Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников 5-7 лет


Методические рекомендации «Организация опытно — экспериментальной деятельности дошкольников»

Выбор, подготовка пособий и оборудования с учётом возраста детей.

Обобщение результатов наблюдений (дневники, таблицы, фотографии) с целью подведения детей к самостоятельным выводам.

Формы работы с детьми

(методы и приёмы).

1. Экспериментальная игра: помогает убедиться в достоверности явлений. 2. Практическая деятельность. Действия (с магнитами, лупой, измерительными приборами). Позволяет самостоятельно овладеть способом познавательной деятельности. 3. Наблюдения в реальной жизни, экскурсии (таянье снега, туман, радуга, роса). Побуждает к поиску объяснения причин природных явлений. 4. Рассматривание схем, таблиц, рисунков. Позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. 5. Использование энциклопедических данных. Развивает интерес, интеллект. 6. Игра-драматизация. Ребёнок берёт на себя роль – объясняет, учит.

Специально организованная исследовательская деятельность

позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, явлениях, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Организация уголка экспериментирования

Материал, находящийся в уголке, располагается в доступном для детей месте. — Пособий для опытов и экспериментов должно быть в достаточном количестве. — Оборудование уголка подбирается с учётом возраста и уровня развития детей. — Материал для экспериментирования распределяется по разделам.

Оборудование уголка экспериментирования

— Приборы: увеличительные стёкла (лупы), микроскопы, песочные часы, магниты, зеркала и др. — Сосуды из различных материалов разного объёма и формы: колбы, пробирки, стаканы, чашки и др. — Природный материал: камешки, шишки, ракушки, мох и т. д. — Разные виды бумаги: картон, ватман, калька, гофрированная бумага и т. д. — Красители: пищевые и непищевые: акварель, гуашь и т. д. — Медицинские материалы: вата, кусочки марли, мерные ложки, деревянные палочки и др. — Сыпучие материалы: крупа, песок, мука и др. — Прочие материалы.

Заключение

Мир ребёнка разнообразен. Важно научить его находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых — давно знакомые. И всё это в атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Важно поощрять, воспитывать привычку учиться. Многие явления детям непонятны. Знакомство же с физическими явлениями служат средством для накопления впечатлений об окружающем мире, выступают инструментом для развития его умственной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. В предложенных методических рекомендациях указания, как этого достичь.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Библиографическое описание:

Черненко, М. А. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ / М. А. Черненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (13). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3332/ (дата обращения: 10.10.2020).


Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно.

Исследовать, открыть, изучить — это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. «В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденной и «крайне драгоценной» характеристике нервно-психической организации детей — безотчетном стремлении к пониманию окружающей жизни.

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.

Мир детей представляет собой удивительный мир — мир почемучек. Наши дети очень активные и любознательные. У них всегда множество вопросов, на которые они моментально хотят получить ответ. Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую деятельность по неживой природе: «Юные исследователи». Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок заключают в себе довольно много неизвестного. Несмотря на довольно ранний возраст, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят: малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.

Актуальность выбранного опыта в том, что в условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Основная цель работы ДОУ: развитие познавательных интересов, потребности и самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального — чувственного опыта. Данная цель соответствует ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

Новизна работы по внедрению экспериментальной деятельности вДОУ: организационная инновация — моделирование социального партнерства с центром научно-исследовательских и производственных работ. Социальное партнерство способствует развитию и популяризации познавательно — исследовательской деятельности дошкольников, является условием проявления высоких интеллектуальных способностей. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем.

Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие ребенка.

– Содержание работы по экспериментальной деятельности строится на личностно-ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход.

– Осуществляются специальные задачи по диагностике и развитию творческого потенциала детей путем выполнения творческих заданий.

Методика выполнения экспериментирования в педагогическом процессе не является слишком сложной. В детском учреждении не должно присутствовать четкой грани между простой жизнью и осуществлением опытов. Эксперименты не являются самоцелью, они лишь метод знакомства с окружающим миром, в котором детям предстоит существовать. Работа осуществляется во второй половине дня, один раз на протяжении недели по 20 минут, всего запланировано 36 часов на учебный год. В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который строится на основе восприятия, которое связано с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на конкретное предложенное задание.

Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОУ выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы.

В нашем детском саду практикуется метод контролированного и организованного детского экспериментирования.

В ходе проведения экспериментирования ребенок получает возможность успешно удовлетворить присущую ему любознательность (зачем? как? почему? что будет, если?), почувствовать себя в качестве ученого и первооткрывателя.

Экспериментирование проходит через все области деятельности детей: прием пищи, занятия, прогулку, игру, сон. Исследованию могут быть подвержены животные и растения, объекты неживой природы и люди.

Организуя, показывая, предлагая ребенку различные методы обследовательских действий: потрогать, погладить, посмотреть, попробовать на вкус, подержать и т. д., педагог оказывает помощь в освоении свойств и качеств материалов и предметов, произнося их названия, то есть, выполняя стимулирование развития активной речи. Дети очень любят проводить исследования новых предметов, экспериментировать с различными материалами и веществами: красками, водой, снегом, песком, глиной и другими материалами. Взрослые нередко сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут серьезно научиться «важным» вещам. Но это не так. В ходе подобного исследования происходит развитие любознательности ребенка, расширение его представлений об окружающем мире, ребенок получает богатый опыт, приобретает мощный импульс для эффективного развития интеллекта.

Весьма важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы детей происходит не исключительно при помощи целенаправленного руководства взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической работе.

В ходе проведения свободного экспериментирования ребенок получает новую, иногда совершенно неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, осуществляет определенного рода открытие. Экспериментирование оказывает стимулирующее воздействие на ребенка к выполнению поиска новых действий и оказывает содействие развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование предоставляет детям возможность попробовать различные методы действия, убирая при этом страх возможной ошибки и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в указанном процессе заключается не в том, чтобы тотчас показать, как необходимо действовать верно, а в том, чтобы стимулировать интерес ребенка к предметам, пробудить его к самостоятельному исследованию, поддержать его природную любознательность. Ярко выраженная любознательность выступает как один из наиболее важных показателей его успешного психологического развития. Она находит проявление в том, что ребенок активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим; с искренним интересом включается в предложенные взрослым игры с разными веществами; долго и с увлечением экспериментирует самостоятельно, подражая действиям взрослых, изобретает новые действия и стремится поделиться ими с взрослыми.

Метод детского экспериментирования не является сложным; он просто не является привычным и не разработан в отношении условий дошкольного учреждения.

Воспитатели ДОУ полагают, что происходит длительное и прочное усвоение материала, когда малыш делает, слышит и видит самостоятельно.

Работу по экспериментальной работе в ДОУ мы строим на поддержке детской инициативы и индивидуальности.

Данная работа обеспечивает развитие 2-х видов детской активности — собственной детской активности, полностью определяемой им самим, и активности, которая стимулируется со стороны взрослого.

Таким образом, включение в работу ДОУ экспериментальной деятельности актуально в настоящее время и является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «формирование максимально благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

Детство — время поисков ответов на самые различные вопросы. Дошкольники — природные исследователи. Детское экспериментирование — прекрасное средство интеллектуального, познавательного развития детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
  2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. — М., 2005г.
  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М., 2005 г.
  4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. — М.: Сфера, 2010г.
  6. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
  7. Иванова А. И. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2005 г.
  8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2004 г.
  9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. — Педагогическое общество России. — М., 2005 г.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, окружающий мир, работа, дошкольное образование, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, неживая природа, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: