Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования


Сущность и разновидности инновационных образовательных технологий

Определение 1
Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.

Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, ориентированные на появление новшеств в образовательной сфере. Этими новшествами могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.

Инновации развиваются благодаря применению научно-исследовательских направлений деятельности, нацеленных на получение нового научного знания, какого-то открытия, изобретения. Кроме того, появление инноваций может быть итогом проведения проектных работ, в ходе которых развивается инструментально-технологическое знание, отражающее возможности реализации практических действий, на базе, имеющихся научных теорий и концепций. Таким образом создаются инновационные проекты, которые в последствие приводят к появлению новых технологий.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Инновационные образовательные технологии 460 руб.
  • Реферат Инновационные образовательные технологии 220 руб.
  • Контрольная работа Инновационные образовательные технологии 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Инновации развиваются также и в процессе образовательной деятельности. В процессе обучения происходит развитие теоретических и практических знаний учащихся, которые затем могут быть применены в различных областях практической жизнедеятельности, связанных с созданием инноваций.

Инновационные образовательные технологии базируются на трех основных компонентах:

  1. Современное, грамотно выстроенное содержание, фундамент которого составляют компетенции в профессиональной деятельности, отвечающие текущим реалиям предпринимательской деятельности. содержание включает в свой состав разнообразные мультимедийные материалы, передающиеся благодаря современным средствам связи.
  2. Применение современных, инновационных методов в обучении. Такие методы должны быть ориентированы на развитие компетенций будущей профессиональной, привлечение учащихся к активному познанию и практической деятельности, проявлению инициативности в процессе познания. Исключается пассивное усвоение учебных программ.
  3. Наличие современной инфраструктуры в учебно-воспитательном процессе. Она должна основываться на информационных, технологических, организационных и коммуникационных компонентах, которые помогают применять новые формы и методы обучения, в частности дистанционное обучение.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Инновационные технологии в образовании используются на основе применения определенных подходов в обучении т.е. принципов, которые включают требования и целевые установки, являющиеся фундамент для развития новых технологий.

Все инновации в педагогической сфере основываются на их четком соответствии текущему этапу социально-экономического развития общества. В настоящее время, они должны быть ориентированы на развитие самостоятельности учащихся, формировании их способностей к самообучению и саморазвитию, осознанном, а не механическом усвоении учебных программ.

Инновационные технологии в образовательной сфере непрерывно развиваются и расширяется их спектр. Можно выделить следующие основные группы технологий:

  1. Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ в области предметного обучения. Применение данные технологий связано с развитием информационного общества и активным внедрением информационных средств во все сферы жизнедеятельности. Такие технологии направлены на информатизацию сознания учащихся. В образовательные программы включаются новые предметы, которые ориентированы на изучение информатики, информационных процессов и ИКТ. Процесс преподавания, также, активно информатизируется, чтобы помочь повысить информационную культуру педагогического состава и учащихся;
  2. Личностно-ориентированные технологии. Данные технологии направлены на постановку личности на приоритетную позицию в обучении и воспитании. Весь учебно-воспитательный процесс ориентируется именно на развитие личности, учета ее индивидуальности и особенностей развития.
  3. Информационно-аналитическое снабжение учебно-воспитательного процесса. Использование этой группы технологий, ориентировано на исследование развития каждого учащегося, класса, параллели, учебного заведения, их адекватного оценивания;
  4. Мониторинг интеллектуального развития. Технологии базируются на применении графиков, системы тестирования, новых методик оценивания, позволяющих отследить динамику развития отдельных учащихся и качество обучения в целом;
  5. Воспитательные технологии. Процесс обучения не может быть оторван от воспитания. Поэтому внедряются новые методики, позволяющие развить личность, ее основные качества;
  6. Дидактические технологии. Они являются основным фактором развития образовательного заведения. Такие технологии основываются на комплексе приемов и средств, включающих использование традиционных и инновационных технологий: самостоятельная работа с учебной литературой, применение аудиовизуальных, мультимедийных средств, дифференцированные способы обучения.

Инновационные образовательные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Инновационные образовательные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: