складываем до серединной линии.
  3. Затем сгибаем заготовку второй раз пополам.
  4. Внешние углы получившейся трапеции опускаем, выравнивая по центру.
  5. В результате имеем ромб.
  6. Его нижние уголки поднимаем вверх и наискось, как показано на рисунке.
  7. Получаются ушки. Ромбик, торчащий между ними складываем пополам, чтобы сформировать верхнюю линию головы.
  8. Переворачиваем модель.
  9. Мордочка готова, осталось лишь дорисовать или наклеить глазки.
  10. Ещё один квадрат аналогичного размера складываем с обоих боков к центральной линии.
  11. Приходим к базовой форме «воздушный змей».
  12. Складываем заготовку пополам справа налево.
  13. Острый угол сгибаем, «укладывая» вдоль левой грани.
  14. И делаем складку в обратном направлении по обозначенной на рисунке линии. Туловище сложено.
  15. Остаётся лишь присоединить его к голове, вставив в имеющийся на её обратной стороне «карманчик».

Модели для 5 класса

Десятилетним подросткам предлагаются сложные схемы, часто включающие несколько этапов складывания. В первую очередь акцент делается на классическом модульном оригами – кусудамах и многогранниках из нескольких одинаковых частей. Также можно изготавливать функциональные изделия: бижутерию, коробочки, закладки для книг, светильники, панно на стену, ёлочные игрушки и так далее.

Простая цветочная кусудама

Кусудама – это бумажный шар, используемый как интерьерное украшение. Прежде он играл роль подвесного саше и наполнялся ароматическими травами для санации воздуха. Самая простая кусудама – цветочная. Она состоит из 6-лепестковых лилий, собираемых модульным способом.

Очень красиво смотрятся подобные кусудамы, выполненные из бумаги «ками» с разными узорами. Можно использовать и листы старых глянцевых журналов, нотные тетради или календари. В Японии ажурные бумажные шары считались оберегом и в этом качестве их можно дарить близким людям и друзьям.

Пошаговая инструкция:

Потребуется 6 квадратов бумаги любого размера – чем они будут больше, тем объёмнее в итоге получится шар. Однако и плотность листов должна соответственно увеличиваться. Стандартным считается размер 15х15 см.

  • Лист сгибаем по диагонали. Это базовая складка «Треугольник» («Косынка), с которой часто начинается изготовление фигур-оригами.
  • Правый и левый угол заготовки поднимаем, совмещая с верхней точкой. Обе половины располагаем вдоль центральной линии. Хорошо проглаживаем складки стеком или линейкой, чтобы они получились чёткими и ровными. От этого зависит внешний вид цветка.
  • Обе половины верхнего слоя заготовки отгибаем в стороны, совмещая с краями фигуры.
  • Раскрываем только что сделанные «карманы». Этот приём в оригами называется «сквош-фолд». Верхние треугольники с обеих сторон опускаем вниз.

Обе складки «сквош-фолд» сгибаем пополам и склеиваем боковины между собой. Получается один лепесток нашей лилии.

Изготавливаем ещё 5 аналогичных деталей. Остаётся последовательно скрепить их между собой.

Для этого подойдёт горячий клей или «Момент Кристалл». Чтобы стороны не расходились, их на время высыхания скрепляют прищепкой или скрепкой.

Можно сделать лилию однотонной, собрав кусудаму из нескольких контрастных или нюансных оттенков. Либо добавить узорчатые лепестки.

Для шара среднего размера потребуется 12 цветков.

Сборку начинаем с двух половинок. Соединяем по 6 лилий. Клеем промазываем тыльные стороны соседних лепестков на одном цветке, то же делаем на втором и прикладываем их друг к другу точно, без сдвигов. Фиксируем до высыхания прищепками.

5 лилий образуют круг с общим центром.

Последнюю – шестую, вклеиваем в середину.

Соединяем две половинки и оставляем на ночь до полного высыхания. Если применяется термопистолет, ждать не нужно.

Кусудама готова. Шары-оригами часто изготавливают на предусмотренных ФГОС «внеурочках» в 5-м классе, особенно во время подготовки к Новому году или другим праздникам. Чтобы изделие приобрело более аккуратный и декоративный вид, центр каждой лилии украшают пуговицами, деталями для скрапбукинга, стразами и так далее. Можно добавить декоративные шнуры и сделать подвески.

Но цветы кусудамы применяются не только в шарах. Если закрепить их на флористическую проволоку, можно собрать невероятно модный сегодня букет невесты в стиле «хенд-мейд».

Ещё один вариант очень красивой цветочной кусудамы, показательной с точки зрения геометрических построений. Для неё понадобится 30 прямоугольников, размером 7х11,5 см. Одна деталь представляет собой один модуль.

Модели для игры: фруктовый коктейль

Хорошо, когда предметы для игры дети изготавливают сами. Эти творения, пусть даже не такие красивые и совершенные как покупные, намного ценнее для своих создателей. А что если приготовить роскошный обед из продуктов-оригами? Чтобы запастись вкусными ингредиентами, достаточно использовать простейшие схемы для детей 4 – 5 лет.

Клубника:

Банан:

Ананас:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]