Диагностика владения воспитателями технологией организации игровой деятельности


Анкетирование.
  1. Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома используются анкетирование или интервьюирование родителей. II . Вопросы для родителей: 1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? 2.Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? 3.Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка? 4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? 5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? 6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? 7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? Следующая анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр. III .Вопросы для воспитателей: 1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете? 2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры? 3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов) 4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям? 5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются? 6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете? 7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей? 8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам? Анкета для родителей

    Вопросы

    Варианты ответов
    Часто ли Ваш ребенок играет дома? Да нет Свой вариант
    Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? да нет Свой вариант
    Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? да нет Свой вариант
    Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? Меньше 1 часа От 1 до 2 часов Свой вариант
    Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает Предлагаю я, по мере надобности Выбирает самостоятельно Свой вариант
    Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? Из игр детского сада Телевидения и компьютерных игр Свой вариант
    В какие игры чаще всего играет ваш ребенок настольные Сюжетно-ролевые Свой вариант
    Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру да нет Свой вариант
    настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания? да нет Свой вариант
    Как выбираются вами игры для ребенка? На свое усмотрение На усмотрение ребенка Свой вариант

    Анкетирование воспитателей

    вопросы Варианты ответов
    Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников да нет Свой вариант
    Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры Да нет Свой вариант
    Как вы планируете игровую деятельность детей С учетом детских интересов Четко по программным рекомендациям Свой вариант
    Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой да нет Свой вариант
    Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям Да, конечно Нет, но программа требует Свой вариант
    Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты Пока не надоест ребенку прежний сюжет игры Стараюсь предлагать сюжет раз в 1 — 2 недели Свой вариант
    Откуда данные сюжеты появляются Из программы из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом Свой вариант
    Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете Да, создаем атрибуты совместно с детьми Нет, используем только подручные средства Свой вариант
    Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр да Нет (чего именно не хватает) Свой вариант
    Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей да Нет (что именно не соответствует) Свой вариант
    Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам Да, конечно Однозначно, нет Свой в
  2. Вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: — на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; — на любимые сюжеты и роли; — на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

— игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

— разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

— зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

— характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы.

Имя ребенка Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок Игровой материал Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
У 42% детей наблюдается низкий уровень развития самостоятельной игры, без руководства взрослого, 33% имеют средний уровень, и только 25% высокий уровень развития игры.

Таким образом, мы видим, что для данной группы детей, характерен низкий уровень развития игровых навыков. Для повышения уровня игровых навыков детей дошкольного возраста, мы разработали цикл мероприятий направленных на взаимодействия семьи и детского сада.

2.2 Практическая работа по развитию игровых навыков дошкольника в процессе взаимодействия родителей и воспитателей ДОО

Можно предложить следующие методические рекомендации по взаимодействию родителей и ДОО: организация такой работы по следующему плану:

  1. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшей дошкольной группы», при проведении которой осветить особенности игровой деятельности детей этого возраста. (прил.3)
  2. Анкетирование «Как играет Ваш ребенок?» среди родителей. (прил.4)
  3. Круглый стол «Любимая игрушка». (прил.5)
  4. Совместная познавательная игра «Поле чудес нашего края».
  5. Семинар-практикум «Игра и ее значение в жизни ребенка», в котором активно задействовать родителей. (прил.6)
  6. Театральные постановки. (прил.7)
  7. Совместные праздничные тематические мероприятия.
  8. Спортивные эстафеты «Моя семья – самая спортивная!» и т.д. (прил.8)

А также организация копилки дидактических игр различной направленности. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой-занятием.

В играх-занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.

Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.

Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.

В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).

В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Таким образом, дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: