Зачем нужна психогимнастика? И что это вообще такое?


Что такое психогимнастика

Появление термина “психогимнастика” связывают с именем чешского психолога Ганы Юновой. В семидесятых годах двадцатого столетия Гана разработала методику, основанную на невербальной коммуникации, предназначенную для разрешения некоторых психологических проблем.

Психогимнастика — это курс специализированных занятий, включающий различные упражнения в игровой форме, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Структура психогимнастики

Структура психогимнастики включает в себя непрерывный курс активных занятий и упражнений, прохождение которого разбито на 4 основные этапа. Каждая новая ступень развития и коррекции еще не сформированной психики ребенка подробно описана в таблице ниже.

Структура психогимнастики для детей дошкольного возрастаОписание каждого этапа развития психоэмоциональной сферы ребенка
1 этапПервым этапом психогимнастического развития личности ребенка и взрослого человека является создание пантомимических и мимических этюдов. Основная цель выполнения данных действий — это самостоятельное изображение эмоциональных состояний, связанных с недовольством или чувством глубокого удовлетворения. Дети дошкольного возраста знакомятся с первыми способами выражения своего настроения с помощью жестов, мимики лица, походки, отдельных движений. Это начальный этап познания своего внутреннего мира, способности к самовыражению.
2 этапВторой этап психогимнастики включает в себя участие в интерактивных играх, направленное на моделирование поведения конкретных персонажей. Все выразительные действия и жесты ребенка направлены на воспроизведение черт характера отдельной личности. В большинстве случаев это добрые персонажи сказок, мультфильмов, которые имеют исключительно положительные личностные качества.
3 этапНа третьем этапе психогимнастики используются специальные упражнения, которые уже имеют терапевтическую направленность. Данная методика применяется в отношении конкретного ребенка, психика которого требует щадящей коррекции. В процессе организации психогимнастики используют этюды и интерактивные игры. При участии педагога или детского психолога происходит моделирование определенных ситуаций, в которых ребенок развивает конкретные черты своего характера, показывает смелость, упорство, вежливость, целеустремленность, доброту к окружающим его людям.
4 этапЧетвертый этап выполнения упражнений психогимнастики заключается в организации эффективной психо-мышечной тренировки. Основной целью, которая преследуется в данном случае, является устранение эмоционального перенапряжения, достижение эффекта внушения ребенку нужной модели поведения и определенного психоэмоционального состояния. Для этого используются специальные упражнения, этюды, а также воспроизведение конкретных жизненных ситуаций. При условии успешного проведения психогимнастических упражнений ребенок приобретает сформированную поведенческую модель, проявляет устойчивость к влиянию негативных факторов окружающей среды, стрессовым нагрузкам.

В структуру психогимнастики в обязательном порядке входит комплекс упражнений для развития внимания, снятия избыточного психоэмоционального напряжения, сокращения социальной дистанции, приобретения навыков к взаимопомощи и сотрудничеству. Общий курс психогимнастики включает в себя выполнение 20 упражнений, а его продолжительность составляет 3 мес.

Частота встреч ребенка с педагогом или детским психологом — 2 занятия в неделю. Длительность 1 тренировки зависит от количества и вида психологических проблем, а также поставленных задач, но в среднем составляет от 25 мин. до 1 ч 30 мин.

Для чего нужна психогимнастика?

Психогимнастика способна разрешить ряд проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей. Несмотря на юный возраст малыши, также как и взрослые, сталкиваются с различными трудностями. Вот только их жизненный опыт еще слишком мал, чтобы позволить им самостоятельно преодолевать возникающие сложности.

Детям изо дня в день нужно вступать в контакты, выстраивать взаимоотношения. Притом как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми. Многое непонятно. Как в окружающих, так и в себе.

Психогимнастика помогает детям обрести душевное равновесие, гармонию с собой, с внутренним и внешним миром.

Благодаря психогимнастике детям удается справиться с гиперактивностью, уменьшить чувство тревожности, выйти из замкнутого состояния, “открыться”, избавиться от агрессии, стать увереннее в себе.

Одной из важнейших задач психогимнастики является — распознавание испытываемых чувств и эмоций.

Выразительные движения

В ходе эволюционного развития за каждым ощущением и чувством человека закрепилось то или иное характерное “моторное” выражение — реакция.

Внешне эта реакция всегда сопровождается мимикой или пантомимикой.

Мимика

Мимика помогает распознавать истинные эмоции, чувства и настроение человека без слов. Так, например, улыбка говорит о хорошем настроении. Вертикальные складки на лбу и сдвинутые брови дают понять, что человек сердится. Еще больше эмоций показывает взгляд.

Он бывает ласковый, вопрошающий, злой, добрый. Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Ведь, как правило, именно глаза всегда “говорят” правду. То, что человек чувствует на самом деле. Именно выражение лица играет одну из важнейших ролей в процессе коммуникации.

Выражение: “Эмоции, отражающиеся на лице, слышны громче, чем речь” объясняет необходимость своевременного развития “живой” мимики у детей. Ведь малыши далеко не всегда могут произнести то, что чувствуют. А взрослым важно знать, что переживает сейчас их чадо.

Кроме того, необходимо научить детей распознавать эти невербальные знаки у других. Ведь это основа любого общения.

Доказано, что люди, имеющие задержки в развитии, гораздо хуже “читают” и распознают чувства на лице другого человека.

В связи с этим родителям необходимо с повышенным вниманием относится к развитию мимики у малышей.

Жестикуляция

Исследования показывают, что дети с нормальным развитие уже к трем годам умеют правильно пользоваться языком жестом на бытовом уровне. Они легко показывают слово “высоко”, “низко”, “маленький” и другие.

Это означает, что развитию жестикуляции следует также уделять пристальное внимание.

Пантомимика

Немаловажную роль в восприятии образа человека играет его осанка и поза. Что в совокупности дает пантомимику.

По позе человека, положению его туловища, наклону головы, по тому, как меняется поза можно также судить о его эмоциональном состоянии, настроении.

Все вышеперечисленное представляет собой выразительную моторику. Нарушения в ее развитии у детей заслуживают пристального внимания со стороны взрослых.

Неумение правильно выражать свои эмоции, некорректное восприятие эмоций других людей приводят к возникновению проблем с коммуникаций.

Детям становится сложно выстраивать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Кроме того, подобные нарушения могут быть сигналами того, что у ребенка имеются психические отклонения. Своевременная диагностика и принятие соответствующих мер способны предостеречь ребенка от серьезных психологических проблем в будущем.

Психогимнастика считается по-настоящему действенным помощником в работе над развитием выразительных движений у детей.

Эмоции

Эмоции — это неотъемлемая часть личности любого человека. Каждый день и даже каждую минуту все мы переживаем те или иные эмоциональные состояния.

Некоторые эмоции воодушевляют и мотивируют. Другие же способны загнать в депрессию и привести к серьезным внутренним и внешним конфликтам.

В связи с этим, очевидно, что с эмоциями нужно “подружиться”. Уметь держать их под контролем.

Детям приходится особенно тяжело в установлении данных взаимоотношений. Объясняется это отсутствием жизненного опыта и непониманием собственной личности.

Психогимнастика является верным помощником в разрешении этого вопроса.

Попробуем рассмотреть первичные эмоции и роль психогимнастики в их понимании.

Интерес

Значение интереса в жизни людей сложно переоценить. Ведь именно с интереса начинается абсолютно все: от общения между людьми до успехов в карьере.

Вообще, интерес — это определенное отношение личности к объекту, зависящее от его эмоциональной привлекательности и жизненного значения.

Первичный интерес у детей носит бессознательный и хаотичный характер. Однако, со временем он вполне может превратиться в потребность.

Чем взрослее ребенок, тем более устойчивы его интересы. Со временем они перерастают в привязанности. Чем сильнее интерес, тем дольше он остается в жизни ребенка.

Положительной особенностью интереса является то, что он способен побуждать человека к реальным действиям. Он представляет собой своего рода внутреннюю движущую силу, помогающую преодолевать возникающие трудности. В учебе или работе.

Популярным упражнением на понимание значения эмоции “Интерес” в психогимнастике является игра в “живые” картины.

Дети как бы всматриваются вдаль, слушают, наблюдают, читают. “Застывшие” позы живых картин дополняются активными играми с придуманными предметами.

Подобные этюды особенно эффективны и необходимы детям, имеющим проблемы с концентрацией внимания. Расторможенным или отстающим в развитии. Полезны при дефектах в эмоциональных выражениях. Помогают научиться сосредотачиваться и удерживать определенный фокус внимания.

Радость

Узнать радость довольно просто. Вытянутые вверх уголки губ, морщинки вокруг глаз — типичные признаки естественной улыбки. А улыбка — первичное проявление радости.

Уже в младенчестве дети начинают испытывать чувство радости. Оно помогает устанавливать межличностные связи. Укрепляет социальные контакты. Увеличивает восприимчивость. Повышает мотивацию. Придает уверенность. Успокаивает и отвлекает.

Нельзя навязать радость принудительно. Но можно создать ситуации, которые способны вызвать чувство радости.

В психогимнастике упражнения на “Радость” выполняются, как правило, по принципу противопоставлений: страдание — удовольствие или борьба — радость победы и другие.

Удивление

Одна из самых кратковременных и определенных эмоций — удивление. Для того, чтобы человек удивился, должно случиться нечто неожиданное.

Как правило происходит следующая последовательность эмоций в зависимости от их окраса в положительную или отрицательную сторону. Удивление — позитивные эмоции — возникновение интереса. Или например, удивление — чувство стыда — испуг.

Считается, что удивление необходимо для того, чтобы вывести эмоциональное состояние из текущего ощущения и дать нервной системе возможность приспособиться к другим условиям.

В психогимнастике этюды с удивлением выразительные и легко повторяемые. Характерными внешними признаками являются широко распахнутые глаза, открытый рот. Приветствуется активная жестикуляция.

Дистресс

Дистресс представляет собой негативно окрашенную эмоцию, характеризующую печаль, горе, страдание. Имитация минорных настроений эффективна в психотерапевтических целях.

Одним из упражнений в психогимнастике является прослушивание минорной музыки и последующее проигрывание настроений, которые она вызывает. Подобная терапия учит детей эмпатии.

Для быстрого переключения настроения у детей сразу после грустной музыки им включают веселые мелодии и также предлагают изобразить вызванные эмоции.

Понимание и сочувствие — это важные элементы эффективной коммуникации. Развивать их необходимо с раннего детства.

Отвращение

Изначально ощущение отвращения проявляется у детей лишь в отношении неприятного запаха и привкуса пищи. Тошнота — первичный признак отвращения.

С возрастом малыш может испытать это чувство по отношению к самому себе, к окружающим или от окружающих. Оно будет выглядеть как брезгливость.

Отвращение сказывается исключительно негативно на личности человека. Оно способствует занижению самооценки, потере чувства собственного достоинства. Все это загоняет в депрессию.

Немало случаев, когда именно данная эмоция доводила людей, особенно подростков, до критических состояний. Вплоть до попыток расстаться с собственной жизнью.

В психогимнастике существуют упражнения, направленные на смягчение эмоции отвращения.

Приходят на помощь некоторые произведения Г. Х. Андерсена. Где достаточно хорошо описана данная эмоция, что помогает детям научиться ее проигрывать. А значит и научится со временем ею управлять.

Гнев

Раскрасневшееся лицо, сдвинутые брови, оттопыренные губы, стиснутые кулаки и активная жестикуляция — вполне типичная характеристика разъяренного человека. В гневе. В ярости.

Уже к двухлетнему возрасту малыши четко отличают мимику угрозы от улыбки. Однако, поначалу дети склонны путать понятия “сильный” и “гневный”.

Известно, что негативные эмоции должны находить безопасный выход. Их нельзя накапливать внутри. Продуктивный выход гнева очищает сознание, обеспечивает ясность мышление.

Психогимнастика учит правильно выплескивать отрицательные эмоции без вреда для себя и окружающих.

Страх

Страх — это одна из самых ранних эмоций, испытываемых человеком. Стоит также отметить, что данная эмоция заразительна и оказывает серьезное влияние на поведение людей как во взрослом возрасте, так и совсем юном.

Первые страхи возникают у малышек по отношению к незнакомым людям, неизвестным предметам.

Следующим типичным страхом является боязнь темноты. Психологи связывают его появление с развитием воображения.Считается, что даже у взрослых именно в темноте наиболее ярко разыгрывается фантазия.

Зачастую дети не могут отличить реальность от вымысла. Отчего у них возникает чувство страха даже от книжных или мультяшных персонажей. Например, боязнь Бабы Яги или Кощея Бессмертного.

С возрастом меняется пониманием страхи и сами страхи. По мере взросления дети начинают бояться несчастных случаев, опасаются за жизнь родных и близких, за собственное существование.

С одной стороны подобные переживания оберегают от совершения опасных глупостей. С другой стороны, фобии мешают жить и наслаждаться радостями жизни в полной мере. Приводят к агрессивности, нервным расстройствам, нарушениям сна, проблемам с речью.

Психогимнастика помогает научится бурно выражать страх в игровой форме. Способствует проработке отдельных ситуаций, вызывающих повышенную тревожность. Вырабатывает психологическую устойчивость к страхам.

Наиболее эффективными признаны этюды, направленные на проигрывание страшных ситуаций и рисование детьми собственных страхов.

Стыд

Психологи единогласно считают стыд одной из самых тягостных социальных эмоций. Ребенок, испытывающий чувство стыда постоянно испытывает чувство страха за свое поведение, боится общественного осуждения. Отчего становиться закрытым и пребывает в состоянии внутреннего конфликта с самим собой и с обществом. Испытывает неудовлетворенность собой, что приводит к развитию закомплексованности.

Чрезмерная застенчивость и робость, мешающие активной социальной жизни, прямое следствие необработанного чувства стыда.

Психогимнастика помогает детям справиться с уже пережитыми ситуациями, в которых они испытали стыд. А также учит тому, как обуздать эту эмоцию в будущем. Гармонизирует душевное состояние.

Психогимнастика по шагам

Упражнений по тренировке психики большое множество, у каждого педагога своя программа, но какая бы она не была, выстраивается она по определённой схеме.

Подготовка

Сюда включаются те упражнения, которые развивают внимание, плавно переходящие в снятие напряжения с целью сократить доверильное расстояние. Здесь создаётся необходимый настрой, снимаются страхи и запреты на откровенное общение. У психологов много таких способов, чтобы расслабиться и довериться.

Так, когда участников гимнастики несколько, то обращаются за помощью к детской игре про зазевавшегося, не успевшего сесть на стул. В индивидуальном порядке применяют метод повторений мимики друг за другом перед зеркалом.

Познакомьте ребёнка с радостью и интересом, удивлением и гневом, страхом и гордостью при помощи жеста, мимики, походки, и это поможет преодолеть порог первоначального недоверия.

Упражнения на внимание могут коснуться звуков за окном, окружающих предметов, прикосновений. Самое главное – делать это с улыбкой, тогда и обстановка станет располагающей. Только после хорошего разогрева приступают к следующему этапу. Кстати, если вы решили начать психогимнастику дома с ребёнком, то на первых занятиях рекомендуют остановиться именно на этой части, не стоит кидаться сразу в омут с головой.

Пантомимика

Эта основная часть занятия посвящается проблеме, которая обсуждается вслух, выказываются мнения и оглашаются переживания. Если всё правильно сделать предварительно, то во время пантомимики творчество начинает бить фонтаном. Будь это обман или ссора, неудача на уроке или страх перед контрольной – кто-то будет изображать действие, а кто-то активно копировать.

Лучше всего меняться местами.

Цель пантомимы – дать испытать разные ощущения посредством подражания и повторения движений, отточить на уровне автоматизма умение задерживать внимание на возникающих чувствах, сравнивать эмоции, менять движения в зависимости от ощущений и воображения.

Поэтому напрягаемся-расслабляемся, делая это резко-плавно, часто-медленно, свободно передвигаемся и сталкиваемся с препятствиями.

И в результате вы увидите, что ваш ребенок «вошёл в колею», умело чередуя движения, улучшив настроение и сбросив напряжение. Кстати, если вы не готовы обсуждать конкретную ситуацию из жизни ребёнка и переживаете, что он не сможет доверительно обо всём рассказать, подберите и проиграйте похожую проблему из сказки, почему нет?! Сказкотерапию то никто не отменял.

Методика проведения психогимнастики

Психогимнастика проводится согласно методике включающей в себя четыре основных этапа (или фазы):

  1. Этюды, выполняемые при помощи мимики и пантомимики.
  2. Выражение конкретных качеств характера и определение присущих им эмоций.
  3. Психотерапия.
  4. Снятие психического и эмоционального напряжения.

На первом этапе малышам предстоит познакомиться с конкретными эмоциональными состояниями. На помощь приходят жесты, мимика, пантомимика.

Вторая фаза направлена на изображение чувств, вызванных социальной средой. Как правило, проигрываются модели поведения известных персонажей с ярко выраженными чертами характера.

На третьем этапе происходит коррекция уже сложившихся поведенческих особенностей ребенка, посредством моделирования конкретных ситуаций.

На четвертом этапе происходит снятие психоэмоционального напряжения. Детей настраивают на позитивное настроение, прививают желательные черты характера и модели поведения.

Упражнения

Примеры типовых упражнений психогимнастики.

Слепой танец

Целью данного упражнения является развитие доверия между детьми и снятие мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Одному ребенку из пары надевается на глаза повязка. Он играет роль “слепого”. Второй малыш остается зрячим и выполняет ведущую роль в дуэте.

Дети берутся за руки и танцуют вместе под мелодичную легкую музыку. Танец длится около двух минут. После детям предлагают поменяться ролями.

Если тревожный малыш отказывается закрывать глаза, то рекомендуется не настаивать. Пусть танцует с открытыми глазами.

Зайки и слоны

Игра направлена на повышение самооценки у детей. Дает возможность почувствовать себя сильными и смелыми.

Сначала ребятишкам предлагают вжиться в роль зайчишек-трусишек. Деткам задается вопрос: “Как себя ведет зайка, когда испытывает страх?”. Если они затрудняются ответить, то им следует подсказать, изобразив дрожь.

Далее разыгрывается сцена, в которой идет страшный волк. Маленькие трусливые зайчики разбегаются по комнате. Прячутся. Дрожат.

После этого дети возвращаются. Им предлагается представить себя большими и сильными слонами. Разыграть его величавую спокойную походку.

Детям рассказывается о том, что смелые слоны не боятся даже тигра. Сохраняют спокойствие в его присутствии. Ведущий играет роль тигра, а дети показывают как ведут себя слоны в такой ситуации.

После завершения игры ребята усаживаются в круг. Обсуждаются ощущения каждого ребенка в обеих ролях. Важно понять в какой из них им понравилось больше и почему.

Упражнения для психогимнастике в начальной школе

«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Упражнение на расслабление мышц шеи.

Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо… А потом опять вперёд — Тут немного отдохнёт… Шея не напряжена и расслаблена!!! А Варвара смотрит вверх! Выше всех, всё дальше вверх Возвращается обратно, Расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена!!! А теперь посмотрим вниз Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно, Расслабление приятно!!! Шея не напряжена и расслаблена!!!

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ»

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните в белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой подушке. Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд)

Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в этом классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь добрый, свежий и внимательный.

«У М О Р Я»

Сядьте поудобнее и закройте глаза…Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия — такое место в душе, где тихо и спокойно. Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным. Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг, и ты обнаружишь, что на берегу ты совсем один. Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видишь играющие в волнах блики. Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый вкус моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя далеко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море даст тебе какой-нибудь ответ. Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя… Возможно, море покажет тебе какую-нибудь картину, какой-то образ… Возможно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ… Может быть, и так, что море просто подскажет тебе новые слова, чтобы ты смог чётко и ясно сформулировать свой вопрос (Пауза 30 секунд). В любом случае, теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим ме-стом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]