Обучающие карточки к «Азбуке» В.Г. Горецкого
Обучающие карточки к учебнику “Азбука” Горецкого В. Г. и др.
(УМК “Школа России”)
Автор:
Соколова Елена Борисовна, учитель начальных классов
МКОУ СОШ с УИОП имени В.И. Десяткова г. Белая Холуница
Пояснительная записка
Формат карточек:
двусторонние карточки – на одной стороне расположены блоки слов, на оборотной стороне – дидактические задания к ним в текстовой и/или символьной форме.
Рекомендуемый класс для использования:
1.
Рекомендуемый период использования:
букварный период обучения грамоте по “Азбуке”. Первая карточка предлагается детям, когда изучено 8 букв – 5 гласных и 3 согласных.
Актуальность идеи:
В 1 класс поступают дети с разным уровнем владения техникой чтения: часть читает по слогам, есть уже достаточно бегло читающие дети, но есть и знающие лишь отдельные буквы алфавита. При этом у начинающего читателя возможен относительно высокий технический навык чтения (скорость, чтение целыми словами) с параллельным низким уровнем понимания прочитанного. Необходимо каждому из учащихся предоставить условия для развития как технической, так и смысловой стороны чтения, а также создать у детей положительную читательскую мотивацию.
На первом этапе овладения чтением, необходимы систематические упражнения в чтении, но многократное перечитывание слов в Азбуке, с одной стороны, быстро наскучивает, а, следовательно, создаёт отрицательную читательскую мотивацию. С другой стороны, после 2-3 повторов одних и тех же слов ребёнок запоминает их и уже не читает, а просто воспроизводит слова по памяти. Таким образом, упражнение становиться бесполезным даже для работы над механическим чтением. В то же время материал учебника часто не захватывает зону ближайшего развития детей с более высоким уровнем техники чтения, а слова и тексты Азбуки не мотивируют их к чтению.
Новизна идеи:
Для преодоления данных обстоятельств были разработаны карточки с блоками слов для чтения в период обучения грамоте и дидактическими заданиями к ним. Слова блока расположены в столбиках по степени усложнения типа слога для чтения: гласный + согласный, согласный + гласный, стечение согласных. Чем дальше расположен столбик – тем сложнее структура слова. На карточках присутствуют имена собственные – полные и сокращённые имена людей, клички животных, географические названия; включены не только имена существительные, но и имена прилагательные, глаголы, числительные, наречия; использованы форма единственного и множественного числа слов, однокоренные слова. Разнообразие лексики нацеливает ребёнка на внимательное чтение каждого слова, предотвращает чтение по догадке, ошибки в окончаниях слов.
Похожая форма работы со столбиками слов предложена Г.Г.Мисаренко [1] и М.И.Омороковой [2]. Но данными авторами такая работа предполагается на послебукварном этапе, когда ребёнок знает все буквы алфавита. Особенность предлагаемых мной карточек в том, что они составлены с учётом последовательности изучения букв по “Азбуке” В.Г.Горецкого и др. (УМК “Школа России”). Чтобы чтение было доступно каждому учащемуся, слова блоков состоят только из букв, изученных на данный момент.
Дидактические задания к блокам слов направлены как на овладение техникой чтения, так и на закрепление изученных грамматических понятий, пропедевтическое знакомство с грамматическими, языковедческими понятиями, расширение и уточнение словарного запаса и кругозора учащихся, развитие ассоциативного мышления и связной речи.
Тип работы с карточками:
возможна индивидуальная, парная, фронтальная работа на уроке и вне урока под руководством взрослого (учителя, родителя) или самостоятельно.
Требуемых знания и умения ребенка для работы с карточками:
знание изученных букв.
Ожидаемые результаты:
— формирование и совершенствование техники чтения (правильности, скорости, выразительности);
— формирование навыка просмотрового и выборочного чтения;
— расширение пассивного словаря;
— развитие активного словаря и связной речи;
— формирование и развитие мотивации чтения;
— развитие орфографической зоркости.
Формы работы с карточкой:
Первая карточка выдаётся учащимся после изучения 8 букв, каждая последующая – после изучения новой буквы.
Задания по работе с блоками слов озвучивает учитель или зачитывает взрослый (при работе вне урока, дома) на оборотной стороне карточки. Также задания обозначаются в виде символов – это даёт возможность нечитающим детям самостоятельно выполнять различные задания по карточке. Для формирования навыка целеполагания можно выдавать карточку с чистой оборотной стороной, где дети могут сами зарисовывать символы.
Задания для формирования и развития техники чтения:
Дети читают слова на карточке в столбиках и по строкам в прямом и обратном порядке (сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево). С учётом ведущей игровой деятельности в данном возрасте задание может быть предложено в форме игр: “Лифт”, “Спуск/подъём с горы”, “Едем по шоссе”, “Плывём на кораблике”, “Ручеёк”. Постепенное нарастание сложности структуры слов в столбиках позволяет дифференцировать задания для чтения, создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.
При работе с карточкой отрабатывается дикция и выразительность чтения – слова читаются плавно (“плывём на кораблике”), отрывисто (“подбрасываем мяч”); с постоянной или изменяющейся по нарастанию/ уменьшению громкостью; с определённым настроением (радостно, грустно, ласково, удивлённо). Развивается умение понимать свои эмоции и управлять ими, что в дальнейшем будет способствовать положительному настрою на чтение книг и лучшему их пониманию.
Задания для просмотрового и выборочного чтения:
“Морской бой” — поиск слов по их координатам, например: “второй столбик, четвёртое слово сверху”. Усложнённая модификация этого упражнения: “Верно ли, что на второй строке предпоследнее слово “сосна”? Такое задание способствует развитию само и взаимоконтроля, верный ответ повышает самооценку ребёнка.
В виде игр “Сыщик”, “Зоркий глаз”, ”Снежный ком” детям предлагается многократное просмотровое чтение — задание на поиск, чтение, подсчёт слов с определённой буквой. Упражнение можно усложнить и разнообразить указанием места буквы в слове (начало, конец, середина). Эти же виды чтение используется при подборе слов в тематические группы: например, “животные”, “люди”, “зима“.
Выборочное чтение позволяет параллельно с овладением техникой чтения вести закрепление изученных грамматических понятий:
Чтение слов, начинающихся/ заканчивающихся на гласную/ согласную букву.
Чтение слов из указанного количества слогов.
Чтение слов с ударением на определённый слог.
Чтение слов, где звуков больше/ меньше чем букв.
Чтение слов, которые нельзя переносить.
Соотнесение слов со звуковыми/ слоговыми схемами, предложенными учителем.
При работе блоками слов на карточках идёт пропедевтическое знакомство с грамматическими, языковедческими понятиями:
Чтение имён собственных (Дети быстро обнаруживают, что эти слова легко находить – они написаны с заглавной буквы. Таким образом, идёт пропедевтика написания имён собственных.)
Чтение слов в единственном/ множественном числе.
Чтение слов, отвечающих на вопрос “Кто?”/ “ Что?”
Чтение слов – названий действий.
Чтение слов, про которые можно сказать “он”, “она”, “оно”, “они” (практическое знакомство с личными местоимениями, родом и числом).
Поиск слов-родственников; слов похожих/ противоположных по значению (синонимов и антонимов).
Обнаружение и объяснение значения многозначных слов, слов, значение которых меняется с изменением ударения (омографов).
Поле для поиска можно варьировать от одного столбика или строчки до всего блока. Предлагаемый объём зависит от уровня техники чтения большинства детей в классе. В блоки включены слова, написание которых часто вызывает затруднение учащихся начальных классов. Многократное просмотровое чтение этих слов при работе с карточкой позволяет сформировать их образ в зрительной памяти ребёнка, повышает орографическую зоркость.
Расширение словарного запаса и связной речи:
Работа с карточками позволяет расширить и уточнить словарный запас детей. В процессе чтения выявляются слова, значение которых непонятно ученикам или неверно ими истолковываются. В каждый блок намеренно включены слова, малоизвестные младшим школьникам: помело, Бремен, Чкалов, чертополох, кузнец. Наличие таких слов позволяет вести работу над смысловым чтением, сделать чтение “вдумчивым”. Ученики ищут пути решения проблемы – понимания слов: получение объяснения от учителя или родителей, одноклассников, в словарях, Интернет. Дети учатся использовать различные пути поиска информации и представления её одноклассникам (рассказ о слове, показ реального предмета или его фотографии, рисунка). Незнакомые слова позволяют совершенствовать навык чтения всем детям, как нечитающими, так и читающим. Так как, не зная значения слова, ребёнок вынужден именно читать слово, а не узнавать его, читая по догадке, которая часто подводит начинающих читателей.
Карточки дают возможность работы не только с отдельными словами, но и переход к связной речи – предложению и тексту. Задания на составление предложений, рассказов с использованием слов одного столбика или строки развивают ассоциативное мышление и связную речь.
Эффект новизны при получении новой карточки со словами, разнообразие вариантов работы с блоками слов, ситуация успеха при чтении и поиске слов, игровые ситуации – всё это способствуют формированию читательских навыков и позволяет создать положительную читательскую мотивацию у младших школьников.
Использование данных карточек полезно как для детей, имеющих проблемы в чтении, так и для успешно овладевающих навыком чтения.
Основа идеи:
1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. — М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
2. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990. Блоки слов к обучающим карточкам DOC / 65.5 Кб Задания к обучающим карточкам DOC / 218 Кб