Конспект урока в 1 классе по предмету «Окружающий мир» на тему «Мы- часть окружающего мира»


План-конспект урока по окружающему миру для 1 класса по УМК «Школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Медведская основная общеобразовательная школа

Урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России» с использованием активных методов обучения.

Тема: «Что общего у разных растений?»

Разработала и провела:

учитель начальных классов Холеева Т.В.

октябрь 2020 год

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: на материале теории и практики научиться классифицировать группы растений по их характерным признакам; различать органы растений и их функции. Выработать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи:

— воздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой; — совершенствовать знания учащихся о живой и неживой природе, выработать умение распознавать группы растений, органы растений; — способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме, стимулировать познавательную активность учащихся, содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно; — воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: знать, как называются со­ставные части растений и для чего они нужны.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать части растений и знать, для чего они служат, знать о значении растений в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Формировать элементы учебного сотрудничества, умения строить речевые высказывания.

Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к растениям; понимать значение растений в нашей жизни, обеспечить мотивацию учебной деятельности

Методы Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма работы Коллективная, индивидуальная, парная.

Ресурсы

Учебник по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова часть 1, рабочая тетрадь; у учителя — компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки для парной и индивидуальной работы

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Наш урок хочется начать такими словами: Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений — мы вместе сочиним урок!

— Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» — Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Психологический настрой. Мы-умные, Мы-дружные, Мы-внимательные, Мы- старательные, В 1 классе учимся, все у нас получится!

II. Актуализация и коррекция опорных знаний. — Сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие. Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса. Человек и время года — Это всё вокруг… (Природа).

Первая остановка «Природа» Девиз: Всё что знаем, повторяем. Мир Природы нас окружает И блиц – опрос нам предлагаетКоллективная работа – На какие 2 группы делится природа?

(Какая бывает природа?) (Живая и неживая) — Назовите признаки живой природы. (рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть) — Приведите примеры объектов живой природы.

(Приводят примеры)

Знания проверили, проверим ваши умения Всё, что знаем, проверяем. Проверим, как вы умеете различать объекты живой и неживой природы. Работать будем в парах. Игра «Живое и неживое» Парная работа

(Конверт №1)берёза, сирень, одуванчик — Ваша задача определить, какие предметы (объекты) относятся к живой природе, какие к неживой природе и разложить их в соответствующие корзинки. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в красную – неживой природы. (Показ корзинок) А сейчас, проверим, верно ли вы справились с предложенным заданием. Проверка.

«Вопросы высокого порядка» — понимание

(Доказывают, почему предметы относятся к той или иной природе), исправляют допущенные ошибки. Поднимите руку, у кого осталась лишняя картинка. — Какая картинка лишняя?

(Н-р: машина, самолёт, дом и т.д.) Коллективная работа

— Почему вы считаете, что она лишняя? (Сделано руками человека) Верно, это результат человеческого труда, поэтому не относится к природе. С первым заданием справились на «5», можно дальше продолжать.

Физминутка. Ровно встали, улыбнулись, высоко все потянулись, Дружно вместе все присели и назад за парты сели.

III. Новая тема и цель урока. Отгадайте загадки:

Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)

У растений он бывает вьющимся, цепляется за любые предметы, у дерева он крепкий, толстый (стебель)

Рыжий Егорка

Упал в озерко. Сам не утонул. И воды не всколыхнул (лист)

Жёлтые, пушистые, шарики душистые (цветок)

Растёт коробочка, в ней семена (плод)

Учитель прикрепляет отгадки вместе с рисунком отгадки на доску.

Зачем нужна та или иная часть растению?

Давайте прочитаем снизу вверх. Что получилось?

Предположите, о чём будем говорить на уроке?

IV.Восприятие и первичное осознание нового материала. Вторая остановка «Группы растений.» Назовите растения, которые вы видите .

(Ёлка, берёза, смородина, сирень, ромашка, одуванчик)

Задание «Найди пару»Парная работа

— Найти ответ на первый вопрос (На какие группы делятся растения?) нам поможет задание «Найди пару» (Конверт №2) Набор из 3 карточек ёлка, смородина, ромашка.
Задание: Найдите пару для каждой картинки, постарайтесь объяснить, почему составили именно такие пары. (Составляют пары с предыдущими картинками из конверта №1 «Живая природа») — Сколько пар получилось? (3) — Какие же пары у нас получились? Интересно, а к каким группам растений они относятся? (Ёлка и берёза – это …деревья. Назовите их характерные признаки СТВОЛ – ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ УТОЛЩЁННЫЙ СТЕБЕЛЬ Смородина и сирень – это… Одуванчик и ромашка – это… Сравниваем по высоте, количеству стеблей, толщине, продолжительность жизни. Проверяем по учебнику. — По каким признакам вы можете, отличить дерево от кустарника? — Теперь вы знаете, на какие группы делятся растения? Назовите.
(Деревья, кустарники, травы)

Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». Проверим, научились ли вы различать группы растений. (Конверт №3) – для каждого учащегося. Индивидуальная работа

(В конверте 1 растение, которое относится к одной из изученных групп). Задание: Определите, к какой группе относится ваше растение, и высадите его на нужной полянке. (Учащиеся прикрепляют растение на доске. Индивидуально спрашиваю, почему сделали такой выбор.

Докажи(- Почему вы считаете, что данное растение относится к группе деревья (кустарники, травы)? — Оцените свои знания.

Физминутка Включить музыку. Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья).Дерево засыпает (дети обнимают себя).

Третья остановка «Органы растений» — Вот то, что у человека есть органы, я точно знаю, мы с вами это уже изучили. Игра «Доскажи словечко» дети говорят концовку стихотворения и объясняют, какой это орган чувств. Видеть папу, видеть маму, Видеть небо и леса помогают нам…(глаза) Глаза – это орган…. (зрения)

Запах хлеба, запах меда, Запах лука, запах роз различить поможет…(нос) Нос – это орган… (обоняния)

Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки, Бывают слушки и не слушки. Что же это? Наши…(ушки) Уши – это орган … (слуха)

Чтоб попробовать компот, есть у человека…(рот) Язык – это орган… (вкуса)

Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое… Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…(кожа) Кожа – это орган… (осязания)

— Неужели органы есть и у растений? (Может быть они тоже могут видеть, слышать, говорить?) — Какие органы есть у растений? — Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?) На эти вопросы нам и предстоит найти ответ. Задание «Собери картинку»Парная работа (Конверт №5) Пазлы – органы растений — Какое растение у вас получилось?

К какой группе относится? — Из каких частей состоит? — Какие общие части есть у дерева и трав?


Проверка по учебнику. Читаем об органах растений, если о чём-то не сказали, дописываю (Н-р: плоды, семена)

Индивидуальная работа (Конверт №6) Перед вами изображение растений, самостоятельно определите его органы и укажите его буквой (к- корень, л – листья, с – стебель, ц — цветок) Проверка. — Нашли ли мы ответ на вопрос, какие органы есть у растений? — Оцените свои знания.

Физминутка. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер выше, выше, выше, Деревцо все ниже, ниже… Четвёртая остановка «Береги природу» На которой нам нужно ответить на вопрос, как мы должны относиться к растениям? Ситуативная минутка «Как бы вы поступили?» 1. Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь Да кричать:«Я здесь храбрец!» -Что, он вправду молодец? -Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик? -Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль дорог, двора? 2. Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку. А подумайте вот только: Ну, зачем цветов рвать столько? Вопросы классу: Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему? 3. Деревья садят дети, А две подружки эти Глядят со стороны. Стоят, не помогают И деток убеждают: «Деревья не нужны» — Верно ли это утверждение девочек?

Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает! — Оцените свои знания.

V.Обобщение и систематизация знаний.

Деревья высокие, а кустарники … (Низкие) У трав стебель, а у деревьев … (Ствол) У дерева один ствол, а у кустарника (Несколько, много) У трав стебель тонкий, а у деревьев… (Толстый)

На доске цветок с лепестками вопросами. 1.На какие группы делятся растения? 2.Назовите органы растений. 3.Почему растения относятся к живой природе? 4.Чем деревья отличаются от кустарников? 5. Где можно применить растения? (Что из них делают?) 6. Что будет, если Я сорву цветок, если ТЫ сорвешь цветок… (Если ВСЕ: и я, и ты – если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты и деревья, и кусты… И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – если МЫ сорвем цветы..).

VI.Рефлексия.
Итог урока.
— Что общего у всех растений?

— Какую роль играют растения в жизни человека? (очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение)

— Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (не рвать растения, не ломать, ухаживать, сажать растения)

Ни все тайны приоткрыл для нас сегодня мир растений. — На какой вопрос мы с вами не ответили? (Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)) Я предлагаю вам выступить в роли учёных — исследователей и дома самостоятельно найти ответ на данный вопрос. А помогут вам в этом наши помощники (Учебник, книги о растениях, интернет и т.д.)

Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Самооценка

(у детей по 3 смайлика )

— Кто про себя может сказать: Я активно работал на уроке! Я – молодец! (жёлтый смайлик).

— Кому на уроке было интересно? Кто для себя сделал открытие? (Дети дают ответы)

У кого возникли затруднения? (зелёный смайлик) (Спросить, какие затруднения были у детей)

Кому на уроке было скучно? (красный смайлик) (Спросить, почему?)

Окружающий мир 4 класс

4 3 2 4 3

1. На пороге нового путешествия (содержание курса и его цели).

– Давайте проверим ваши предположения. Откройте с. 6–7. Что вы увидели? Прочитайте название раздела I. (Раздел называется «Человек». На рисунке изображён человек внутри кругов, которые, вероятно, обозначают общество.)

– Правильно. Прочитайте текст на с. 6. Ответьте на вопрос, что мы будем изучать во время путешествия?

Ученики читают текст (самостоятельно про себя или по предложению по цепочке), делают вывод по тексту: будем изучать особенности человека, а также то, как человеку жить в обществе.

– Обратимся к таблице «Знаем – узнаем». Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+».

– Все версии подтвердились? (Нет.) Давайте проверять дальше. Откройте с. 44–45. Что ещё вы увидели? Прочитайте название раздела II. (Раздел называется «Человечество». На рисунке изображены те же круги общества, но они как бы в движении из прошлого через настоящее в будущее.)

– Правильно. Прочитайте текст на с. 45. Ответьте на вопрос, что ещё мы будем изучать во время путешествия?

Ученики читают текст (самостоятельно про себя или по предложению по цепочке), делают вывод по тексту: будем изучать, как менялось общество на протяжении своей истории и каким оно стало сейчас.

– Обратимся к таблице «Знаем – узнаем». Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+».

– С сегодняшнего дня мы начинаем изучать раздел I «Человек». Давайте проверим, готовы ли вы изучать данный материал – хватает ли у вас жизненного опыта. Попробуйте выполнить задание на с. 7.

Ученики работают в парах или группах (задание можно разделить – каждому ряду дать разные вопросы), пытаются ответить на вопросы. Скорее всего, качественных ответов будет немного, но именно на это и следует сделать акцент учителю. Трудность задания послужит мотивацией к её преодолению, то есть к изучению курса.

– Молодцы, вы уже немного знаете об особенностях людей, о том, как жить в обществе. Как вы думаете, вы уже достаточно знаете? (Нет.) А вам хочется узнать об этом больше? (Да.)

– Кто отправится с нами в путешествие? (Что вы можете сказать о ребятах, изображенных на с. 6? (Это Илюша и его младшая сестра Анюта, герои книги «Моё Отечество».)

– Верно, они снова будут нам помогать.

2. По каким правилам будем играть? (технология)

– Давайте вспомним, по каким правилам мы играем (как занимаемся по учебнику). Что обозначают условные знаки на страницах учебника?

Учитель вывешивает на доску условные знаки проблемно-диалогической технологии. Ученики вспоминают их значение. Проверка осуществляется по тексту учебника на с. 3–5.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чему мы научимся с помощью нового учебника «Человек и человечество»)?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. В ответах учеников должны прозвучать содержание, цели и технология работы по учебнику.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: