Здравствуйте, уважаемые читатели. В наш скоростной век, когда важно многое успевать делать в течении дня, большинство родителей испытывают чувство вины за то, что у них нет времени больше и чаще проводить время со своими детьми.
В данной статье мы поговорим о родителях и детях, о том какая совместная деятельность психологически сближает, какие бывают взаимоотношения между близкими людьми в семье и как можно организовать семейный отдых с пользой для всех!
Безусловно, совместное времяпрепровождение очень важно и необходимо для гармоничных и тёплых взаимоотношений между родителями и детьми. Нужно, понимать, что только при чутком и внимательном взаимодействии с ребёнком, у него формируется доверие к окружающему миру и чувство безопасности.
Рекомендации родителям ребёнка, взаимоотношения в семье
Очень часто можно наблюдать картину, когда родители физически находятся рядом со своим ребёнком, но не психологически. При недостатке эмоционального контакта младшие дети начинают привлекать внимание родителей плохим поведением: истериками, криками, непослушанием, поломкой игрушек, а старшие дети просто перестают общаться с родителями, огрызаются, дерзят, не слушаются.
Как же быть в такой ситуации? Бросить работу или меньше заниматься бытовыми проблемами? Конечно, в крайности впадать не стоит, уходить с работы или лишать себя своей личной жизни неконструктивно.
И здесь главным девизом для родителей может стать фраза: «Главное не количество, а качество проведённого рядом с ребёнком времени». То есть пусть это будет всего 1-2 часа в день, но максимально интересные и полезные для ребёнка и вас. И тогда не придётся испытывать чувство вины по-поводу отсутствия времени на любимых детей.
Если ребёнок ещё маленький (от 0 до 8 лет), то он нуждается в том, чтобы его часто гладили по голове, обнимали или даже носили на руках, играли с ним в любимые игры и рассказывали сказки. А дети постарше (от 9 до 17 лет) нуждаются в каждодневном общении, внимательном отношении родителей к происходящим событиям в их жизни, нуждаются в совместной деятельности, которая будет развивать их и готовить к будущей самостоятельной жизни.
А теперь давайте разберём какие бывают типы взаимоотношений в семье и к какому типу отнесёте себя вы. Только будьте честны сами с собой, поскольку от этого зависит насколько вы готовы меняться и создавать гармоничную и жизнеспособную семью, где счастливы и дети, и родители:
- Традиционная и гармоничная семья. Это взаимоотношения, которые строятся на любви и доверии друг к другу. Все жизненно важные вопросы решаются по обоюдному согласию. Муж глава семьи и жена с уважением относится к его мнению. Основой такой семьи считается стабильность и долгая совместная жизнь. Дети рождаются в любви и согласии, они долгожданны и к ним относятся с уважением.
К сожалению, в чистом виде традиционная семья встречается последнее время довольно редко. Поскольку только в гармоничной семье дети перенимают положительный опыт и переносят его в последующем на свою семью.
- Семья, где супруги как брат и сестра. Со стороны кажется, что это счастливая семья, родители превосходно общаются друг с другом, умеют достигать общих целей, здесь любят и ценят своих детей. Но к сожалению, между мужем и женой нет страсти, нет взаимного притяжения, а значит и постоянного секса.
Это говорит лишь о том, что семья будет жить только до тех пор пока один из партнёров не найдёт более притягательного человека, вызвавшего в нём много сексуально положительных эмоций.
- Скандальная семья. Каждый из партнёров в такой семье считает себя уникальным и неповторимым и не собирается считаться с мнением своего избранника. Как правило, это эгоистичные и избалованные особы, не умеющие прислушиваться и уступать даже любимому человеку. Здесь все семейные проблемы решаются руганью и скандалами.
Дети в такой семье любимы и желанны, но они вынуждены постоянно наблюдать родительские склоки, что не слишком хорошо отражается на их психо-эмоциональном развитии. Во взрослой жизни таким детям очень сложно будет создать свою счастливую семью, так как они не видели правильного примера перед глазами.
- Разобщённая семья. В такой семье все и дети, и родители заняты своими любимыми делами. Здесь нет единения и совместных общих дел, каждый сам по себе. Партнёры мало интересуются жизнью и интересами друг друга. Часто такое встречается, когда муж строит карьеру, а жена возможно бизнес или просто стремиться раскрыть свои таланты.
Дети в таких семьях эмоционально холодны и равнодушны к происходящим вокруг событиям. Часто в разобщённой семье бывают трудные подростки, лишённые теплых взаимоотношений с родителями. А когда дети вырастают и уходят из семьи во взрослую жизнь, то супруги, как правило, разводятся, так как ничего их больше не связывает.
- Семья, напоминающая детско-родительские взаимоотношения. Здесь один из супругов занимает доминирующую позицию, управляет и решает все основные житейские дела. А второй супруг занимает позицию «ребёнка» или подчинённого. Такими бывают семьи, где есть большая разница в возрасте между супругами, например в 10, 20 и более лет. Не редко бывают ситуации, когда супруг – родитель становится тираном и его домочадцем становится тогда очень не сладко.
Дети в такой семье так же полностью подчинены законам и правилам доминирующего супруга и не смеют своего родителя ослушаться. Взаимоотношения здесь могут длится довольно длительное время и распасться лишь тогда, когда подавляемому супругу надоест выполнять роль «ребёнка», он преодолеет свой инфантилизм и повзрослеет.
- Неблагополучная семья. Это такие взаимоотношения, в которых один из супругов является зависимым от алкоголя, наркотиков или он вообще игроман. Все остальные члены семьи, в том числе и дети являются созовисимыми, поскольку в ущерб своему благополучию они стараются вытащить своего любимого человека из той ямы, в которой он оказался.
Со временем, когда терпение созовисимого супруга заканчивается, такая семья просто распадается. Либо зависимый супруг находит веские причины и перестаёт вести асоциальный образ жизни., но такое встречается крайне редко!
В чистом варианте описанные выше типы взаимоотношений в семье встречаются редко, чаще бывают семьи со смешанными вариантами. Однако, если вы узнали в каком-то из типов свою семью и у вас есть желание создать гармоничные и тёплые отношения, то всегда можно обратиться к грамотному специалисту.
Как говорится — дорогу осилит идущий! А ваши дети на 80% копирут поведение родителей и в будущем будут создавать семьи подобные вашей. Поэтому бросьте все силы для создания в своей семье уюта, тепла и любви!
Совместная деятельность педагога с детьми
Раиса Михайловна Федоренко
Совместная деятельность педагога с детьми
(опыт работы педагогов МБДОУ д/с «Улыбка»
города Когалыма)
Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников)
по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием партнёрской
(равноправной)
позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной
деятельности).
ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
индивидуальная
подгрупповая
фронтальная
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
• Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.
ТИПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровая
коммуникативная
двигательная
познавательно-исследовательская
продуктивная
Схема развития любого вида деятельности такова: деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.
Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:
– добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения)
;
– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе)
;
– свободное общение и перемещение детей;
– педагогическая поддержка.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться как на проводимые режимные моменты, так и на всю непосредственно-образовательную деятельность.
Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности педагогу придётся не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.
Приведём пример организации совместной деятельности в ДОУ.
«Вечер загадок»
(старший дошкольный возраст)
.
Педагог загадывает детям загадки о сказочных героях. После каждой правильной отгадки картинка с изображением данного героя крепится на мольберт, проводится игра-беседа «Расскажи о сказочном герое»
(
«Кто это?»
,
«Что он делает?»
). Далее ребята делают несложные поделки по принципу
«оригами»
или рисуют портрет сказочного героя. Проводится викторина
«В гостях у сказки»
(задаются вопросы: «Почему в сказке
«Рукавичка»
медведь не впал в спячку?» и т. п.) Отдельные задания требуют самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать результат.
Планируя совместную деятельность, необходимо определить её структуру. Например,для старших дошкольников структура будет такой:
1. Постановка педагогом задачи и принятие и её всеми участниками.
2. Анализ задачи, детьми осуществляется выдвижение и выбор способов решения задачи.
3. Обсуждение и оценка результатов совместной деятельности.
Планирование совместной и самостоятельной деятельности осуществляется
Процесс совместной деятельности включает в себя игровую (проблемную, познавательную или иную)
ситуацию или задачу.
Совместная деятельностьпланируется и прослеживается в следующих формах:
• Целевая прогулка;
• Наблюдение;
• Обследование;
• Экспериментирование;
• Творческая деятельность.
В настоящее время актуальной является реализация в совместной деятельности детей, педагогов и родителей различных проектов, в которых родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.
Совместная деятельность родителей и детей
Чтобы эффективно выстроить тёплые и дружеские взаимоотношения между родителями и детьми необходимо больше времени уделять совместной деятельности. О некоторых видах такой деятельности мы поговорим далее:
- Привлечение детей к бытовым делам. Ребёнка можно замотивировать тем, что перед тем как поиграть с ним в какую-то игру или куда-то сходить, нужно сначала сделать добрые дела для дома и семьи: убрать квартиру, совместно приготовить обед, пройтись по продуктовым магазинам, убраться с отцом в гараже и т.д.
Причём эти дела можно превратить в увлекательную игру, чтобы детям было не так скучно. Таким образом, вы и с детьми будете рядом и привьёте им положительные черты характера: целеустремлённость, трудолюбие, отзывчивость, аккуратность.
- Совместные игры родителей с детьми. Абсолютно точно известно, что все дети любят играть, причём в любом возрасте, даже в 16 – 17 лет. Только совместные семейные игры нужно подбирать под возраст ребёнка.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте это могут быть игры – «Прятки», «Выше ноги от земли», «Салочки», ролевые игры с любимыми героями, то уже в более старшем возрасте с детьми можно играть в настольные финансовые или интеллектуальные игры, например, «Монополия», «Шахматы», «Поле чудес», «Словодел», совместное собирание Лего-конструктора и т.п.
- Совместное семейное чтение книг. Дети в любом возрасте любят слушать как им читают захватывающие приключенческие истории или сказки. Самое главное потом после прочтения поговорить с ребёнком о том, что он понял из сюжета книги, почему герой поступил именно так, а не иначе.
И лучше всего читать детям качественную нравственную литературу (не комиксы и не ужастики), чтобы прививать им хороший литературный вкус. Например, произведения для детей Некрасова, Ушинского, Толстого, Сухомлинского, Чехова, Чарушина, Житкова, Пришвина и многих других.
- Совместный просмотр смысловых фильмов и семейных мультиков. Хорошие смысловые фильмы заставляют задуматься о какой-то жизненной ситуации, дают почву для совместного обсуждения сюжета киноленты родителям и детям. Дети, таким образом, учатся оценивать ситуацию правильно и родительское мнение поможет им сформировать положительные личные качества характера.
- Общение, общение, общение. Детям очень важно высказывать то, что с ними произошло в течении дня, рассказывать о своих проблемах и победах. Им важно знать, что их жизнь не безразлична родителям и что мама и папа всегда рядом и помогут, поддержат в нужную минуту.
Родителям необходимо находить хотябы 15-20 минут для каждого ребёнка, для индивидуальной беседы с каждым из них, чтобы сын или дочь могли полностью довериться и раскрыться своему любимому папе или маме. В этом случае у родителей с детьми будут установлены очень глубокие и доверительные отношения на долгие, долгие годы.
- Совместное творчество. Дети очень любят совместно с родителями создавать что-то своими руками. Если мама, например, увлекается вязанием, вышивкой, коллекционированием, скраббукингом, то почему бы ей не заняться данным видом деятельности совместно со своей дочерью.
А отец, например, может совместно со своим сыном поработать над ремонтом каких-то вещей или созданием новых уникальных предметов из дерева, металла или бумаги. Такая творческая деятельность не только эмоционально сблизит родителей и детей, но и научит подрастающее поколение созиданию, а также умению делать что-то полезное и нужное своими руками.
- Обучение детей необходимым в жизни навыкам. Прекрасным совместным времяпрепровождением родителей и детей может стать обучение своих отпрысков какому-либо виду деятельности. Это поможет детям приобрести жизненно важные умения и навыки, а родителям даст возможность провести время с пользой рядом со своим ребёнком.
В последствии ваш сын или дочь будут с гордостью говорить: «Этому меня научил мой замечательный отец!» или «Это прекрасно умеет делать моя мама, она научила и меня!». А научить детей можно очень и очень многому, например, плавать, кататься на велосипеде или роликах, вкусно готовить или шить, гладить свою одежду и стирать нижнее бельё, играть на гитаре или фортепиано.
Всё это, так или иначе поможет ребёнку в будущем стать более успешным и уровень выживаемости у него будет намного выше его сверстников. Как видите вариантов для совместного времяпрепровождения детей и родителей великое множество, нужно только проявить фантазию и выделить немного времени.
И тогда в период подрасткового и юношеского возраста ваших детей, у вас не будет с ними каких-либо конфликтов и недопониманий! А во взрослом возрасте ваши дети будут стремиться почаще навещать вас, чтобы пообщаться и рассказать о наболевшем.
Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
Современное образование в настоящее время направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Основа этого развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения.
Что же такое творческая активность? Творческая активность-это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Значение формирования творческой активности я вижу, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, самосовершенствованию, настойчивость в достижении поставленной цели.
Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по всем школьным предметам.
Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.
Главные помощники учителя в развитии творческой активности детей – родители! На мой взгляд, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности с родителями.
Эта деятельность выступает как средство мотивации развития личности, помогает активному познанию мира и творчеству.
Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает как в семье, так и в школе особо тёплую атмосферу. Приведу несколько эффективных и интересных форм совместной деятельности детей и родителей, которые я использую в своей педагогической деятельности.
1.Метод проектов.
Работа над проектом обогащает всех участников процесса и создаёт положительную эмоциональную атмосферу. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для школьника в семье и школе, выработке согласованных и педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Вот темы проектов, которые были реализованы в моей практике: «Дарю прекрасное людям», «Каким я хочу видеть свой город», «Современные принцы и принцессы», « Каким я хочу видеть современного учителя», «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра», « Что такое счастье?».
2. Организация детско-взрослых праздников.
Детский день рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний, Новогодний карнавал, уроки – сюрпризы и другие совместные праздники – это возможность проявить творчество, выдумку и фантазию.
Атмосфера праздника сближает взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении праздничного меню, изготовлении призов. Каждый член семьи готовит конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы.
3. Совместное детско-родительское творчество.
Изготовление коллажа из природного материала, различных поделок, выпуск семейной или классной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток, украшений к праздникам, приготовление сладких угощений ко дню именинника и другим праздникам в классе – вот лишь некоторые виды работ, которые можно выполнять вместе с родителями как дома, так и в классе.
В школе можно устраивать выставки совместных работ детей и родителей различной тематической направленности. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в детском коллективе. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Такая форма детско-родительского взаимодействия так же способствует проявлению самостоятельности и самовыражению ребёнка. В нашей школе стало традицией проводить осенние и Рождественские ярмарки, на которых дети совместно с родителями могут продемонстрировать свои таланты и способности.
4. Чтение книг.
Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений.
5. Совместные развивающие детско-взрослые игры.
Любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и другие, усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.
В.А.Сухомлинский считал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Он сравнивал игру с искрой, зажигающей в ребёнке огонёк пытливости и любознательности. Я с этим полностью согласна.
6. Организация детско-взрослой театрализации.
Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются в раскрепощенной форме, отрабатывая и приобретая новые формы вербального и невербального общения. Но родители могут быть не только благодарными зрителями, но и участниками театрализованных действий вместе с детьми. Мини- спектакли, в которых актёры дети и родители, украсят любой праздник в школе.
7. Семейные экскурсии и путешествия.
Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Это могут быть просто прогулки по городу. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута экскурсии: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего мира. Семейные экскурсии можно устраивать как для всего класса, так и малыми группами. В своём классе, в рамках проекта «Великие люди России» совместно с родителями были организованы экскурсии в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», город-герой Волгоград.
8. Посещение театров, кинотеатров.
На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Далее дети сами выбирают место и темы просмотров.
9. Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий», «Альбома достижений».
Это интересная увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Дети познают себя, окружающий мир, других людей. Можно устраивать в классе выставку таких альбомов, праздники достижений « Мои открытия».
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.
Какими бы хорошими не были учителя, работающие с детьми, родительского внимания и заботы детям не заменит никто. В современных условиях в школе так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни класса. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать!
Почему так важен семейный отдых
Семейный отдых – это такое времяпрепровождение, когда никто никуда не спешит и можно спокойно насладиться обществом своих близких и любимых людей. Во время семейного отдыха происходит психологическое сближение между супругами, а также родителями и детьми.
Вы можете пообщаться с близкими на нестандартные или задушевные темы, можете лучше узнать интересы друг друга. Именно отдых, а не совместная работа помогают посмотреть на своих домочадцев под другим углом и почувствовать себя безмерно счастливым и нужным.
От культурности и образованности родителей зависит то, как и где будет организован совместный семейный отдых. Здорово, если у родителей есть увлечения, которые с большой охотой могут разделить и их дети. Например, рыбалка или туристические путешествия. Счастливые воспоминания о семейном отдыхе сохраняются в памяти детей на всю жизнь и в последствии формируют их ценности, передаваемые из поколения в поколение.
Для меня, как многодетной мамы, всегда на первом месте стоит общение со всеми 3-я детьми по отдельности.
И даже, если у меня мало свободного времени и я валюсь с ног от усталости, я всё равно нахожу возможность хотя бы 10-15 минут ежедневно уделить внимательному разговору с каждым своим ребёнком. Ведь каждый мой сын – это целый мир, вселенная, со своими положительными и отрицательными сторонами. И я их очень люблю безвозмездно, просто такими, какие они есть, чего и вам желаю в отношении своих детей!