Презентация «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»


Презентация «Игра в жизни дошкольника»

ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА Воспитатель МДОУ №9 Попова Юлия Владимировна
ИГРА
В ЖИЗНИДОШКОЛЬНИКА
Воспитатель МДОУ №9

Попова Юлия Владимировна

Актуальность, обоснованность, необходимость развития сюжетно-ролевых игр.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности.В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки ипривычки правильного поведения, складывается характер.

Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.

Игра
– самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.

Немного истории. Так, ещё в 1928 году, Тихеева Е.И. подчёркивала, что «Свободные игры» - это важнейший фактор, организующий жизнь детей в детском саду. Важно отметить. Что именно Тихеева Е.И. первой поставила вопрос о диагностике игровой деятельности детей в детском саду, разрабатывала схему для наблюдения за играми детей, предлагала широко использовать фотозапись игр с их последующим анализом.

Немного истории.
Так, ещё в 1928 году, Тихеева Е.И. подчёркивала, что «Свободные игры» — это важнейший фактор, организующий жизнь детей в детском саду.Важно отметить. Что именно Тихеева Е.И. первой поставила вопрос о диагностике игровой деятельности детей в детском саду, разрабатывала схему длянаблюдения за играми детей, предлагала широко использоватьфотозапись игр с их последующим анализом.

По мнению Л.С. Выготского, основным критерием игры является воображаемая ситуация, которая представляет собой пространство между реальным (оптическим) и смысловым (воображаемым) полем. При этом играющий должен одновременно находиться и внутри, и вне игры. Таким образом, понять психологическую сущность игры можно, только находясь одновременно внутри и вне ее, то есть став ее участником.

По мнению Л.С. Выготского, основным критерием игры является воображаемая ситуация, которая представляет собой пространство между реальным (оптическим) и смысловым (воображаемым) полем. При этом играющий должен одновременно находиться и внутри, и вне игры. Таким образом, понять психологическую сущность игры можно, только находясь
одновременно внутри и вне ее, то есть став ее участником.

Усовой А.П. (1947) были сформулированы ведущие педагогические принципы руководства игрой. Она подчёркивала, что в игре ребёнок отражает впечатления об окружающем. Выдвинула положение о том, что педагог должен руководить не столько самой игрой, сколько развитием воображения и мысли ребёнка, не предписывать замысел, а побуждать его к обдумыванию.

Усовой А.П. (1947) были сформулированы ведущие педагогические принципы руководства игрой. Она подчёркивала, что в игре ребёнок отражает впечатления об окружающем. Выдвинула положение о том, что педагог должен руководить не столько самой игрой, сколько развитием воображения и мысли ребёнка, не предписывать замысел, а побуждать его к обдумыванию.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Таким образом, игра (особенно творческая ролевая игра) готовит ребёнка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольника. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детский деятельностью, самостоятельной, или самодеятельной.

Таким образом, игра (особенно творческая ролевая игра) готовит ребёнка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольника.
Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детский деятельностью, самостоятельной, или самодеятельной.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребёнок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребёнок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.
Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г.

Что же даёт игра для развития ребёнка? 1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения; 2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений; 3. Способность координировать свои действия с другими.

Что же даёт игра для развития ребёнка?
1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения;2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений;3. Способность координировать свои действия с другими.

Дети хотят играть и считают игру самым любимым видом деятельности дома и в детском саду. Парадокс заключается в том, что часто дети не знают как играть, как развивать игровой сюжет. Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребёнку должен передавать воспитатель детского сада. Следовательно, игре надо учить.

Дети хотят играть и считают игру самым любимым видом деятельности дома и в детском саду. Парадокс заключается в том, что часто дети не знают как играть, как развивать игровой сюжет.
Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребёнку должен передавать воспитатель детского сада.Следовательно, игре надо учить.

Современные педагогические технологии организации игровой деятельности дошкольников – это технологии, основанные на идеях педагогического сопровождения. Её особенность заключается в том, что взаимодействуя с детьми педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детей, активно сотрудничать с ними.

Современные педагогические технологии организации игровой деятельности дошкольников – это технологии, основанные на идеях педагогического сопровождения. Её особенность заключается в том, что взаимодействуя с детьми педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и
творчества детей, активно сотрудничать с ними.

Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнёром ребёнка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Принципы игровой позиции основывается на общих принципах игры: 1. Самоценность; 2. Внеутилитарность; 3. Добровольность; 4. Игровое равенство и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в мимике, слове, жесте, пластике.

Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнёром ребёнка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
Принципы игровой позиции основывается на общих принципах игры:1. Самоценность;2. Внеутилитарность;3. Добровольность;4. Игровое равенствои предполагает овладениевнутриигровым языком,выраженным в мимике, слове, жесте, пластике.

Педагогическое руководство игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности детей. Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности заключается в том, что. Взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

Педагогическое руководство игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности детей.
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности заключается в том, что. Взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

Принципы, которые легли в основу представленной сюжетной игры «Больница» Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике.

Принципы, которые легли в основу представленной сюжетной игры «Больница»
Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя: 1. Осуществление регулярной диагностики опыта и учёт её результатов; 2. Наличие игровой позиции, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей; 3. Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения; 4. Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников; 5. ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей; 6. Создание современной предметно-игровой среды.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:
1. Осуществление регулярной диагностики опыта и учёт её результатов;2. Наличие игровой позиции, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;3. Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения;4. Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;5. ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей;6. Создание современной предметно-игровой среды.

Педагог, работающий с малышами, реализует несколько целей: 1. Постепенно развивает игровой опыт; 2. Помогает детям отражать мир в игре; 3. Побуждает детей к первым творческим проявлениям; 4. Воспитывает стремление к игровому общению со сверстниками.

Педагог, работающий с малышами, реализует несколько целей:
1. Постепенно развивает игровой опыт;2. Помогает детям отражать мир в игре;3. Побуждает детей к первым творческим проявлениям;4. Воспитывает стремление к игровому общению со сверстниками.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности с детьми третьего года жизни: Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей – помочь ребёнку овладеть условностью игровых действий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности:

Педагогическое сопровождение игровой деятельности с детьми третьего года жизни:
Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей – помочь ребёнку овладеть условностью игровых действий.Это определяет задачи работы,направленные на освоение детьмиигры как особого видадеятельности:

1. Включение в игру действий с игрушками и предметами и действий без предметов; 2. Замена в игре хорошо известных предметных действий действиями с предметами-заместителями, а затем словами; 3. Передача действий, характерных для персонажа и взаимоотношений персонажей;

1. Включение в игру действий с игрушками и предметами и действий без предметов;
2. Замена в игре хорошо известных предметных действий действиями с предметами-заместителями, а затем словами;3. Передача действий, характерных для персонажа и взаимоотношений персонажей;

4. Одушевление игрушки, приписывание ей желаний, эмоциональных состояний; 5. Словесное пояснение игровых действий, предметов-заместителей и воображаемых предметов; 6. Самостоятельное разворачивание смысловых цепочек из двух-трёх игровых действий; 7. Вхождение во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.

4. Одушевление игрушки, приписывание ей желаний, эмоциональных состояний;
5. Словесное пояснение игровых действий, предметов-заместителей и воображаемых предметов;6. Самостоятельное разворачивание смысловых цепочек из двух-трёх игровых действий;7. Вхождение во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.

Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми 2-2,5 лет: 1. Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем эмоциональные состояния; 2. Усложнением подобных игровых ситуаций является приписывание игрушке не только желания, но и эмоционального состояния; 3. Затем возможны игры с использованием противоположных желаний игрового персонажа и связанных с ними эмоциональных состояний;

Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми
2-2,5 лет:1.Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем эмоциональные состояния;2. Усложнением подобных игровых ситуаций является приписывание игрушке не только желания, но и эмоционального состояния;3. Затем возможны игры с использованием противоположных желаний игрового персонажа и связанных с ними эмоциональных состояний;

4. Для установления связи между игровыми действиями воспитателю удобно использовать речевой оборот «сначала-потом»; 5. Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающие хорошо известные, но отсутствующие в данный момент игрушки. 6. Часто бывает необходимым обрамление воображаемой ситуацией предметных действий ребёнка.

4. Для установления связи между игровыми действиями воспитателю удобно использовать речевой оборот «сначала-потом»;
5. Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающие хорошо известные, но отсутствующие в данный момент игрушки.6. Часто бывает необходимым обрамление воображаемой ситуацией предметных действий ребёнка.

Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми 2,5-3 лет: 1. Оживление представлений ребёнка в беседе; 2. Обращение и уточнение детских представлений за счёт рассказа воспитателя; 3. Побуждение детей к проигрыванию ситуаций; 4. Создание игровой проблемной ситуации 5. Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов.

Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми 2,5-3 лет:
1. Оживление представлений ребёнка в беседе;2. Обращение и уточнение детских представлений за счёт рассказа воспитателя;3. Побуждение детей к проигрыванию ситуаций;4. Создание игровой проблемной ситуации5. Включение в игру словесныхэлементов из песенок, книг, мультфильмов.

Педагогическая диагностика сюжетной игры детей третьего года жизни, предложенная Солнцевой О.В., основным методом педагогической диагностики, которой является наблюдение за игровыми проявлениями ребёнка, содержит критерии оценки и показатели. Рассмотрим некоторые из них.

Педагогическая диагностика сюжетной игры детей третьего года жизни, предложенная Солнцевой О.В., основным методом педагогической диагностики, которой является наблюдение за игровыми проявлениями ребёнка, содержит критерии оценки и показатели.
Рассмотрим некоторые из них.

1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. Ребёнок: а) отражает в сюжете бытовые действия взрослых; б) отражает в сюжете профессиональные действия взрослых; в) отражает в сюжете содержание (эпизоды) знакомых стихотворений, сказок или мультфильмов.

1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. Ребёнок:
а) отражает в сюжете бытовые действия взрослых;б) отражает в сюжете профессиональные действия взрослых;в) отражает в сюжете содержание (эпизоды) знакомых стихотворений, сказок или мультфильмов.

2. Освоение ролевого поведения: а) наличие связи игровых действий с конкретным образом; б) проявление эмоционального отношения к игрушкам;; в) использование ролевой речи, направленной на игрушки; г) использование ролевой речи «за игрушку»; д) способность назвать свою роль.

2. Освоение ролевого поведения:
а) наличие связи игровых действий с конкретным образом;б) проявление эмоционального отношения к игрушкам;;в) использование ролевой речи, направленной на игрушки;г) использование ролевой речи «за игрушку»;д) способность назвать свою роль.

3. Способность к использованию действий игрового замещения. Ребёнок: а) использует предметные игровые действия; б) использует действия с предметами-заместителями; в) использует простые изобразительные игровые действия.

3. Способность к использованию действий игрового замещения. Ребёнок:
а) использует предметные игровые действия;б) использует действия с предметами-заместителями;в) использует простые изобразительные игровые действия.

К концу третьего года жизни ребёнок переходит к выполнению игровой роли, хотя не всегда может назвать её. Это требует от воспитателя называние ребёнку роли и соответствующие действия. Дети могут развёртывать цепочки из двух-трёх действий с сюжетными игрушками, использовать предметы- заместители и называть действия с ними.

К концу третьего года жизни ребёнок переходит к выполнению игровой роли, хотя не всегда может назвать её. Это требует от воспитателя называние ребёнку роли и соответствующие действия.
Дети могут развёртывать цепочки из двух-трёх действий с сюжетными игрушками, использовать предметы-заместители и называть действия с ними.

В презентации использовалась следующая методическая литература: 1. «Дошкольник в мире игры». Сопровождение сюжетных игр детей, О.В. Солнцева; 2. «Развитие игровой деятельности»,Игры с детьми раннего возраста, Л.Н. Галигузова; 3. Игры для детей от года до трёх, Г.Б. Монина, Е.В. Ларечина.

В презентации использовалась следующая методическая литература:
1. «Дошкольник в мире игры». Сопровождение сюжетных игр детей, О.В. Солнцева;2. «Развитие игровой деятельности»,Игры с детьми раннего возраста, Л.Н. Галигузова;3. Игры для детей от года до трёх, Г.Б. Монина, Е.В. Ларечина.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. — презентация


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1

план 1. Теоретические основы игры (методологические, психологические; теории происхождения игры). 2. Сущность игры как ведущего вида деятельности. 3. Специфические особенности детской игры (самостоятельно). 4. Виды детских игр. Подходы к классификации (самостоятельно). 5. Концептуальные модели развития детской игры (Д.Б.Эльконин, С.Л.Новоселова, Е.Е.Кравцова) 6. Игровые технологии. Технологии руководства игрой дошкольника ( типы педагогического воздействия) — Технология комплексного подхода ( Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова) — Технология обучения игре (по механизму формирования ролевого поведения)(Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). — цель и принципы игровых технологий 7.Предметно-игровая среда ДОУ. Игрушка (самостоятельно) 8. Диагностика игры дошкольника (самостоятельно)

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ 3 Методологические основы игры Раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского: исторический общественный характер игры связь игры с трудом, искусством Психологические основы игры В работах Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Н.Н. Поддьякова и др. Определяют игру как личностное понятие, а не возрастное: Взрослый переживает УЖЕ не использованные возможности, а ребенок примеривает ЕЩЕ не реализованные возможности, желания

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИГРЫ 4 1. Теория избытка нервных сил: Г.Спенсер, Г. Щурц 2. Теория отдыха в игре: А.Валлон 3. Теория инстинктивности и упражнения: К.Гросс, В. Штерн 4. Теория религиозного начала Хейзинг Йохан, М. Бахтин, В.Всеволодский – Гернгросс, А.Соколов и др. 5. Теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений: К.Бюллер, З.Фрейд, А.Адлер 6. Теория рекапитуляции (сокращенное повторение):Э.Геккель и антиципации (предвосхищение будущего): С.Холл, А. Валлон 7. Теория духовного развития ребенка в игре: К.Д.Ушинский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин 8. Труд как источник появления игры Г.В.Плеханов

5 СУЩНОСТЬ ИГРЫ — характеристика игры как деятельности 5 В теории игра – ведущий вид деятельности 1. Количество времени, которое ребенок ей посвящает 1. Удовлетворяет основные потребности ребенка: стремление к самостоятельности, активности; потребности в общении, в познании окружающего 3. В игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности: труд, учение 4. Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов: воображения

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР 1. ТРАДИЦИОННАЯ: ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ЭЛЕМЕНТУ СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ СТРУКТУРА: РОЛЬ СЮЖЕТ ЗАМЫСЕЛ ИГРУШКА ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ СТРУКТУРА: ИГРОВАЯ ЗАДАЧА ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛА РЕЗУЛЬТАТ 6

я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор 2-я КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Автор Новоселова С.Л. 7 Критерий: по инициативности адресата 3 класса игр: 1 класс: по инициативе детей игры-экспериментирования: — общение с людьми, животными, — природными объектами, игрушками и др. сюжетные самодеятельные: — сюжетно-отобразительные, — сюжетно-ролевые, — режиссерские, — театрализованные 2 класс: по инициативе взрослых обучающие: — автодидактические предметные, — сюжетно-дидактические, — подвижные, — музыкальные досуговые : — забавы, — развлечения, — театральные, — интеллектуальные, — компьютерные др. 3 класс: по инициативе детей или взрослых обрядовые (культовые, семейные, сезонные) треннинговые (сенсомоторные, адаптивные) досуговые (игрища, забавляющие, развлекающие)

3 классификаця игр : по типу организации 3 классификаця игр : по типу организации — по количеству детей: индивидуальные, групповые — по месту проведения: в помещении, на свежем воздухе — по режиму: игры в первую и вторую половины дня 4 классификация 4 классификация: по содержанию, отражающие: -повседневную реальность: бытовые (в семью), производственные (почта, больница, магазин и др.) общественные (праздники) -вымышленные события: героические, фантастические, приключенческие, романтические и др. 5 классификация 5 классификация: по направлениям дошкольного образования: — физическое — познавательное, умственное — социально-личностное — художественно-эстетическое 8

9 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ 9 Концепция Д.Б. Эльконина: развитие игры по изменению роли в игре Концепция С.Л Новоселовой: развитие игры по типу игрового действия Концепция Е.Е.Кравцовой : периодизация развития игры по наличию мнимой (воображаемой) ситуации

10 КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 10 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРЫ По критерию: изменения роли в игре 1-й этап Подступ к роли ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА (до 3-х лет) Основное содержание – действия с предметами 2-й этап Расцвет роли РОЛЕВАЯ ИГРА (от 3-х до 7 лет) Основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми 3-й этап Вырождение роли до чистого правила ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ (6 — 7 лет) Основное содержание – Подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми

КОНЦЕПЦИЯ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ 11 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ по критерию: изменение типа игрового действия 1-й этап (до 5-6 мес.) ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА Основное содержание: действия-манипуляции: обследование игрушек совместно со взрослым 2-й этап (1- 2 года) ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру) 3-й этап (2-3 года) СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению 4-й этап (3-7 лет) СОБСТВЕННО-РОЛЕВАЯ ИГРА 3-4 года – начальная; с 5 лет – развитая игра Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми

КОНЦЕПЦИЯ Е.Е. КРАВЦОВОЙ 12 Периодизация развития игры по критерию Л.С.Выготского: наличие мнимой (воображаемой) ситуации 1 эт. Режиссерская игра — самостоятельное придумывание сюжета — управление игрушками — перенос функций с одного предмета на другой 2 эт. Образная игра — выделение основного действия с предметом, характерных признаков поведения людей (животных) — принятие образа,роли 3 эт. Сюжетно-ролевая игра — Принятие роли, создание, развитие сюжета — ОСОБАЯ ФОРМА РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями 4 эт. Игра с правилами Наличие определенной внутренней позиции и образа, оговоренного правилами 5 эт. Режиссерская игра. Качественное обогащение сюжета

Игровые технологии — это — определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности: -отбор, разработка и подготовка игры -включение детей в игру -осуществление самой игры -подведение итогов и результатов Отличие игровой технологии от других методов обучения и воспитания: А) позволяет ребенку быть лично причастным к действу, Б) дает возможность прожить в «реальных» жизненных условиях

Технологии руководства игрой педагогическая позиция взрослого, направлена на: Формирование игры как деятельности — расширение тематики игр — углубление содержания игр — овладение детьми игровым (ролевым) поведением Использование игры как средства развития ребенка, становления детского коллектива (уровни): 1-й — неорганизованного поведения 2-й – одиночных игр 3-й – игры «рядом» 4-й – кратковременного общения 5-й – длительного общения 6-й – постоянного взаимодействия 14

Типы педагогического воздействия: руководство игрой управление игрой направлены на формирование игры: как процесса педагогического воздействия, по передаче детям способов игровой деятельности Руководство игрой Прямые методы воздействия предполагает включение взрослого в процесс игры, непосредственное участие в ней Управление игрой Косвенные методы воздействия в целях сохранения самостоятельного характера игры Комплексное руководство 15

Компоненты метода комплексного руководства игрой (Е.В.Зворыгиной, С.Л.Новоселовой) 1-й компонент: Обогащение опыта, ознакомление с окружающим в активной деятельности (для переноса знаний в игру) 2-й компонент: Обучение детей способам игрового воспроизведения действительности 3-й компонент: Организация предметно-игровой среды 4-й компонент: Активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры 16

Технология руководства игрой Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Руководство — как процесс постепенной передачи ребенку способов построения игры по этапам ее формирования первый этап (1- 2,5 года) Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями второй этап (2,5 – 4,5 года) Усвоение ролевого поведения, отношений и взаимодействий третий этап (4,5 – 7 лет) Усвоение способов построения сюжета (сюжетосложение) 17

ЦЕЛЬ педагогических игровых технологий — направленность на развитие творчества, инициативности детей ПРИНЦИПЫ педагогических игровых технологий ПРИНЦИПЫ педагогических игровых технологий основаны на педагогике сотрудничества: — отсутствие авторитаризма (навязывания тематики игр, партнеров, предметов) — развитие игровой динамики — поддержка игровой атмосферы — построение «игрового пространства» вместе с детьми — взаимосвязь игровой и неигровой деятельности 18

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: