Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе И.А. Бунин «Листопад. Картина осени в стихах»


Проведение опытов по изменению окраски листьев

Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана.

Результаты опроса одноклассников

Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.

Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»

Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные

подсезоны осени

Растение1 подсезон2 подсезон3 подсезон4 подсезон
Берёза повислаяпервые жёлтые листочкиобильное пожелтение листвыокончание листопада
Клён американскийбагряный цвет листьевопадение листвы
Осинажёлтые и ярко-красные листьяокончание листопада
Рябинапервые красные листочкиобильное покраснение листвыопадение листвы
Ольха сераяне меняют окраски листьяне меняют окраски листьяне меняют окраски листьяокончание листопада
Шиповник майскийпервые красные листочкиобильное покраснение листвыопадение листвы
Сиреньне меняют окраски листьяне меняют окраски листьяне меняют окраски листьяокончание листопада
Аронияпурпурно-красный цветопадение листвы

Результаты опытов по извлечению пигментов

ОПЫТ № 1. Выделение из листьев сирени хлорофилла
Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба

Ход работы: для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.

Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.

ОПЫТ № 2. Выделение из листьев сирени хлорофилла

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички

Ход работы: теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,

спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску

Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.

ОПЫТ № 3. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота.

Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко — розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.

Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.

ОПЫТ № 4. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота

Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.

Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:

опытыпроведениерезультатывывод
Опыт №1
с листьями сирени
лист сирени опустили в спиртовый растворспирт окрасился в светло-зелёный цветхлорофилл растворяется в спирту
Опыт №2
с листьями сирени
колбу со спиртом нагревали на водяной банеспирт приобрёл изумрудно-зелёный цветхлорофилл при нагревании
растворяется в спирту быстрее
Опыт №3
с листьями краснокочанной капусты
листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислотывода окрасилась в розовый цветиз листьев капусты выделился антоциан
Опыт №4
с листьями краснокочанной капусты
листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксусавода окрасилась в ярко-красный цветиз листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет

Заключение

Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад — это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и увидела, что листья окрашены по-разному.

Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в зимний период.

Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.

Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.

Список литературы

  1. Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/ М.: Просвещение, — 1998.- 84-91 с.
  2. Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/ М.: Педагогика-пресс, — 1993. – 182-184 с.
  3. Детская энциклопедия. Лес [текст]/ — 2003 — № 8. – 24-40 с.
  4. Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, — 1985. — 2-24 с.
  5. Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.: Паритет, — 2004. – 27-28 с., 128-129 с.
  6. Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.
  7. Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.
  8. Сайты в Интернете.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 29 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. «ЛИСТОПАД»

26.07.2013 10140 0

Цели:

знакомить учащихся с поэзией XIX – начала XX века; познакомить с жизнью И. А. Бунина, с произведениями И. А. Бунина, показать многообразие творчества И. А. Бунина; учить детей умению сочувствовать, сопереживать, сострадать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» и «В зимние сумерки нянины сказки…», выделяют лучшего чтеца.

– Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

– Какие произведения И. А. Бунина вам знакомы?

– Чем они интересны, чем привлекли ваше внимание?

– Как вы думаете, какую судьбу, характер, увлечения, интересы имел человек, создавший такие стихотворения?

– Со стороны отца И. А. Бунин происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и поэт Василий Андреевич Жуковский. Сам писатель говорил о том, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства…». «Все мои предки, – подчёркивал Бунин, – были связаны с народом и землёй…»

Детство Бунина (кроме первых четырёх лет, когда семья жила в Воронеже) прошло в небольшом фамильном поместье в Орловской губернии среди истинно русской природы. Десяти лет от роду он был отдан в Елецкую гимназию, где любимыми для него стали занятия словесностью. После пятого класса платить за обучение стало нечем, а любимый Буниным хутор Бутырки пришлось продать, иначе семье грозило разорение. В дальнейшем Иван Бунин занимался на дому, под руководством старшего брата, который и подготовил Ивана к экзамену на аттестат зрелости.

Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина.

Первые стихотворения И. А. Бунина были опубликованы в 1887 году, ему в ту пору было 17 лет. вскоре появились его рассказы, очерки, критические статьи. В 1891 году в Орле вышла в свет первая книга стихов И. А. Бунина. Через несколько лет печатаются несколько сборников Бунина («На край света» – 1897 г., «Под открытым небом» – 1898 г., «Стихи и рассказы» – 1900 г., «Листопад» – 1901 г.), а сам И. А. Бунин завоёвывает своё место в художественной жизни России.

Кроме того, Бунин самостоятельно выучил английский язык и переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло, а также украинского поэта Тараса Шевченко. В 1903 году Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате» (перевод произведения Г. Лонгфелло). Пушкинской премии И. А. Бунин был удостоен трижды. В 1909 году И. А. Бунин был избран почётным членом Академии наук. В 1933 году И. А. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, Иван Алексеевич любил путешествия. Сам себя он называл «бродником», то есть путником. Он изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку, хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри, бывал на Цейлоне и в Африке.

Став известным писателем, И. А. Бунин любил тех, кого считал по-настоящему талантливыми, многим помогал деньгами, советом, молодым оказывал покровительство.

После рассказа о судьбе писателя учитель должен дать учащимся возможность высказать свои мысли, поделиться своими впечатлениями.

– А сейчас давайте прочитаем стихотворение И. А. Бунина, которое называется «Листопад». В ваших учебниках дан только отрывок стихотворения, и если оно вам понравится, вы можете найти его в библиотеке, чтобы прочитать полностью.

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?

– Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

– Какие новые стороны поэзии И. А. Бунина открылись перед вами?

– Наблюдали ли вы что-нибудь подобное?

– Какое настроение вызывает стихотворение?

– Какие эпитеты, метафоры, сравнения использует автор?

– Выпишите их в тетрадь.

Данную работу целесообразнее выполнить в группах, а затем проверить её.

IV. Итог урока.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

– Что особенно запомнилось?

– Какие открытия сделали?

– Что бы хотели ещё выполнить?

Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад» (с. 152–153, часть 1-я); выучить наизусть отрывок, начинающийся словами «
Лес, точно терем расписной…»
и заканчивающийся словами
«И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой…»
; сделать рисунок к стихотворению; подготовиться к обобщающему уроку и проверочной работе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]