Урок по информатике для 3 класса по теме Носители информации (конспект +презентация)


Flash-память

Флеш-память – это интегральная микросхема, которая не требует постоянной мощности для сохранения данных. Другими словами, это энергонезависимая полупроводниковая компьютерная память. Запоминающие устройства с флеш-памятью постепенно завоевывают рынок, вытесняя магнитные носители.

Преимущества Flash-технологии:

  • компактность и мобильность;
  • большой объем;
  • высокая скорость работы;
  • низкое энергопотребление.

К запоминающим устройствам Flash-типа относят:

  • USB-флешки. Это самый простой и дешевый носитель информации. Используется для многократной записи, хранения и передачи данных. Размеры варьируются от 2 Гбайт до 1 Тбайта. Содержит микросхему памяти в пластиковом или алюминиевом корпусе с USB-разъёмом.
  • Карты памяти. Разработаны для хранения данных на телефонах, планшетах, цифровых фотоаппаратах и других электронных девайсах. Отличаются размером, совместимостью и объемом.
  • SSD. Твердотельный накопитель с энергонезависимой памятью. Это альтернатива стандартному жесткому диску. Но в отличие от винчестеров у SSD нет движущийся магнитной головки. За счет этого они обеспечивают быстрый доступ к данным, не издают скрипов, как HDD. Из недостатков – высокая цена.

Конспект урока по теме: «Носители информации».

Тема урока «Носители информации».

Цели урока:

Обучающая:

познакомить учащихся с историей совершенство­вания носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека;

Развивающая:

развивать любознательность и исследовательские качества ребенка, формировать информационную культуру, познавательный интерес, творческую активность, учащихся, умение излагать мысли, моделировать ситуацию.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к товарищам, умение достойно соперничать, умение работать в коллективе.

Педагогические задачи урока:

  • раскрыть смысл понятия и расширить представле­ние учащихся о носителях информации;
  • показать применение носителей информации и дать им краткие характеристики;
  • научить пользоваться понятием «носитель инфор­мации» при ответе на вопросы.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • уметь приводить примеры различных носителей информации, в том числе технических;
  • уметь различать и называть виды носителей ин­формации;
  • понимать, для чего необходимы носители инфор­мации.

Ключевые понятия: носитель информации, источ­ник информации.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: следы, бумага, береста, пергамент, лазерный диск, магнитный диск.

Общая характеристика урока:

  • рекомендуемая форма организации — эвристиче­ская беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение ин­формационных задач в рабочей тетради);
  • рекомендуемый тип урока — комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала, контроль знаний и практическая работа);
  • стратегия — развивающая, опережающая. Материальное обеспечение урока: учебник, рабо­чая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (нужен муль­тимедиа-проектор).

План урока

  1. Организационный момент (1-2 мин).
  1. Опрос по темам «Информация. Источники и при­емники информации» (5-7 мин).
  1. Обобщение сведений по теме урока (7-9 мин).
  2. Физкультминутка (2-3 мин).
  3. Выполнение заданий в рабочей тетради (5-7 мин).
  4. Компьютерный практикум (5-10 мин).
  5. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  1. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

После мотивационного этапа, опрос учащихся. Для обсуждения предлагаются вопросы:

  1. Какие виды информации использует человек, чтобы представить сообщение на бумаге?
  2. Какими способами передают информацию животные и птицы?
  3. Какие виды информации не обрабатывает («не понимает») компьютер?
  4. Какими способами человек общается с компьюте­ром?
  5. Какие виды информации используются в компью­тере для передачи сообщения?

Изложение нового материала:

Носителем информации может быть все, на чем можно записать информацию и длительно ее хранить. Носитель информации с записанными на нем данны­ми можно передавать другим людям, чтобы они могли прочитать и понять смысл сообщения.

Традиционными носителями информации, коточрые человек использует с давних времен, являются бумага, пергамент, папирус и др. Технические носи­тели информации отличаются от традиционных тем, что прочитать или воспроизвести хранящиеся на них данные — текст, рисунок, речь, музыку можно толь­ко с помощью технических устройств, таких как компьютер, магнитофон, плеер. К техническим носи­телям относятся магнитная лента, гибкий магнит­ный диск, жесткий магнитный диск (магнитные но­сители информации), компакт-диск (оптический но­ситель информации).

На технических носителях информации данные! хранятся очень долго. Кроме того, на них помещается больше информации, чем на бумажные носители.

Решение информационных задач

Упражнение 1.

Цель здесь — актуализация имеющихся знаний о носителях информации.

В первом случае (а) надо указать стрелками носители информации. При этом учащимся необходимо выбрать из числа предложенных те объекты, которые могут служить носителями информации. В качестве таких носителей можно использовать камень, папирус, дерево, бумагу. Остальные же объекты (воздуха снег, вода) хотя и могут нести информацию о чем-либо в течение некоторого промежутка времени, но не используются человеком в качестве носителей инфор­мации.

Во втором случае (б) требуется соединить стрелкой источник информации и носитель информации. Для анализа предлагается изображение камня с некоторой знаковой записью и обычного камня. Детям предлага­ется порассуждать, чтобы обосновать свой ответ: оба камня воспринимаются органами чувств человека и по­этому оба они являются источниками зрительной, тактильной, обонятельной, вкусовой, слуховой инфор­мации. Но в то же время источником знаковой инфор­мации является только камень, на котором человек изобразил черточки и присвоил им определенный смысл, значение. Другой камень источником знаковой информации не является, так как никаких знаков на нем нет.

В упражнении 2

требуется указать стрелками древние и современные носители информации. Цель итого упражнения — закрепление знаний об истории использования носителей информации.
(Современ­ные носители: фотобумага, бумага, магнитная лен­та, диск.)
В упражнении 3

учащимся предлагается опреде­лить носитель информации по его описанию.

В упражнении 4

дети должны выбрать современ­ные носители из числа предложенных, помещая их галочкой».

Аналогично по смыслу упражнение 8,

где надо подчеркнуть правильный ответ.

При выполнении упражнения 5

дети должны ука­зать общее назначение всех носителей — хранить ин­формацию.

В упражнении 6

ключевыми словами являются: «предмет», «специально», «записи».

В упражнении

7 учащиеся должны выбрать правильное определение носителя информации: это камень на котором имеются знаки.

Компьютерный практикум

ЭОР: урок 3 — задания 4-7.

Обобщение и подведение итогов

При подведении итогов учитель сообщает учащим­ся оценки и обращает внимание на следующие важные аспекты:

• носитель информации — это любой материальный объект, на котором можно зафиксировать инфор­мацию;

• носители информации нужны для хранения и пе­редачи информации;

• различают технические и бумажные носители ин­формации;

  • для чтения информации с технических носителей необходимо специальное оборудование;
  • технические носители долговечны (обеспечивают длительное хранение информации) и компактны (можно записать информации больше, чем на бу­мажном носителе);
  • на компьютере используются дискеты, жесткий диск, лазерный диск, flash-память.

Домашнее задание

  1. Прочитать тест учебника — § 4 «Носители инфор­мации».
  2. Ответить на вопросы в конце параграфа. .
  3. В рабочей тетради № 1 выполнить задания.

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ Урок информатики в 3 классе по теме: — презентация


НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ Урок информатики в 3 классе по теме:


НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ — это любые материальные объекты, на которых хранится информация

§ 3. НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ Хранение и передача информации всегда связаны с носителями информации. В древности для этого люди использовали камень, глиняные дощечки, папирус, бересту, пергамент. В наше время подобные носители информации можно увидеть только в музеях. Позже люди создали много других носителей информации. Например, бумагу. Это самый распространённый носитель информации. Книги теперь делают из бумаги. Всё, на чём оставлены следы, то, на чём человек что-то либо нарисовал, либо написал, это носители информации. Например, носителем информации является ткань с картинкой или надписью. ! Хранение и передача информации всегда связаны с вещественным носителем информации.

Носителем информации является воздух, если летящий в небе самолет оставляет в нём след. Носителем информации может быть снег. На снегу информация сохраняется, пока снег не растает или пока не выпадет новый снег. По следам на свежем снегу можно легко определить, кто здесь был: человек, собака или птичка.

! Носителем информации можно назвать то, что содержит специально или случайно оставленные следы или записи с целью хранения или передачи информации. Можно найти че­ловека по следам, оставленным им на песке, снегу или зем­ле. Собака может найти человека, если он прошёл, но видимых следов не оставил. Видимые человеком и невидимые им следы несут информацию о тех, кому они принадлежат, то есть о тех, кто их оставил. ! Оставленные следы несут информацию для того, кто их воспринимает (видит, слышит и так далее). Знаки или следы, оставленные на снегу, песке, воде или в воздухе недолговечны, быстро исчезают (смываются, рассеиваются и так далее). Поэтому снег, песок, вода или воздух это недолговечные носители информации, в отличие, например, от бумаги.

Природные носители информации Попробуй объяснить, какую информацию можно получить от такого источника…


Рассмотри самостоятельно несколько примеров носителей информации, используемых в древности…

Рисунок первобытного художника, Испания Сцены жизни фараона, древнеегипетская настенная роспись Наскальная и настенная живопись

Клинопись Двуречья, Древний Шумер, 1800-е гг. до н.э. Глиняные таблички

Свитки папируса. Древний Египет, XXI-XVIII вв. до н.э. Папирусы

Берестяная грамота, Великий Новгород, XI-XIII вв. Берестяные грамоты

Произведения искусства Рождественский собор, Суздаль, XIII в. Сосуд с драконом, Китай, XVII-XVIII вв. Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи, 1478 г. Дискобол, Греция, V-IV вв. до н.э. 12


Традиционным носителем информации, которые человек использует с давних времён, является бумага.

Изготовление бумаги ручным способом Бумага Китай, II в. Машины для изготовления бумаги: начало XX в. и наши дни

Книга за свою историю прошла долгий путь: от рукописной – к печатной и электронной Книги

! С помощью специальных устройств можно оставить особые «следы» на таком носителе информации, как магнитная лента или магнитный или лазерный диск. ! Магнитные и лазерные диски, магнитные ленты это современные носители информации. У современных носителей информации есть один недостаток: без специального устройства магнитофона или компьютера прочитать информацию с ленты или с диска невозможно. Но на современном носителе информации можно сохранить столько информации, сколько хранится в целой книжной библиотеке.

Грампластинка АудиокассетыКомпакт-диски Носители аудиоинформации

ВидеокассетыDVD-дискиКинопленка Носители видеоинформации

Давайте обсудим 1.Что может служить носителем информации? 2. Для чего нужны носители информации? 3. Какие древние носители информации вам известны? 4. Почему разные народы использовали разные носители информации? 5. Почему с течением времени изменялись носители информации? 6. Какие современные носители информации вы можете назвать? 7. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: