Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?
Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни — это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств. Почва — среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья — уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.
Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало. Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна. И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.
Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая готовность.
Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.
Интеллектуальная готовность.
Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность.
Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность.
С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома
Консультация для родителей детей подготовительной группы ДОУ. Скоро в школу
Презентация для родителей детей подготовительной группы «Скоро в школу»
Подготовила: Топольникова Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 14 г. Санкт-Петербург
Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень — психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, сформированность желания учиться (мотивационная готовность).
Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Критерии готовности: Физическая Интеллектуальная Социальная Мотивационная
Физическая готовность — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты обучения.
Мотивационная готовность — предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Игровой: Там много ребят, и можно будет играть с ними; Познавательный: узнать что-то новое, интересное; Социальный: приобрести новый социальный статус (стать школьником, иметь портфель, учебники, рабочее место).
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ: 1. Своё имя, отчество и фамилию 2. Свой возраст (дату рождения) 3. Свой домашний адрес 4. Свой город, его главные достопримечательности 5. Страну, в которой живёт 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) 8. Домашних животных и их детёнышей 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей 10. Транспорт наземный, водный, воздушный 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды 12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры 14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги 15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке 16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов 17. Различать гласные и согласные звуки
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков 19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет) 20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов 21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут)
22. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи 23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников: Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха для восстановления сил и внимания. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными. Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
Будьте внимательны к жалобам ребенка. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребёнка к самостоятельности. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Список литературы: Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям Бабаева Т. И. «У школьного порога»». Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе». Ковалёва Е., Синицына Е. «Готовим ребёнка к школе». Мир дошкольника: «Вопросы и ответы» составитель Г. К. Кислица и др. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. «Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника» . Нартова С. К., Мухортова Е. А. «Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу».
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе
Похожие статьи:
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Экскурсия для дошкольников в школу
Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?
Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребёнок.
Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.
1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?
2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?
3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?
5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?
6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)?
7. Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?
8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк»)?
11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?
14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
Если вы утвердительно ответили на 15—16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
Если вы утвердительно ответили на 9—13 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.
Я знаю!
Каждый ребенок, впервые пришедший в школу — это не чистый лист. Вместе с портфелем и букварем первоклассник приносит в школу определенный багаж знаний и умений, который ему помогли собрать родители. От того, насколько будет велик этот запас, зависит готовность ребенка к школьному обучению.
- Многие родители стремятся научить будущего ученика главным образом чтению, письму и счету. Но ведь готовность к школе — это вовсе не набор учебных умений, а сложный комплекс разнообразных качеств: внимание, память, мышление, воображение и др. Развиваются эти качества в движении, другого пути просто нет. А значит, чем больше ребенок играет, бегает, прыгает и кувыркается, тем легче ему будет учиться в школе. Не всегда это можно делать на улице, поэтому задача родителей — создать условия для подвижных игр дома.
- Важная составляющая умственного развития — это аналитическое мышление. Развивать его хорошо помогают ситуативные игры. «Дочки-матери», «гости», «школа» учат детей понимать основные признаки и связи между предметами и явлениями, находить новые стороны у привычных вещей.
- В школе ребенку потребуется удерживать в памяти большой объем информации, а затем воспроизводить ее. Основа успешной учебы — развитие логического запоминания. В этом тоже помогут игры. Например, попросите ребенка назвать как можно больше предметов в комнате. Но только чтобы не повторяться! Или предложите ему найти десять отличий между столом на кухне и в детской. Если тренировать память каждый день понемножку, успехи в школе не заставят себя ждать!
- Очень важный фактор развития ребенка — чтение книг. Когда мама или папа читают малышу сказку, у него повышается активность познания, острота восприятия. В идеале следует посвящать этому занятию не менее получаса каждый день. Лучше всего, если в это время ребенок будет находиться в расслабленном и удобном положении, например, лежать в кроватке или гамаке.
Не просто ребенок — ученик!
Практически все дети идут в школу с радостью. Важно, чтобы и сама учеба стала приятным занятием, чтобы не возникло разочарования. И непременным условием этого является социальная готовность ребенка к обучению в школе. Не так уж это и просто — из сына или дочки вдруг превратиться в ученика!
- Чтобы успешно адаптироваться в школьном коллективе, ребенку с самого раннего возраста нужно быть среди детей, видеть, как ведут себя другие, сравнивать себя с ними. Поэтому чаще бывайте с детьми в общественных местах, ходите в гости. Пусть друзья малыша собираются у него не только раз в год на его Дне рождения, а чаще приходят в ваш дом. Поэтому хорошо, если в квартире есть условия для веселых ребячьих игр.
- Принятие новой социальной позиции — это и принятие новых обязанностей. Важно, чтобы еще до поступления в школу ребенок нес за что-то ответственность. Дома он может заботиться о кормлении рыбок в аквариуме, поливать цветы, помогать мыть посуду или убирать игрушки. Практика показывает, что если ребенок имел какие-то обязанности дома, он без особого труда сможет переключаться с интересной игры на менее увлекательные уроки, не будет отвлекаться в классе, не забудет, придя из школы, выполнить домашнюю работу. Он в достаточной мере сможет управлять своим поведением, чтобы выполнять те требования, которые поставит перед ним школа.
- Очень полезны игры по правилам. Лучше, если в них будет несколько участников, которые должны действовать согласованно. Тогда ребенок быстро научится действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
- Позвольте ребенку немножко побыть на вашем месте, «делегируйте полномочия». Например, назначьте его «начальником на кухне», «ответственным за зубную пасту». Уходя в магазин, оставьте его за главного, пусть почувствует свою значимость, полезность для семьи. Это будет отличной мотивацией к выполнению школьных заданий и правил поведения.
Тренируемся учиться!
Чтобы получать новые знания и умения, слушать и запоминать, анализировать и сравнивать, нужно немало сил. Даже просто усидеть на месте и не вертеться детям поначалу бывает трудно. Поэтому физическое развитие ребенка имеет особое значение в подготовке к школе.
- Будущему школьнику просто необходима ежедневная физическая нагрузка. Заставить ребенка быть усидчивым и внимательным практически невозможно — ведь у него столько энергии! Но вот если дома есть возможность активно двигаться, то в школе будет легко усидеть на месте и сконцентрировать внимание на нужных вещах.
- Поначалу первоклашке понадобится сильно напрягать руку, ведь буквы не сразу будут получаться красивыми и правильными. Поэтому для дошкольника очень важны упражнения, помогающие развитию мелких мышц руки. Это может быть рисование, аппликация, штриховка в различных направлениях. Почаще предлагайте мальчикам мастерить что-нибудь с помощью нехитрых инструментов, а девочкам — вышивать или плести макраме. Тогда овладение навыком письма не вызовет затруднений.
- Учиться в школе — значит каждый день просыпаться в одно и то же время. Лучше, если ребенок уже до школы привыкнет вовремя ложиться спать и вовремя вставать. Продолжительность его сна должна составлять 10-11 часов. Важно создать и оптимальные условия для сна: температура в спальне должна быть около 180С, матрас для ребенка лучше выбрать не слишком мягкий, но и не жесткий.
Фактически, вся жизнь ребенка с рождения — это подготовка к его первому и самому главному шагу во взрослую жизнь. Поэтому дома так важно создать ребенку все условия, помогающие успешно развиваться — интеллектуально и физически, социально и эмоционально. Только тогда учеба в школе станет приятной и интересной, а хорошие отметки будут радовать школьников и их родителей.