рабочая программа кружка «Творческая мастерская»
учебно- познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основ социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально- ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут учиться:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ и производить самооценку;
работать с бумагой, тканью, нитками в 1-4 классах и акриловыми контурами, бисером, бумагой и тканью в 5- 8 классах, приобретая навыки создания панно;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе с бумагой, тканью акриловыми контурами и бисером;
развивать художественный вкус и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно -образному, эстетическому, абстрактному типу мышления,
формированию целостной картине мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;
Программа кружка «Страна Мастеров»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Страна Мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственно-экологическое воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Страна Мастеров» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Страна Мастеров» дают возможность для развития зрительно — пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
— «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
— потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
— потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
— игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
— учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Планируемые результаты
освоения учащимися программы кружка «Страна мастеров»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
— развито творческое воображение у воспитанников;
— сформирован интерес к творческой деятельности;
— развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
СТРУКТУРА КУРСА
№ урока | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
1 |
Вводное занятие. Экскурсия «Сбор природного материала» | 15 часов 1 | Формировать нтерес к художественно-творческой деятельности. Закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда. Развитие глазомера, координации движений. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Практическое освоение обучающимися основ изобразительного искусства. |
2 | Аппликация из природных материалов на картоне. Изделие «Зайка» | 1 | Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Планировать свои действия с инструкцией учителя и замыслом художественной работы. Слушать и понимать других, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Выполнять работу со сверстниками. |
3 | Аппликация из природных материалов на картоне. Изделие «На берегу моря» | 1 | |
4 | Штамповка (отпечатывание рисунка листьями). Бабочка. Ваза с цветами. | 1 | Рациональное использование учебной и дополнительной информацией для проектирования и создания объектов искусств. Формулировать собственное мнение. Выполнять работу со сверстниками. Воспринимать и учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. |
5 | Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Кораблик» | 1 | Ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. Читать простое схематическое изображение. Различать условные обозначения. Слушать и понимать других, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в конкретной предметной деятельности. Осознание ответственности за качество результатов труда. |
6 | Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Собачка» | 1 | Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Развивать интерес к художественно-творческой деятельности. Умение планировать свои действия с инструкцией учителя и замыслом художественной работы. Расширять свои представления об искусстве. Соотносить схематическое изображение с содержанием заданий. Проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ. воспринимать и учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. Договариваться, приходить к общему решению. формулировать собственное мнение. Выполнять работу со сверстниками. |
7 | Рисование с использованием ниток и кругов. | 1 | |
8-9 | Аппликация из пуговиц. | 2 | Определять цель деятельности на уроке. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в конкретной предметной деятельности. Расширять свои представления об искусстве. Ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. Читать простое схематическое изображение. Различать условные обозначения. Соотносить схематическое изображение с содержанием заданий. |
10-11 | Аппликация из салфеток. Изделия «Цветок» , «Сова» | 2 | |
12-13 | Аппликация на дисках | 2 | Практическое освоение обучающимися основ изобразительного искусства. Рациональное использование учебной и дополнительной информацией для проектирования и создания объектов искусства. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь анализировать произведения искусств. Осознание ответственности за качество результатов труда; ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. |
14-15 | Объёмная аппликация. | 2 | Определять цель деятельности на уроке. Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. Применение общенаучных знаний по предметам эстетического цикла в процессе изготовлении предметов деятельности. Первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека. Выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в конкретной предметной деятельности. |
16-17 |
Рисование пластилином. | -10 часов 2 | Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования. Рациональное использование учебной и дополнительной информацией для проектирования и создания объектов искусства. |
18-19 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 2 | Определять цель деятельности на уроке. Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества. Осознание ответственности за качество результатов труда. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь анализировать произведения искусств. Определять и высказывать свои отношение к произведениям искусства, делать выводы. |
20-21 | Изготовления панно «Ромашка» и «Золотая рыбка». | 2 | |
22-23 | Изготовление композиции по сказочным сюжетам | 2 | Планировать свои действия с инструкцией учителя и замыслом художественной работы. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Участие в оформлении класса и школы. Рациональное использование учебной и дополнительной информацией для проектирования и создания объектов искусства. Воспринимать и учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства. |
24-25 | Лепка из солёного теста | 2 | |
26 |
Традиционные виды ремесел народов Севера | 8часов 1 | |
27-28 | Брелки для ключей | 2 | |
29-30 | Декоративные украшения | 2 | |
31-32 | Декоративный чехол для мобильника | 2 | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь анализировать произведения искусств. Определять и высказывать свои отношение к произведениям искусства, делать выводы. Анализировать произведения искусств с культурологической точки зрения и общечеловеческих норм. Сопоставлять различные виды искусств. |
33 | Аппликация из кожи | 1 | |
34 | Выставка работ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Система контроля |
| ||||||
1 | Вводное занятие. Экскурсия «Сбор природного материала» | 1 | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила ТБ. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
2 | Аппликация из природных материалов на картоне. Изделие «Зайка» | 1 | История возникновения Закрепление навыков работы с бумагой. Приемы складывания бумаги гармошкой. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
3 | Аппликация из природных материалов на картоне. Изделие «На берегу моря» | 1 | Работа различным приемам с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
4 | Штамповка (отпечатывание рисунка листьями). Бабочка. Ваза с цветами. | 1 | Просмотр готовых работ. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
5 | Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Кораблик» | 1 | Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке. Выполнение кораблика в материале. Закрепление навыков работы с бумагой. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
6 | Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Собачка» | 1 | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский | |
7 | Рисование с использованием ниток и кругов. | 1 | Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
8-9 | Аппликация из пуговиц. | 2 | Оформление изделия. Цветовая гамма. Изготовление птиц по алгоритму. Просмотр готовых работ. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
10-11 | Аппликация из салфеток. Изделия «Цветок» , «Сова» | 2 | Изготовление панно из салфеток. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Способы соединения деталей. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
12-13 | Аппликация на дисках | 2 | Отработка способ вырезания (вырезание из бумаги, сложенной пополам, вырезание из бумаги сложенной в несколько раз, вырезание по частям) Оформление изделия. Симметрия. Ритм. | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
14-15 | Объёмная аппликация. | 2 | Различные приемы работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, складывание по алгоритму. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
| ||||||
16-17 | Рисование пластилином. | 2 | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
18-19 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 2 | исследовательский | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский | |
20-21 | Изготовления панно «Ромашка» и «Золотая рыбка». | 2 | Способы обработки и окрашивания песка. Материалы и инструменты: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. | частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
22-23 | Изготовление композиции по сказочным сюжетам | 2 | Материалы и инструменты: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. Обсуждение образца, подготовка материала, обсуждение эскиза, изготовление | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
24-25 | Лепка из солёного теста | 2 | Технология изготовления соленого теста, раскрашивание. Изготовление изделий по задумке детей. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
| ||||||
26 | Традиционные виды ремесел народов Севера | 1 | Виды ремесел. Краткая характеристика ремесел. Виды материалов, применяемые в ДПИ. Технология обработки кожи | частично-поисковый | Само Контроль, учительский | |
27-28 | Брелки для ключей | 2 | Технологический процесс изготовления брелков для ключей Закреплять умения аккуратно использовать кожу в своей работе, использовать приёмы работы: скатывание, сплющивание Технология изготовлений изделий из кожи. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
29-30 | Декоративные украшения | 2 | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский | |
31-32 | Декоративный чехол для мобильника | 2 | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский | |
33 | Аппликация из кожи | 1 | Технология работы с кожей. Изготовление панно по задумке детей. | частично-поисковый | Коллективная, индивидуальная | Само Контроль, учительский |
34 | Выставка работ | Выбор лучших работ для выставки. Оформление работ в технике «паспорту». |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.
4. Интерактивная доска
5. DVD- проигрыватель
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- набор инструментов для работы с различными материалами в соответсвии с программой обучения
- набор металлических конструкторов (в плане развития кабинета)
- действующие модели геометрических фигур (в плане развития кабинета)
- наборы бумаги разного типа
- заготовки природного материала
Используемая литература
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
5. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
6. Н.М.Конышева “Умелые руки”
7. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
8. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
9. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Программа кружка дополнительного образования«Волшебная мастерская»
1. Пояснительная записка
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Новизна данной программы в том, что онанаправлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками «пластилинография» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
- Развивать умения создавать композиции
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
- Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
- Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности — широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности — обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. П огружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).
Занятия проводятся:
— с подгруппой детей (12 — 15 человек);
— 1 раз в неделю (вторник);
— в группе;
— длительность занятий 30 минут.
Формы занятий:
- занятия;
- экскурсии;
- занятие – путешествие;
- совместная деятельность детей и родителей;
- коллективные занятия.
Методы и приемы: игровой,беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.
Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская».
1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)
2. Подбор литературно — художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
— правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
— технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
— определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», «пластилинография»;
— о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
— о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
— правила композиционного построения изображений.
Дети умеют:
— работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
— правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
— использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
— использовать схемы при изготовлении поделок;
— подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
— выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
— творчески подходить к выполнению задания;
— видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:
1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
3. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.
Полную версию работы можно .