Дидактическая игра для детей 3-7 лет. Весёлые Матрёшки


Дидактическая игра для детей 3-7 лет. Весёлые Матрёшки

Дидактическая игра для дошкольников
Цель: Развивать внимание, мышление, воображение. Материал: листы белой бумаги, картон: желтый, красный, зеленый; клей пва, ножницы, акварель, кисть, лак. Изготовление: Нарисовала тридцать матрешек – пятнадцать пар. Разукрасила акварелью. Каждые десять матрешек приклеила на картон разного цвета: желтый, красный, зеленый. Вырезала. Затем покрыла лаком. Дидактическая игра «Весёлые Матрёшки».- универсальная игра. В нее могут играть дети 3-7 лет, как во время занятий. так и в свободное время. Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку – старика-мудреца Дарума. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри каждой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще… (Показывает матрешку.) С.В. Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафан, в яркий платочек и пестрый передничек. И назвали эту куклу Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Самый подходящий материал – это сухая липа или береза, так как она очень мягкие, легко поддаются вырезанию ножом. Заготовки из дерева обрабатывались шкуркой, а затем из расписывали художники. Предлагаю несколько вариантов. 1 вариант. Найди каждой матрешке подружку- пару.


2 вариант . Найди 2 одинаковые матрешки.


3 вариант . Найди отличия. Из двух матрешек:


Из трех матрешек:


и т.д. 4 вариант . Закрепи названия цветов: желтый, красный, зеленый.


Существует еще много вариантов использования «Весёлых Матрёшек» во время игровых программ

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей первой младшей группы Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет Развивающие игры с блоками Дьенеша в младшей группе Дидактическое пособие своими руками «Проведи дорожки» для младшей группы

Похожие статьи:

Дидактические игры по физическому развитию во 2 младшей группе ДОУ

Методика использования дидактических игр в детском сада в младшей — средней группе

Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

так то ЕНТ / Дошкольное образование / Игры в детском саду

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ИГРА С МАТРЕШКАМИ)

06.04.2013 5385 0

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (ИГРА С МАТРЕШКАМИ)

Дидактическая задача.

Упражнять детей в правильном назы­вании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежа­ла, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровое правило.

Отвечает только тот, кого назовет матреш­ка-мама (самая большая матрешка).

Игровое действие.

Отгадывание, что изменилось в располо­жении матрешек.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки (см. цв. вклейку). Вместе с детьми воспитатель на­зывает цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом; он поставлен так, чтобы всем были видны матрешки, стоящие на столе воспитателя.

Педагог задает вопрос:

— Дети, что вы видите на моем столе?

— Матрешки,— отвечают дети хором.

Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? («Разные».) А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, воспита­тель помогает им наводящими вопросами:

— Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки красный платочек, у другой — зеленый, а у этой — синий. Как мы скажем про платочки одним словом? («Платочки у матрешек разного цвета».) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы по­том узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать толь­ко по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее воспитатель обращает внимание детей на размер ма­трешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

В игре можно использовать и другие предметы, в зависимо­сти от того, какие задачи решаются.

, игры

Правила детской игры с матрешкой

Учебно-ролевая игра с матрешкой в детском саду проводится с предварительной подготовкой, и используются разные вариации. Первоначально при помощи деревянных игрушек отрабатываются пространственные понятия – «большой»-«маленький», ведь собирая матрешку, этих условий необходимо обязательно придерживаться. Можно предложить детям игру «Спрячь матрешку». Что это значит? Один из участников отворачивается, а другие прячут одну из матрешек. Задание игры – угадать, какая игрушка исчезла.

Есть еще один вариант — игра с матрешкой в детском саду «Наряжалка». Детям выдаются листы бумаги, и они рисуют новый сарафан и косынку для деревянной игрушки. Работа творческая, требует еще предварительного рассказа о славянских традициях, «говорящих» орнаментах. Считается, что игра с матрешкой в детском саду способствует становлению эстетического вкуса.

Завершающий этап любой игры – обсуждение красоты деревянной игрушки, составление сказок, где главными персонажами являются матрешки, маленькие и большие. Привычные названия игры с матрешкой в детском саду – «Приключение мамы и дочек».

Игра-путешествие «Русская матрешка»

(средняя группа)

Цель:

— формировать представления детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов;

— продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;

— развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;

— развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия;

— развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины и счета;

— формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы; обогащать словарь

— воспитывать умение участвовать в совместных играх;

— воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками.

Ход игры

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем? Сегодня мы отправимся в путешествие. Но путешествовать мы будем не одни, а с нашими гостями. (Звучит музыка, выходит матрешка). Ребята, это наш главный гость! Давайте дружно поздороваемся, пожелаем друг другу здоровья.

Кто же это к нам пришел? Как вы думаете? (ответы детей).

Матрешка:

Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…

Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир — маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Затем фигурку обрабатывают и расписывают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

Матрешка: Ребята, нам сегодня предстоит путешествие в музей русской матрешки. Хотите увидеть много интересного? Отправляемся в путь!

Звучит музыка

П/и «Поезд»

Дети строятся друг за другом, держатся за пояс впереди стоящего ребенка. Каждый ребёнок — вагончик, а впереди стоящий — паровоз.

Воспитатель: Ребята, мы приехали в музей русских умельцев. Что вы здесь видите (матрешек), а что такое матрешка? (игрушка) Из чего они сделаны? (Она сделана из дерева) Правильно! Фигурка разбирается на 2 части, а в ней оказывается ещё следующая фигурка, похожая на первую, только немного меньше, а в ней еще и еще…. (Воспитатель разбирает матрёшек). Посмотрите, все матрёшки перепутались.

Д/и «Найди ножки матрёшки»

Дети должны собрать матрёшек правильно.

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько всего матрешек (пять). А по высоте все игрушки одинаковые? (ответы детей)

Матрешка: А давайте рассмотрим, какой у меня наряд. (Дети рассматривают матрёшку. Описывают ее)

Воспитатель: Правильно! Наша Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник. Сейчас я вам разрешу взять из музея по одной матрешке и рассказать нам о своей игрушке. (Дети составляют короткие описательные рассказы).

Воспитатель: Давайте поставим наших матрешек на место и немного отдохнем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево — вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Матрешка: Ребята, и у меня для вас есть сюрприз — интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Д/ игра «Весёлые матрёшки»

Разделить детей на команды. Каждой команде дать конверт с разрезной картинкой. Задание: кто сложит картинку правильно.

Матрешка: Что у вас получилось (ответы детей). Молодцы, ребята.

Воспитатель: Что мы видели в музее?

Из чего сделана матрёшка?

Во что она одета?

Молодцы, матрёшка это наша традиционная игрушка, которую знают во всём мире.

Ребята, ну а теперь давайте попрощаемся с гостями и пригласим их еще к нам в детский сад играть и веселиться.

Шустрые матрёшки

Предлагаемая дидактическая игра рекомендована для работы с детьми 2-4 лет с целью развития сенсомоторного восприятия. Игра способствует формированию понятий и представлений о быте людей, их взаимодействии друг с другом, а также прививает интерес к русской культуре через знакомство с народным творчеством.
Задачи
:

  • Закреплять знания детей о трёх основных цветах игрушки — матрёшки (красный, жёлтый, зелёный), знания один-много.
  • Учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем и возрастающем порядке.
  • Учить обследовать предмет путём приложения, наложения.
  • Закреплять в речи слова «высокий– низкий», «ниже», «самый низкий», «выше», «самый высокий», «большой–маленький», «самый большой», «самый маленький».
  • Развивать память, внимание, наблюдательность.

Материалы
: набор матрёшек из фетра и ткани, внутри каждой матрёшки есть кармашек, дополнительно — набор соответствующих по размеру мячиков из фетра.

Ход игры

Педагог показывает детям новую игрушку — матрёшку (все матрёшки расположены одна в другой) и загадывает загадку: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
После этого педагог раскладывает перед детьми матрёшек, даёт возможность их рассмотреть, пытается закрепить знания детей «один–много». Затем он обращает внимание детей на то, какая матрёшка яркая, нарядная, круглолицая, румяная. Далее можно использовать различные варианты игры.

Мамы ищут дочек

Педагог демонстрирует детям матрёшку и говорит, что это матрёшка-мама. Показывает, как можно вложить в кармашек матрёшку-дочку, сопровождая действия словами: «Матрёшка-мама — большая, а дочка — маленькая». Педагог объявляет детям, что матрёшки-мамы потеряли своих дочек и призывает помочь мамам их найти. Дети выполняют задание, помещая матрёшку-дочку в кармашек матрёшке-маме. Можно спрятать всех матрёшек в одну большую.

Где подружки?

Педагог предлагает ребёнку выбрать любую из 5 матрёшек, кроме самой большой, и просит детей найти матрёшек-подружек, которые больше её. Ребёнок путём приложения (или наложения) выбирает матрёшек и выстраивает сериационный ряд.

Кто спрятался?

Педагог рассказывает, что матрёшки пошли на прогулку, но одна из них потерялась. Просит внимательно посмотреть на всех матрёшек, затем закрывает их, убирает одну, снова открывает и спрашивает: «Какая матрёшка потерялась?» (Варианты ответов: большая, маленькая, красная, жёлтая, зелёная, мама, дочка и т.п.)

Хоровод

Педагог объявляет: «Наши матрёшки очень любят водить хороводы. Давайте поставим их в хоровод». Можно включить песню про матрёшку и станцевать под музыку, поводить хоровод. После этого педагог просит для каждой матрёшки выбрать пару по цвету, а если 2 набора, то и по размеру.

Матрёшки обедают

Для этого варианта нужно подготовить набор тарелок — кружочки разной величины — в соответствии с количеством матрёшек. Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую — для самой высокой матрёшки, чуть поменьше — для следующей и т.д. Матрёшки играют Для этого варианта понадобится набор мячиков. Педагог предлагает поиграть с матрёшками в мяч, но все мячики перепутались, нужно помочь матрёшкам найти свои мячи. На столе разложены матрёшки и мячи, ребёнок подбирает мяч для каждой матрёшки, кладёт его в кармашек.

Пора спать!

Педагог предлагает уложить матрёшек спать. Для игры понадобятся бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие размерам матрёшек. Ребёнок выбирает кроватки для матрёшек.
Мария Благушко, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад
№ 6 «Светлячок», г. Гаджиево, Мурманская обл.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: