Критерии оценивания по окружающему миру.
Основная цель контроля по окружающему миру — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ — системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контрольпо окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценкизнаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
— неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
— нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
— неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
— ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
— незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
— отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
— ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
— неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
—
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
— неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
— отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;
— неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;
— неточности при нахождении объекта на карте.
Окружающий мир: контроль и оценка знаний
Актуальность вопроса
Предмет «Окружающий мир» помогает ребенку социализироваться, приспособиться к жизненным ситуациям, привыкнуть к обществу. Назовем основные проблемы контроля и оценки в этой области:
- Много заданий, не имеющих прямого отношения к содержанию планируемых результатов. Эти задания отнимают время и часто являются нецелесообразными.
- Мало заданий, проверяющих практические умения и навыки детей: «как бы ты поступил, если бы…», «какой метод изучения применил, если бы…».
- Почти отсутствуют задания, которые проверяют уровень интеллектуальной деятельности учащихся: логическое мышление, воображение, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выбирать признак классификации. Нет заданий на постановку гипотезы и выбор доказательств, мало заданий на поиск ошибки.
- Много заданий на проверку памяти, повторение текстов («учим наизусть учебник»).
Тем не менее, школьники любят предмет «Окружающий мир». На этих уроках меняется роль ученика. Из слушателя и зрителя, который должен прочитать, запомнить, пересказать, ребенок превращается в исследователя – анализирующего, сравнивающего, делающего разного рода выводы. Жаль, что устаревшие способы контроля снижают эффективность изучения предмета.
Переход к современной системе оценки
Есть два типа контроля знаний: односторонний (традиционный) и обратного действия (современный). Ориентируясь на второй тип, педагогу следует ставить перед собой ряд задач:
- Анализ достижений для корректировки учебного процесса («Как необходимо изменить обучение, чтобы…»).
- Анализ влияния процесса обучения на личность ученика.
- Формирование самоконтроля и самооценки у школьника.
Если педагог не анализирует свою деятельность, контроль и оценка практически не имеют смысла. Рассмотрим подробнее, как нужно проводить контрольно-оценочную работу на уроках окружающего мира с учетом современной концепции образования.
Окружающий мир. 2 класс. Тесты и самостоятельные работы для текущего контроля
Пособие предназначено для организации текущего контроля по темам при работе по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир. 2 класс». Оно дополняет комплект по курсу «Окружающий мир» для 2 класса, включающий учебник (в двух частях), рабочие тетради, методическое пособие, проверочные и диагностические работы по разделам и итоговую проверочную работу. Предлагаемые материалы позволяют проверить предметные и метапредметные результаты обучения второклассников по курсу «окружающий мир».
Купить
Общие требования
- Сравнивать результаты ученика только с его же достижениями.
Нельзя сравнивать результаты детей, поскольку в обучении нужно придерживаться позитивного подхода. Если у школьника нет прогресса, имеет смысл не акцентировать на этом внимание. Если есть успехи – похвалить публично. - Критиковать не ребенка, а его решение.
Ученики имеют свои особенности, и в этом нет ничего страшного. Оценивать можно только результат конкретной деятельности, выполнение определенной задачи. - Заканчивать каждое упражнение содержательным раскрытием оценки.
Процесс обсуждения ошибок должен быть лояльным и корректным. Лучше не исправлять ошибку, а подчеркивать место, где она допущена, а после – коллективно обсуждать проблемные места. Самостоятельно исправив ошибку, ребенок, вероятнее всего, ее не повторит. - Определять вместе с учеником причину ошибки.
- Ставить отметку только за результат.
Оценивать процесс работы недопустимо, оценки за прилежание больше не ставятся. Нельзя, например, в математике снижать отметку за грамматическую ошибку. - Предоставлять возможность корректировать работу
.
Непосредственно на уроках окружающего мира педагоги часто ставят отметки за активность, инициативность. Но отношение – не результат деятельности, поэтому лучше не множить отметки, и во многих ситуациях ограничиваться словесной оценкой.
Окружающий мир. 4 класс. 200 заданий по окружающему миру для тематического контроля. Наш край
Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир. 4 класс». Оно дополняет комплект по окружающему миру для 4 класса, включающий учебник (в 2-х частях), рабочие тетради, методическое пособие, контрольные и диагностические работы, тесты и самостоятельные работы для текущего контроля, обучающие комплексные работы. Предлагаемые материалы позволяют обеспечить разноплановую проверку предметных результатов обучения по теме «Наш край».
Купить
Что еще нужно контролировать, но не оценивать:
- Мотив деятельности.
Понимает ли ребенок, что будет делать, какой результат должен получить. - Принятие учебной задачи.
Отвечает ли ученик на вопросы «могу — не могу», «знаю — не знаю», «достаточно знаний — недостаточно знаний». - Контроль деятельности.
Помнит ли учащийся первоначальную задачу на разных этапах работы, знает ли, что будет делать дальше.
Особого внимания заслуживает такой вид деятельности как учебный диалог. Его редко можно наблюдать на уроках, однако активное общение детей при изучении окружающего мира очень полезно.