Проведение опытов по изменению окраски листьев
Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла
Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана.
Результаты опроса одноклассников
Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.
Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»
Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные
подсезоны осени
Растение | 1 подсезон | 2 подсезон | 3 подсезон | 4 подсезон |
Берёза повислая | первые жёлтые листочки | обильное пожелтение листвы | окончание листопада | |
Клён американский | багряный цвет листьев | опадение листвы | ||
Осина | жёлтые и ярко-красные листья | окончание листопада | ||
Рябина | первые красные листочки | обильное покраснение листвы | опадение листвы | |
Ольха серая | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | окончание листопада |
Шиповник майский | первые красные листочки | обильное покраснение листвы | опадение листвы | |
Сирень | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | окончание листопада |
Арония | пурпурно-красный цвет | опадение листвы |
Результаты опытов по извлечению пигментов
ОПЫТ № 1. Выделение из листьев сирени хлорофилла
Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба
Ход работы: для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.
Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.
ОПЫТ № 2. Выделение из листьев сирени хлорофилла
Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички
Ход работы: теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,
спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску
Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.
ОПЫТ № 3. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана
Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота.
Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко — розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.
Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.
ОПЫТ № 4. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана
Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота
Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.
Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.
Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:
опыты | проведение | результаты | вывод |
Опыт №1 с листьями сирени | лист сирени опустили в спиртовый раствор | спирт окрасился в светло-зелёный цвет | хлорофилл растворяется в спирту |
Опыт №2 с листьями сирени | колбу со спиртом нагревали на водяной бане | спирт приобрёл изумрудно-зелёный цвет | хлорофилл при нагревании растворяется в спирту быстрее |
Опыт №3 с листьями краснокочанной капусты | листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислоты | вода окрасилась в розовый цвет | из листьев капусты выделился антоциан |
Опыт №4 с листьями краснокочанной капусты | листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса | вода окрасилась в ярко-красный цвет | из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет |
Заключение
Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад — это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и увидела, что листья окрашены по-разному.
Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в зимний период.
Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.
Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.
Список литературы
- Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/ М.: Просвещение, — 1998.- 84-91 с.
- Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/ М.: Педагогика-пресс, — 1993. – 182-184 с.
- Детская энциклопедия. Лес [текст]/ — 2003 — № 8. – 24-40 с.
- Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, — 1985. — 2-24 с.
- Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.: Паритет, — 2004. – 27-28 с., 128-129 с.
- Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.
- Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.
- Сайты в Интернете.
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по литературному чтению 4 класс
Урок 29 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. «ЛИСТОПАД»
26.07.2013 10140 0
Цели:
знакомить учащихся с поэзией XIX – начала XX века; познакомить с жизнью И. А. Бунина, с произведениями И. А. Бунина, показать многообразие творчества И. А. Бунина; учить детей умению сочувствовать, сопереживать, сострадать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» и «В зимние сумерки нянины сказки…», выделяют лучшего чтеца.
– Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.
– Какие произведения И. А. Бунина вам знакомы?
– Чем они интересны, чем привлекли ваше внимание?
– Как вы думаете, какую судьбу, характер, увлечения, интересы имел человек, создавший такие стихотворения?
– Со стороны отца И. А. Бунин происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и поэт Василий Андреевич Жуковский. Сам писатель говорил о том, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства…». «Все мои предки, – подчёркивал Бунин, – были связаны с народом и землёй…»
Детство Бунина (кроме первых четырёх лет, когда семья жила в Воронеже) прошло в небольшом фамильном поместье в Орловской губернии среди истинно русской природы. Десяти лет от роду он был отдан в Елецкую гимназию, где любимыми для него стали занятия словесностью. После пятого класса платить за обучение стало нечем, а любимый Буниным хутор Бутырки пришлось продать, иначе семье грозило разорение. В дальнейшем Иван Бунин занимался на дому, под руководством старшего брата, который и подготовил Ивана к экзамену на аттестат зрелости.
Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина.
Первые стихотворения И. А. Бунина были опубликованы в 1887 году, ему в ту пору было 17 лет. вскоре появились его рассказы, очерки, критические статьи. В 1891 году в Орле вышла в свет первая книга стихов И. А. Бунина. Через несколько лет печатаются несколько сборников Бунина («На край света» – 1897 г., «Под открытым небом» – 1898 г., «Стихи и рассказы» – 1900 г., «Листопад» – 1901 г.), а сам И. А. Бунин завоёвывает своё место в художественной жизни России.
Кроме того, Бунин самостоятельно выучил английский язык и переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло, а также украинского поэта Тараса Шевченко. В 1903 году Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате» (перевод произведения Г. Лонгфелло). Пушкинской премии И. А. Бунин был удостоен трижды. В 1909 году И. А. Бунин был избран почётным членом Академии наук. В 1933 году И. А. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, Иван Алексеевич любил путешествия. Сам себя он называл «бродником», то есть путником. Он изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку, хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри, бывал на Цейлоне и в Африке.
Став известным писателем, И. А. Бунин любил тех, кого считал по-настоящему талантливыми, многим помогал деньгами, советом, молодым оказывал покровительство.
После рассказа о судьбе писателя учитель должен дать учащимся возможность высказать свои мысли, поделиться своими впечатлениями.
– А сейчас давайте прочитаем стихотворение И. А. Бунина, которое называется «Листопад». В ваших учебниках дан только отрывок стихотворения, и если оно вам понравится, вы можете найти его в библиотеке, чтобы прочитать полностью.
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Что хотите сказать?
– Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?
– Какие новые стороны поэзии И. А. Бунина открылись перед вами?
– Наблюдали ли вы что-нибудь подобное?
– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Какие эпитеты, метафоры, сравнения использует автор?
– Выпишите их в тетрадь.
Данную работу целесообразнее выполнить в группах, а затем проверить её.
IV. Итог урока.
– Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?
– Что особенно запомнилось?
– Какие открытия сделали?
– Что бы хотели ещё выполнить?
Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад» (с. 152–153, часть 1-я); выучить наизусть отрывок, начинающийся словами «
Лес, точно терем расписной…»
и заканчивающийся словами
«И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой…»
; сделать рисунок к стихотворению; подготовиться к обобщающему уроку и проверочной работе.