Родительское собрание «Кризис 3-х лет» материал (младшая группа)


Родительское собрание на тему «Как преодолеть кризис трёх лет»

Вологодская область,

г.Череповец

МБДОУ «Детский сад № 26»

М.Ю. Коннова, педагог-психолог

Собрание с родителями Тема: «Как преодолеть кризис трех лет»

Третий год жизни ребенка… Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются , что конец раннего возраста — один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей.

«Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» — именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-х летнего возраста.

Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-х летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует ее совместного решения как со стороны педагога, так и со стороны родителя.

ЦЕЛЬ

:

актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения;

ЗАДАЧИ:

*привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком;

* наметить пути и способы преодоления з-х летнего кризиса ребенка.

*сплотить родительский коллектив;

* пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу .

УЧАСТНИКИ

:

педагог-психолог, воспитатель, родители.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Воспитатели:

  1. За две надели до собрания родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании.
ПРИГЛАШЕНИЕ

Если стали замечать Вы, что с ребенком сладу нет,

То скорей к нам поспешите – постараемся найти ответ.

Мы расскажем, мы подскажем, как капризы побеждать,

Как с ребенком подружиться, как хвалить и как ругать!

Уважаемые ___________________________ ___

!

Если Вас заинтересовали вышеперечисленные проблемы и Вы хотите поделиться опытом семейного воспитания — мы приглашаем Вас на родительское собрание на тему : «Как преодолеть кризис 3-х летнего возраста»,

которое состоится
(число, время, место)
С нетерпеньем ждем Вас!

Воспитатели группы №

2.Для каждого родителя готовятся разноцветные полоски цветной бумаги

(красной, желтой, зеленой, оранжевой, фиолетовой, черной).

Педагог-психолог:

1. Готовит плакат с изображением семиконечной звезды

2. Предоставляет консультативный материал в информационную папку для родителей на темы: «Если малыш капризничает..» , «Особенности развития детей 3-х летнего возраста», «Я — сам» и т.п.

3.Разрабатывает памятки для родителей «Капризы: что за ними скрывается?»

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Собрание проводится в музыкальном зале, стулья и столы расположены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат полоски цветной бумаги, булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги, клубок ниток.

К доске прикрепляется плакат с изображением «Семиконечной звезды» на фоне неба.

ХОД СОБРАНИЯ

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников встречи.

Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает каждому изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет избирается по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный.

Ведущий: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?». Участники пишут совё имя или своё имя отчество Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А.Лутошкина.

Критерии оценки настроения родителей: если родитель выбрал цвет:

Красный, то ,можно предположить, что у него сейчас восторженное, приподнятое настроение ; желтый — светлое, приятное настроение; оранжевый- радостное настроение; зеленый- спокойное настроение; фиолетовый- тревожное, напряженное настроение; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.

Родители должны представиться, и назвать имя своего ребёнка.

2. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА.

«Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс — это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов». (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).

1 симптом- ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили, при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое»,- говорит мама, а ребенок вопреки очевидному: «Нет, оно черное». Негативизм — это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)

2 симптом — упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел)

3-строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4 — своеволие (ребенок все хочет делать сам).

Остальные три симптома встречаются реже:

5- бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

6 — обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).

7 — в семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит
бунт ребенка противавторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, заэмансипацию своего «Я». Ребенок все чащепроизносит: «Я-сам», что говорит о стремлении к самостоятельности,автономности.В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И , наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Некоторые особенности проявления кризиса З-х лет

-Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

— Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.

-Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

-Девочки капризничают чаще мальчиков.

-В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!

-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

3. «ЕСТЬ МНЕНИЕ…»

Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.

Варианты проблемных ситуаций.

Что делать, если…

1.Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…

2.Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает : «Я — сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить…

3.Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать — не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство , напряжение…

и т.п.

4.ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ПСИХОЛОГА

«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества : ведь упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Что могут сделать родители:

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно — взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка….). «А что это там за окном ворона делает» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют
капризулю, он успокоится

5. РИСОВАНИЕ

Родителям предлагается в течение 8-10 минут порисовать на тему

«Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснение к своему рисунку.

Вопросы к родителям:

-Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?

-Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?

-В каком мире вам хочется быть сейчас?

-Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на этом рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?

-Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

Пусть родители попробуют проиграть ситуацию взаимодействия взрослого и ребенка, которые могут разрешаться как конфликтным, так и без конфликтным способом. В процессе проигрывания заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов регулирования на ситуацию.

6.САМООЦЕНКА

Участникам встречи необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…..

примерные ответы:

*К 3 годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет.

*Этот кризис внешне проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости.

*К 3 годам возникает особый поведенческий комплекс — «гордость за достижения», который охватывает все главные сферы отношений ребенка: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

*Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания.

*Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству и т.п.

7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

в качестве рекомендаций родителям выдаются памятки

Советы психолога

— Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;

— Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;

— Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;

-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;

— Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

— Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

— Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

8.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (рефлексия)

От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.

9. МИНУТА БЛАГОДАРНОСТИ.

Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.

Список литературы

1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком».М;-2004.

2.Смирнова Е.О. «Психология ребенка».М.; 1997.

3.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».Ярославль.1997.

4.Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».М.; 2002.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: