В нашей жизни каждый из нас что-то измеряет. Например, в детстве, наши родители измеряли нам высоту нашего тела. Это ведь так увлекательно, когда узнаешь, что всего за один год ты вырос на целых 5 сантиметров! Для этих целей мы использовали линейку и дверной косяк, помечая на нём ежегодно зарубками высоту.
Каждое измерение требует своего прибора и своей единицы измерения.
Так, масса какого-либо тела измеряется весами в килограммах, время при помощи часов в секундах и т.д.
У начинающих изучать информатику, сам собой, возникает вопрос о том, в каких единицах измерять информацию?
Наименьшая единица измерения информации
Для измерения информации в информатике используют свою, особенную единицу измерения. Она получила название — «бит» и образована от словосочетания двух английских слов — «binary digit».
Для того чтобы была возможность измерить информацию необходимо, как вы помните, закодировать информацию в цифровые двоичные данные. Только так, мы сможем узнать размер набора цифровых данных, хранящемся в каком-либо файле.
Бит — наименьшая единица измерения информации.
Это определение означает, что не существует никакой другой единицы измерения информации, которая была бы меньше, по своему значению, чем один бит.
Один бит содержит в себе очень малую часть информации. Ведь он способен принимать только одно из двух определенных значений (1 или 0).
Поэтому, измерять информацию, используя лишь одни биты, крайне неудобно — числа выходят очень большими. Это тоже самое, если бы мы измеряли высоту своего тела в миллиметрах.
Например, для кодирования 1 символа в текст достаточно 8 бит. 8 бит называют байтом.
Конспект урока по теме «Информация. Измерение информации.»
Открытый урок по информатике и ИКТ.
Тема: Информация. Измерение информации
.
Класс
: 8
Цель урока
: обобщение и систематизация пройденного материала, проверка знаний, умений и навыков с помощью тестирования.
Задачи
:
показать знание основных понятий и терминов по указанной теме;
показать умение анализировать и применять полученные знания для решения задач;
развитие навыков самостоятельной работы при выполнении тестовых заданий.
План урока:
1. Объявление темы и цели урока (2 мин).
2. Проверка домашнего задания (5 мин.).
3. Фронтальный опрос и работа по индивидуальным карточкам у доски (10 мин).
4. Дополнительное сообщение по теме (3 мин.).
5. Физкультпауза.
6. Оценки и комментарии (2 мин.).
7. Тестирование. (13 мин.).
8. Итог урока и домашнее задание (3 мин.).
Тема урока: Информация. Измерение информации.
Цель урока: систематизация знаний и проверка умения применять знания при выполнении тестирования.
Домашнее задание:
№1
Найти самую толстую книгу в домашней библиотеке и вычислить, какой объем памяти требуется для внесения этой книги в компьютер.
Решение:
V=К1 страниц * К2 строк на странице * К3 символов в строке (байт)
№2
Найти число двухбуквенных слов, записываемых в 4-буквенном алфавите.
Решение:
4*4=16.
Индивидуальные задания по карточкам:
№1
Расшифровать с помощью шифра Цезаря фразу: ЕУСФФЛБПСЙРСХСОЯНСЕЗУЛХЯ
Ответ: В Россию можно только верить.
№2
Подсчитать, сколько битов информации с учетом пробелов несет выражение:
«VELE, VIDE,VICI».
Ответ: 16*4=64.
Вопросы:
Назовите основные составляющие окружающего мира.
Что является предметом изучения информатики?
Чем является информация для человека, откуда поступает? На какие группы делятся знания?
Назовите основные свойства информации?
С помощью чего человек воспринимает информацию?
Как представляется информация для человека при передаче?
Что такое язык и на какие две группы языки можно разделить?
Что такое кодирование информации? Назовите цели и способы кодирования текстовой информации
Назовите единицы измерения информации.
.
Развитие информационных процессов с древнейших времен до наших дней.
(сообщение)
Выставление оценок и комментарии.
Физкультпауза.
Тестирование.
Baрuaнт №1
1.
Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют:
а) достоверной; б) актуальной; в) объективной;
г) полезной; д) понятной.
2.
Наибольший объем информации человек получает при помощи:
а) осязания; б) слуха; в) обоняния;
г) зрения; д) вкусовых рецепторов.
3.
Примером текстовой информации может служить:
а) музыкальная заставка;б) таблица умножения;
Крупные единицы измерения информации
В связи с этим, в информатике были придуманы более крупные единицы измерения информации, связь между которыми отражена ниже:
Существуют и более крупные единицы информации:
- 1 Пб =1024 Тб Петабайт (Пбайт)
- 1 Эб =1024 Пб Эксабайт (Эбайт)
- 1 Зб =1024 Эб Зеттабайт (Збайт)
- 1 Йб =1024 Зб Йоттабайт (Йбайт)
Приведем примеры для сравнения разных объёмов оцифрованной текстовой информации.
Один байт занимает символ, введённый нами с клавиатуры.
100 Кбайт занимает снимок в телефоне с низким разрешением.
1 Мбайт — небольшая художественная книга.
Три гигабайт всего лишь 1 час видеозаписи в хорошем качестве.
Один гигабайт текста способен прочитать человек за всю свою жизнь.
Информационный объём текстового сообщения
Как найти, к примеру, информационный объём сообщения «Информатика – главная наука современности». Для этого нужно сосчитать общее количество символов в сообщении (заключено в кавычках), учитывая пробелы между словами (пробел в компьютере тоже символ). Итого, получаем 41 символов или 41 байт.
Предлагаем узнать, сколько информации находится в книге из 100 страниц, если на каждой странице умещается 50 строк, а на каждой строке — 60 символов. 100⋅50⋅60=300 000 символов, что составляет 300 000 байт. Переведём всё в килобайты: 300 000 байт /1024=292,97 Кб. В мегабайтах это будет уже 292,97 Кб /1024=0,29 Мб.
Конспект урока на тему Информация, информационные объекты различных видов 8 класс
Урок информатики 8 класс
Тема урока: Информация, информационные объекты различных видов
Цели урока:
- Формирование представления об информации, ее свойствах и информационных объектах разных видов.
- Формирование умений представлять информационные объекты различных видов.
- Выработка навыков информационно-коммуникационной деятельности.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание уважительного и ответственного отношения друг к другу при выполнении групповой работы.
Тип урока:
освоения новых знаний.
Формы урока
: групповые, индивидуальные, коллективные.
Методы ведения урока
: опыт, сравнение, рассказ.
Виды деятельности
: исследование несложных практических ситуаций, практическая работа, конспектирование.
Модель знаний
: Информация с точки зрения философии, биологии, физики и социальных наук. Информационные объекты различных видов. Свойства информации. Носители информации.
Практическая работа
: Фиксирование аудио-видео информации. Освоение клавиатуры с использованием цифрового фотоаппарата и устройств звукозаписи, встроенной в Power Pоint, клавиатурный тренажер Baby Tape.
Средства для ведения урока:
- CD диск «Информатика». Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. 2006.
- Технические средства: цифровой фотоаппарат, проектор.
- Программное обеспечение: клавиатурный тренажер Baby Tape, Power Pоint.
- Презентация:
Для сопровождения урока.
- «Мой класс и я».
- Тема «Информация».
План урока:
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Инструкция к выполнению домашнего задания.
Предподготовка:
- Правила организации детей в группы
В группе 3-4 человека, один из них с ярко выраженными физико-математическими и организаторскими способностями.
- В классе дети рассаживаются на перемене за столы согласно установленных ранее списков.
- 1 — ребус с зашифрованным словом «информация»;
Ход урока
- Актуализация знаний
Ученикам предлагается со слайда презентации разгадать ребус. Ответ — слово «информация».
— А как вы понимаете это слово?
— Тема сегодняшнего урока «Информация, информационные объекты различных видов». Цель: познакомиться с понятием информация,
его свойствами и способами обработки. (слайд 2)
- Изучение нового материала
Познакомить учеников с правилами освоения нового материала (слайд 3)
1 этап
— изучение содержания текста из распечаток и составление конспекта. Конспект составляется в коллективном поле деятельности.
2 этап
— проверка выполнения конспекта по образцу — CD диск/конспекты/информация.
3 этап
— работа с карточками, формулирование свойств информации, приведение примеров.
4 этап —
проверка (слайд 5).
5 этап
— итоговый рассказ учителя об информации как фундаментальном, неопределяемом понятии, которое можно отследить и оценить через его свойства.
Понятие информации
, как и её свойств, контекстно, то есть зависит от того, в какой науке о ней дается представление: философии, физике, кибернетике, биологии, информатике. Под информацией в быту понимают любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют.
Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые с помощью знаков или сигналов (есть источник сообщения, приемник и канал связи).
Под информацией в кибернетике понимают ту часть знаний, которая используется для активного действия управления, то есть для сохранения и развития системы.
Под информацией в теории информации понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неполноты (неопределенности) знаний.
- Практическая работа
Объяснение учителем правил организации практической работы. Все ученики работают за компьютерами в клавиатурном тренажере Baby Tape (программа подготовлена к работе на экранах мониторов, ученики начинают работать в ней, нажимая на кнопку Старт).
Учитель периодически приглашает пары детей, объясняет, как пользоваться цифровым фотоаппаратом и как создать звукозапись. Ребята делают снимки друг друга и записывают пожелание себе на новый учебный год на своем слайде презентации «Мой класс и я». Эта практическая работа продолжится на следующем уроке.
— Как сохранить эту презентацию?
— Как человек сохраняет информацию, а как компьютер?
Просмотр слайда 6 как перспективной линии развития знаний по линии «Информация и компьютер».
- Итог урока
Информация
— первичное, неопределяемое понятие. Его смысл в разных науках разъясняется по-разному. Мы договоримся под информацией для человека понимать сообщения, которые увеличивают его знания, а для компьютера это некоторая последовательность символьных обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков), несущих смысловую нагрузку, и представляемую в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ увеличивает информационный объем сообщения. К пониманию
информации
мы приближаемся через ее свойства.
Свойства информации
с точки зрения
бытового
подхода:
Релевантность
— способность соответствовать запросам потребителя.
Полнота
— свойство, исчерпывающе характеризующее отображаемый объект процесса.
Своевременность
— способность информации соответствовать нуждам потребителя.
Достоверность
— способность не иметь скрытых ошибок.
Доступность
— возможность ее получения данным пользователем.
Защищенность
— невозможность несанкционированного использования или изменения информации.
Эргономичность
— удобство формы или объема информации с точки зрения пользователя.
Свойства информации
в
технических системах: запоминаемость, передаваемость, воспроизводимость, преобразуемость и стираемость.
Информация может существовать в виде:
- текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- световых или звуковых сигналов;
- радиоволн;
- электрических и нервных импульсов;
- магнитных записей;
- жестов и мимики;
- запахов и вкусовых ощущений;
- хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
Носитель информации
— это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Для компьютера — дискета, CD, DVD диски, Flash память.
5. Домашнее задание:
§ 1 (часть 1,3)