Игра «Составь цепочку слов»
Цветная вкладка картинок для игры «Составь цепочку слов»
Картинки-раскраски для игры «Составь цепочку слов»
Игра «Составь цепочку слов»
Данная игра поможет педагогу проводить занятия по развитию фонематического слуха живее и интереснее. Играя в неё, педагог помогает усваивать новый материал и закреплять пройденный. Данный материал можно использовать на занятии, так и вне занятий.
Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Игровой материал: карточки с предметными картинками (вашему вниманию представлена раскраска картинок, которую дети с удовольствием могут раскрасить сами и картинный материал, который вы можете распечатать и получить необходимые карточки): карандаш – шкаф – флажок – куст – топор — ракета – автобус – сук – ключ – чек – кошка – ананас – сом – маяк – купол — лоток – лотос — сундук. Карточки можно увеличить в размере, разрезать с обратной стороны наклеить бархатную бумагу или фланель, чтобы можно было использовать карточки на фланелеграфе. Для настольной игры клеим картинки на плотный картон.
1 вариант игры:
У каждого ребёнка лежит карточка. У педагога – карточка с изображением карандаша. Педагог говорит: «Сегодня мы будем играть в игру «Цепочку слов». Наша цепочка начнётся со слова КАРАНДАШ. Следующим звеном цепочки будет слово, начинающееся с того звука, каким кончается слово КАРАНДАШ. Кто из вас найдет такую картинку, присоединяет её к моей и называет свой предмет так, чтобы четко было слышно последний звук слова. Если у двоих найдутся картинки название которых начинается со звука Ш, кладёт картинку тот, кто первый её нашел. А оставшуюся картинку присоединяет позже. Когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».
2 вариант игры:
Играют 4-6 человек. Карточки лежат изображением вниз посередине стола. Каждый берёт себе одинаковое количество карточек. Первый начинает выкладывать цепочку тот, у кого на карточке звездочка. Следующую картинку прикладывает ребёнок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово — название первого предмета. Выигрывает тот, у кого первым закончатся карточки.
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова(старшая , подготовительная группа)
Цель приведенных ниже игр
— продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Стоп! Палочка, остановись!
Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему — своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» — спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает: «Будем говорить про котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова о том, какой котенок (подбор слов-прилагательных). Педагог вручает палочку кому- либо из детей, тот называет первое слово (например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый, ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый… Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга. Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова о том, что котенок может делать» (подбор слов-глаголов). Эта задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному (по разному!) слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т.д. Постепенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки. Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова (какой котенок и что он может делать), чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат. В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор слов-существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.
Подскажи Петрушке звук
Наглядный материал. Петрушка; ширма. Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию, воспитателя отдельно по рядам и, наконец, индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало целиком. Петрушка: Дети: На солнышке грелся черноухий котено… к. На него смотрел белолапый щено… к. Охотники развели в лесу косте… р. Ученик держал в руке каранда… ш. Малыш попросил маму купить красный ша… р. На лесную полянку выбежал зая… ц. В зоопарке жили сло… н, бегемо… т, крокоди… л. По стволу стучал пестрый дяте… л. Белочка спрятала орешки в дупл… о По двору бродили пету… х куриц… а утк… и.
Какое слово задумано?
Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей). Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка». Дети улыбаются и поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю — …омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. «Почему у меня получается не так?» — удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук р, пропускаете его», — объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (…люч, …нига, …тол, …веток, …каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель — без первого звука. Педагог их поправляет.
Поймай мяч
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой — длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу воспитателя. Если кто-либо называет слово неправильно, тот, кому он передал мяч,^ должен ударить им об пол — очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок — потерянные очки. Затем игра повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.
Что получится?
Наглядный материал. Предметные картинки: лис, лист, кот, уж (все названия короткие); демонстрационная и индивидуальные звуковые линейки № 2, веревка . Воспитатель выставляет на стенде картинку, на которой изображен лис, и говорит, что короткое слово лис нужно превратить в длинное. Дети называют слова (лисище, лисонька, лисеночек, лисичка, лисица…). Короткое слово лис дети проговаривают протяжно и следят за последовательным расположением звуков с помощью своих индивидуальных линеек. Длинные слова воспитатель демонстрирует на большой линейке. Затем воспитатель показывает картинку с изображением листа, дети изменяют слово, превращая его в длинное (листочек, листики, лиственный…). Произнося длинные слова, они шагают вдоль веревки. Такая работа проводится и со словами кот (котенок, котофей, котеночек), уж, (ужонок, ужоночек) и др.
Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с «Предложением».(старшая подготовительная)
Упражнение — работа с предложением.
Цель:
Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку
Описание:
Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.
Упражнение «Собери предложение»
Цель:
Из предложенных слов составить предложение.
Описание:
Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.
Например, из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т»: улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.
Игра «Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Описание игры. Каждый ребёнок изображает слово. Педагог: — Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит…)
Игра «Напишем кукле письмо»
Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. Описание игры. Для игры нужно заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Педагог произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»
«Что делает?» Цель.
Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Оборудование.
Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д. Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
«Скажи, как я» Цель
— продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином «слово»; вызвать интерес к слову. Описание:Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он — эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово («Чебурашка», — говорит Валя. «Чебурашка», — вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или «вернул» говорящему другое слово (например, вместо горы — город), то на эту роль выбирается другой ребенок. Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые. Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.
«Какое слово потерялось?»
Цель
упражнения — вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин «слово». Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Описание:
Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: «Зайку бросила хозяйка — под дождем остался … (
зайка
). Наша Таня громко … (
плачет
), уронила в речку … (
мячик
). Тише, Танечка, не … (
плачь
)! Не утонет в речке … (
мяч
). Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (
лапу
). Все равно его не … (
брошу
), потому что он … (
хороший
). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится … (
кошки
).
Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами».
«Молчанка»
Цель:
Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова
Оборудование:
Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате
Описание:
педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.
Ознакомление со словесным составом предложения
Составление предложений об игрушке.
На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этик предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе)1.На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла завтракает или обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.Воспитатель.- Дети, про каждую из этих игрушек можно сказать предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит». Далее воспитатель произносит еще одно предложение из двух слов («Мишка сидит»), а затем предлагает детям составить предложения про другие игрушки. Дети составляют предложения («Вешалка стоит», «Полотенце висит», «Кукла сидит» и т. п.). Затем воспитатель просит сказать другие предложения про куклу («Кукла обедает», «Кукла завтракает»). Одно из предложений, например «Полотенце висит», повторяется хором, потом педагог говорят: «Теперь послушайте, как я буду говорить это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении: «Полотенце… висит». Сколько слов я сказала?» Воспитатель спрашивает одного-двух детей о количестве слов в предложении. Потом задаются вопросы о том, какое первое слово, какое второе и что получится, если сказать их вместе («Полотенце висит»); воспитатель подчеркивает, что это — предложение, а не слово. После этого воспитатель, вызвав одного из детей, предлагает ему (шепотом, чтобы другие не слышали) сесть и просит остальных придумать про этого ребенка предложение («Саша сел»). Оно разбирается так же, как было показано выше. Подводя итог занятия, педагог (в беседе с детьми) заключает, что про каждый предмет, яро каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.
«Живые слова», потому что в ней словами становятся дети.
Кто хочет быть словом? (Выходят 3 детей.) Теперь они не обычные дети, а дети-слова. Ты, Маша,—слово «деревья». Какое ты слово, Маша? Скажи громко. Каким словом стала Маша? (Отвечают 2—3 детей.) Таня — слово «покрыты», а Света — слово «снегом». (Аналогично задаются вопросы этим детям-словам и всей группе.)
Наши слова стоят по порядку. (Показывает направление — слева направо.) Маша скажет свое слово и даст руку Тане, потом Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней свое слово скажет Света. А вы все слушайте.
Про что сказали эти слова? (Про деревья.) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.)
Затем воспитатель спрашивает детей с мест о последовательности слов («Какое первое слово? Потом какое? А потом какое?») и предлагает назвать слова вразбивку («Какое слово Таня?», «Покажи слово «снегом» и т. п.).
— Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова, встаньте на свои места!»—снова встанут по порядку.
После хлопка воспитателя дети-слова расходятся по группе.
— Слова наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово «покрыты»? Какое слово стоит у окна? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы.) Я позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут. «Слова, встаньте на свои места!» Правильно они встали? (Дети-слова называют себя, а воспитатель следит за тем, чтобы они произносили слово громко и после этого брали за руку рядом стоящего.)
В конце игры воспитатель спрашивает: «Почему игра называется «Живые слова»?»—и подытоживает ответы детей: «Игра называется так потому, что словами в ней были дети: они по очереди произносили свои слова, брали друг друга за руку, расходились по группе и снова вставали по порядку».
При проведении игры «Узнай, что изменилось»
воспитатель вызывает троих и каждому говорит, каким словом он будет соответственно порядку слов задуманного им предложения (например, первый ребенок — слово «цыпленок», второй — слово «встретил», а третий — «корову»). Сразу, без последовательного называния слов детьми, спрашивает: «Что получилось? Какое предложение?» Потом можно задать другой вопрос: «Как вы думаете, если вместо слова «цыпленок» я поставлю другое слово, получится предложение или нет?» Выслушав ответы детей, продолжает: «Я возьму слово «цыпленок» и поставлю его в стороне, а вместо него скажу слово «котенок». Этим словом будет Оля. Что же сейчас получилось?» Дети отвечают: «Котенок встретил корову». «Значит,— говорит воспитатель,— в предложении можно заменять слова и тогда получается новое предложение».
Затем воспитатель предлагает так же заменить два других слова предложения («встретил», «корову»). Ребенок, предложивший для замены слово, становится этим словом. В результате последовательной замены всех слов получается новое предложение. На это следует обратить внимание детей: «Сначала было предложение «Цыпленок встретил корову», а потом получилось другое предложение — «Котенок увидел бабочку».
Учитывая возможности детей своей группы, воспитатель может упрощать или усложнять этот вариант игры. В первом случае можно взять предложение из двух слов, во втором — начинать замену слов в предложении с глагола.
В игре «Путаница»
решается та же задача — замена слов в предложении. Однако проводится она без опоры на «живые слова». Предваряя эту игру, воспитатель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница» (первую его часть) и спрашивает: «Догадались, почему стихотворение называется «Путаница»?» После ответов продолжает: «Правильно. Стихотворение называется так потому, что зверюшки все напутали. А на самом деле так не бывает. Я тоже придумала путаницу: «Летит колючий крокодил». Как вы думаете, можно ли эту путаницу распутать?»
Как правило, эта игра вызывает радостное оживление. Дети говорят, что так не бывает. На предложение воспитателя распутать путаницу могут последовать ответы: «Надо, чтоб он был зеленый» или «Надо сказать: «Ползет зеленый крокодил». Здесь очень важно умелое руководство со стороны педагога, он должен следить, чтобы дети отвечали в определенном порядке, помогая этому вопросами: 1) «Какие слова надо заменить, чтобы получилось правильное предложение?» 2) «Какое слово ты хочешь заменить?» После ответа ребенка: 3) «Каким словом ты заменишь его?» и 4) «Что теперь получилось?» Эти вопросы повторяются до тех пор, пока не будет составлено правильное предложение.
Например, дети распутывают предложение «Летит зеленая собака». Один ребенок заменяет слово «летит» словом «рычит». Получается предложение «Рычит зеленая собака». Остается заменить только слово «зеленая», чтобы получилось правильное предложение. Но другой ребенок, увлеченный придумыванием своего варианта замены слова, упускает из виду новое полученное предложение и говорит слово «лягушка». Это не распутывает, а снова запутывает фразу, так как получается предложение «Рычит зеленая лягушка». Желание непременно принять участие в выполнении задания, таким образом, не должно мешать сосредоточенности. Каждый должен быстро подбирать подходящее слово и в то же время следить за ответами товарищей.
Воспитатель может предлагать разнообразные путаницы, но количество слов в предложениях не должно превышать трех. На первых порах можно облегчать выполнение задания, предлагая путаницы из двух слов (например: «Цветы плачут») или из трех, но таких, в которых достаточно заменить одно слово, чтобы получилось правильное предложение (например: «Самолет ползет высоко»).
Ознакомление со слоговым.Части слова
Учимся выделять слоги и обозначать их графически. Пофантазируйте как бы вы будете в лесу звать потерявшуюся подружку. Приложите руки к губам рупором и нараспев произнесите Ма-ша И-ра Ма-ри-на. Обратите внимание на то что слова распадаются на части. Произнесите слова Лу-на ,повторите его на распев вместе с ребёнком. Пусть он определит сколько частей в этом слове. Пусть назовёт первую и последнюю часть. Познакомиь его с таким же образом с односложными трехсложными словами: «Мак»,»кот», «дед»,» машина»,»сорока»,»бабочка». Покажите Как обозначить слово графически до-м до-ми-к до-миш-ко.
Озорные мышки
Цель:формирования умений анализа и синтеза звука слогового состава слов и оптимизация слухоречевой памяти. описание: чтение стихотворения взрослым Вграмоту мышки дружная играли Картинки смотрели все буквы назвали, Отрызли кусочек от каждого слова Слова -горько плачует Составим их снова Мышки отгрызли и утащили слог «сок» чтобы кусочки снова превратились в слова. Назовите их целиком: пе(сок), но(сок), ле(сок) , поя(сок ),коло(сок). Варианты игры для синтеза слов со слогом»РА» иг(ра), Но(ра) га(ра),шку(ра), кону(ра). Со слогом ЗА ко(за),ро(за), стреко(за), гро(за), сле(за),мимо(за).
Дидактическая игра «Посчитай слоги» Цель: совершенствование навыков слогового анализа. Вариант 1. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа — цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Вариант 2. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа — слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
Ход игры.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых, красных и синих квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем предлагается заменить желтые квадраты на красные, где гласный звук, а на синие, где согласный звук.
4 этап.
«Составь звуковую дорожку»
Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки в слове, твёрдые и мягкие звуки.