Внеурочное занятие «Я-исследователь» Тема: «Почему летит ракета?» 1 класс


Педагогический проект «Почемучки-исследователи»

Дунюшкина И.И. Педагогический проект «Почемучки-исследователи»// Совушка. 2020. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 112779

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; — развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;

Матрица проекта

Название проекта: «Почемучки — исследователи»

Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • труд в природе и в уголке природы
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации
  • Буклеты
  • Мастер класс.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

  • Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения проекта

Этапы Содержание деятельности Сроки
Организационно – диагностический Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды

Сентябрь 2020 г.
Практический Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. Октябрь-февраль

2015-2017 гг.

Заключительный Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Февраль 2020 г.

Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2020 – 2020 гг.

Месяц Вид деятельности Тема Цель
Октябрь Беседа — рассказ Экскурсия в детскую лабораторию Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Познавательное видео. Волшебные стеклышки Познакомить детей с приборами для наблюдения.
ООД Свойства веществ Формирование представлений о свойствах веществ.
Опыт Строение веществ Расширение представлений о строении знакомых веществ
Опыт Растворяются, не растворяются Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.
Ноябрь ООД «Воздух невидимка» Расширять знания о воздухе.
Опыт «Где теплее» Выявить что теплый воздух легче холодного.
Подвижная игра «Поймай воздух» Закреплять знания о воздухе в процессе игры.
Беседа «Органы дыхания» Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.
Декабрь Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода.
Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.
Опыт «Помощница вода» Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Экспериментирование на прогулке «Свойства воды» Расширить представления о свойствах воды.
Январь Познавательный мультфильм «Фиксики» (магнит) Познакомить с происхождением магнита.
Опыт «Магнитные силы» Выявить свойства магнита.
Беседа -эксперимент «Сила тяготения» Дать детям представления о силе тяготения.
Опыт «Два магнита» Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.
Д/игра «Поймай рыбку» Закреплять знания о магните в процессе игры.
Февраль Беседа «В мире электричества» Расширить представление детей о электричестве.
Эксперимент «Волшебный шарик» Установить причину статического электричества.
Игра — эксперимент «Чудо прическа» Познакомить с проявлением статического электричества.
Презентация «Что такое молния» Выявить что гроза это проявление электричества в природе.
Март ООД «В мире цветов»
Труд в уголке природы «Пересадка цветов» Овладение навыками пересадки комнатных растений.
Опыт «Вершки корешки» Выяснить что раньше появляется из семени.
Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
Чтение х/л «Цветок огонек» Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.
Апрель презентация «Планеты Солнечной системы» Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.
ООД «Космос»
Беседа «Далеко-близко» Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.
Чтение х/л Ирис Ревю «Звездочка Алида Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.
Май Наблюдение «Вода испаряется с помощью ветра» Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.
Беседа «Растения и удобрения» Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.
Труд на огороде «Животворное свойство воды» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Д/игра «Что где растет» Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг»
Сентябрь Экскурсия «Парковый лес» Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.
Опыт «Куда тянуться корни» Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.
Опыт «Запасливые стебли» Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.
презентация «Лес защитник и лекарь» Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.
П\игра «Крылатые семена» Закрепить знания о семенах в процессе игры.
Октябрь Опыт «Крепкий спичечный коробок» Определить упругость воздуха.
Опыт «Сухой из воды» Продемонстрировать существование атмосферного давления.
Презентация «Мир металлов» Познакомить детей с разновидностями металлов.
Беседа «Роль металлов в жизни человека» Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.
Ноябрь Презентация «Жемчужина Урала» Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ.
Опыт «Качества природных ископаемых» Познакомить с качествами природных ископаемых.
Опыт «Свойства песка и глины» Формировать знания детей о свойствах песка и глины.
ООД «Рисование на камне» Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.
Д/игра «Гора и камешки» В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.
Чтение х/л «Сказка про лежач-камень, под который вода не течет» Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.
Декабрь Эксперименты на прогулке «Взаимодействие воды и снега» Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.
Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании.
Д/игра «Водоем» Расширять знания об экосистеме водоемов.
П/игра «Мы водные капельки»
Январь Опыт «Как быстрее» Выявить особенности передачи звука на расстоянии.
Опыт на прогулке «Звуки в воде» Выявить особенности передачи звука на расстоянии.
Ручной труд «Спичечный телефон» Изготовить простейшее устройство для передачи звука.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы Тема
Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»
Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Ручной труд:

Беседа:

— Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

— «Как организовать игры с водой».

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Консультация: «Играя, познаем».
Привлекать родителей к пополнению коллекции: «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Мастер – класс: «Интересные опыты с детьми»

Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)

Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 53% (10)— в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)

Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития — 58% (11)— дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем развития – 32% (6) —в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)— включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) — ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Выводы.

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

«Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратится к тому, что он узнал».

Сухомлинский В.А

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2020.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
  4. Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: