Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Водные слова и вводные предложения»


Урок «Вставные слова, словосочетания и предложения», 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Кондопоги

Урок русского языка в 8 классе подготовила учитель русского языка

Почебыт Татьяна Евгеньевна

Тема: «Вставные слова, словосочетания

,
предложения»
Образовательные цели урока

:

  • Формировать навык распознавания вставных конструкций, выделения их на письме знаками препинания;
  • Развивать умение обнаруживать вводные и вставные конструкции в тексте, определять их назначение; употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте, подготовить учащихся к публичному выступлению на общественно-значимую тему;
  • Воспитывать чувство прекрасного, приобщая учащихся к русской народной песне, воспитывать культуру речи.

Формировать УУД:

регулятивные: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты коллективной деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.

коммуникативные: слушать собеседника, слушать монолог на лингвистическую тему, формулировать вопросы, выражать собственное мнение, уметь вести диалог для организации всей деятельности;

познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников информации, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы произношения и правописания.

Планируемый результат

:

Предметные УУД:

  • Знать понятия вводных слов, предложений, вставных конструкций, различать их,
  • конструировать предложения с вводными словами, вставными конструкциями,
  • составлять связный текст с использованием вводных слов и вставных конструкций на общественно-значимую тему.

Личностные УУД:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

  • Уметь оценивать результаты коллективной деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, материалы формулировать собственное мнение и позицию.
  • Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работая с разными источниками информации, с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Тип урока

: комбинированный

Методы

: словесно-иллюстративный, проблемно-поисковый, анализ ситуаций в парах и группах, групповая дискуссия.

Организация работы

: в парах, в группах (группы «экспертов» и «учеников» выбираются по желанию в ходе урока).

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, презентация «Вставные слова, словосочетания и предложения», распечатанные материалы для практической работы.

презентация к уроку PPTX / 212.24 Кб

Ход урока

I.Организационный этап.

Создание положительного настроя. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш урок, обратившись к высказываниям известных людей, а также к народной мудрости, заключенной в пословице.(слайд 2)

1. Творчество — начало, дающее человеку бессмертие. (Ромен Роллан).

2. Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. (П.И.Чайковский)

3. С песней душа растет. (Русская пословица)

— Как вы думаете, какая мысль объединяет все три высказывания? (Анализ цитат, вывод учащихся)

— Как связаны высказывания с темой нашего урока? (предположения)

II. Актуализация знаний.

1.Для постановки учебной задачи выполните следующее задание в парах (слайд 3 ):

— Используя вводные слова или предложения, перестройте предложения так, чтобы в них содержалось указание на источник сообщения.

Варианты:

По утверждению Р.Роллана, творчество – это начало, дающее человеку бессмертие.

По словам П.И.Чайковского, русская народная песня — это драгоценнейший образец народного творчества.

Как гласит народная пословица, с песней душа растёт.

— Как называются слова, словосочетания, которые помогают указать на источник сообщения? (вводные слова и предложения)

— Какая связь с темой урока, задач урока и данными высказываниями?

2. Постановка учебной задачи (слайд 4).

Объявление темы и целей урока (слайд 5).Запись темы урока в тетрадях.

— Итак, эти конструкции могут внести различные оттенки значений в предложение. Чтобы продолжить изучение вводных конструкций, систематизируем изученный материал, выполнив задание: делаем записи в тетрадях, экспертная группа формулирует вопросы (выбор по желанию, 5 — 7 человек)

III. Систематизация изученного материала. Просмотр видеофильма

(слайд 6)

видеофайл WMV / 38.21 Мб

IV.
Контроль усвоения, обсуждение мнений и их коррекция
. Рабочая группа «экспертов» задает вопросы, корректирует ответы, индивидуальный опрос – в письменном виде для группы «учеников».

Опрос

(слайд 7), параллельно с этим — индивидуальная работа третье лишнее DOC / 27.5 Кб

  • Чем отличаются вводные слова и вводные предложения?
  • Какую роль выполняют вставные конструкции?
  • Чем отличаются вводные предложения и вставные конструкции?
  • Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции? Приведите примеры.

V. Физминутка

физминутка DOC / 26.5 Кб

VI. Практическая работа по тексту упр. 325, с.213

(слайд 8)

1.Прочитайте текст.

2.Определите тип речи.

3.О какой проблеме рассуждает автор? К чему призывает?

4.Какое предложение является аргументом?

5.Какая вставная конструкция обогащает высказывание В.Кожинова?

6.Объясните постановку знаков препинания в предложениях со вставными конструкциями.

Выводы: Текст публицистического стиля. В.Кожинов выступает в защиту народной песни, называя ее «необходимым явлением духовного бытия России». В тезисе автор употребил две вставные конструкции. Первая содержит пояснение близости слов «духовность» и «воздух» по отношению к народной песне, вторая дополняет предложение.

VII. Подготовка к публичному выступлению.

1.Звучит аудиозапись песни «Светит месяц» в исполнении Л.А.Руслановой (слайд 9)

2. Беседа по тексту (распечатки на партах, слайд 10)

тексты о Л.Руслановой DOC / 33 Кб

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Как автор объясняет популярность песен в исполнении Л.Руслановой?

3.Какие вставные конструкции использует автор?

4.Объясните постановку знаков препинания в предложениях со вставными конструкциями. Можно ли вместо скобок поставить другие знаки?

5.Основываясь на приведенных в тексте аргументах, а также на собственных впечатлениях, представьте на конкурс песню в исполнении Л.Руслановой.

6.Используйте в своем выступлении вводные слова и вставные конструкции.

VIII. Рефлексия

(слайд 11)

Вопросы:

  • Что было интересным на уроке?
  • Какие практические навыки ты получил?
  • С какой трудностью ты столкнулся?
  • Понятно ли тебе домашнее задание?
  • Какие источники информации помогут лучше подготовиться к публичному выступлению?
  • Какое высказывание можно выбрать в качестве эпиграфа выступления?

IX. Домашнее задание

(слайд 12
)
— Подготовь публичное выступление, основываясь на приведенных в тексте аргументах, а также на собственных впечатлениях, для конкурса «Песня – душа народа» (упр.386)

Примерный план:

1. Приветствие слушателей.

2. Представление песни и ее исполнителя.

Использованные источники:

Видеоурок «Вставные конструкции» https://www.youtube.com/watch?v=7KBmrArnJaM

Песня Л.Руслановой https://basshunter.org/music-search/лидия_русланова_-_светит_месяц_music01.html#play

Русланова Л.

Физминутка https://gymnasium406.ru/sites/default/files/images/pedagogam_i_uchaschimsya/fizkultminutka.pdf

Фон презентации

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: