Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Правовая культура и воспитание
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Внеклассное занятие в начальной школе по теме: Права ребёнка
Тема: Сказочное путешествие по правам ребёнка.
Цель: формирование у учащихся правовых и экономических понятий для достаточно успешной адаптации в повседневной жизни. Задачи: 1. Формирование качеств личности как организованность, самостоятельность, ответственность. 2. Формирование уважительного отношения к труду и материальным ценностям. 3. Воспитание уважения к закону и нормам коллективной жизни. Оборудование: 1. Плакаты домиков 3 поросят, деревья, речка, картинки:Волк, Медведь, Мыши. 2. Телевизор, ДВД-плеер, диск «Кот Леопольд». 3. Диск «Релаксация». Подготовительная работа: инсценировки отрывков из сказок «Три поросёнка», «Маша и медведь», песня Кота Леопольда. Ход занятия: 1.Организационный момент. Ведущий: Для хорошего настроения давайте улыбнёмся друг другу. 2.Знакомство с темой и задачами. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на занятии, которое называется «Сказочное путешествие по правам ребёнка». Вы ещё маленькие ребята, но у вас есть уже не только свои права, но и обязанности. Что это за права и обязанности мы сегодня узнаем и повторим уже известные нам, отправившись в сказочное путешествие. 3.Изучение нового материала. Ведущий: Давным-давно люди придумали правила: что делать можно, а чего нельзя, для того чтобы всегда и во всём был порядок. А вы знаете как себя вести? И сейчас мы с вами отправимся в гости к сказкам и как настоящие знатоки правил посмотрим, кто ведёт себя хорошо, а кто нарушает порядок. Садимся на наш волшебный ковёр самолёт, закройте глаза! (Звучит музыка). Ведущий: Откройте глаза! Смотрите и слушайте внимательно, а потом ответите, кто поступил в этой сказке плохо? Инсценировка сказки «Три поросёнка».Автор: Жили братья поросята в Дальнем сказочном лесу. Не боялись поросята Ни жару и ни грозу Дружно братцы песню пели: Все: Нам не страшен серый волк. Автор: Так же дружно все решили Все: Нам к зиме нужны дома. Младший: Я построил не хоромы Сделал домик из соломы На полянке, за лугом Быстро я построил дом. Автор: Средний брат решил, что он Из ветвей построит дом. Средний: Веток много и уже Я ребята в шалаше. Автор: Старший брат не загорал, Старший камни собирал Собирал, чтобы потом Из камней построить дом. Старший: Я работал, не сидел, Я на братцев не глядел, Лучше всех построил дом Чтобы жить спокойно в нём. Автор: Стали жить в домах они И не заметили беды. А серый волк по лесу шёл И дом соломенный нашёл. Дунул трижды на него Волк: Не осталось ни чего. Автор: Младший братец не сидит Младший к среднему бежит. Сломал домик волк и тут Братья к старшему бегут. Есть у волка интерес Волк: Братцы я в трубу полез! Автор: Но упал он в кипяток И пустился наутёк. А три весёлых поросёнка Пели песню звонко, звонко. Все: Нам не страшен серый волк. Автор: А волк, что было сил, Свои ноги уносил. Ведущий: Вы посмотрели сказку «Три поросёнка» внимательно, а теперь ответьте, кто вёл себя плохо? Учащиеся: Плохо себя вёл волк. Ведущий: Посмотрите картинки внимательно и выберите того, кто вёл себя плохо! Почему вы так решили? Учащиеся: Он хотел съесть трёх поросят. Ведущий: А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на … Учащиеся: жизнь. Ведущий: Чьи права на жизнь нарушил волк? Учащиеся: Права поросят. И у вас, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить вас жизни. Но и про плохих людей нельзя забывать. А кто защищает наше право на жизнь? Учащиеся: Полиция. Ведущий: А какой телефонный номер полиции? Учащиеся: 02, 020. Ведущий: Молодцы! Ведущий: Садимся на ковёр-самолёт закрываем глаза и отправляемся в следующую сказку. (Звучит музыка). Ведущий: Открываем глаза. А сейчас ребята покажут нам сценку из сказки «Маша и медведь». А вы будьте очень внимательны, а потом ответите «чьи права были нарушены?». Инсценировка сказки «Маша и медведь».Автор: Вернулся вечером медведь, Увидел Машеньку, обрадовался. Медведь: Ага. Автор: Говорит медведь. Медведь: Теперь не отпущу тебя! Маша: Отпусти меня, медведь, К дедушке, к бабушке. Медведь: Нет! Будешь у меня жить, Будишь печку топить, Будишь кашу варить, Меня кашей кормить. Автор: Потужила Маша, погоревала, Да нечего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Ведущий: Вы посмотрели, а теперь скажите, чьи права были нарушены? Учащиеся: В этой сказке были нарушены права Маши. Ведущий: А кто нарушил права Маши? Учащиеся: Медведь. Ведущий: Имел ли право медведь удерживать Машу? Учащиеся: Нет. Ведущий: Какое право он нарушил? Учащиеся: Право на свободу. Ведущий: А у вас есть право на свободу? Учащиеся: Да. Ведущий: А теперь закройте глазки,сядьте на наш ковёр-самолёт, мы отправляемся в гости к Коту Леопольду. Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма, а потом ответите, кто из героев вёл себя хорошо? Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».Ведущий: Вы очень внимательно смотрели, а теперь скажите, кто из героев вёл себя хорошо? Учащиеся: Кот. Ведущий: А кто нарушил права Кота Леопольда? Учащиеся: Мыши. Ведущий: Что они сделали плохого? Учащиеся: Портили вещи. Ведущий: Какое право они нарушили? Учащиеся: Право на неприкосновенность имущества. Ведущий: К чужому имуществу без согласия хозяина прикасаться нельзя. Молодцы! Садимся на ковёр-самолёт, закрываем глаза. Отправляемся назад в школу. 4.Закрепление. Ведущий: Ребята посмотрите, мыши не только Коту Леопольду вещи испортили, они и у нас напроказничали, поменяли местами права наших героев. Давайте расставим их правильно, на свои места. Ведущий: Молодцы, ребята, я думаю, вы не будите никогда совершать плохих поступков, а будите добрыми, дружными, вежливыми как Кот Леопольд. Исполнение песни Кота Леопольда.
1 куплет. Позабудем всё, что было Я давно сказать хотел. Что на драку жалко Тратить силы Нам она нужна для Добрых дел. Припев: Ярче солнце светит Щебечет соловей Добрым жить на Белом свете веселей. 2 куплет. Я не трус, признаюсь честно, Просто я считаю так: На земле прекрасной Места нету Для недобрых и для забияк. Припев:
Ведущий: Ребята, вы теперь ученики, а какое право государство даёт вам, как ученикам? Учащиеся: Право на бесплатное образование. Ведущий: Но у вас, ребята, есть не только права но и обязанности. А какая главная обязанность ученика? Учащиеся: Хорошо учиться. Ведущий: Какие обязанности вы ещё знаете? Учащиеся: 1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Чтобы в школе не зевать Носом парту не клевать. 2. Одевайся аккуратно Чтоб смотреть было приятно. 3. Форму сам погладь, проверь Ты большой уже теперь. 4. Приучай себя к порядку Не играй с вещами в прятки 5. Каждой книжкой дорожи В чистоте портфель держи. 6. На уроках не хихикай Стул туда – сюда не двигай. 7. Педагога уважай И соседу не мешай. 8. Не дразнись, не зазнавайся В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей И найдёшь себе друзей. Ведущий: А теперь пришла пора поиграть вам детвора. (При правильном ответе все говорят «Это я, это я, это все мои друзья!», не правильном хлопают в ладоши). Кто ватагою весёлой Каждый день шагает в школу? Кто из вас приходит в класс С опозданием на час? Кто из вас хранит в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Кто из вас из малышей Ходит грязный до ушей? Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок? В классе кто из вас шумит И листочками шуршит? Кто обязанности знает Каждый день их выполняет? 5. Итог занятия. Ведущий: Обязанности вы знаете. А теперь скажите, в каких сказках мы побывали? Чему они нас научили? Какие права вы узнали и повторили? Молодцы, ребята!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное познавательное занятие для начальных классов Конспект внеклассного занятия для младших школьников. Обитатели пресного водоема КНВ в начальной школе к 100-летию В. Драгунского Внеклассное открытое занятие. Режим дня школьника
Похожие статьи:
Классный час. Права ребенка, 3 класс
Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий
Интеллектуальная игра, 4 класс. Конспект
Внеклассное занятие в 3-4 классе на тему «По странам и континентам»
Внеклассное занятие 3-4 класс. Великие изобретения
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Правовое воспитание в школе
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
Форма мероприятия | Темы |
Тематические классные часы | 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания) |
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице) | |
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования) | |
4. «Права и обязанности школьника» | |
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе) | |
Дидактические и ролевые игры | 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы) |
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни) | |
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. | |
Выставки | 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках» |
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»» | |
Родительский всеобуч | 1. «Как уберечь ребенка от насилия» |
2. Свободное время ребенка | |
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений» |