Основы безопасности жизнедеятельности
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Краткий курс ОБЖ | Основные понятия, термины и определения
Основные понятия, термины и определения
Ключевые понятия: Основы взаимодействия в системе «человек — среда обитания». Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере.
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.
Задачи науки о безопасности жизнедеятельности сводятся к:
- идентификации опасности техносферы;
- разработке и использованию средств защиты от опасностей;
- их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;
- обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;
- разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки — сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности.
Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и по средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и т.п.).
Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.
Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.
Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.
На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.
Биосфера — природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности , непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.
Техносфера — регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям
Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.
В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.
Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности.Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания».
Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.
Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного освещения. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.
Защита от естественных опасностей — стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) — более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.
Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.
Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
Техногенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом от неустранимости отходов или побочных воздействий производств. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними, определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.
Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.
Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту: электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п. Возникновение опасностей в также случаях связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.
Энергетические уровни техногенных опасностей существенно возросли в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику (рисунок 1), огромные запасы углеводородного сырья, химических и бактериологических веществ. В итоге история человечества породила очередной парадокс — в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.
Рисунок 1. Уровни энергии, которыми владеет человек.
Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.
Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО в 1985-1990 г.г. около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала.
Анализ данных по принудительной гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. По статистике утопленники составляют около 8% от общего числа людей, ежегодно погибающих принудительной смертью, самоубийцы — 19% лица, неосторожно обращающиеся с оружием — 0,26%.
Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные. В 1999 году от СПИДа на планете умерло 3 миллиона человек, а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн человек. В России численность ВИЧ-инфицированных (зарегистрированных) к октябрю 2000 года составило 56 тысяч человек, а прирост их численности достигает около 10 тысяч человек в год.
В настоящее время в перечень реально действующих негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболеераспространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются: запылённость и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности и тяжёлый физический труд и др. К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций и т.д.
Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.
В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, табачный дым, бактерии и аллергены.
Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек — среда обитания». Все опасности классифицируют по ряду признаков (см. таблицу 1).
Происшествие — событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.
Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.
Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.
Таблица 1. Классификация опасностей.
№ | Признак классификации | Вид (класс) |
1 | По видам источников опасности | Естественные Антропогенные Техногенные |
2 | По видам потоков в жизненном пространстве | Энергетические Массовые Информационные |
3 | По величине потоков в жизненном пространстве | Допустимые Предельно допустимые Опасные Чрезвычайно опасные |
4 | По моменту возникновения опасности | Прогнозируемые Спонтанные |
5 | По длительности воздействия опасности | Постоянные Переменные, периодические Кратковременные |
6 | По объектам негативного воздействия | Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия |
7 | По количеству людей, подверженных опасному воздействию | Личные Групповые (коллективные) Массовые |
8 | По размерам зоны воздействия | Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные |
9 | По видам зон воздействия | Действующие в помещении Действующие на территориях |
10 | По способности человека идентифицировать опасности органами чувств | Ощущаемые Неощущаемые |
11 | По виду негативного воздействия на человека | Вредные Травмоопасные |
12 | По вероятности воздействия на человека и среду обитания | Потенциальные Реальные Реализованные |
Безопасность — состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.
Экологичность источника опасности — состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на человека, биосферу или техносферу.
Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него. Реально существующие сегодня системы безопасности показаны на таблице 2.
Таблица 2. Системы безопасности.
№ | Вид безопасности Поле безопасности | Объект защиты | Система безопасности |
1 | Опасности среды деятельности | Человек | Безопасность (охрана труда) |
2 | Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища – опасности техносферы | Человек | Безопасность жизнедеятельности человека |
3 | Опасности техносферы | Природная среда | Охрана природной среды |
4 | Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, взрывы, ионизирующие воздействия | Человек Природная среда Материальные ресурсы | Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и взрывозащитная, радиационная защита. |
5 | Внешние и внутренние общегосударственные опасности | Общество Нация | Системы безопасности страны Национальная безопасность |
6 | Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.) | Человечество Биосфера Техносфера | Глобальная безопасность |
7 | Опасности космоса | Человечество Планета Земля | Космическая безопасность |
По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:
- Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
- Систему охраны природной среды;
- Систему государственной безопасности;
- Систему глобальной безопасности.
Контрольные вопросы:
- Цель БЖД как науки?
- Дайте определение жизнедеятельности?
- Взаимодействие между человеком и средой обитания?
- Дайте определение техносфере?
- Виды опасности?
- Что понимаются под системой безопасности?
Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. — с.156.
Словарь терминов и определений
Аварийная ситуация с объектом — сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийные воздействия на объекты.
Аварийно-спасательные работы — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайной ситуации и подавлению или доведению до минимально возможных уровней воздействия характерных для нее негативных факторов.
Биологически опасные объекты — объекты, при авариях на которых возможны массовые поражения флоры и фауны, а также загрязнения обширных территорий биологически опасными веществами.
Борьба с терроризмом — деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористических акций.
Взрыв — это процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с быстрым физико-химическим изменением состояния вещества, приводящим к возникновению скачка давления или ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов или паров, способных производить работу.
Воздействие — 1) любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или возникающие в результате антропогенной деятельности; 2) применительно к техническим объектам это действие, направленное на какой-либо объект и определяющее его переход от одного состояния к другому, изменяющее его качество в том или ином направлении.
Воздействия нерегламентированные — воздействия на объекты внешних факторов с уровнями, превышающими допустимые для нормальных условий эксплуатации.
Геологические процессы — процессы, протекающие в литосфере (геологической среде) и имеющие следствием изменение структуры, состава, состояния и свойств слагающих ее компонентов (горных пород, подземных вод, рельефа и присущих им физических полей).
Геологическое опасное явление — результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных и геодинамических факторов или их сочетаний.
Гидродинамически опасный объект — сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него.
Гражданская ответственность — возникшая по закону обязанность возмещать вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.
Жизнедеятельность — повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Заложник — физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях — совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам, месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения, угрозы жизни и здоровью людей от негативных факторов источников чрезвычайных ситуаций.
Зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Инженерная защита — комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и материальных ресурсов от поражающих факторов аварии путем укрытия их в защитных сооружениях, накапливаемых заблаговременно в соответствии с установленными нормами, а также ускоренного их создания с появлением угрозы.
Источник опасности — ограниченный в некоторой области пространства процесс, деятельность или состояние определенного объема окружающей человека среды, способные привести к реализации опасности и возникновению в окружающей среде негативных воздействий на людей, объекты техносферы и природную среду.
Контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Ликвидация чрезвычайной ситуации — аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них негативных факторов.
Медико-биологическая защита — кодекс организационных, санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение или ослабление воздействия на людей поражающих факторов аварии, оказание пораженным всех видов медицинской помощи и их лечение в зоне аварии.
Международная террористическая деятельность — террористическая деятельность, осуществляемая:
- 1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;
2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;
3) в случае когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.
Мониторинг (англ, monitoring от лат. monitor — предостерегающий) — определенная система наблюдения, оценки и прогноза состояния и развития природных, техногенных, социальных процессов и явлений.
Мониторинг окружающей среды — система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.
Окончание >>>
Рабочая программа по ОБЖ (7-9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов составлена на основе:
– ФГОС ООО;
– Примерной программы основного общего образования по сновам безопасности жизнедеятельности;
– Программы основного общего образования по географии: Основы безопасности жизнедеятельности: 5–9 классы: рабочая программа / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. – М.: Вентана-Граф, 2017, согласно базисного учебного плана МБОУ Дятьковичской ООШ на 2019-2020 учебный год.
Содержание программы соответствует учебнику:
«Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 классы» Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – М.: Вентана-Граф, 2018. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Основными целями
курса являются:
- формирование знаний об объектах изучения, воспитание ценностных ориентаций, способности различать негативные и позитивные стороны жизнедеятельности человека;
- осуждать асоциальные явления в окружающем мире;
- воспитание социальной активности, уважение к законам РФ, личности, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями;
- развитие способности к рефлексивным действиям;
- желания и умения укреплять своё здоровье, вести правильный образ жизни, противодействовать дурным привычкам.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Согласно учебному плану на изучение предмета «ОБЖ» отводится в 7 классе 35 часов в год (1 час в неделю), в т.ч. 13 практических работ, 1 итоговая контрольная работа.
Согласно учебному плану на изучение предмета «ОБЖ» отводится в 8 классе 35 часов в год (1 час в неделю), в т.ч. 11 практических работ, 1 итоговая контрольная работа.
Согласно учебному плану на изучение предмета «ОБЖ» отводится в 9 классе 35 часов в год (1 час в неделю), в т.ч. 7 практических работ, 1 итоговая контрольная работа.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- Индивидуальный опрос
- Самостоятельная тестовая работа
- Контрольная работа – ответ на проблемный вопрос
- Работа по индивидуальным карточкам или вариантам
Формы и периодичность промежуточной аттестации:
год – контрольная работа.
Планируемые результаты изучения курса география
Личностные результаты:
- освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
- сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
- эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к появлению асоциального поведения;
- наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
- устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты
основаны на формировании универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
- сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
- сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
- осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные УУД:
- планировать по собственному пробуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изучение правила поведения в различных ситуациях;
- контролировать свое поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
- оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге (высказывать свое мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
- формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
- составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
- характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты:
- объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
- характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой в ними (в рамках изученного материала);
- раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
- выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
- раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
- классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
- анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
- различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
- предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
- проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
- организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
- проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
- ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
- оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Ученик научится:
- классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
- формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ученик получит возможность научиться:
- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
- прогнозировать возможность возникновения опасныхи чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
- характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
- проектировать план по повышению индивидуальногоуровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Содержание учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Введение. Почему это нужно знать?
Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ. Что такое чрезвычайная ситуация, классификация чрезвычайных ситуаций. При каких условиях можно избежать или хотя бы уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций?
Здоровый образ жизни. Что это такое?
Характеристика современной семьи как института воспитания.
Какие бывают семьи (типы современной семьи). Семья как ячейка общества, социальный институт. Функции современной семьи. Условия благополучия в семье. Эмоциональная атмосфера и семейные отношения. Уважение к личности ребёнка, создание демократического стиля взаимоотношений в семье – гарантия эмоционального, психического, душевного благополучия и здоровья детей.
Что такое репродуктивное здоровье. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье и условия его сохранения. Психическое здоровье человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность.
Факторы, определяющие физическое здоровье человека: наследственность, экология, условия проживания, медицинское обслуживание, желание и воля человека. Физическая культура и здоровье.
Психическое здоровье и условия его сохранения: осознание человеком своего «Я», объективная оценка своих возможностей, способностей, успешности деятельности. Адекватность реакций на различные жизненные ситуации, способность к самооценке, самоуправлению с учётом социальных норм и правил; стремление планировать свою жизнедеятельность при смене жизненных ситуаций, в том числе при чрезвычайных.
Социальные факторы, отрицательно воздействующие на психическое здоровье человека: социальные конфликты, нестабильность в обществе, нарушение взаимоотношений людей и др.
Эмоциональное здоровье подростка и условия его сохранения: благополучная адаптация к коллективу сверстников, демократический стиль отношений со взрослыми и сверстниками, интересная познавательная среда, объективная самооценка, правильная организация жизни и деятельности и др. Негативные факторы воздействия на эмоциональное здоровье и благополучие подростка: проблемы в семейных отношениях, неумение общаться (дружить), неблагоприятный школьный климат, необъективная оценка своего «Я» и др.
Социальное здоровье и условия его сохранения. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное исполнение как критерий социального здоровья.
Практическая работа 1. Составление программы закаливания
Практическая работа 2. Анализ «пищевой пирамиды»
Практическая работа 3. Составление рациона питания
Практическая работа 4. Выявление проблемы излишнего веса
Практическая работа 5. Снятие напряжения с разных групп мышц
Практическая работа 6. Развитие волевых качеств
Человек и окружающая среда
Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы неблагополучной экологической обстановки: загрязнение воздуха и его причины. «Безобидный воздух», «загрязнённый воздух». Негативное влияние хозяйственной деятельности человека на чистоту воздуха. Ухудшение качества воды и его причины. Типы загрязнений пресных водоёмов: промышленное загрязнение, бытовые отходы, химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве, работа водного транспорта.
Основные факторы, влияющие на загрязнение почвы, и последствия загрязнения.
Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств.
Практическая работа 7. Установление источников шума в квартире
Опасности, подстерегающие нас
в повседневной жизни
Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Правила поведения при заливе квартиры. Правила пользования электроприборами.
Практическая работа 8. Правила пользования газовыми и электроприборами
Практическая работа 9. Устройство пожарного крана и порядок использования хранящегося в нём пожарного инвентаря
Практическая работа 10. Устройство и порядок использования огнетушителей углекислотного и воздушно-пенного
Разумная предосторожность
Предвидение опасностей при выборе места отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении.
Практическая работа 11. Психологическая готовность к встрече с преступником
Практическая работа 12. Использование подручных предметов самообороны
Практическая работа 13. Поведение при проникновении злоумышленника в квартиру
Опасные игры
Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений.
Медицинские знания и умения
Условия репродуктивного здоровья: гигиена, знание своего организма, риски старшего подросткового возраста. Правильное питание. Продукты, содержащие кальций. Ценность употребления витамина С. Диета: «за» и «против».
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них: | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 2 | — | — |
2 | Здоровый образ жизни. Что это такое? | 13 | 6 | — |
3 | Человек и окружающая среда | 4 | 1 | — |
4 | Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни | 9 | 3 | — |
5 | Разумная предосторожность | 5 | 3 | 1 |
6 | Опасные игры | 2 | — | — |
Итого | 35 | 13 | 1 |
Содержание учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Опасности природы
Лес – это серьезно. Ядовитые растения нашей местности, особенности их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Действия, опасные во время грозы.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умение отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду. Экстрим-отдых на воде.
Практическая работа 1. Помощь тонущему человеку, а также провалившемуся под лёд
Практическая работа 2. Приёмы проведения искусственного дыхания
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное отношение к ним.
Практическая работа 3. Первая помощь при кровотечениях и травмах
Практическая работа 4. Спасательное оборудование, действия при аварийной посадке самолёта
Безопасный отдых и туризм
Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение походной туристской группы. Обеспечение безопасности в туристских походах: виды опасностей. Движение по маршруту, график движения. Правила преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, если он отстал от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.
Практическая работа 5. Оценка «должностных» обязанностей туриста в туристской группе
Практическая работа 6. Правильное распределение снаряжения между участниками похода
Практическая работа 7. Составление графика движения туристской группы по маршруту
Практическая работа 8. Как укрыться от непогоды в лыжном и пешем туристском походе
Практическая работа 9. Выбор места бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный)
Практическая работа 10. Составление и обыгрывание программы действий туриста в аварийной ситуации «отстал от группы»
Практическая работа 11. Освоение разных видов узлов
Медицинские знания и умения
Ожоги. Первая помощь при ожогах. Действия при отравлении угарным газом, химическими веществами, ядохимикатами. Первая помощь при электротравмах. Переломы. Правила поведения при подозрении на перелом, первая доврачебная помощь. Соблюдение осторожности и внимательности при оказании помощи.
Телесные повреждения при ДТП. Виды кровотечений и первая помощь пострадавшему.
Растения, опасные для туриста. Первая помощь при отравлении.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них: | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Опасности природы | 7 | 2 | — |
2 | Современный транспорт и безопасность | 9 | 2 | — |
3 | Безопасный отдых и туризм | 19 | 7 | 1 |
Итого | 35 | 11 | 1 |
Содержание учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Когда человек сам себе враг
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние курения на организм подростка. Физическое состояние подростка-курильщика. Алкоголь – разрушитель личности: воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Наркотики – яд. Влияние наркотиков на организм: распад личности человека под влиянием наркотиков. Токсикомания – страшная зависимость. Детская игромания – болезненное состояние, которое отражает неуправляемую зависимость человека от процесса игры, неоправданное желание с её помощью устранить свои проблемы. Самовоспитание: предупреждение привыкания к компьютерным играм.
Практическая работа 1. Изучение документа: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС), их характер и особенности. Система оповещения в ЧС, общие правила эвакуации.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. Характеристика наиболее распространённых и опасных ЧС. Геофизические чрезвычайные ситуации: землетрясение как геофизическое природное явление; наводнения, природные пожары, извержения вулкана, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных ЧС. Поведение во время природных ЧС.
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита от них: эпидемии, энзоотии, эпизоотии (без обязательного усвоения термина). Пути заражения. Способы предупреждения заражения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины и виды. Безопасное поведение в техногенных ЧС.
Практическая работа 2. Линия поведения в чрезвычайных ситуациях
Практическая работа 3. Первая помощь при травмах, кровотечениях, открытых кровотечениях
Практическая работа 4. Первая помощь при отравлении химическими веществами
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Пути снижения угрозы теракта. Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения), при обнаружении неизвестного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом доме.
Практическая работа 5. Изучение документа Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Практическая работа 6. Изучение документа Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Практическая работа 7. Общие правила оказания первой медицинской помощи
Медицинские знания и умения
Курение и его влияние на организм. Первая помощь при отравлении алкоголем. Наркотики: губительное воздействие на организм. Запрещённые в России наркотические и психотропные вещества. Внешние проявления токсикомании.
Первая помощь при травмах различной степени тяжести, при отравлении химическими веществами.
Что нужно знать о гриппе, других эпидемиях. Заболевания животных, опасные для человека.
Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях. Последствия аварий на гидротехнических сооружениях и правила поведения во время ЧС. Первая помощь при ранениях, вызванных взрывами.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них: | ||||
Практические работы | Контрольные работы | ||||||
1 | Когда человек сам себе враг | 7 | 1 | — | |||
2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения | 15 | 3 | — | |||
3 | Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации | 13 | 3 | 1 | |||
Итого | 35 | 7 | 1 |
Тематическое планирование в 7 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Введение | 2 | |||
Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» | 1 | 04.09.19 | ||
Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» | 1 | 11.09.19 | ||
Здоровый образ жизни. Что это такое? | 13 | |||
Здоровый образ жизни. Что это? | 1 | 18.09.19 | ||
Здоровый образ жизни. Что это? | 1 | 25.09.19 | ||
Физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье | 1 | 02.10.19 | ||
Физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье Практическая работа 1. Составление программы закаливания | 1 | 09.10.19 | ||
Правильное питание Практическая работа 2. Анализ «пищевой пирамиды» | 1 | 16.10.19 | ||
Правильное питание Практическая работа 3. Составление рациона питания | 1 | 23.10.19 | ||
Правильное питание Практическая работа 4. Выявление проблемы излишнего веса | 1 | 30.10.19 | ||
Психическое здоровье человека Практическая работа 5. Снятие напряжения с разных групп мышц | 1 | 13.11.19 | ||
Психическое здоровье человека Практическая работа 6. Развитие волевых качеств | 1 | 20.11.19 | ||
Социальное здоровье человека | 1 | 27.11.19 | ||
Социальное здоровье человека | 1 | 04.12.19 | ||
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана | 1 | 11.12.19 | ||
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана | 1 | 18.12.19 | ||
Человек и окружающая среда | 4 | |||
Экологическая обстановка | 1 | 25.12.19 | ||
Загрязнение воздуха. Загрязнение воды | 1 | 15.01.20 | ||
Загрязнение почвы | 1 | 22.01.20 | ||
Человек и мир звуков Практическая работа 7. Установление источников шума в квартире | 1 | 29.01.20 | ||
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни | 9 | |||
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Как вести себя при пожаре Практическая работа 8. Правила пользования газовыми и электроприборами | 1 | 05.02.20 | ||
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Как вести себя при пожаре Практическая работа 9. Устройство пожарного крана и порядок использования хранящегося в нём пожарного инвентаря | 1 | 12.02.20 | ||
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Как вести себя при пожаре Практическая работа 10. Устройство и порядок использования огнетушителей углекислотного и воздушно-пенного | 1 | 19.02.20 | ||
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Как вести себя при пожаре | 1 | 26.02.20 | ||
Если произошло отравление | 1 | 04.03.20 | ||
Если произошло отравление | 1 | 11.03.20 | ||
Если произошло отравление | 1 | 18.03.20 | ||
Залив жилища | 1 | 01.04.20 | ||
Опасное электричество | 1 | 08.04.20 | ||
Разумная предосторожность | 5 | |||
Разумная предосторожность | 1 | 15.04.20 | ||
Разумная предосторожность Практическая работа 11. Психологическая готовность к встрече с преступником | 1 | 22.04.20 | ||
Разумная предосторожность Практическая работа 12. Использование подручных предметов самообороны | 1 | 29.04.20 | ||
Разумная предосторожность Практическая работа 13. Поведение при проникновении злоумышленника в квартиру | 1 | 06.05.20 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 13.05.20 | ||
Опасные игры | 2 | |||
Опасные игры | 1 | 20.05.20 | ||
Опасные игры | 1 | 27.05.20 |
Тематическое планирование в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Опасности природы | 7 | |||
Лес – это серьезно | 1 | 03.09.19 | ||
Лес – это серьезно | 1 | 10.09.19 | ||
Лес – это серьезно | 1 | 17.09.19 | ||
Водоём зимой и летом | 1 | 24.09.19 | ||
Водоём зимой и летом Практическая работа 1. Помощь тонущему человеку, а также провалившемуся под лёд | 1 | 01.10.19 | ||
Водоём зимой и летом Практическая работа 2. Приёмы проведения искусственного дыхания | 1 | 08.10.19 | ||
Водоём зимой и летом | 1 | 15.10.19 | ||
Современный транспорт и безопасность | 9 | |||
Современный транспорт и безопасность | 1 | 22.10.19 | ||
Современный транспорт и безопасность Практическая работа 3. Первая помощь при кровотечениях и травмах | 1 | 29.10.19 | ||
Современный транспорт и безопасность | 1 | 12.11.19 | ||
Современный транспорт и безопасность | 1 | 19.11.19 | ||
Опасные ситуации в метро | 1 | 26.11.19 | ||
Авиакатастрофы | 1 | 03.12.19 | ||
Авиакатастрофы Практическая работа 4. Спасательное оборудование, действия при аварийной посадке самолёта | 1 | 10.12.19 | ||
Железнодорожные катастрофы | 1 | 17.12.19 | ||
Железнодорожные катастрофы | 1 | 24.12.19 | ||
Безопасный отдых и туризм | 19 | |||
Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей | 1 | 14.01.20 | ||
Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей | 1 | 21.01.20 | ||
Практическая работа 5. Оценка «должностных» обязанностей туриста в туристской группе | 1 | 28.01.20 | ||
Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей Практическая работа 6. Правильное распределение снаряжения между участниками похода | 1 | 04.02.20 | ||
Движение по туристскому маршруту | 1 | 11.02.20 | ||
Движение по туристскому маршруту | 1 | 18.02.20 | ||
Движение по туристскому маршруту Практическая работа 7. Составление графика движения туристской группы по маршруту | 1 | 25.02.20 | ||
Преодоление естественных препятствий | 1 | 03.03.20 | ||
Преодоление естественных препятствий Практическая работа 8. Как укрыться от непогоды в лыжном и пешем туристском походе | 1 | 10.03.20 | ||
Обеспечение безопасности при выборе места бивуака | 1 | 17.03.20 | ||
Практическая работа 9. Выбор места бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный) | 1 | 07.04.20 | ||
Если турист отстал от группы Практическая работа 10. Составление и обыгрывание программы действий туриста в аварийной ситуации «отстал от группы» | 1 | 14.04.20 | ||
Обеспечение безопасности в водном туристском походе | 1 | 21.04.20 | ||
Обеспечение безопасности в водном туристском походе | 1 | 28.04.20 | ||
Обеспечение безопасности в водном туристском походе | 1 | 05.05.20 | ||
Узлы в туристском походе Практическая работа 11. Освоение разных видов узлов | 1 | 12.05.20 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 19.05.20 | ||
Узлы в туристском походе | 1 | 26.05.20 | ||
Повторение и обобщение пройденного | 1 | 26.05.20 |
Тематическое планирование в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Когда человек сам себе враг | 7 | |||
Вредные привычки | 1 | 02.09.19 | ||
Курение убивает! | 1 | 09.09.19 | ||
Практическая работа 1. Изучение документа: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» | 1 | 16.09.19 | ||
Алкоголь разрушает личность | 1 | 23.09.19 | ||
Скажи наркотикам «Нет!» | 1 | 30.09.19 | ||
Таксикомания – страшная зависимость | 1 | 07.10.19 | ||
Игромания – вредная зависимость | 1 | 14.10.19 | ||
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения | 15 | |||
Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 | 21.10.19 | ||
Практическая работа 2. Линия поведения в чрезвычайных ситуациях | 1 | 28.10.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: землетрясение | 1 | 11.11.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: извержение вулкана | 1 | 18.11.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: сели, оползни и обвалы | 1 | 25.11.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: снежные лавины | 1 | 02.12.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: ураган, буря, смерч | 1 | 09.12.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: цунами | 1 | 16.12.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: наводнения | 1 | 23.12.19 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: природные пожары | 1 | 13.01.20 | ||
Природные чрезвычайные ситуации: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии | 1 | 20.01.20 | ||
Причины и виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 27.01.20 | ||
Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях | 1 | 03.02.20 | ||
Практическая работа 3. Первая помощь при травмах, кровотечениях, открытых кровотечениях | 1 | 10.02.20 | ||
Практическая работа 4. Первая помощь при отравлении химическими веществами | 1 | 17.02.20 | ||
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации | 13 | |||
Экстремизм | 1 | 24.02.20 | ||
Практическая работа 5. Изучение документа Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» | 1 | 02.03.20 | ||
Терроризм | 1 | 09.03.20 | ||
Практическая работа 6. Изучение документа Федеральный закон «О противодействии терроризму» | 1 | 16.03.20 | ||
Как снизить угрозу теракта? | 1 | 23.03.20 | ||
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 1 | 06.04.20 | ||
Если вас взяли в заложники или похитили… | 1 | 13.04.20 | ||
Взрывы в жилых домах – теракты | 1 | 20.04.20 | ||
Практическая работа 7. Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | 27.04.20 | ||
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму | 1 | 04.05.20 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 11.05.20 | ||
Национальная безопасность России | 1 | 18.05.20 | ||
Условия обеспечения национальной безопасности в России | 1 | 25.05.20 |