Диагностические методики для дошкольников по ФГОС в ДОУ


Для дошкольного развития и воспитания ребенка на сегодняшний день существует большой выбор различных методик и систем развития. Много разработано пособий с разными методиками для раннего развития ребенка. Открываются садики, работающие по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями – как выбрать из всех методик лучшую для своего ребенка? Можно ли совмещать разные методики для развития своего ребенка? Как можно в домашних условиях применить ту или иную методику? Итак, развивающие методики для детей.

Самые популярные методики дошкольного образования: Н. Зайцева; М. Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных. Их активно используют как родители, воспитатели для детей дошкольного возраста, так и учителя и психологи для школьников. Эти развивающие игры интересны детям. В них играют в детских садах, семьях и школах.

Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только.

Автор методики — Николай Зайцев, педагог — новатор из Санкт-Петербурга, руководитель

Обучение чтению

Развивающие методики для детей. Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип обучения чтению маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы. «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5—4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Занятия нужно проводить в игровой форме, т.к. ребенку проще воспринимать материал через игру.

  • Для занятий нужно купить или изготовить самостоятельно по образцу методический материал (кубики Зайцева, таблицы), без которых не воз­можен процесс, описанный в авторской методике.
  • Применение методики опирается на индивидуальный темп каждого ребенка, поэтому спешка здесь не приветствуется.

Методика «Кубики Зайцева» Видео:

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

  1. «Кубики Зайцева». Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно ().
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Увлекательная игра, которая содержит набор карточек для занятий. Быстро увеличивает словарный запас ребенка. Учит читать целыми словами.
  3. «Тысяча +» () — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». В приложении диск с песенками
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Обучает правильно говорить.
  7. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  8. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» ()
  9. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. ()
  10. Песенки-подпевки самого автора. ()

Методы исследования в дошкольной педагогике

Основные методы исследования в дошкольной педагогике:

Наблюдение. Метод целенаправленного исследования педагогического явления или процесса. Исследователь наблюдает отдельные стороны явления, или оценивает его в целом. Основная задача исследования — накопление и фиксация фактов, их существенных сторон. Наблюдение может быть открытым, опосредованным (через других лиц), скрытым, прерывным или непрерывным, монографическим, узкоспециальным. Требования к проведению наблюдения: цель, задачи, плановость, систематичность, программы, точная запись, методики и техники наблюдения. Наблюдение требует точной и объективной фиксации фактов (киносъемка, фотографирование, записи в дневнике, протоколы и т. д.) и обработки результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы педагогического исследования в дошкольной педагогике 470 руб.
  • Реферат Методы педагогического исследования в дошкольной педагогике 220 руб.
  • Контрольная работа Методы педагогического исследования в дошкольной педагогике 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Эксперимент. Исследование процессов и явлений с целью обоснования и проверки научной гипотезы. Может быть естественным, констатирующим (изучение состояния педагогического процесса или явления), лабораторным (специально созданные контролируемые условия), контрольным (обоснование полученных результатов и выводов) и формирующим (апробация выдвинутой гипотезы). Эксперимент требует организацию поведения исследователя, техническую подготовку, учет инструкций и условий, влияющих на результат, запись результатов. Цель эксперимента – определить закономерности и связи между отдельными педагогическими процессами, явлениями и их результатами в поисках наилучшего способа управления педагогическим процессом.

Опросные методы. Включают интервьюирование, беседу, тестирование, анкетирование.

Социометрия. Отображает взаимоотношения в коллективе, межличностные отношения, основываясь на методах наблюдения или опроса за устоявшим поведением детей. Метод позволяет определить роль, место, статус испытуемого, определить стадии формирования отношений внутри коллектива.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Изучение педагогической документации и продуктов детской деятельности (протокол, отчеты, конспекты занятий, планы, продукты ручного труда и изобразительной деятельности дошкольников). Метод позволяет получить разностороннюю информацию об исследуемом объекте, выявить новые факты и установить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями.

Монографическое изучение детей (в группе, отдельного ребенка).

Метод изучения и обобщения опыта. Педагогический опыт – это практика обучения и воспитания, которая отражает уровень развития педагогической науки.

Математический метод. Заключается в математической обработке данных и результатов, которые были получены в процессе изучения и отображены в диаграммах, графиках, таблицах.

Беседа представляет собой непосредственное общение с ребенком или детьми при помощи заранее продуманных вопросов. Предполагает установление двустороннего контакта, в процессе которого выявляются представления и интересы детей, их чувства, отношения, позиции и оценки. Требования к методу: наличие плана (постановка вопроса, опросы полные, массовость, педагогический такт), программы, целенаправленность.

Анкетирование. Может проводится в виде интервью (открытое) или закрытое (анонимное). Требования к анкетированию – учет и систематизация.

Интервьюирование в дошкольной педагогике используется реже остальных методов. Метод представляет собой одностороннюю беседу, во время которой инициатор задает вопросы, а интервьюируемый отвечает. Метод требует тщательную разработку структуры анкеты и создание условий, которые располагают к искренности детей.

Тестирование – метод целенаправленного обследования, которое проводится по отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющий объективно выявлять индивидуальные различия детей.

Замечание 2

Методы педагогического исследования необходимо использовать в совокупности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Методика развития Монтессори

Развивающие методики для детей. Программа подготовки к школе ребенка может быть разработана и в соответствии с методикой (системой развития) Марии Монтессори. Большое внимание в этой методике уделяется развитию чувств, ощущений и мелкой моторики ребенка.

Автор методики, Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач, работала с «особыми» детьми.

В то время, «особых » детей не лечили и не обучали, а просто изолировали от общества. М. Монтессори разработала специальный комплекс упражнений и развивающих игр, чтобы развивать мелкую моторику пальчиков для плохо говорящих детей. Благодаря чему ее воспитанники показывали удивительные результаты в своем развитии.

Принципы методики М.Монтессори

Девизом работы М.Монтессори было: помоги ребенку сделать всё самостоятельно

  1. Да-да, именно самостоятельно! Не за него, не вместе с ним, а самостоятельно. Только самостоятельное действие продвигает развитие ребенка на шаг вперед и формирует интерес. Формирование интереса – это первый принцип методики Монтессори.
  2. Учитывайте сенситивные периоды развития ребенка. В своем раннем развитии, дети переживают несколько сенситивных (чувствительных к развитию) периодов восприятия окружающего мира. Во взрослом состоянии они не повторяются. В раннем детстве происходит развитие определенного участка мозга. Поэтому очень важно создать вокруг ребенка развивающую среду, которая будет стимулировать развитие тех умений и навыков. Нужно внимательно следить за появляющимися у детей возможностями. У всех они проявляются в разное время. Но если их вовремя не заметить, ребенок потеряет интерес к этому на всю жизнь. Второй принцип методики Монтессори — индивидуальный подход.
  3. Развитие умственных способностей через развитие тонкой моторики на пальцах рук и ног. На кончиках пальцев ребенка находятся нервные окончания, которые нужно стимулировать для лучшего развития мозговых процессов. Разработанные М.Монтессори игры, упражнения по развитию сенсорных ощущений ребенка легли в основу ее развивающей методики или даже системы воспитания по Монтессори.
  4. Все пособия для игр по методике Монтессори очень легко сделать из того, что есть под рукой!

Методика Монтессори. Видео

Мария Монтессори. Книги

  • Мария Монтессори. Мой метод. Это первая публикация на русском языке фундаментального труда уникального итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори. Идеи автора о свободном саморазвитии ребенка в специально обустроенной развивающей среде остаются актуальными спустя 100 лет.
  • Марии Монтессори. Методика раннего развития От 6 месяцев до 6 лет В этой книге подробно описаны способы создания развивающей среды для ребенка, упражнения, которые не только обучают, но и радуют.

Методики дошкольного обучения

  • Вальдорфская педагогика, направлена на духовное развитие свободной личности, при этом обучение основным знаниям в виде чтения и письма не уделяется внимания;
  • Подход Марии Монтессори, формирование самостоятельной личности с внутренним стремлением к познанию;
  • Педагогический подход Сесиль Лупан, развитие личности по ее потребностям, когда родитель помогает освоить то, к чему ребенок проявил интерес;
  • Игровой подход Борис и Елены Никитиных. Развитие умственных и физических способностей без учета развития творческого потенциала;
  • Глен Доман и его карточки. Развитие энциклопедических знаний;
  • Подход Николая Зайцева, раннее обучение ребенка чтению и счету;
  • Традиционный метод воспитания, принятый на государственном уровне для обучения детей в ДОУ. Может использоваться родителями при домашнем обучении на основе методических рекомендаций для дошкольных педагогов.

Это лишь небольшой список популярных методик, которые поддерживаются миллионами родителей. Разница в подходах к одним и тем же вещам разных методик, позволяет родителям выбирать тот вариант действий, который кажется им наиболее подходящим.

Кто-то считает, что не стоит учить ребенка читать в 2 года, а нужно обучать его музыке, кто-то решит, что рисование и лепка, важнее физических нагрузок. К сожалению, идеальных подходов не существует, как не существует одинаковых детей. Просто при выборе методики помните о том, что Ваш ребенок уникален и определите, что для вас важнее.

Для того чтобы правильно выбрать подходящую методику обучения детей, стоит понимать плюсы и минусы, достоинства и недостатки каждой из них.

Вальдорфская педагогика или методика Штайнера

Эта методика, разработанная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале двадцатого века, основной упор делает на эмоциональном развитии ребенка, в частности на духовном, биологическом и социальном становлении личности. Направленная на независимость личности от социальных ограничителей, предполагает, что ребенок, обучающийся по данной методике, будет ощущать себя органично в любой точке мира.

Педагоги Вальдорфской школы должны предоставить поддержку при раскрытии внутреннего потенциала, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок смог достаточно развить те качества, которые станут основой зрелой личности. Ребенок должен как можно дольше находиться в сказочно-образном мире своих фантазий и стремиться познать себя и свои таланты. Обучение сложным видам знания – письму и чтению, сторонники этой теории относят на период, когда ребенок созреет духовно и на его биологических часах произойдет смена периода. Период смены проходит после полной замены молочных зубов на коренные (12 лет).

Основные принципы:

  • Уважение к ребенку и его личности. Психологический комфорт стоит на первом месте;
  • Основа для развития личности лежит в развитии эстетических и трудовых навыков, через которые раскрываются творческие способности;
  • Особое внимание на изучение и проникновение ценностями национальной культуры, что позволяет ребенку ощущать себя частью чего- то большего, чем его семья;
  • Изучение внешней среды происходит через комплексный подход. Ребенок должен находиться ближе к природе. Все предметы вокруг должны быть из натуральных материалов и простых форм;
  • Обучение происходит в виде отдельных блоков, которые равномерно разделены в течение всего дня. Ребенок познает трудовую, творческую и душевно-духовную составляющую жизни человека. Разделяя весь учебный материал на «эпохи», которые длятся приблизительно один месяц проходит осознанное запоминание всех необходимых знаний.

К плюсам данного метода, можно отнести следующие пункты:

  • Если у ребенка выраженный гуманитарный склад ума, то эта школа идеально для него подходит, т.к. только в этой методике уделяется настолько большое количество времени для развития творческого потенциала;
  • Отсутствие оценочной системы позволяет ребенку не бояться ошибок, что делает процесс гармоничным;
  • Использование самых различных игровых материалов и форм изготовленных их натуральных материалов.

Минусы:

  • Для детей с выраженными математическими способностями данная система не подходит, т.к. не будет соответствовать их внутренним потребностям;
  • Отсутствие обучения чтению и письму в дошкольный период не способствует подготовке ребенка к школе;
  • Отсутствие всех форм средств массовой информации. Детям запрещен телевизор, радио и кино.

Плюсы и минусы Вальдорфской школы

Подход Марии Монтессори

Достаточно популярной на сегодняшний день считается методика Марии Монтессори, основанная на убеждении в том, что ребенка нужно воспитывать и обучать, как свободную личность способную самостоятельно овладевать необходимыми навыками и знаниями.

Основательница этой методики заметила, что дети по своей природе хотят учиться и впитывают все особенности своей культуры и цивилизации без усталости. При высвобождении ребенка и награждении его свободой исследования, малыш сам будет стремиться учиться. Через самостоятельную мотивацию и самопознание, заложенное в раннем возрасте, будет происходить процесс обучения на протяжении всей жизни.

Для данной методики был разработан специальный дидактический материал, который на основе сенсорики позволяет обучать детей.

Интересно, что создательница этой методики придерживалась мнения, что игрушки стоит называть «материалом», а игры с ребенком «занятиями».

Обучение включает в себя некоторые физические упражнения, занятия для развития мелкой моторики и речи. Так же ребенку предлагаются классические виды занятий в виде конструирования и лепки, аппликации и рисования. Включены музыкальные формы и развивающие игры.

Мария Монтессори предлагала начинать занятия с детьми по данной методике с 2,5 лет.

На сегодняшний день занятия с применением незначительных изменений начинаются с возраста 8 месяцев. Такой подход часто осуждается приверженцами классической модели, так как в этом возрасте, существует мало возможностей предоставить ребенку самостоятельный выбор занятия без непосредственного участия взрослого.

Основные принципы:

  • Невмешательство взрослого;
  • Помоги мне это сделать самому;
  • Свобода выбора занятия;
  • Заинтересовать, а ребенок сам будет развиваться.

Этот метод направленный на формирование самостоятельности и самодисциплины со стороны ребенка имеет множество сторонников и противников, но при, казалось бы, таком спорном отношении имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Развитие наблюдательности, дисциплинированности и самостоятельности как важный критерий для развития будущей личности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Положительное влияние данной методики на развитие логики и аналитики. Самостоятельный поиск, стимулируя работу мозга ребенка, развивает важные для школьного обучения и дальнейшей жизни качества;

Минусы:

  • Система обучает только интеллектуальным и практическим навыкам, не дает развития творческих навыков;
  • Отсутствие ролевых и подвижных игр;
  • Обучение в такой свободной среде может стать проблемой при адаптации к правилам поведения в школе.

Педагогический подход Сесиль Лупан

Методика раннего развития, которая направлена на установление тесной связи между взрослым занимающимся воспитанием и обучением и ребенком. Именно эта связь позволяет родителю вовремя заметить и понять познавательное желание малыша.

Исходя из того, что основательница методики считает, что ребенок не сосуд, который нужно наполнять, а огонь, требующий разжигания, методика направлена не на обучение ребенка необходимым, по мнению родителя, навыкам и знаниям, а на помощь в изучении того, что интересует ребенка.

Идея заключается в том, что ребенок сам может показать то, чем он хочет заниматься в данный момент, а обязанность родителя увидеть и понять желание чада. Методика подразумевает под собою, что если ребенок заинтересовался каким-либо предметом, то стоит занять его внимание широким освещением интересующего. Так, например, если он укажет на шарф, то позволить ему развивать сенсорику, дав образцы различных материалов.

Для методики Сесиль Лупан характерно большое количество разнообразных предметов, которым обучают малыша. Такие дисциплины как география, история, музыка и т.д. даются ребенку в соответствии с его желанием не всегда в привычном для этого возраста объеме.

Интересной технологией применяемой в данной методике, является обучение ребенка с использованием индивидуальных книг, в которых он сам является героем. Так же в программу занятий по данной методике в обязательном порядке входит обучение плаванью с самого раннего возраста.

Основные принципы данной методики:

  • Разглядеть желание ребенка и предоставить ему для изучения предметы;
  • Родители выступают главными преподавателями своего ребенка;
  • Занятия стоит прекращать до того, как ребенок начнет уставать. Радость от занятия должны испытывать и родители и дети. Ребенком нужно интересоваться, а не опекать;
  • Ребенка не нужно проверять;
  • Поддержание интереса и развитие любознательности через новизну материала и быстроту преподнесения.

Следуя этим принципам, методика предполагает, что каждый родитель, избравший для себя этот подход должен взять из предложенного огромного количества материала только тот, который подходит непосредственно его ребенку. Важным аспектом в данной методике считается проявление любви и тактильного контакта между ребенком и родителем в процессе познания.

Плюсы:

  • Всестороннее обучение ребенка тем навыкам, которые его интересуют в данный момент и в том объеме, который он может усвоить;
  • Отсутствие принуждения к обучению. Через предложение игры или занятия, выбор того, которое интересует ребенка в данный момент.
  • Создание теплых и доверительных отношений между ребенком и родителем.

Минусы:

  • Настойчивые рекомендации раннему обучению плаванью;
  • Большой объем предлагаемой информации для обучения ребенка при ошибке родителей может привести к перегрузке и отрицанию новых знаний у ребенка;
  • Нет основ социализации ребенка и приучению его к коллективу детей.

Игровой подход Бориса и Елены Никитиных

Методика, разработанная на опыте супругов Никитиных, которые воспитали семерых детей, часто вызывает споры и противоречивые отзывы, но она достаточно популярна благодаря своему новаторскому подходу.

Супружеская пара полагает, что в современном мире все методики разделяются на два лагеря. В одном — методики, создающие эффект сильной загрузки и организованности ребенка, в которой у последнего нет времени для самостоятельных занятий. Во втором лагере находятся методики, которые в своей основе содержат только свободу действий ребенка, не приучая его к занятиям по определенным критериям, что вызывает проблемы при дальнейшем школьном обучении.

Супруги Никитины создали свой подход, который, по их мнению, позволяет сочетать признаки обоих видом обучения.

Методика Никитиных состоит из развивающих и физических задач, которые усложняются по мере освоения. Свобода творчества и времени проведения занятий лежит в основе, при этом взрослые находятся рядом и должны помогать в решении задач, а не мешать или заставлять. В случае если ребенок по каким-либо причинам не может решить некую задачу, то ее стоит отложить до более взрослого периода.

Огромное внимание уделяется физическому развитию. Закаливание и зарядка вводится с момента рождения малыша. Важным для применения этого подхода является наличие спортивного уголка в доме для восприятия физической активности как обязательной части жизни.

В основе данной методики заложены следующие принципы:

  • Близость к природе и творчеству, труд и естественность. Взросление в спортивной обстановке в свободной удобной одежде, приближенно к природе;
  • Отсутствие принуждения со стороны родителей. Свобода творчества и свобода выбора занятия;
  • Подталкивать в развитии, но не опережать. Родитель должен быть неравнодушен к успехам ребенка даже в самых простых заданиях;
  • Максимально развить творческую сторону жизни ребенка и подготовить его к взрослению;

Плюсы:

  • Возможность освоения любым родителем и легкость применения на практике;
  • Внимание не только развитию умственных, но и физических способностей;
  • Подход позволяет освоить рациональную организацию времени ребенка и взрослых.

Минусы:

  • Все дети занимаются по единой программе, и отсутствует индивидуальный подход;
  • Практически отсутствует материал для развития речи, а творчество исключено из методики в принципе.
  • Жесткий подход к закаливанию.

Глен Доман и его карточки

Карточки Домана

Методика обучения Глена Домана рассчитана на обучение детей с самого раннего возраста и утверждает, что наибольший эффект можно получить при развитии познавательных способностей малышей с рождения. В основе метода лежат специальные карточки, которые получили название по имени создателя. Карточки Домана -это небольшие по своей форме отрезки бумаги с картинкой и крупными буквами написанными словами.

Методика рассчитана на способность малышей усваивать большое количество информации, которая будет подаваться по специальной системе. При разумном подходе методика позволяет развивать пытливость ума, стимулирует раннее развитие речи и создает основу для дальнейшего скорочтения. Гармонично сочетаемые интеллектуальные и физические нагрузки позволяют к 6-7 годам, когда по утверждению автора методики начинается основной процесс обучения, развить познавательные способности до высокого уровня. Так же данная методика включает в себя комплекс физических упражнений, которые должны развивать ребенка с самого рождения, стимулируя когнитивные способности.

Беря за основу предположение о том, что стремление ребенка к познанию обусловлено необходимостью выживания, и отсутствие усталости в детском возрасте при постижении нового.

Методика Домана строится на следующих принципах:

  • Физические нагрузки являются фундаментом для развития интеллекта и тела;
  • Ребенок должен учиться читать в то же время, когда учится говорить;
  • Математика является основой для будущего интеллекта, при этом обучение должно идти от изучения реального числа, а не цифры;
  • Взращивание энциклопедического знания из всевозможных сфер жизни человека с самого раннего возраста.

Плюсы:

  • У детей формируется большая база информации;
  • Тренируется зрительная память и физические способности;
  • Правильное применение методики способствует проведению большого количества времени вместе родителей и детей, что благотворно влияет на развитие ребенка.

Минусы:

  • Обучение чтению по Доману подразумевает запоминание слова целиком, обучение буквам и звукам отсутствует;
  • Методика дает большой массив информации, но не развивает способность ей воспользоваться.

Методика Николая Зайцева

Одна из самых популярных методик на территории постсоветских стран, которую создал педагог-новатор Николай Зайцев. Особенность методики воспитания и обучения, которая строится на обучении чтению и разговору при помощи системы кубиков. В отличие от классических кубиков на сторонах нарисованы не буквы, а слоги. Выбор обучения чтению через использование слогов объясняется создателем этой методики.

Николай Зайцев утверждает, что ребенок учится говорить не отдельными буквами, а слогами. Эта особенность подтверждает факт того, что наименьшей единицей слова для ребенка будет не буква, а слог. Исходя из этого, для легкого запоминания и понимания системы чтения ребенка нужно обучать слогам. Так же кубики различаются размерами, цветом и наполнением. Они позволяют обучать не только чтению, но и основам фонетического слуха.

Данную методику рекомендуется применять уже в раннем возрасте, даже когда ребенок еще не научился говорить. Так же в данной методике заложено обучение счету. Обучать ребенка предлагается числовыми рядами, используя схожую с обучением чтению технологию.

Сам процесс обучения происходит в игровой форме. Для запоминания и практического применения данной методики детям предлагаются самые различные варианты произношения слогов. Хлопать в ладоши, петь, приносить необходимый кубик. При помощи различных двигательных техник происходит не только запоминание и уяснение правил словосложения, но и развиваются физические навыки ребенка, что позволяет сохранять здоровье. Так же активная игра с методическим материалом позволяет дольше сохранять интерес к процессу обучения. Методика подходит и для группового и для индивидуального изучения.

Принципы:

  • Отсутствие давление на ребенка со стороны взрослого, преподнесение материала в игровой форме;
  • Достижение цели с использованием базового материала, который является основой процесса обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий дать каждому конкретному обучающемуся возможность полностью усвоить материал.

Методика Зайцева, на сегодняшний день, активно внедряется в детских садах и кружках и возможно в скором времени станет частью традиционной методики обучения.

Плюсы:

  • Раннее обучение чтению и счету, через развитие зрительной памяти и способностей запоминать;
  • Развитие творческого мышления, через понимание процесса словотворчества;
  • Универсальность метода, позволяющая применить ее как при индивидуальном обучении, так и в группах.

Минусы:

  • Вследствие использования крупных методических пособий (кубиков) недостаточно уделяется времени развитию мелкой моторики.
  • Методика направлена на освоение чтения и счета, но не учитывает потребностей в познании других дисциплин.

Традиционная методика педагогического обучения дошкольника

Традиционной методикой называют подход, который используется обычно в ДОУ и соответствует признанной на государственном уровне программе и стандартам, признанным для детей соответствующего возраста.

Методика базируется на том, что все занятия проводятся в группах при помощи игры. Запрещается использование любых действий, которые имели бы некое напоминание о том, как проходят занятия в школе. К детям не применяется система оценок и аттестации. При этом все дети, находящиеся в группе, проходя классификацию по основным чертам личности.

При обучении используются три базовых подхода. Так каждое занятие должно быть наглядным, речевым или практическим, или же сочетать все три метода. Также при использовании этих подходов важную роль играет возможность обучения группы детей с наивысшей степенью вовлечения каждого в процесс обучения.

Согласно установленным стандартам для традиционной методики воспитания и развития ребенка в возрасте до 7 лет ориентиром являются следующие навыки:

  • Развитие в ребенке инициативности, как важного умения для успешного обучения;
  • Обучение самостоятельности;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Принятие себя и общее положительное отношение к людям;
  • Развитие фантазии и воображения;
  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Раскрытие и укрепление силы воли для достижения поставленных целей;
  • Интерес к познанию нового;

Также можно отметить, что традиционный метод обучения ребенка, который используется в ДОУ, в основе имеет стремление научить и закрепить знания, которые будут необходимы ребенку при дальнейшем школьном обучении. Но при этом в традиционной методике освоения знаний нет некоторых популярных подходов и видов деятельности, которые могут считаться многими родителями обязательными в дошкольном периоде.

К минусам традиционного государственного подхода к обучению детей относят следующее:

  • Практически полное отсутствие индивидуального подхода к воспитанникам; Например, обучение в ДОУ работе с предметами, которые отвечают творческим позывам ребенка, ведется только в присутствии воспитателя в группе. Вне занятия ребенок не имеет возможности индивидуально заниматься интересующим его предметом, так как они находятся вне его досягаемости.
  • Доминирующая роль воспитателя в процессе обучения. Ребенок получает знания в рамках группы и, находясь в роли пассивного ученика, может только следовать по пути, который ему предлагает воспитатель;
  • Развивающие занятия в большинстве случаев идут по пути объяснения, а не по пути творческого поиска.
  • Обучение идет по строгому расписанию и графику, который не сбивается в случае отсутствия одного ребенка.

Методика Никитиных

Развивающие методики для детей. Основной девиз методики Никитиных: развитие должно быть творческим и свободным. Развивающие занятия необходимо чередовать: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет основную развивающую роль, поэтому в доме должны быть созданы все условия для занятия спортом.

Система воспитания Никитина

  • Свобода творчества. Не нужно организовывать специальные занятия. Ребенок может занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме и легкая одежда. Спортивный инвентарь дома должен быть с самого детства. Детей не стоит кутать, их следует закалять с младенчества.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Условия для развития ребенка нужно создавать с учетом его пожеланий, не ориентируясь на свои интересы.
  • Создание условий опережающих развитие ребенка. Создавайте дома развивающие условия раньше, чем ребенок сможет ими воспользоваться.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Для каждого ребенка существует определенное время для развития конкретных способностей, если вовремя их не развить, они будут навсегда утеряны.

Методика Никитиных: видео

Методика Никитиных. Книги

  • Б.П.Никитин. Детство без болезней.
  • Л.А.Никитина. Я учусь быть мамой
  • Л.А. и Б.П.Никитины. Мы, наши дети и внуки
  • Б.П.Никитин. Способный ребенок не дар природы. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей
  • Л.А.Никитина. Ж.С.Соколова, Л.А.Блудова. Родителям XXI века
  • Б.П.Никитин. Интеллектуальные игры

Методика убеждения

Данная методика ориентирована на проведение бесед с ребенком, в ходе которых его пытаются убедить в правильности или неправильности тех или действий, поступков. Построение диалога должно строится таким образом, чтобы ребенок понимал его сущность и значимость. Речь воспитателя должна быть логичной и простой для осознания ребенком. Также, воспитатель должен видеть обратную связь т. е. беседа должна быть реальным диалогом, в котором ребенок принимает участие, а не просто монологом родителя или воспитателя, сложным для восприятия ребенком.

Замечание 2

Используя методику убеждения следует ориентироваться на индивидуальные свойства личности ребенка, его восприятие и развитие мышления.

Буквограмма. Развивающая методика

Автор: кандидат психологических наук, нейропсихолог Светлана Юлиановна Шишкова.

Развивающие методики для детей. Программа С.Ю. Шишковой развивает фонематический слух ребенка, формирует пространственное представление. Задания, представленные в видео игре, в книге, в расширенной программе на диске направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Для подготовки ребенка к школе, включены игры развивающие речь и математические навыки ребенка. Данная методика призвана подготовить детей к школьному обучению в возрасте от 4 лет. Главный принцип: комбинирование сенсорных и моторных компонентов в период обучения ребенка. Для проведения в домашних условиях – это достаточно простая методика. Следуя ее инструкциям занятия могут проводить сами родители. Конечно для этого нужно изучить весь методический комплекс. При простом подходе, эффект от программы неожиданно результативный.

О методике Буквограмма:

  • Заниматься можно дома или в любом другом удобном вам месте.
  • Для обучения понадобится компьютер или ноутбук с дисководом (требуется для установки и работы с приложением). Можно заниматься по книге.
  • Ребенку для обучения потребуется только пишущие принадлежности и место для записи – тетрадь или блокнот.
  • Время одного занятия -30минут.
  • Собраны в комплекс только интересные для детей упражнения и развивающие игры.
  • Проводить занятие могут родители ребенка, учителя или психолог.
  • Для обучающего и развивающего результата методика Буквограмма требует строгого прохождения всех занятий в той последовательности, которую предлагает автор.
  • Для наилучшего эффекта нужны ежедневные занятия, чтобы ребенок не успевал забыть материал.
  • Автор методики рекомендует повторять упражнения внутри занятия от 2 до 5 раз.
  • На одно занятие может потребоваться от 1 до 5 дней.

Буквограмма. Видео

Как выбрать подходящую методику?

Каждая методика, обладая своими достоинствами, имеет так же и свои недостатки, которые могут стать критичными для многих родителей. Выбор той или иной техники и подхода зависит от индивидуальных взглядов родителей на процесс обучения и воспитания.

Для выбора подходящей методики нужно сделать следующее:

  1. Определиться с тем, на что данная методика должна делать упор в обучении малыша (знания, творчество, духовное развитие)?
  2. Изучить каким образом происходит процесс обучения и подходит ли он для вас и вашего ребенка?
  3. Какие плюсы и минусы есть у выбранной методики?
  4. При выборе более одной методики необходимо оценить насколько они между собой сочетаются

Критерии выбора методики

Для выбора методики обучения ребенка родители должны ответить себе на вопрос о том, что они хотят получить от дошкольного образования:

  • Общий объем знаний;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • Сформировать свободную личность;
  • Развить физические навыки;
  • Получить энциклопедические знания;
  • Что-то другое.

Чаще всего одна методика направлена на развитие одного или нескольких из указанных критериев. На сегодняшний день не существует одного подхода, который бы в полной мере обеспечивал равное развитие всех указанных направлений. Вследствие этого родителям нужно либо принять одну из наиболее подходящих методик или же комбинировать несколько в желаемых пропорциях. Помните, что, возможность комбинировать и брать от методик самое необходимое позволяет родителям успешно решать большинство вопросов связанных с обучением ребенка до 7 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]