Личностно-развивающий тренинг «Взаимодействие и взаимопонимание в семье»


тренинг для родителей «Я и мой ребёнок»

10. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».

Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Я хочу рассказать притчу о вас — мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

11. Притча «Ангел»
(под музыку «Аве Мария»).
«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: — Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен? Бог ответил: — Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова: — Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья. Бог ответил: — Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. Затем ребенок спросил: — Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня? — Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью. — Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя… — Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой. В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил: — Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела? — Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями…»

12. Рефлексия.

Психолог:

Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Возможные вопросы для рефлексии:

— Что вы приобрели нового?

— Что хотелось бы себе пожелать?

Что больше всего понравилось? — Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

— Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?

Спасибо вам за участие!

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

До новых встреч!

Рекомендации психолога «Общаться с ребенком. Как?»

1. Безусловное принятие

Первое правило общения родителя с ребенком — принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный, ценный и дорогой, даже если он поступил неправильно.

2.Недовольство

При этом выражать недовольство можно и нужно — но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо», а еще лучше «мне плохо от того, как ты поступил».

3.Активное слушание

Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо. Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.

Родительское собрание — тренинг «Вместе»

Родительское собрание – тренинг «Вместе»

Цель:

сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Правильно, упадет! Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» — «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!». Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.

В коллективе необходим позитивный микроклимат, взаимопонимание и взаимодействие… Поэтому сегодняшнюю нашу встречу мы решили посвятить более близкому знакомству, сближению и сплочению нашего коллектива родителей. Ведь сплочение – это возможность для всей команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. И сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Поэтому мы с вами сегодня проведем время интересно. И поиграем, и поразмышляем.

«Правила группа»

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Материалы: ватман с уже написанными правилами.

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы: правило активности, правило контроля времени, правило организованной коммуникации, правило чуткости к себе и окружающим, правило закрытости информации и дисциплины.

А теперь присядьте в круг и сейчас мы повторим условия, т.е. принципы проведения тренинга.

«Здесь и сейчас»- разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.

Персонификация высказываний — отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают».

Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний.

Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общений, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.

Игра знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Работает всю жизнь в одном учреждении»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Кто родился весной»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»; «Любит свою работу»; «У кого дома есть домашнее животное»; любит болтать по телефону; кто любит красный цвет; кто любит мороженое; кто любит ходить в кино; кто любит петь; кто любит танцевать; кто первый раз участвует в тренинге; любит ли смотреть телесериалы и т.д.

Сплочение — это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.

Атомы и молекулы (оставить в парах)

Знакомство в парах.

Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во — внешнем и во – внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Кто как выглядит» (на наблюдательность)

Участники делятся на пары, встают спинами друг к другу и описывают, как выглядит человек, стоящий за спиной.

Сплочённость – это:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

«Индивидуальность» Время:10 мин.

Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

Варианты высказываний:

— тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

— у кого голубые глаза — трижды подмигните;

— чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

— чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

— тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

— кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

— кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

— кто любит собак, должен пролаять;

— любящие кошек скажут «Мяу!»;

— те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

— у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

— кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

— пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

— кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

— кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

— кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

— тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

— те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете.

Упражнение «Моя изюминка»

На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.

По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество–«изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества…

Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение тренинга

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Обратная связь

МБДОУ «ДС №6 «Буратино» город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Педагог-психолог Котова Юлия Викторовна

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]