Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Биологии
Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс
08.10.2015 5534 669 Гладкова Елена Николаевна Цель урока: сформировать у школьников знания об основных тканях человека. Задачи урока: 1. расширить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей, раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей; 2. совершенствовать навыки работы с микроскопом, продолжить развивать умения рассуждать, систематизировать полученную информацию, рассказывать по рисункам, самостоятельно делать выводы; 3. воспитывать бережное отношение к своему организму. Оборудование: таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Виды соединительной ткани», «Мышечная ткань», «Нервная ткань», Тип урока: урок формирования новых знаний Ход урока I. Орг.момент. II. Постановка целей и задач. III. Актуализация опорных знаний. Тест. 1 — Задание 1.Ядро клетки содержит: А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии Е) ЭПС F) клеточной мембраной. 2. Функция митохондрий – это: А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала 3. Синтез белков происходит в А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС 4. В клетках человеческого организма содержатся: А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы 5. «Пищеварительная» функция характерна для А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны 6. Главная роль ДНК в клетке – это: А) образование клеточной мембраны В) накопление питательных веществ С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков; Е) защита клетки. 7. Ферменты – это: А) белки, замедляющие химические реакции в клетке В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке 8. Наука о клетке – это А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена 9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это: А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание 10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая): А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма Коды ответов: 1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В 2 -Задание Перепишите текст, вставляя пропущенные слова: Основные части любой клетки — … и …. В ядре расположены нитевидные образования — …. Клетка покрыта …. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры — …. . … называют «силовыми станциями» клетки. Белки образуются в … . Эндоплазматическая сеть бывает … и …. Также к органоидам клетки ещё относятся …, … …. (Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр). Взаимопроверка. Шкала оценивания: «5» — нет ошибок «4» — 1- 3 ошибки «3» — 4- 6 ошибок «2» — более 6 ошибок Изучение нового материала. А). Характеристика тканей. Как называется наука о тканях? (гистология). Вспомните определение «ткань»? Ткань — группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь). В организме человека различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная. Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость. Заполнить таблицу «Особенности тканей» Ткани Разновидности Функции Особенности строения Месторасположение Эпителиальная Однослойный, многослойный, железистый, мерцательный Защитная, секреторная, всасывающая клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации) Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела Соединительная Костная
Хрящевая
Кровь
Жировая ткань
Эластичная соединительная ткань Опорная, защитная, кроветворная Опорная, защитная Дыхательная, транспортная, защитная
Запасающая, защитная
Опорно-защитная Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей Скелет
Органы дыхания, ушная раковина, связки
Полость сердца и кровеносных сосудов Подкожная клетчатка, между внутренними органами
Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма Мышечная Гладкая,
Поперечнополосатая,
Сердечная Сократительная
Сократительная
Сократительная Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром
Длинные многоядерные волокна
Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов
Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы
Сердце Нервная Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна Группы тканей человеческого организма Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции Эпителий Плоский
Железистый
Мерцательный (ресничный)
Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.
Однослойный. Покровный. Железистые клетки, вырабатывающее секрет.
Однослойный. Железистый. Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный. Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.
Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.
Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы
Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).
Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).
Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки. Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем. Нервная Нервные клетки (нейроны)
Нейроглия Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.
Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты. Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м. Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.
Нейроглия состоит из клеток нейроцитов. Образуют серое вещество головного и спинного мозга. Соединяются с отростками соседних клеток. Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву. Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела. Находятся между нейронами. ВНД. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.
Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.
Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона) Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.
Опора, защита, питание нейронов.
Соедини-тельная Плотная волокнистая Рыхлая волокнистая Хрящевая (гиалиновая, эластическая волокнистая) Костная компактная и губчатая
Кровь и лимфа Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества
Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.
Живые круглые или овальные клетки хондроциты, лежащие в капсулах.
Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.
Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами). Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза
Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.
Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.
Кости скелета.
Кровеносная и лимфатическая системы всего организма. Покровная, защитная, двигательная.
Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.
Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.
Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.
Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны). Мышеч-ная Попоречнопо-лосатая Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина). Скелетные мышцы, сердечная мышца (у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками) Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы). Гладкая Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи. Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная вегетативной нервной системе. Закрепление: 1. Гистология – наука о тканях. 2. Ткань — группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. 3. Эпителиальная ткань — клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная. 4. Соединительная ткань — клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная, защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная. 5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая. Функция: сократительная. 6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение. 7. Что такое ткань? 8. Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их. 9. Какие виды соединительной ткани вы знаете?
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Опорные конспекты по биологии 8 класс.
Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится. Шаталов дает прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Проблему решает не совершенствование системы экзаменов, а методика обучения, усиливающая естественный механизм понимания. Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Он впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу «механизма» понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала.
Откуда такое чудо?
Уже первый экспериментальный класс завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из безнадежных, казалось, учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 61 кандидат наук, 12 докторов. Донецк был педагогической Меккой. Последователи успешно работают по всему миру. Людмила Москалина, бывшая московская учительница — в Чикаго, Ли Игао – в Пекине, Вольтер Чантурия — в Батуми и т.д. В период перестройки Шаталова увенчали званиями и … постарались забыть. Были дела поважнее, да и перед Западом неловко. Там переходят с 11 лет обучения на 12, а наш чудак — с 10 лет на 9, затем 8 и 7. С развалом Союза эксперимент прекратили. Шаталов, тем временем, совершенствовал свою систему. На восьмом десятке жизни ездил по СНГ, учил детей. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии за 3,5 часа (по 30 минут в день). У экзаменаторов наворачивались слезы — таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах. Подвижника удостоили орденом Николая Чудотворца, премии Сороса, избрали Почетным президентом итальянской Ассоциации «Данте Алигъери», книги издали в 17 странах. «Откуда такое чудо?» — спрашивают мамы. Бабушки не задают вопросов. Они помнят Шаталова по передачам из Останкино, по газетным публикациям, фильмам. В ТЮЗе больше десяти лет шла пьеса С.Л.Соловейчика о Шаталове. Даже бабушки из Тель-Авива, Нью-Йорка, Риги покупают по Интернету все книги и видеоуроки, а внуков на учебу везут не в Лондон, а в Москву. Система Шаталова не сказка. Впрочем, о нем и сейчас вспоминает пресса и телевидение.
По материалам публикации «Система Шаталова. Годовой курс — За 10 часов!» Кандидата философских наук С. Виноградова. Журнал «Наука и жизнь» №2, 2008г.
Урок биологии по теме «Ткани», 8 класс
Ребята данного класса заинтересованы в хороших знаниях по биологии, некоторые из них предполагают дальнейшее обучение в ВУЗах соответствующего профиля. В целом у учащихся класса отмечается положительная учебная мотивация, причём как процесс обучения, так и конечная цель познания. Однако учащиеся имеют разный уровень развития психических качеств личности. Условно можно выделить три группы: высокий, средний и средне – низкий уровни развития.
У 4 человек высокий уровень развития интеллекта. У них устойчивое внимание, при необходимости умеют быстро переключатся. Хорошо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать логические связи. У ребят этой группы сформирована монологическая речь, они умеют оперировать биологическими терминам, работоспособны, целеустремлённы, умеют отстаивать свою точку зрения. Способны переносить знания с одних явлений на другие, готовы выполнять творческие задания а также задания исследовательского характера. Они способны к самоконтролю и адекватной самооценке. Активно работают на уроке.
Еще одна группа из 9 человек так называемого среднего уровня. Эти ученики тоже обладают учебной мотивацией, но уровень психического развития отличается от уровня представителей первой группы. У них преобладают репродуктивные способы действий, они хорошо могут выполнять задания по указанному алгоритму, но затрудняются в установлении причинно-следственных связей. Эти школьники обращаются за помощью к учителю или «сильным» одноклассникам. При работе в разноуровневой группе выполняют роль «ведомого».
Вместе с тем в классе присутствует группа 8 человек средне – низкого уровня развития. Эти ученикам с трудом даётся учебный материал. На уроке низкая работоспособность, они быстро утомляются. Могут выполнять задания по образцу, плану или алгоритму, с творческим заданием справиться не способны. Постоянно нуждаются в помощи и контроле.
В классе хорошо налажена взаимопомощь, поэтому на уроках можно применять такую форму работы, как работа в разноуровневых группах. Учитывая мотивацию класса и его готовность к восприятию, в работе целесообразно применять метод проблемного изложения учебного материала, поисковый и исследовательский методы, а также методы АМО и технологию сотрудничества.