Ход наблюдения:
Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Каких зимующих птиц вы знаете?
· Трудно ли птицам добывать корм зимой?
· Что нужно смастерить для корма?
С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири)
приближаются к жилью человека.Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли
(заснули)
. Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.
Наблюдение за синичкой
Цели: расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.
Дневник наблюдения за погодой
Дневник погоды
Учитель начальных классов: Гусева Т.О.
Предназначение дневника наблюдений за погодой
Дневник наблюдения за погодой – это календарь, в котором расписаны по дням факторы, определяющие изменения в окружающем мире:
- температура воздуха;
- сила и направление ветра;
- влажность;
- облачность;
- атмосферное давление.
Как сделать
Чтобы дневник получился красивым, аккуратным и по нему было легко ориентироваться, работу следует правильно организовать. Для этого понадобятся:
- ручки разных цветов;
- фломастеры или гелевые ручки;
- простой карандаш;
- линейка.
Существует два наиболее удобных способа работы с дневником наблюдений:
- Страница делится на 5 вертикальных столбцов. В них вписываются показатели наблюдений (температура воздуха, влажность и т.д). Далее делим поле на 7 горизонтальных строк по количеству дней недели. Вверху подписываем месяц и промежуток дат.
2. Страница делится на 6 столбиков, первый из которых – дата, а остальные – данные о погоде.
Проявить свою креативность ребёнок может в оформлении обложки такой тетрадки.
Ещё один необходимый нюанс: первую страницу дневника следует посвятить расшифровке условных обозначений, которые будут использоваться в календаре.
Приборы.
- Для ведения календаря погоды необходимы специальные приборы, позволяющие получить объективные данные:
- уличный термометр;
- компас;
- барометр-анероид (этот прибор показывает не только атмосферное давление, но и влажность воздуха);
- флюгер (для определения направления ветра);
- осадкомер.
Компас
Флюгер
Барометр-анероид
- Чтобы не покупать флюгер, можно воспользоваться старым проверенным способом: становимся лицом на север, мочим палец и поднимаем его вверх – с какой стороны пальчик быстрее высох – в том направлении и дует ветер.
В качестве осадкомера используем маленькое ведёрко, которое за сутки заполняется дождевой водой или снегом. После этого выливаем жидкость в мерный сосуд и делим показатель на 10 – это и есть количество осадков в миллиметрах водного слоя
Главное условие ведения дневника погоды – запись показателей в одно и то же время.
При этом не стоит надеяться на свою память и «накапливать» данные: значения лучше вносить сразу после измерения, например, ежедневно в 15.00.
- Начать лучше с температуры воздуха. Только убедитесь, что термометр висит в тени, в противном случае показания будут неправильные.
- Затем записываются влажность и давление.
- После этого смотрим в окно и определяем облачность.
- Заносим в дневник данные о направлении ветра и количестве осадков.
Если каких-то данных нет (к примеру, осадков), то в графе ставим прочерк. Дополнить недостающую информацию можно восполнить прогнозом погоды в интернете.
Запиши дату первой грозы.
Выполнение:
Первые весенние грозы можно наблюдать в начале мая. Явление это не частое, но и не редкое. Запишем дату первой грозы.
Задание 4.
Понаблюдай и запиши, когда зацвели:
Выполнение:
Мать-и-мачеха. Это растение является первоцветом, и оно зацветает весной одним из первых. Часто мать-и-мачеха цветет уже в конце марта, но бывает цветение растения, начинается и в апреле.
Ива. Ива также цветет очень рано, обычно в середине апреля.
Одуванчик. Это растение также начинает цвести довольно рано, когда лужайки очищаются от снега. В большинстве регионов цветение одуванчика начинается в середине апреля.
Яблоня. Цветение яблони происходит каждый в год в разное время. Оно не привязано к конкретной дате, ведь для его начала температура воздуха должна быть на уровне 16-18 градусов несколько дней подряд. Начало цветения яблони может прийтись на конец апреля, начало мая или даже его середину.
Ландыш. Цветение ландыша может начаться в конце апреля, но чаще это случается уже в мае, и продолжается больше месяца.
Задание 5.
Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья:
Выполнение:
Орешника. Листья орешника начинают распускаться в середине апреля, но в более северных регионах они появляются только в мае. Запишем дату появления первых листьев у орешника.
Берёзы. Это дерево также распускает листья в конце апреля – начале мая. Запишем в дневник дату появления первых листочков у березы за окном.
Яблони. Листья яблонь, в зависимости от региона, могут распуститься в конце апреля или начале мая.
Дуба. Некоторые виды дубов распускают листья довольно рано, в середине апреля, но другие, так называемый дуб зимний, распускает листья только в начале-середине мая. Отметим в дневнике конкретную дату.
Задание 6.
Отметь, когда впервые в этом году тебе удалось увидеть:
Выполнение:
Бабочку. Первые бабочки появляются весной очень рано, лишь только солнышко начинает ощутимо прогревать воздух. Эти бабочки зимуют на чердаках, в дуплах деревьев и других укромных местах, и вылетают, только почувствовав тепло. Обычно первых бабочек можно наблюдать уже в марте. Это крапивницы, павлиний глаз, лимонницы.
Скворца. Скворцы – одни из первых весенних птиц в наших краях. Уже в конце марта они прилетают на Родину и занимают свои старые скворечники.
Ласточку. Ласточки более теплолюбивые птицы и поэтому прилетают они только в конце апреля-начале мая, когда на улице становится действительно тепло.
Задание 7.
Запиши, каких ещё животных тебе удалось увидеть весной.
Выполнение:
Весной можно увидеть в парках и лесах и тех животных, которые не ложились в зимнюю спячку, и тех, которые проснулись после нее.
Точно также легко встретить белку, появляются бурундуки, сурки. Можно встретить просыпающихся змей, а к концу весны и земноводных, лягушек и жаб.
Задание 8.
Другие наблюдения.
Выполнение:
Запишем те наблюдения изменений в живой и неживой природе, которые нам удалось наблюдать этой весной.
Например: солнечный день увеличивается, день начинает превышать по продолжительности ночь, солнце все выше поднимается над горизонтом. Просыпаются звери, которые впадали в зимнюю спячку – медведи, ежи, барсуки, сурки.
Задание 9.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны прошлой весной. Выдели сходство и различия.
Выполнение:
Сходства: увеличивается световой день, снег тает, расцветают цветы, появляются листья на деревьях, возвращаются перелетные птицы, а звери пробуждаются после зимней спячки. Реки вскрываются ото льда, происходит половодье. Весной случаются грозы.
Различия: погодные условия в одни и те же дни разных лет не совпадают. Отличаются температура и погодные явления.
Наблюдения в природе летом
Задание 1.
Учись распознавать цветущие травянистые растения. Запиши, какие растения тебе удалось определить.
Выполнение:
Летом цветут почти все травянистые растения, их очень много. Достаточно определить несколько из них.
Например, легко определить по цветкам одуванчик или нивяник, похожий на ромашку, но растущий на лугу. Легко узнать цветущий колокольчик или фиолетовые петушки мышиного горошка, очень просто узнать розовые шарики клевера или колоски мятлика. Хорошо заметны белые головки тысячелистника.
Запишем несколько названий цветущих растений.
Задание 2.
Понаблюдай, когда в этом году началось и закончилось цветение липы. Запиши примерные даты.
Выполнение:
Липа – почти единственное дерево, которое начинает цвести в средине лета. Начало ее цветения приходится на вторую половину июня, а окончание цветения на первую половину июля.
Задание 3.
Учись распознавать грибы и ягоды. Запиши, какие грибы и ягоды тебе довелось собирать летом.
Выполнение:
Для сбора грибов следует отправиться в лес. Там, во второй половине лета можно собрать богатый урожай летних грибов. Среди них могут быть боровики, подберезовики, маслята, сыроежки, рыжики и лисички.
Летние ягоды можно собирать не только в садах, но и в лесу или на лугах. Это могут быть земляника, костяника, малина, ежевика, дикорастущая смородина.
Задание 4.
Учись распознавать животных и наблюдать за ними. Запиши, каких животных тебе удалось увидеть летом:
Насекомых. Насекомых летом очень много и не заметить их очень трудно. Это надоедливые мухи и комары, красивые бабочки и стрекозы, грозные жуки и пчелы, работящие муравьи.
Птиц. Птиц летом тоже значительно больше, чем зимой. Можно легко увидеть даже в городской чете таких представителей пернатых как кукушку, дятла, славку, коршуна, грача, соловья, иволгу, дрозда.
Зверей. Даже в городских парках летом кипит жизнь, и любой человек может увидеть в естественных условиях белок, бурундуков, ежей, даже лисиц. Ну а лесах можно встретить оленей, кабанов, медведей, енотов, бобров, ондатр и многих других зверей.
Других животных. Здесь можно назвать представителей других видов животных, которых вам повезло наблюдать. Например: ящериц, змей, лягушек и жаб, тритонов, улиток, может быть ракушек и медуз, различных рыб. Задание 5.
Другие наблюдения
Выполнение:
Здесь мы расскажем о том, что еще любопытного удалось вам наблюдать этим летом.
Это может быть необычайно крупный град, смерчи, которые все чаще встречаются на территории России. Это могут быть ливневые затяжные дожди.
Обязательно следует указать о продолжительности дня, которая летом максимальная. Можно сказать о том, каких детенышей животных вам удалось увидеть.
Задание 6.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны прошлым летом. Выдели сходство и различия.
Выполнение:
Сходство: лето самое жаркое время года, когда ночи самые короткие, а дни самые длинные. Летом не бывает снега, зато может пойти град, причем град случается после самой сильной жары. Температура летом никогда не опускается ниже нуля, реки могут пересыхать, наблюдаться засуха.
Различия: погодные условия в одни и те же дни разных лет не совпадают. Отличаются температура и погодные явления.