Урок «Вставные слова, словосочетания и предложения», 8 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Кондопоги
Урок русского языка в 8 классе подготовила учитель русского языка
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Тема: «Вставные слова, словосочетания
,
предложения»
Образовательные цели урока
:
- Формировать навык распознавания вставных конструкций, выделения их на письме знаками препинания;
- Развивать умение обнаруживать вводные и вставные конструкции в тексте, определять их назначение; употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте, подготовить учащихся к публичному выступлению на общественно-значимую тему;
- Воспитывать чувство прекрасного, приобщая учащихся к русской народной песне, воспитывать культуру речи.
Формировать УУД:
регулятивные: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты коллективной деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.
коммуникативные: слушать собеседника, слушать монолог на лингвистическую тему, формулировать вопросы, выражать собственное мнение, уметь вести диалог для организации всей деятельности;
познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников информации, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы произношения и правописания.
Планируемый результат
:
Предметные УУД:
- Знать понятия вводных слов, предложений, вставных конструкций, различать их,
- конструировать предложения с вводными словами, вставными конструкциями,
- составлять связный текст с использованием вводных слов и вставных конструкций на общественно-значимую тему.
Личностные УУД:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
- Уметь оценивать результаты коллективной деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, материалы формулировать собственное мнение и позицию.
- Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работая с разными источниками информации, с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Тип урока
: комбинированный
Методы
: словесно-иллюстративный, проблемно-поисковый, анализ ситуаций в парах и группах, групповая дискуссия.
Организация работы
: в парах, в группах (группы «экспертов» и «учеников» выбираются по желанию в ходе урока).
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, презентация «Вставные слова, словосочетания и предложения», распечатанные материалы для практической работы.
презентация к уроку PPTX / 212.24 Кб
Ход урока
I.Организационный этап.
Создание положительного настроя. Приветствие.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш урок, обратившись к высказываниям известных людей, а также к народной мудрости, заключенной в пословице.(слайд 2)
1. Творчество — начало, дающее человеку бессмертие. (Ромен Роллан).
2. Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. (П.И.Чайковский)
3. С песней душа растет. (Русская пословица)
— Как вы думаете, какая мысль объединяет все три высказывания? (Анализ цитат, вывод учащихся)
— Как связаны высказывания с темой нашего урока? (предположения)
II. Актуализация знаний.
1.Для постановки учебной задачи выполните следующее задание в парах (слайд 3 ):
— Используя вводные слова или предложения, перестройте предложения так, чтобы в них содержалось указание на источник сообщения.
Варианты:
По утверждению Р.Роллана, творчество – это начало, дающее человеку бессмертие.
По словам П.И.Чайковского, русская народная песня — это драгоценнейший образец народного творчества.
Как гласит народная пословица, с песней душа растёт.
— Как называются слова, словосочетания, которые помогают указать на источник сообщения? (вводные слова и предложения)
— Какая связь с темой урока, задач урока и данными высказываниями?
2. Постановка учебной задачи (слайд 4).
Объявление темы и целей урока (слайд 5).Запись темы урока в тетрадях.
— Итак, эти конструкции могут внести различные оттенки значений в предложение. Чтобы продолжить изучение вводных конструкций, систематизируем изученный материал, выполнив задание: делаем записи в тетрадях, экспертная группа формулирует вопросы (выбор по желанию, 5 — 7 человек)
III. Систематизация изученного материала. Просмотр видеофильма
(слайд 6)
видеофайл WMV / 38.21 Мб
IV.
Контроль усвоения, обсуждение мнений и их коррекция
. Рабочая группа «экспертов» задает вопросы, корректирует ответы, индивидуальный опрос – в письменном виде для группы «учеников».
Опрос
(слайд 7), параллельно с этим — индивидуальная работа третье лишнее DOC / 27.5 Кб
- Чем отличаются вводные слова и вводные предложения?
- Какую роль выполняют вставные конструкции?
- Чем отличаются вводные предложения и вставные конструкции?
- Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции? Приведите примеры.
V. Физминутка
физминутка DOC / 26.5 Кб
VI. Практическая работа по тексту упр. 325, с.213
(слайд
1.Прочитайте текст.
2.Определите тип речи.
3.О какой проблеме рассуждает автор? К чему призывает?
4.Какое предложение является аргументом?
5.Какая вставная конструкция обогащает высказывание В.Кожинова?
6.Объясните постановку знаков препинания в предложениях со вставными конструкциями.
Выводы: Текст публицистического стиля. В.Кожинов выступает в защиту народной песни, называя ее «необходимым явлением духовного бытия России». В тезисе автор употребил две вставные конструкции. Первая содержит пояснение близости слов «духовность» и «воздух» по отношению к народной песне, вторая дополняет предложение.
VII. Подготовка к публичному выступлению.
1.Звучит аудиозапись песни «Светит месяц» в исполнении Л.А.Руслановой (слайд 9)
2. Беседа по тексту (распечатки на партах, слайд 10)
тексты о Л.Руслановой DOC / 33 Кб
1.Выразительно прочитайте текст.
2.Как автор объясняет популярность песен в исполнении Л.Руслановой?
3.Какие вставные конструкции использует автор?
4.Объясните постановку знаков препинания в предложениях со вставными конструкциями. Можно ли вместо скобок поставить другие знаки?
5.Основываясь на приведенных в тексте аргументах, а также на собственных впечатлениях, представьте на конкурс песню в исполнении Л.Руслановой.
6.Используйте в своем выступлении вводные слова и вставные конструкции.
VIII. Рефлексия
(слайд 11)
Вопросы:
- Что было интересным на уроке?
- Какие практические навыки ты получил?
- С какой трудностью ты столкнулся?
- Понятно ли тебе домашнее задание?
- Какие источники информации помогут лучше подготовиться к публичному выступлению?
- Какое высказывание можно выбрать в качестве эпиграфа выступления?
IX. Домашнее задание
(слайд 12
)
— Подготовь публичное выступление, основываясь на приведенных в тексте аргументах, а также на собственных впечатлениях, для конкурса «Песня – душа народа» (упр.386)
Примерный план:
1. Приветствие слушателей.
2. Представление песни и ее исполнителя.
Использованные источники:
Видеоурок «Вставные конструкции» https://www.youtube.com/watch?v=7KBmrArnJaM
Песня Л.Руслановой https://basshunter.org/music-search/лидия_русланова_-_светит_месяц_music01.html#play
Русланова Л.
Физминутка https://gymnasium406.ru/sites/default/files/images/pedagogam_i_uchaschimsya/fizkultminutka.pdf
Фон презентации