Беседа-тренинг для старшеклассников на тему: Толерантность
Внеклассное мероприятие для старших классов на тему: Толерантность. Сценарий
Беседа-тренинг для старшеклассников «Мы выбираем-Толерантность»
Автор: Косолапова Ирина Владимировна, воспитатель ГКОУ С(К)ШИ №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья.Описание работы: предлагаю вам занятие для детей 9 классов по теме «Мы выбираем-Толерантность». Данный материал предназначен для воспитателей специальных(коррекционных) школ-интернатов 8 вида.
Тема: «Мы выбираем-Толерантность»
Цель: формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей. Задачи:
Образовательные: -расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу; -расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей; Коррекционно-развивающие: -научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»; -развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения -развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы. Коррекционно-воспитывающие: -воспитывать уважительное отношение к друг другу; -воспитывать чувство толерантности к окружающим людям
Оборудование:
-мультимедийная презентация, -сигнальные карточки (зеленые, красные), -бумага, фломастеры, шариковые ручки, -булавки, камушек, -конверт с вопросами, шаблоны «следы» -2 коробки (красная, черная),
Форма проведения
:беседа-тренинг
Возрастная категория:
15-17 лет
Ход занятия:
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Б.Шоу
I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие) Воспитатель: -Здравствуйте ребята. -Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…». Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич». Воспитатель: — Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. Упражнение «Знакомство». Воспитатель: — Я сегодня проведу у вас занятие. Но для начала, давайте необычно познакомимся. Ребята, давайте образуем круг. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику. Меня зовут Ирина Владимировна, первая буква моего имени И, я – интересная (далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику). — Очень приятно познакомиться. II. Сообщение темы и цели: Воспитатель: — Ребята, обратите внимание на эпиграф. — Как вы понимаете слова Б.Шоу? (ответы детей) Воспитатель: -Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. -Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас. III.Основная часть: 1. Чтение и анализ притчи «Ладная семья» и история происхождения понятия «Толерантность».
— А начнем мы наше занятие с китайской притчи. Название притчи «Ладная семья». «Ладная семья». Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь; Прощение; Терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? – Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже. Воспитатель: — Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наша группа– это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей группе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани. -У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, с которым вы уже давно знакомы, и которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно мини¬стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважитель¬но относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
2. Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Воспитатель: -Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова: Т- терпение. О- ответственность. Л- любовь. Е- единство. Р- радость. А- активность. Н- надежность Т- товарищество. Н- нравственность О- общение. С- сострадание, сотрудничество, справедливость. Т- терпимость. Ь
3. Тренинговые упражнения.
Воспитатель: -Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким — то признакам. Упражнение «Давайте пофантазируем…» -Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) -Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? -Хорошо или плохо, что мы все разные? -Как жить в мире, где столько разных людей? -Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.
Упражнение «Конверт откровений» — А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.) Если бы ты мог(ла) перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это. Если бы ты смог(ла) на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал(а)? Почему? Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал(а)? Если бы ты в течение одного дня был невидим(а), то как бы ты этим воспользовался? По каким критериям ты выбираешь себе друга? В какой стране ты хотел(а) бы жить? Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели? Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал(а)? Воспитатель: — Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо. -Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми? -Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми? -А вам в группе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего? -Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни. Упражнение «Мелочи жизни». У детей сигнальные карточки (красные и зеленые). -Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились? Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает -это… Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это … Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это … Плакать по пустякам – это … Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это … Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это … Глотать наспех завтрак в буфете – это … Вы опоздали на запланированную встречу – это… Воспитатель: -Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку. -Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. — Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы детей). -А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы детей) Упражнене – релаксатор «Хорошие слова для друга». — Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим. -Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь. -Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно. -В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Упражнение «Камушек в ботинке». Выходят дети 1 или 2 человека по желанию. Воспитатель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается) Воспитатель: — Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек) -Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках…. -Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь). -Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми. Упражнение «Жемчужина в раковине». Воспитатель: -Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей. V. Рефлексия: Упражнение « В добрый путь». Воспитатель: -У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь». -В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы выбираем- Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным. -Наше занятие окончено. Спасибо. Список использованных источников: 1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4. 2. 2.Герасимова В. А. Классный час играючи. — М.: ТЦ «Сфера». — 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44. 3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8. 5. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». — 2008. 6. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5. 7. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. — М.: «Глобус». — 2007. 8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2. 9. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. — М.: Республика. — 2004.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов Сценарий внеклассного мероприятия для старших классов «Рыцари и дамы» Внеклассное мероприятие на английском языке для старшеклассников, посвященное 450-летию со дня рожд Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию для студентов колледжа
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие для старшеклассников. История русского казачества
Урок мужества в школе. Память экипажа подводной лодки «Курск»
Сценарий рыцарского турнира для старшеклассников
Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий
Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников
Беседа «Учимся понимать друг друга «
Беседа с обучающимися 5-6 кл.
Тема: «Толерантность. Учимся понимать друг друга»
Цели и задачи:
- Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование:
- презентация, мультимедиа, телевизор;
- мультфильм, карточки, листочки;
- цветок толерантности, лепестки.
Ход беседы
I. Вступление. Слово педагога.
Здравствуйте, ребята!
Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.
Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
II. Объявление темы беседы.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.
III. Постановка проблемы.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
- Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.
- Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.
- Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан.
- Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
IV. История толерантности:
Понятие толерантность
, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.
V. Введение и объяснение понятия толерантность.
— Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?
Толерантность
(от лат. tolerantia – терпение) –
терпимость
к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность
– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Определение слова «толерантность» в мире:
- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений.
- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
VI. Работа с понятием толерантность.
-А теперь давай проведем буквенный анализ слова толерантность:
- Т – терпение.
- О – ответственность.
- Л – любовь, любезность.
- Е – единство, единомыслие.
- Р – равенство, развитие, радость.
- А – альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами.
- Н – независимость, надежность, нравственность.
- Т – товарищество.
- Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.
- О – оптимизм, общение.
- С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.
- Т – терпимость.
- Ь – чуткость.
VII. Фронтальная беседа.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
— Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
— В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Война в Сирии, теракты в Европе, конфликты в Украине …)
— Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.
— Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.)
— Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? (Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.)
— Мы должны проявлять милосердие?
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
VIII. Продолжите фразу.
— Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я …
— Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется …
— Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую …
— Когда ко мне обращаются с уважением, то …
— Какой вывод мы должны сделать? А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.)
IX. Тестирование.
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, на листке поставите плюс.
Миша плохо одет …
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии …
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего …
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет …
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком …
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчик – нули.
На твоих глазах на кого-то нападают …
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок-инвалид …
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Ответы:
7. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
X. Просмотр мультфильма.
Приложение 1
— Как вы поняли содержание мультфильма?
— Чему он нас учить?
— Что значить быть толерантным человеком?
— А какие качества толерантной личности вы выделите?(Терпимость, Сострадание, Прощение, Желание что-либо делать вместе, Милосердие, Сотрудничество, Уважение прав других, Принятие другого таким, какой он ест.)
XI. Обобщение.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья»
. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.
— Как вы поняли эту притчу?
XII. Тренинг.
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
- Наша Родина – Россия.
- Мы живем дружно.
- Мы терпимы друг к другу.
- Мы милосердные, добрые, справедливые.
— Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
XIII. Заключительное задание «Цветок толерантности».
— Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.
(Ученики на листочках бумаги в форме лепестка пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», лепестки наклеиваются на символический рисунок цветка без лепестков, и он вывешивается в классе.)
XIV. Итог урока.
Государства – члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Мои вам пожелания.
Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.
7
17
Игровой тренинг «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Актуальность.
В последние годы, благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Вот некоторые из них:
— воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
— обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
— привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели, которые содержат:
— воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
— формирование культуры мира и межличностных отношений.
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
В связи с актуальностью данной проблемы нами разработана программа игрового тренинга для учащихся начальной школы «Планета толерантности».
Практическая значимость тренинга
состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Цель тренинга:
Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
- Формировать толерантные установки по отношению к разным людям;
- Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;
- Развивать творческий потенциал учащихся.
Обучающие:
- Знакомить детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
- Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
- Диагностировать различия среди участников тренинга.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, работа в группах, диагностическая методика, творческие задания.
Возраст участников:
учащиеся 7-11 лет (ученики начальной школы)
Материалы и оборудование:
помещение с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола);
мультимедийное оборудование, презентация;
альбомные листы, карандаши для теста;
карточки с проблемными ситуациями;
фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
При реализации программы тренинга мы ждём от учащихся следующих результатов:
— понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;
— развития терпимости и уважения к разным людям;
— формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
— умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
— развития творческого потенциала
Для успешного и результативного проведения тренинга педагог или психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Занятие №1
- «Имя плюс…»
Цель: знакомство участников
Необходимое время: 10 мин.
Инструкция: Участники тренинга называют не только свои имена в наиболее приятном для них варианте, но добавляют название хобби, любимого времени года, блюда и др.
Например: « Наташа- люблю смотреть мультфильмы…»
Вывод: каждый сам говорил о себе, называл свои любимые вещи, увлечения.
- Упражнение «Пять добрых слов»
Необходимое время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги, ручки .
Форма работы: групповая, в кругу.
Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Групповая работа
Обсуждение
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Занятие №2
Цель:
развитие способности понимать мысли, чувства, желания и точку зрения другого человека и передавать свои собственные.
- Упражнение «Чем мы похожи»
Цели: развитие наблюдательности; создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе.
Необходимое время: 10 мин.
Инструкция: Я становлюсь в центр круга и приглашаю выйти ко мне одного из участников на основе какого-либо реального или предположительного сходства с собой. Например: «Оксана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковые имена (или мы похожи тем, что мы жители Земли и т. д.)». Оксана выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Названные признаки повторять нельзя.
- Упражнение « Дорисуй»
Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.
Необходимое время: 30 мин.
Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, маркеры).
Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам.
Примерные вопросы для рефлексии:
Какой элемент ты нарисовала на чистом листке?
Какую картину ты изначально задумала?
Ты смогла отразить свой замысел на бумаге?
Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?
Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?
Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?
Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?
Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?
Что ты при этом делаешь?
Когда ты получила листок от …, что ты дорисовала?
Почему ты нарисовала именно это?
Ты хотела продолжить идею …, или руководствовалась своими собственными желаниями?
Как ты поняла, что она задумала?
Что ты сделала, чтобы узнать, что хочет получить в итоге …?
У тебя была возможность уточнить — что именно она хочет? (Например, путем переписки — это не запрещалось в инструкции.)
Почему ты этого не сделала?
Что ты сейчас чувствуешь?
(Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты поняла с их помощью?
Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?
На что из твоей жизни это похоже?
Обычно ты задумываешься — что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?
В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?
Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею?
Ты всегда точно знаешь, о чем думает, что чувствует и что хочет человек?
Ты можешь развить свои способности понимать это точнее?
Ты знаешь, как ты будешь это делать?
Занятие №3
- Упражнение «Это здорово!»
Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время: 15 мин.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в центр круга и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание всем тем, кто стоит в кругу, нужно хором ответить: «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
- Упражнение « Порадуй меня»
Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека.
Необходимое время: 20 мин.
Инструкция: В центре круга находится один из участников. Предполагается, что у него сегодня День рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из вас решает, что ему подарить — вещь, или событие, или что-то еще (например, шикарный автомобиль, кругосветное путешествие, благодарность от начальника и т. д.). Повторяться нельзя. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и принимает подарки другой участник.
Занятие №4
- Упражнение «Будь внимателен»
Цели: развитие наблюдательности; создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе.
Необходимое время: 15 мин.
Инструкция: Пожалуйста, посмотрите внимательно друг на друга и, по возможности, запомните, кто во что одет. А теперь развернитесь спиной к центру круга. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них, не подглядывая.
Ирина, вспомни, как одет Сергей?
Наташа, кто сегодня пришел в сиреневом костюме?
Ольга, какого цвета Оксанин свитер? И т. п.
- Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время: 10 мин.
Инструкция: Я прошу встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и т. д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Занятие № 5
Цель:
формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
1. Упражнение «Комплименты»
Необходимое время: 10 мин.
Оборудование: мяч
Форма работы: коллективная, в кругу. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.
Задание.
По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.
- Упражнение «Превращения»
Необходимое время: 15 мин.
Форма работы: коллективная, в кругу.
Задание. Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.
Если бы я был книгой, то я был бы …
— Если бы я был едой, то я был бы …
— Если бы я был животным, то я был бы …
— Если бы я был растением, то я был бы …
3. Упражнение «Памятка на «черный день»
Необходимое время: 20 мин.
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Нарисовать на доске таблицу. Мои лучшие качества
Мои лучшие качества ! Мои способности и таланты ! Мои достижения ——————————!——————————————-!——————————
! !
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.
«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно предложить детям обозначить только свои лучшие качества. Индивидуальная самостоятельная работа Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
Занятие № 6
- Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
Необходимое время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Индивидуальная работа
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам..
- Упражнение «Угадай, о ком идет речь»
Необходимое время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Задание. Выберите кого-нибудь из группы и письменно зафиксируйте его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека.
Индивидуальная работа
Зачитайте свои заметки, а остальные – отгадайте, кто был описан.
Занятие № 7
- Упражнение «Правда или ложь»
Необходимое время: 20 мин.
Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Задание. Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.
Индивидуальная работа
Зачитайте ваши предложения. Задача остальных – определить, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет.
- Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»
Необходимое время: 20 мин.
Оборудование: мяч
Форма работы: коллективная, в кругу.
Задание. Выберите среди участников группы человека, который мо вашему мнению похож на какого-нибудь персонажа из кинофильма, мультфильма, сказки (преподаватель обращается к кому-нибудь из группы) и бросьте ему мяч. При этом скажите, кого именно напоминает вам данный участник (Например, Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку). Участник, который поймал мяч, бросает его другому, называя персонаж, который напоминает ему этот человек. Запомните от кого вы получили мяч и как вас назвали. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно слов (Например, Витя, ты сказал, что я похож на Чебурашку, а на самом деле я чувствую себя крокодилом Геной).
Примерные вопросы для рефлексии:
Узнали ли что-то новое, полезное для себя?
Как вы можете использовать то, чему научились на тренинге?
Список литературы:
- 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
- Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.
- Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.