Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме. Запиши их названия и авторов.
Выставку «О братьях наших меньших» я бы дополнил произведениями о жизни животных, такими как:
1) «Рассказы о жизни животных» Бориса Житкова;
2) рассказом «Мои звери» дрессировщика Владимира Дурова;
3) рассказами «Кто как поет» Виталия Бианки;
4) сборником «Лесной голосок» Георгия Скребицкого;
5) стихотворением Чуковского «Ежики смеются».
Литературное чтение
Мы познакомимся:
- с произведениями Н. Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина, Б. Житкова, которые открывают волшебный мир природы.
Мы научимся:
- сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных;
- определять последовательность событий, составлять план и подробно пересказывать по этому плану произведение.
Мы будем учиться:
- видеть красоту природы;
- определять героев произведения, рассказывать о них, выражать своё отношение к ним.
Н. Сладков
Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так:
Однажды мама курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах желтенького беззащитного утенка.
Он потерялся и был очень напуган.
Курица подбежала к нему, и спросила, почему он гуляет один.
Утенок рассказал, что во время утренней прогулки с семьей, он отбился от них и потерял след.
Утенок пытался найти дом, но еще больше заблудился.
Добрая курица повела утенка к себе в курятник.
Она рассказала своим детишкам о беде, что случилась с их маленьким гостем.
Цыплята начали жалеть утенка и утешать, что его мама обязательно найдется.
За несколько дней, утенок стал куриной семье как родной.
Маленькие цыплята так полюбили нового братика, что даже не хотели, чтоб он когда-то ушел в свой дом.
Но курица понимала, что где-то переживает мать утенка и она обязана помочь найти семью малыша.
Поэтому одним вечером пошла курица с утенком на поиски родной матери.
Ходили — блудили они долго и вот утенок увидал вдали дом, что был очень похож на хозяйский.
Пошли они к нему, зашли во двор, а там сидела утка со своими утятами и все вместе плакали.
— Мама, не плачь! – сказал утенок.
Утка подняла голову, подбежала к своему ребенку и крепко-накрепко обняла.
Шустро подбежали братики и сестрички утенка и тоже начали к нему прижиматься и радоваться, что он нашелся.
Оказывается, они его уже везде обыскались и сильно боялись, что с ним что-то произошло.
Утка поблагодарила курицу, что та спасла и приютила ее ребенка, еще и помогла найти дом.
С того времени утенок стал внимательнее, больше не отстает на прогулках.
Он вместе со своей семьей постоянно ходят в гости ко второй своей семье – куриной.
Теперь утята и цыплята — настоящие друзья!
___
Возьми в библиотеке книгу Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её.
Похожа ли эта сказочная история на ту, которую придумал ты сам? Данные сравнения занеси в таблицу
Читательский дневник «Гадкий утенок»
Докажи, что произведение М. Пришвина «Ребята и утята» является рассказом.
Читательский дневник по рассказу «Ребята и утята»
Произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» является рассказом, а не стихотворением, потому что в нем не используется рифма и ритм, а проза.
В основе рассказа лежит одно событие, а именно баловство ребят с утятами.
В произведении присутствуют отрицательные герои (ребята) и положительные герои (автор, утка и утята).
Герои совершают разные поступки, имеют разные характеры и действуют по-разному.
В конце произведения отрицательные герои — ребята становятся положительными, совершив хороший поступок, так как выпускают утят и понимают свою вину.
Викторина «О братьях наших меньших»
1. Самое большое млекопитающее на Земле? (Кит. Его длина 33 м, а вес -150 тонн).
2. Самое маленькое млекопитающее (Землеройка, ее
вес около 2 г).
3. Что вы знаете о медведе-вегетарианце? (Панда или бамбуковый медведь, питается исключительно побегами
бамбука).
4. Какое животное водится только на территории России? (Соболь).
5. У какого морского животного 3 сердца и голубая кровь? (У осьминога).
«Рыбы»
1. Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.).
2.
Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. Назовите ее
(Неон).
3. Эта рыба — самый крупный хищник в реках нашей страны (Сом).
4. Их битва для жителей Таиланда не менее увлекательна, чем коррида в Испании (Сиамские петушки).
5. Так называется и аквариумная рыбка и астрономический прибор (Телескоп).
6. В Польше и Чехии эту рыбку называют шпротом, амы так же, как и в Эстонии (Килька).
7. Эта черноморская акула не представляет никакой угрозы для отдыхающих (Катран).
8. Именно эту рыбу успешно использовали для борьбы с малярией (Гамбузия).
9. Эта мелкая хищная рыбка строит гнездо в воде, заботясь о потомстве (Колюшка).
10. У этой рыбы самцы вынашивают икринки в сумке на брюхе (Морской конек).
11. Самая большая рыба Дона (Белуга).
12. Самая маленькая рыба Дона (Бычок).
13. Рыба, откладывающая самое большое количество икринок (Луна-рыба, 300 млн икринок).
14. Где откладывает икринки речной угорь? (В Саргас-совом море Атлантического океана).
15. Какую промысловую рыбу считают одомашненной? (Зеркального карпа).
16. Все ли рыбы откладывают икру? (Нет. Есть живородящие, например, гуппи).
УРОК- ПРОВЕРОЧНЫЙ КРОССВОРД
Цель:Закрепление полученных знаний в игровой форме. Методика проведения:
Ученики получают карточку (2,5 х 3,5 см, имеющую 5-7 строк). Они пронумерованы по горизонтали, как вобычном кроссворде, а внизу написаны вопросы.
В течение определенного времени (обычно 20-30 сек. дается на один вопрос) ученик заполняет карточку — решает кроссворд, вписывая в клетки ответы, а на обороте ставит свою фамилию. Если работа сделана правильно, то в последней колонке читается «проверочное» (для учителя) слово.
УРОК В ФОРМЕ ИГРЫ «ЛОТО».
Игру в «Лото» целесообразно проводить по темам программы, содержащим значительный объем материала.
Цель:Работа учащихся с темами программы, содержащими значительный объем материала.
Ход урока:
Ученикам предварительно сообщается тема и дата проведения урока, общая направленность выносимых на него вопросов, методика организации занятия и оценка работы.
Ученики получают карточки с заданиями; дифференцированные по сложности работы карточки имеют порядковые номера. В течение 10-15 минут ученикам на листках предлагается подготовить ответы на вопросы или задания.
Игра в лото: в произвольном порядке из конверта учитель достает небольшие квадратики с номерами и объявляет номер. Ученик, имеющий карточку-задание с тем же номером, дает ответ.
Основные правила:
— нельзя допускать паузы, чтобы не поощрять невнимательность учеников и не снижать темпа игры;
— оценивается только прочтенная запись на листке, а не число доставшихся ученику в ходе урока «номерков»;
— ответ должен быть написан кратко и четко, так, чтобы было предельно ясно содержание вопроса; •иногда ученику предлагается прочитать и сам вопрос;
— если ответ полный и верный, то «номерок» отдается его «хозяину» и тот прикрепляет его скрепкой к своей карточке;
— если необходимо уточнение или дополнение, то предлагается это сделать желающим, которые выражают свое намерение поднятием руки; номерок в этом случае получает тот, кто дал лучший ответ; если же такого ответа не последовало, то номерок остается у учителя.
ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ-ЛОТО ПО БИОЛОГИИ
Для проведения игры ученикам предлагается начертить в тетрадях прямоугольное игровое поле (рисунок) — 2 ячейки по вертикали и 3 по горизонтали.
Оптимальный размер каждой ячейки — 9 тетрадных клеточек в длину и 4 в ширину.
Каждому ученику выдается карточка с терминами, которые он должен вписать в ячейки своего игрового поля (можно изобразить на доске три варианта заполненных
карточек).
Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. При предлагаемой последовательности вопросов вслучае правильного заполнения ряды или столбцы таблиц должны оказаться закрытыми кружками одного цвета — это значительно облегчает проверку.
В ходе игры учитель достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Если все карточки оказываются заполненными правильно — ученику выставляется оценка «5». Если один ответ неверный — «4». Остальные оценки не выставляются (можно не ставить и «4»).
Лото по теме «Побеги»
Используются три варианта карточек.
Вопросы составлены в таком порядке, что первый столбец заполняется кружками одного, второй — другого, а третий — третьего цвета.
Термины-ответы на игровых полях:
Я карточка.
Очередное | Генеративная | Сетчатое |
Конус нарастания | Мутовчатое | Простое |
2-я карточка
Сложный | Пазуха листа | Супротивное |
Почечные чешуйки | Вегетативная | Дуговое |
3-я карточка
Листовой рубец | Вставочный | Узел |
Верхушечная | Междоузлие | Параллельное |
Вопросы:
Каждая последовательная пара вопросов предлагает использование кружков одного цвета.
1. Как называется расположение почек одна за другой? (Очередное).
2. Как называется самый кончик почки с образовательной тканью? {Конус нарастания).
3. Как называется крупная округлая почка с зачатками цветов? (Генеративная).
4. Как называется расположение листьев по три и более на одном месте? (Мутовчатое).
5. Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками? (Сетчатое).
6. Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком? (Простые).
7. Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок и имеющий общий черешок? (Сложный).
8. Что защищает почки от неблагоприятных условий? (Почечные чешуйки).
9. Как называется угол между черешком листа и стеблем? (Пазуха листа).
10. Как называется почка, имеющая только зачатки листьев? (Вегетативная).
11. Как называется расположение почек одна против другой? (Супротивное).
12. Как называется жилкование в виде дуг? (Дуговое).
13. Как называется след, оставленный листом? (Листовой рубец).
14. Как называется почка, находящаяся на конце ветки? (Верхушечная).
15. Как называется рост у растения междоузлиями?
(Вставочный).
16. Как называется расстояние между узлами на стебле? (Междоузлие).
17. Как называется место на стебле, где развиваются листья и почки? (Узел).
18. Как называется жилкование, при котором длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке? (Параллельное).
УРОК — «ДОМИНО»
Почти все ученики ленятся запоминать формулы. Запомнить же их необходимо. Это позволяет сделать игра «Домино».
Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной формулировке соответствует несколько формул. 10-20 минут игры в такое «домино» достаточно для прочного запоминания многих формул.
УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ
Могут быть разными по содержанию, по организации и структуре. Наиболее часто проводятся с целью повторения или обобщения изученного материала.
Виды;поединок, бой, эстафета, соревнования и др.
Цель:Воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.
Формирование у учащихся умений соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задачи, использовать все свои возможности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Любой урок данного вида включает 3 основных этапа:
— подготовительный,
— игровой,
— подведение итогов. Подготовительный этап. Формирование команд. Определение жюри.
Подбор задач, оборудования для подготовки экспериментальных задач и материалов для кратких сообщений.
Основная часть.
Член жюри делает первое сообщение.
Разминка (решение командами задач, объяснение опыта).
Конкурс капитанов (решение экспериментальных задач).
Член жюри делает второе сообщение. Конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение задач.
Подведение итогов
и объявление результатов.
1 вариант.
Цель— закрепление умений решать задачи разных типов по предмету.