Занятие по внеурочной деятельности для начальных классов «Изучаем права и обязанности ребёнка»


Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Правовая культура и воспитание

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятияТема (задача)
Классные часы в средних классах1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Внеклассное занятие в начальной школе по теме: Права ребёнка

Тема: Сказочное путешествие по правам ребёнка.

Цель: формирование у учащихся правовых и экономических понятий для достаточно успешной адаптации в повседневной жизни. Задачи: 1. Формирование качеств личности как организованность, самостоятельность, ответственность. 2. Формирование уважительного отношения к труду и материальным ценностям. 3. Воспитание уважения к закону и нормам коллективной жизни. Оборудование: 1. Плакаты домиков 3 поросят, деревья, речка, картинки:Волк, Медведь, Мыши. 2. Телевизор, ДВД-плеер, диск «Кот Леопольд». 3. Диск «Релаксация». Подготовительная работа: инсценировки отрывков из сказок «Три поросёнка», «Маша и медведь», песня Кота Леопольда. Ход занятия: 1.Организационный момент. Ведущий: Для хорошего настроения давайте улыбнёмся друг другу. 2.Знакомство с темой и задачами. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на занятии, которое называется «Сказочное путешествие по правам ребёнка». Вы ещё маленькие ребята, но у вас есть уже не только свои права, но и обязанности. Что это за права и обязанности мы сегодня узнаем и повторим уже известные нам, отправившись в сказочное путешествие. 3.Изучение нового материала. Ведущий: Давным-давно люди придумали правила: что делать можно, а чего нельзя, для того чтобы всегда и во всём был порядок. А вы знаете как себя вести? И сейчас мы с вами отправимся в гости к сказкам и как настоящие знатоки правил посмотрим, кто ведёт себя хорошо, а кто нарушает порядок. Садимся на наш волшебный ковёр самолёт, закройте глаза! (Звучит музыка). Ведущий: Откройте глаза! Смотрите и слушайте внимательно, а потом ответите, кто поступил в этой сказке плохо? Инсценировка сказки «Три поросёнка».Автор: Жили братья поросята в Дальнем сказочном лесу. Не боялись поросята Ни жару и ни грозу Дружно братцы песню пели: Все: Нам не страшен серый волк. Автор: Так же дружно все решили Все: Нам к зиме нужны дома. Младший: Я построил не хоромы Сделал домик из соломы На полянке, за лугом Быстро я построил дом. Автор: Средний брат решил, что он Из ветвей построит дом. Средний: Веток много и уже Я ребята в шалаше. Автор: Старший брат не загорал, Старший камни собирал Собирал, чтобы потом Из камней построить дом. Старший: Я работал, не сидел, Я на братцев не глядел, Лучше всех построил дом Чтобы жить спокойно в нём. Автор: Стали жить в домах они И не заметили беды. А серый волк по лесу шёл И дом соломенный нашёл. Дунул трижды на него Волк: Не осталось ни чего. Автор: Младший братец не сидит Младший к среднему бежит. Сломал домик волк и тут Братья к старшему бегут. Есть у волка интерес Волк: Братцы я в трубу полез! Автор: Но упал он в кипяток И пустился наутёк. А три весёлых поросёнка Пели песню звонко, звонко. Все: Нам не страшен серый волк. Автор: А волк, что было сил, Свои ноги уносил. Ведущий: Вы посмотрели сказку «Три поросёнка» внимательно, а теперь ответьте, кто вёл себя плохо? Учащиеся: Плохо себя вёл волк. Ведущий: Посмотрите картинки внимательно и выберите того, кто вёл себя плохо! Почему вы так решили? Учащиеся: Он хотел съесть трёх поросят. Ведущий: А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на … Учащиеся: жизнь. Ведущий: Чьи права на жизнь нарушил волк? Учащиеся: Права поросят. И у вас, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить вас жизни. Но и про плохих людей нельзя забывать. А кто защищает наше право на жизнь? Учащиеся: Полиция. Ведущий: А какой телефонный номер полиции? Учащиеся: 02, 020. Ведущий: Молодцы! Ведущий: Садимся на ковёр-самолёт закрываем глаза и отправляемся в следующую сказку. (Звучит музыка). Ведущий: Открываем глаза. А сейчас ребята покажут нам сценку из сказки «Маша и медведь». А вы будьте очень внимательны, а потом ответите «чьи права были нарушены?». Инсценировка сказки «Маша и медведь».Автор: Вернулся вечером медведь, Увидел Машеньку, обрадовался. Медведь: Ага. Автор: Говорит медведь. Медведь: Теперь не отпущу тебя! Маша: Отпусти меня, медведь, К дедушке, к бабушке. Медведь: Нет! Будешь у меня жить, Будишь печку топить, Будишь кашу варить, Меня кашей кормить. Автор: Потужила Маша, погоревала, Да нечего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Ведущий: Вы посмотрели, а теперь скажите, чьи права были нарушены? Учащиеся: В этой сказке были нарушены права Маши. Ведущий: А кто нарушил права Маши? Учащиеся: Медведь. Ведущий: Имел ли право медведь удерживать Машу? Учащиеся: Нет. Ведущий: Какое право он нарушил? Учащиеся: Право на свободу. Ведущий: А у вас есть право на свободу? Учащиеся: Да. Ведущий: А теперь закройте глазки,сядьте на наш ковёр-самолёт, мы отправляемся в гости к Коту Леопольду. Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма, а потом ответите, кто из героев вёл себя хорошо? Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».Ведущий: Вы очень внимательно смотрели, а теперь скажите, кто из героев вёл себя хорошо? Учащиеся: Кот. Ведущий: А кто нарушил права Кота Леопольда? Учащиеся: Мыши. Ведущий: Что они сделали плохого? Учащиеся: Портили вещи. Ведущий: Какое право они нарушили? Учащиеся: Право на неприкосновенность имущества. Ведущий: К чужому имуществу без согласия хозяина прикасаться нельзя. Молодцы! Садимся на ковёр-самолёт, закрываем глаза. Отправляемся назад в школу. 4.Закрепление. Ведущий: Ребята посмотрите, мыши не только Коту Леопольду вещи испортили, они и у нас напроказничали, поменяли местами права наших героев. Давайте расставим их правильно, на свои места. Ведущий: Молодцы, ребята, я думаю, вы не будите никогда совершать плохих поступков, а будите добрыми, дружными, вежливыми как Кот Леопольд. Исполнение песни Кота Леопольда.
1 куплет. Позабудем всё, что было Я давно сказать хотел. Что на драку жалко Тратить силы Нам она нужна для Добрых дел. Припев: Ярче солнце светит Щебечет соловей Добрым жить на Белом свете веселей. 2 куплет. Я не трус, признаюсь честно, Просто я считаю так: На земле прекрасной Места нету Для недобрых и для забияк. Припев:
Ведущий: Ребята, вы теперь ученики, а какое право государство даёт вам, как ученикам? Учащиеся: Право на бесплатное образование. Ведущий: Но у вас, ребята, есть не только права но и обязанности. А какая главная обязанность ученика? Учащиеся: Хорошо учиться. Ведущий: Какие обязанности вы ещё знаете? Учащиеся: 1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Чтобы в школе не зевать Носом парту не клевать. 2. Одевайся аккуратно Чтоб смотреть было приятно. 3. Форму сам погладь, проверь Ты большой уже теперь. 4. Приучай себя к порядку Не играй с вещами в прятки 5. Каждой книжкой дорожи В чистоте портфель держи. 6. На уроках не хихикай Стул туда – сюда не двигай. 7. Педагога уважай И соседу не мешай. 8. Не дразнись, не зазнавайся В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей И найдёшь себе друзей. Ведущий: А теперь пришла пора поиграть вам детвора. (При правильном ответе все говорят «Это я, это я, это все мои друзья!», не правильном хлопают в ладоши). Кто ватагою весёлой Каждый день шагает в школу? Кто из вас приходит в класс С опозданием на час? Кто из вас хранит в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Кто из вас из малышей Ходит грязный до ушей? Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок? В классе кто из вас шумит И листочками шуршит? Кто обязанности знает Каждый день их выполняет? 5. Итог занятия. Ведущий: Обязанности вы знаете. А теперь скажите, в каких сказках мы побывали? Чему они нас научили? Какие права вы узнали и повторили? Молодцы, ребята!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное познавательное занятие для начальных классов Конспект внеклассного занятия для младших школьников. Обитатели пресного водоема КНВ в начальной школе к 100-летию В. Драгунского Внеклассное открытое занятие. Режим дня школьника

Похожие статьи:

Классный час. Права ребенка, 3 класс

Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий

Интеллектуальная игра, 4 класс. Конспект

Внеклассное занятие в 3-4 классе на тему «По странам и континентам»

Внеклассное занятие 3-4 класс. Великие изобретения

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Правовое воспитание в школе

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятияТемы
Тематические классные часы1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: