Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Биологии
Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Строение и функции зон корня.
05.11.2015 5269 723 Изтаева Карагоз Бектаевна
Тип –
урок-путешествие.
Форма:
изучение нового материала
Цели урока:
1. Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное строение и функции корня.
2. Развить логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой.
3.Развить коммуникативное общение, умение оценивать свои успехи и успехи других учащихся.
Оборудование.
Таблицы «Зоны корня», таблицы с разными видами тканей,
«Карта путешествия по корневой системе», микроскопы с готовыми препаратами тканей растений, «Схема основных тканей растений», оценочные листы на каждой парте, алгоритмы заполнения таблицы, карточками с заданиями по новому материалу, тесты для проверки полученных знаний, гербарии растений.
Рисунок 1. Карта «Путешествие по корневой системе».
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение цели урока.
Учитель: «Ребята, согласны ли вы провести урок в форме путешествия? Ведь любое путешествие – это познание нового и интересного.
Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне.
Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за ними.
Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?»
(Эту часть можно провести в форме беседы.Учитель должен подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами учащиеся).
3. Основная часть урока.
Запись в тетради темы урока.
Учитель: «Узнать больше о корне мы сможем, отправившись в путешествие при помощи карты «Путешествие по корневой системе». (См. рис. 1)
На всем пути вам будут встречаться различные препятствия, вам необходимо их преодолеть и набрать как можно больше баллов, чтобы получить звание «Великого путешественника по корневой системе». Правильно оценить свою работу и работу твоих товарищей поможет оценочный лист». (См. прил. 1)
1 этап. Путешествие по корневой системе определенного растения.
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневая системы». По гербарию определяют тип и особенности корневой системы, данные заносят в таблицу.
Таблица №1.Стержневая и мочковатая корневая системы.
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Одуванчик лекарственный | Стержневая корневая система | Хорошо виден главный корень |
Слабые учащиеся получают гербарии знакомых растений, сильные – гербарии растений, не произрастающих в данной местности.
Выполнение — 3-5 мин. Учащиеся проверяют выполнение работы у соседа по парте и выставляют оценку при помощи оценочного листа
Учитель: «Кто желает поделиться своими впечатлениями?»
(Ответ одного учащегося по определению типа корневой системы).
Привал.
Учитель: «Для дальнейшего путешествия нам необходимо отдохнуть, сделать привал. На привале мы вспомним интересные данные о тканях, которые нам понадобятся для дальнейшего путешествия».
Учащиеся слушают сообщение ученика «Ткани растения».
Учитель: «Итак, что такое ткань? Как вы думаете, какие ткани мы не встретим в корне?»
Учащиеся дают определение «ткани», говорят, что в корне нельзя встретить фотосинтезирующую ткань.
Учитель: «Молодцы! Можно смело отправляться в путь. Не забывайте оценивать свою работу».
2 этап. Путешествие внутри корня.
Учитель: «Сейчас мы спустимся вниз по корню. Как вы думаете, одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их?»
Учитель: «Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препараты тканей растений, выяснить их строение.
1 группа (сильные учащиеся). Изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения.
2. группа (средние по способностям учащиеся). Изучают зону всасывания.
3. группа (средние по способностям учащиеся). Изучают зону проведения.
4. группа (слабые по способностям учащиеся). Расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника.
Данные заносятся в таблицу.
Таблица №2. Клеточное строение корня.
Зоны корня | Ткани | Особенности строения клеток | Функции |
1. Корневой чехлик | Покровная | Клетки мелкие с толстой оболочкой | Защита от повреждения |
2.Зона деления | Образовательная | Клетки мелкие с тонкой оболочкой | Рост корня |
3. Зона растяжения | Образовательная | Вытянутые клетки с тонкой оболочкой | Рост корня |
4. Зона всасывания | Всасывающая | Корневой волосок | Всасывание растворенных веществ |
5. Зона проведения | Проводящая | Клетки вытянутые(сосуды, ситовидные трубки) | Перемещение веществ |
Все зоны | Механическая | Клетки с толстой оболочкой | Опора органа |
2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы. (Смотри приложение 3).
Выполнение 10мин.
Учитель: «Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы».
(Выступление одного человека от группы).
Учитель: «Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание. Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы».
3 этап. Привал. Закрепление изученного материала.
Учитель: «Перед выполнением необходимо устроить привал, собраться с силами, мыслями. Попробуем вместе ответить на несколько вопросов. Не забывайте оценивать свою работу».
Вопросы для закрепления нового материала.
1. Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
2. Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
3. Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
4. Почему растения при пересадке болеют?
5. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.
Учитель: «Все собрались с мыслями, силами для преодоления последнего препятствия?Хорошо! Сейчас каждый попытается ответить на вопросы корня».
4 этап. Выполнение бланкового теста по двум дифференцированным вариантам.
(Время выполнения 6 мин). (См. прил. 4)
Самопроверка теста при помощи таблицы ответов. (См. прил. № 5)
4. Подведение итогов.
— Вот и закончилось наше путешествие. Что мы узнали?
— Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
— Функции корня зависят от клеток корня.
— Сейчас подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов.
У кого получилось 20 баллов? Молодцы, вам присваивается звание «Великий путешественник по корневой системы». Вы будете нашими проводниками в следующих путешествиях по корневой системе, корню.
— Теперь найдем свою оценку за урок. (Количество баллов разделите на четыре).
5. Домашнее задание.
«Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о путешествии. Свои впечатления вы можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о корне».
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.