Картотека утренних бесед для подготовительной группы

Речевое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста является одним из самых продуктивных способов организации разных видов образовательной деятельности. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) на первое место в группе словесных приёмов выходит беседа. Она позволяет не только решать программные учебно-воспитательные задачи, но и приучает ребят к диалогу со взрослыми, товарищами, то есть к основной форме взаимодействия на следующей ступени образования в школе.

  • 2 Виды бесед в подготовительной группе, картотеки
    2.1 Таблица: примеры познавательных и этических бесед в подготовительной группе
  • 2.2 Картотеки бесед разных видов в подготовительной группе
  • 3 Как составить перспективный план бесед в подготовительной группе
      3.1 Таблица: фрагмент перспективного планирования бесед в подготовительной группе (на сентябрь, декабрь)
  • 4 Как составить конспект проведения беседы в подготовительной группе
      4.1 Таблица: Кондрашова О.Н., конспект беседы в подготовительной группе на тему «Для чего нужно учиться»

      4.1.1 Видео: беседа на тему патриотического воспитания в подготовительной группе

  • Зачем проводятся беседы в подготовительной группе

    В старшей и подготовительной группах спектр тем для разговоров существенно расширяется. При этом содержание беседы, определённое программным материалом (ознакомление с необходимым набором навыков в разных профессиях, историей, понятиями прав и обязанностей и пр.) и видами деятельности детей (играми, трудовой активностью), расширяется за счёт обсуждения личного опыта ребят в том или ином вопросе. Что, в свою очередь, определяет целевые ориентиры этого словесного приёма:

    • учит делать выводы по той или иной теме, привлекая собственный практический и эмоциональный опыт (так, беседуя на тему положительных и отрицательных персонажей в сказках, дети могут находить хорошие черты в «плохих» героях, опираясь на свои чувства, например, сочувствуя волку из «Трёх поросят», который просто хотел кушать, поэтому так себя вёл, и, возможно, ему самому это было неприятно);
    • активизация монологической и диалогической речи ребят (слово педагога должно составлять не более ¼ всей беседы);
    • воспитывать уважение к чужой точке зрения (поскольку вопросы беседы в основном носят проблемный характер, мнения детей, особенно в отношении оценки поступков, могут отличаться).

    В процессе беседы ребята учатся логично выстраивать монологические высказывания и своевременно включаться в обсуждение

    Воплотить эти цели беседы помогает решение следующих задач:

    • выстраивание беседы вокруг вопросов проблемного или поискового характера;
    • повышение уровня качества речи за счёт увеличения доли монологов и диалогов, причём высказывание ребёнка соответствует композиционным законам, то есть имеет начало, доказательное раскрытие темы вопроса, заключение;
    • формирование умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, привлекая личный опыт.

    Ход занятия:

    В группу въезжает «автомашина»

    , в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктором Айболитом.

    Д/и «Чудесный мешочек»

    Д/и «Угадай на вкус»

    Показать плоды шиповника, объяснить, что это такое. Обратить внимание на лук и предложить его посадить.

    МАЙ

    ТЕМА: «Как я буду заботиться о своем здоровье»

    П. с.: Закрепить понимания о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.

    Виды бесед в подготовительной группе, картотеки

    Разговоры с детьми 6–7 лет разнообразны не только по тематике, но и по видам. Иными словами, в подготовительной группе педагог организует беседы всех видов, практикуемые в детском саду. И, как и в прошлом году, особое внимание уделяется разговорам познавательного и этического направления.

    В подготовительной группе преобладают беседы на познавательные и этические темы

    Таблица: примеры познавательных и этических бесед в подготовительной группе

    Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.

    ТемаЦельXод беседы
    Познавательные беседы
    «Где можно играть?»
    • систематизировать знания ПДД для пешеходов;
    • убедиться в опасности игр на проезжей части.
    Педагог зачитывает рифмовку:
    • Правил дорожных На свете немало. Все бы их выучить Нам не мешало, Но основное из Правил движения Знать, как таблицу Должны умножения. На мостовой — не играть, Не кататься, Если здоровым ты хочешь остаться!

    Дети играют в игру «Самокат». Под рифмовку сгибают одну ногу в колене, другой ножкой имитируют движение отталкивания, скользя ею по полу:

    • Самокат! Самокат! Самокат, очень рад! Сам качу, сам качу Самокат, куда хочу!

    После чего дети отвечают на вопросы:

    • «Почему опасно играть на мостовой?»;
    • «Где можно кататься на коньках, лыжах, самокатах?» и др.
    «Я — человек»
    • формировать представление о человеке как о существе разумном, являющимся при этом частью природы;
    • привлекать к исследовательской деятельности;
    • развивать монологическую и диалогическую речь;
    • стимулировать творческий взгляд на мир.
    Дети называют части тела человека, называя функции каждой. Сравнивают с животными и растениями, приходят к выводу о том, что различие — в осознанности действий человека, то есть только человек — существо разумное. Педагог предлагает выяснить, чем же люди отличаются в широком смысле (полом). Ребята делятся на две команды: девочек и мальчиков, считают количество детей в одной и в другой, определяют, что внутри групп они различаются цветом глаз, волос, ростом, весом. По картинкам с отдельными частями тела дети составляют модель своей внешности. После чего рассказывают о себе. Педагог предлагает сложить свои имена из букв разрезанной азбуки. Подведение итогов: человек — часть природы, все люди разные и отличаются рядом внешних и внутренних характеристик.
    «Xлеб»
    • воспитывать уважение к хлебу и людям, чьи профессии связаны с производством хлеба;
    • учить составлять рассказ, используя картинки.
    Педагог загадывает детям загадку:
    • Мягкий, пушистый и душистый Он чёрный и белый, А бывает подгорелый … (хлеб).

    Воспитатель спрашивает, какой бывает хлеб. Дети отвечают, что белый, чёрный, мягкий, чёрствый и пр. Взрослый рассказывает о технологии производства хлеба. Дети, подбирая иллюстрации в подходящем порядке, обобщают стадии этого процесса. Игра «Кто больше»: педагог бросает мяч детям, те называют любое хлебобулочное изделие. Физкультминутка:

    • В землю зёрнышко попало (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, и росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся.

    Дети составляют по одному предложению с названием любого хлебобулочного изделия. Итог: хлеб — всему голова.

    «Овощи»
    • систематизировать представление об овощах и их важности для организма человека;
    • выяснить, какие животные помогают вырастить хороший урожай.
    Педагог предлагает детям нащупать в «волшебном мешочке» предмет и сказать, что это. После чего воспитатель просит малышей назвать все муляжи одним словом: овощи. Дети отвечают на вопросы:
    • «Где растут овощные культуры?»;
    • «Как называются люди, занимающиеся выращиванием овощей?»;
    • «Зачем выращивать овощные культуры?»;
    • «В каком виде можно кушать овощи?».

    Педагог просит детей разложить овощи на два коврика: один чёрный, на него нужно положит те овощи, у которых мы едим корешки, а второй — зелёный, на нём нужно расположить те культуры, у которых мы кушаем вершки. Педагог просит назвать животных, которые полезны для овощей. Дети смотрят на картинки и комментируют иллюстрации:

    • крот и черви роют землю, и корешки дышат;
    • лягушки съедают слизней, портящих капусту.

    Итог беседы: овощи очень полезны, но чтобы их вырастить, нужно приложить много труда.

    Этические беседы
    «Что мы знаем о маме?»
    • формирование собирательного образа мамы;
    • воспитывать необходимость оказывать мамам помощь в ежедневных делах.
    Воспитатель зачитывает рифмовку:
    • Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она родная, мама дорогая.

    Затем педагог просит малышей рассказать о своей маме: что ребёнок испытывает к своей маме, какие слова ей говорит. Воспитатель обращается к детям за разъяснением понятия «золотые руки» и просит рассказать, как малыши помогают мамам по дому. Затем педагог организует игру с мячом «Как я помогаю маме»: бросает детям по очереди мяч, они ловят и говорят, как помогают. Итог: на маме держится семья, дети должны ей помогать.

    «Моя семья»
    • расширять представление о понятии семьи;
    • уточнить знания родственных отношений;
    • формировать навык давать оценку собственным поступкам и поступкам других людей.
    Педагог вводит ребят в тему с помощью стихотворения:
    • Семья — это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней ни был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе.

    После чего дети играют в лото «Семья»: каждый получает карточки с изображением мамы, папы, бабушки и др. Затем по очереди достают из коробочки маленькую карточку с иллюстрацией какого-либо занятия и кладут рядом с родственниками по порядку. Например, «Мы с дедушкой лепим пельмени». Если такого не было, маленькую карточку нужно вернуть в коробочку. Выигрывает тот, кто закрыл все карточки. Дети дают определение понятию семья, вспоминают пословицы и поговорки по теме. Педагог рассказывает сказку «Семья волшебников»: «В одной обычной семье волшебников как-то случилось невероятное: мальчик Вася перестал слушаться маму, которая попросила его почистить сапоги-скороходы. Тогда мама объявила, что не будет слушаться папу: вот придёт он с работы и попросит расстелить скатерть-самобранку, а мама и скажет, что отдала её в химчистку. Услышал это папа и объявил, что дедушку он тоже теперь перестаёт слушаться: скажет тот, чтоб папа ковёр-самолёт почистил от пыли, а папа ему и откажет. А дедушка тоже в долгу не остался: говорит, мол, всё, больше не буду слушаться бабушку: поливать её волшебную яблоньку или золотую рыбку кормить. Бабушка посмотрела на Васю и заявила, что и она больше не будет его слушаться и шапку-невидимку не свяжет. Подумал Вася, подумал, и решил, что маму слушаться надо, тогда и остальные будут друг другу помогать. Вот и получится у них волшебная семья». Педагог спрашивает ребят, волшебные ли семьи у них. Итог: семья — это любовь, забота и уважение.

    «Дружба»
    • систематизировать понятия «друг», «дружба»;
    • учиться понимать и оценивать поступки других людей;
    • развивать навыки коммуникации;
    • воспитывать отзывчивость.
    Педагог предлагает сыграть в «Клубок дружбы»: дети, сидя по кругу, разматывают клубок ниток, передавая который говорят товарищу приятные слова. Воспитатель спрашивает, легко ли было говорить хорошие слова, затем переходит к сути разговора и предлагает ребятам ответить на такие вопросы:
    • «Как вы понимаете, что такое дружба?»;
    • «По каким качествам вы выбираете друзей?»;
    • «Что делать, чтобы друзей было больше?»;
    • «А с кем вы бы ни за что не подружились?»;
    • «Могут ли мамы и папы быть вашими друзьями?».

    Дети вспоминают пословицы о дружбе, а затем подбирают картинки, подходящие по содержанию к рассказам «Три товарища» В. Осеевой, «Друг детства», «Друзья познаются в беде» В. Драгунского. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Живые картинки»: одна мини-группа получает картинку и жестами и мимикой описывает происходящее на ней. Вторая мини-группа пытается их пантомиму описать словами. Завершается беседа игрой «Гусеница»: дети с мячами становятся в колонну по одному, зажимая мячик между своим животом и спиной впереди стоящего товарища. Таким образом под песню «Если с другом вышел в путь» дети передвигаются по комнате. Воспитатель с детьми подводит итог: друзей нужно беречь.

    «Как вести себя с книгой»
    • систематизировать знания правил обращения с книгами;
    • воспитывать уважение к печатным изданиям.
    Педагог показывает разорванную книгу, которую испортил Незнайка. Взрослый просит детей дать оценку поступку Незнайки и объяснить мальчику, почему с книгами нужно аккуратно обращаться. Затем воспитатель предлагает почитать рассказ из порванной книги и останавливается на самом интересном месте: странички нет — её Незнайка вырвал. Дети формулируют для Незнайки правила обращения с книгами:
    • не рвать;
    • не мять;
    • не разрисовывать;
    • ухаживать.

    Незнайка осознаёт, что вёл себя неправильно, предлагает детям вклеить страничку, чтобы дочитать рассказ. Педагог дочитывает и вместе с детьми подводит итог: книги надо беречь.

    Это интересно. Содержание познавательных и этических бесед в подготовительной группе тесно переплетается, так как возраст детей позволяет рассматривать ту или иную проблему с разных сторон, затрагивая и одну, и другую области.

    Тематика познавательных и этических бесед в подготовительной группе тесно переплетается

    Картотеки бесед разных видов в подготовительной группе

    Как и в старшей группе, составление картотеки бесед с детьми 6–7 лет основывается на принципе группировки по темам или образовательному направлению. Картотеки по теме удобны тем, что педагогу легче подобрать подходящую для конкретного занятия беседу. Например, ознакомиться с образцом тематической картотеки на тему «Семья» можно в работе воспитателя Зарубиной О.С.

    Организация картотеки по образовательному направлению в силу увеличения количества изучаемых тем является более удобным вариантом. Так, с примером блока бесед по воспитанию здорового образа жизни можно ознакомиться в работе воспитателя Тозиковой М.И.

    Очень важно в работе с детьми 6–7 лет повторять и обогащать культурно-гигиенические навыки. Поэтому без бесед по этому направлению не обойтись. Вариант составления картотеки можно увидеть в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

    Календарно-тематический план ситуативных бесед в подготовительной группе на разные темы представлен в работе Лисенковой Л. здесь

    Беседы прецедентного характера могут проводиться также приглашёнными специалистами. Например, разговор с представителем правоохранительных органов о правилах дорожного движения или с врачом о важности прививок.

    В подготовительной группе не менее актуальными остаются утренние беседы, дающие представление о тематике дня, а также позволяющие подбирать проблему для ситуативного обсуждения, то есть вопроса, возникшего по ходу пребывания ребят в группе. Получить представление о таком блоке бесед можно в публикации воспитателя Нищетовой Д.С.

    Это интересно. В силу особенностей формата индивидуальных бесед, а именно организации по мере необходимости, их тематика берётся из блоков по конкретным образовательным областям: например, из картотеки по КГН, если ребёнок забывает мыть руки или неаккуратно кушает.

    Составление картотек бесед облегчает выбор подходящего разговора под тематику отрезка образовательного процесса

    Картотека бесед с детьми подготовительной группы по ФГОС

    Эти беседы в подготовительной группе (картотека с целями по ФГОС является основой) помогут в проведении интересных и продуктивных занятий с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт помогает соблюдать единые требования к подготовке детей. Тем же для бесед, которые будут интересны детям, очень много:

    • космос;
    • ПДД;
    • профессия пожарный и его работа;
    • сад и огород;
    • моя родная улица;
    • час, минута и секунда;
    • экология и другие.

    Беседа в ДОУ

    Беседы в марте в подготовительной группе

    Название беседы — «Весёлый месяц март».

    Цель — Систематизировать знания о весне и Международном женском дне.

    Ход:

    1. «Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какие три весенних месяца вы знаете! Правильно! Март, апрель и май.»
    2. «А кто может рассказать, что происходит с природой в марте?»
    3. «Если декабрь, это начало лютой зимы, то март, это начало чудесной весны.»
    4. «Приходит гостья-весна, начинает таять снег, прилетают грачи, солнышко светит теплее и ярче, а зима отступает. Природа потихоньку просыпается от зимней спячки.»
    5. «А главным праздником весны у нас является 8 марта или Международный Женский день. Первым человеком, которого мы поздравляем с этим праздником, всегда будет мама.»

    Пожарная тематика

    Беседа о весне в подготовительной группе

    Цель — систематизировать и уточнить имеющиеся у детей знания о весне. Научить видеть зависимость живой природы от неживой. Научить обобщать признаки.

    Задачи — уточнить и систематизировать знания о признаках весны, перечислить весенние месяцы.

    К сведению! Важно научить детей рассказывать о содержании стихотворения, после прослушивания. Передавать эмоции, полученные от прослушивания стиха.

    Стоит научить получать эстетическое удовольствие от весенней природы.

    Интересно! Предварительная работа — прогулка по территории детского сада в весенний период. Чтение стихотворения о весне. Рисование на тему «Весна пришла». Прослушивание песни о весне. Просмотр иллюстраций и картин о весне. Индивидуальный ребус о весне.

    Демонстрационный материал:

    • Репродукция картины С.А. Виноградова «Весна».
    • Детская песня (запись) «Весенняя капель».
    • Презентация с картинками к стихотворению.

    Раздаточный материал — иллюстрации о весне.

    Оборудование:

    • мольберт;
    • MP3-проигрыватель;
    • ноутбук и проектор.

    Методические приёмы:

    • беседа-диалог;
    • игра;
    • прослушивание песни;
    • рассматривание иллюстраций.

    Весенняя тематика

    Ход беседы:

    1. «Ребята, послушайте детский стих Аграчёвой «Весна».
    2. «Какое это стихотворение — грустное или весёлое? Почему?»
    3. «Как меняется бор весной? В нём тает снег, он светлеет, образуются проталины.»
    4. «Про каких зверей рассказывается в стихотворении? О медведе, зайцах, граче, еже, белке, певчих птицах.»
    5. «Как они себя чувствуют с приходом весны? Просыпается медведь, радуются и активно двигаются зайки, грач, ёжик, белочка. Птицы начинают петь.
    6. «Что вы чувствуете с приходом весны?»
    7. «Назовите птиц и зверей, зимующих в России: лось, заяц, волк, лиса, медведь, ворон, ворона, воробей, песец, белочка, соболь, ёжик, синица, галка, голубь, глухарь, кабан, мышь-полёвка, сова, филин, свиристель, куропатка.»
    8. «Перечислите весенние месяцы (март, апрель, май). Март, это первый месяц весны. Он наступает, когда заканчивается февраль. Прилетают грачи, воробьи, шумят, синицы тинькают. Просыпается медведь. Но тепло ещё может временить в марте.»
    9. «Кто помнит, какой праздник отмечается в марте? Правильно — 8 марта. Это Международный Женский день.»
    10. «Апрель — это второй или средний месяц весны. Бегут ручьи, потому что солнышко светит ярче и тает снег. Появляются проталины. Набухают почки у просыпающихся деревьев. Расцветает мать-и-мачеха. Зайки меняют свой зимний пух на летний.»
    11. «В мае (последнем месяце весны) уже становится теплее. Снег сошёл, идут первые дожди и даже грозы с громом и молнией. Расцветают яблони, сирень, вишня и другие деревья.»
    12. «А в мае какой государственный праздник отмечают в нашей стране — День Победы. Победа над фашистской Германией.»
    13. Физкультминутка под песню «Весенняя капель».
    14. Просмотр репродукции картины С.А. Виноградова «Весна». «Какие признаки весны можно увидеть на этой картине? Больше солнца, тает снег и появляются проталины, распускаются листья на деревьях.»

    Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

    Беседа с детьми средней группы «Масленица»

    Название беседы — «Масленица удалая».

    Цель — приобщение детей к русским народным праздникам.

    Ход:

    1. «Дети, слышали ли вы о таком празднике? А когда он отмечается, знаете? Каждый год Масленица отмечается в разное время и дата её празднования зависит от Пасхи. Этот праздник символизирует окончание зимы и приход долгожданной весны.»
    2. «Давайте вместе перечислим всё, что связано с Масленицей: народные гуляния, сжигание чучела, блины, веселье, забава. Масленичные гуляния продолжаются целую неделю. Люди пекут блины и угощают ими друзей и родных.»
    3. «Блины у наших предков символизировали солнце и тепло. В конце масленичной недели сжигают чучело Масленицы, которое раньше делали из соломы. Чучело символизирует зиму, которая уже закончилась. Люди, сжигая, чучело Масленицы прощаются с зимой, прогоняют её, чтобы ушла поскорее и наступило долгожданное тепло. Вы принимали участие в таком празднике?»
    4. Слушают стихотворение о Масленице.
    5. «Грусть или радость передаёт это стихотворение? О каких атрибутах Масленицы говорится в нём — о блинах, чучеле, солнце и радости.»

    Обратите внимание! При сжигании чучела, нужно соблюдать безопасность.

    Беседа о школе в подготовительной группе

    Название беседы — «Здравствуй, школа!».

    Цель — сформировать представление о школе.

    Школьная тематика

    Ход:

    1. «Ребята, прежде, чем мы начнём с вами беседовать, давайте послушаем песенку „Чему учат в школе“.»
    2. «Какие эмоции вызывает у вас эта песня? Давайте перечислим, чему учат в школе: буквы, то есть алфавит, цифры, умножать, вычитать, читать, писать, не обижать маленьких, быть воспитанными, дорожить друзьями.»
    3. «Со скольки обычно берут в школу — с 7 лет. Иногда могут принять в школу чуть раньше или чуть позже. Вы уже хотите пойти в школу? Почему?»
    4. «В школе есть уроки и переменки. На уроках дети учатся, а на переменках отдыхают, играют, ходят в столовую. Школа приучает к ответственности и дисциплине. Нужно будет учиться не опаздывать, выполнять задания в срок и делать дома домашнее задание. Помогать вам в этом будет ваша первая учительница.»
    5. «А кто знает, когда начинается учебный год — в сентябре. Какого числа? Правильно — первого сентября. Это День Знаний.»
    6. «Давайте поиграем в игру. Каждый из вас будет посерели называть одно слово, которое ассоциируется у него со школой. Выбывает тот, кто не сможет вспомнить слово. Последний оставшийся человек станет победителем. Слова: школа, парта, доска, мел, форма, линейка, ластик, учитель, физкультура, переменка, столовая, одноклассник, рисование, звонок, друзья, каникулы, знания, домашка, задача, пример, буква, цифра, класс, математика, чтение, задание, праздник, собрание, пятерка, двойка, дневник, тетрадь, учебник, компьютер, интернет, кисточка, ручка, карандаш, циркуль, фломастер.»
    7. Задание — нарисовать себя в первый день в школе.

    Беседа о здоровье в подготовительной группе

    Название беседы — «Если хочешь быть здоров».

    Цель — систематизировать знания о здоровом образе жизни.

    Ход:

    1. «Ребята, думаю, что все вы знаете, что самое важное — это здоровье. Вспомните, что чаще всего желают человеку в День его рождения — конечно, здоровья! И это не просто так.»
    2. «Вспомните то время, когда вы болели. В этом состоянии нет ничего хорошего.»
    3. «Гораздо приятнее чувствовать себя здоровым и поэтому бодрым, весёлым и энергичным. Ведь не даром говорят: „Здоровье не купишь“, „В здоровом теле — здоровый дух“.»
    4. «Давайте с вами вместе перечислим, что помогает человеку быть здоровым.»
    5. «Правильное питание. Что вы понимаете под этими словами — есть больше фруктов и овощей, кушать кашу на завтрак, мясо сочетать с овощами, питаться разнообразно, есть меньше сладкого.»
    6. «Пить чистую питьевую воду. Пить натощак с утра и за 20-30 минут до каждого приёма пищи.»
    7. Занятия спортом. Зарядка по утрам.
    8. «Свежий воздух. Что нужно для этого — ежедневно проветривать квартиру, обязательно ежедневно гулять.»
    9. «Слышали такую поговорку „Чистота — залог здоровья“. Что это такое? Это значит не только содержать в чистоте своё тело и одежду, но и дом. Регулярно делать влажную уборку и избавляться от ненужного хлама.»
    10. «Задание — нарисуйте свой самый любимый способ быть здоровым.»

    Как обучить ребенка счету — действенные и проверенные способы

    Важно помнить! Обязательно необходима беседа по ОБЖ в старшей группе.

    Беседа о семье в подготовительной группе

    Название беседы — «Семь Я».

    Цель — формирование представления о важности семьи.

    Ход:

    1. «Как вы можете объяснить значение слова „семья“? Это люди, являющиеся друг другу, как правило, родственниками и готовые помочь друг другу.»
    2. «А сколько человек может быть в семье? Много? А два? Даже два человека это уже семья! Это могут быть муж и жена, не имеющие пока детей или родитель и ребёнок.»
    3. «У вас большая семья? А вы все живёте вместе? Давайте каждый поочередно расскажет немного о своей семье и почему он её любит.»
    4. «А теперь подумайте, для чего человеку нужна семья.»
    5. Задание — нарисовать свою семью.

    Семейная тематика

    Беседа о ЗОЖ в подготовительной группе

    Название беседы — «Что такое ЗОЖ?».

    Цель — знакомство с навыками здорового образа жизни и пропаганда ЗОЖ среди воспитанников ДОУ.

    Ход:

    1. «Дети, кто знает, что означают эти буквы З, О и Ж? Это аббревиатура, т.е. сокращение, и означает оно здоровый образ жизни. Это значит, что надо жить так, чтобы сохранять и поддерживать своё здоровье.»
    2. «Давайте сейчас с вами вместе перечислим несколько правил для здорового образа жизни.»
    3. «Не иметь вредных привычек (не курить, не пить спиртные напитки, не употреблять наркотики).»
    4. «Заниматься спортом и много гулять на свежем воздухе.»
    5. «Сбалансированно питаться. Это значит кушать всего понемногу. Стараться не есть фаст-фуд, не пить сладкие газированные напитки, меньше есть сладкого.»
    6. «Соблюдать режим дня. Что это такое? Это значит каждый день делать всё примерно в одно и то же время.»
    7. «Обязательно высыпаться, проветривать свою комнату. Вводить в привычку ранний подъём.»
    8. «Можете ли вы сказать про себя, что вы ведёте здоровый образ жизни?»

    Интересно! Полезно вводить утренний ритуал, например, включать бодрую музыку.

    Как составить перспективный план бесед в подготовительной группе

    С ребятами 6–7 лет беседы разных видов проводятся каждый день. Поэтому для включения в работу разных видов разговоров педагог составляет перспективный план, в котором указывает вопросы для каждой беседы в рамках направления развития личности малыша.

    Таблица: фрагмент перспективного планирования бесед в подготовительной группе (на сентябрь, декабрь)

    Автор — Пушкарёва И.А., воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга», г. Югорск, Ханты-Мансийский АО.

    Направление1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя
    Сентябрь
    Ребёнок входит в мир социальных отношенийТема: «Как я провёл лето»
    • Куда ты ездил летом?
    • Что ты видел интересного во время поездки?
    • Чем занимался на отдыхе?
    Тема: «Откуда хлеб на столе?»
    • Почему говорят: «Хлеб — всему голова»?
    • Откуда появляется хлеб на столе?
    • Можно ли выбрасывать хлеб? Почему?
    Тема: «Кто делает игрушки?»
    • Ты любишь играть в игрушки?
    • Как ты относишься к игрушкам?
    • Что ты делаешь со сломанными игрушками?
    Тема: «Я живу в России»
    • В какой стране ты живёшь?
    • Что ты знаешь о своём городе?
    • За что ты любишь свой город?
    Ребёнок в мире природыТема: «Такие разные насекомые»
    • Какие виды насекомых ты знаешь?
    • Чем насекомые отличаются от животных?
    • Чем насекомые питаются?
    • Зачем нужны насекомые?
    Тема: «Птицы»
    • Можно ли отличить птицу от насекомого?
    • Куда улетают птицы осенью? Почему?
    • Как их называют?
    • Какую пользу приносят птицы?
    Тема: «Красота осенней природы»
    • Знаешь ли ты с какого дня (по календарю) начинается осень?
    • Какой бывает осень?
    • Как деревья готовятся к зиме?
    • Листья каких деревьев осенью краснеют?
    Тема: «Грибы»
    • Ты ходил когда-нибудь за грибами?
    • Какие грибы вы нашли в лесу?
    • Как нужно собирать грибы?
    • Что вы делали с грибами дома?
    Ребёнок входит в предметный мирТема: «Скоро в школу»
    • Что такое школа?
    • Кто работает в школе?
    • Зачем дети ходят в школу?
    • Как себя должны вести в школе ученики?
    Тема: «Я посещаю библиотеку»
    • Для чего нам нужны книги?
    • Где хранятся книги?
    • Кто работает в библиотеке?
    • Что делает библиотекарь?
    Тема. «Человек трудился всегда»
    • Зачем трудился древний человек?
    • Чем добывал пищу человек?
    • Каждую ли работу можно назвать профессией?
    Тема: «Сельские профессии»
    • Как называются люди, которые выращивают хлеб?
    • Кто работает в животноводстве?
    • Что делают доярка, скотник, пастух?
    • Какими они должны быть?
    Валеологическое просвещение ребёнкаТема: «Я — человек»
    • Назови отличия человека от животных.
    • Зачем человеку имя?
    Тема: «Что такое здоровье?»
    • Как я устроен?
    • Что такое болезнь?
    • Назови помощников здоровья.
    Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
    • Назови первого друга здоровья.
    • Значимость личной гигиены для здоровья.
    Тема: «Зачем нужны врачи»
    • Для чего людям нужны врачи?
    • К какому врачу ты обратишься, когда у тебя заболит ухо?
    Ребёнок в мире других людейТема: «Что такое детский сад?»
    • Как вы думаете, для чего нужны детские сады?
    • Кто заботится о вас в детском саду?
    Тема: «Как надо здороваться?»
    • Что мы говорим, когда встречаем знакомых нам людей?
    • Можно ли сказать незнакомому человеку «привет»?
    Тема: «Кто и зачем придумал правила поведения?»
    • Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?
    • Что было бы, если бы правил поведения не существовало.
    Тема: «Труд взрослых осенью»
    • В какое время года люди собирают урожай?
    • Отчего зависит хороший урожай?
    Декабрь
    Ребёнок входит в мир социальных отношенийТема: «Как вызвать врача на дом»
    • Что делать, если заболел живот?
    • Как вызвать врача на дом?
    • Что ты знаешь о профессии врача?
    Тема: «Зачем и как нужно закаляться»
    • Что ты делаешь для того, чтобы не болеть?
    • Как ты закаляешься?
    • Полезно ли закаливание для организма?
    Тема: «Я горжусь трудом своих родителей»
    • Кем работают твои родители?
    • Что тебе рассказывают родители о своей профессии?
    • Кем ты станешь, когда вырастешь?
    Тема: «Наши добрые дела в природе»
    • Может ли человек жить без природы?
    • Какой вред человек наносит природе?
    • Как и чем мы можем помочь природе?
    Ребёнок в мире природыТема: «Солнце и планеты»
    • Как называется наша планета?
    • Какие планеты ты знаешь?
    • На какой планете будет больше света и тепла — на самой близкой к солнцу или на самой дальней от него?
    Тема: «Животный мир Севера»
    • Какая погода на Севере?
    • Как приспособились животные к жизни на севере?
    • Есть ли враги у этих животных? Как они защищаются?
    Тема: «Зимние явления природы (снег, иней, лёд)»
    • Назови первые признаки зимы.
    • Что такое снег?
    • Почему зимой идёт снег, а не дождь?
    • Что происходит зимой с водоёмами?
    Тема: «Птицы зимой»
    • Почему некоторые птицы улетели?
    • Какие птицы остались у нас на зиму?
    • Почему птиц в городе стало больше?
    Ребёнок входит в предметный мирТема: «Откуда хлеб пришёл»
    • Из чего делают хлеб?
    • Какая бывает мука?
    • Кто убирает зерно?
    • Что с зерном происходит дальше?
    Тема: «Кто хлеб печёт?»
    • Что можно печь из муки?
    • Кто печёт хлеб?
    • Что нужно пекарю, чтобы замесить тесто?
    • Как называются изделия из теста?
    Тема: «Бытовая техника»
    • Какие предметы помогают человеку в быту?
    • Могут ли бытовые приборы быть опасными?
    • Можно ли без взрослых пользоваться бытовыми приборами?
    Тема: «Новогодние праздники»
    • Как мы празднуем Новый год?
    • Кто приходит в гости?
    • Как мы украшаем свой дом?
    • Вы любите получать подарки?
    Валеологическое просвещение ребёнкаТема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
    • Какая польза от свежего воздуха?
    • Значение воды для здоровья.
    Тема: «Как нужно ухаживать за кожей?»
    • Как часто нужно мыть руки, ноги, тело?
    • Зачем стричь ногти?
    • Для чего нужно расчёсывать волосы?
    Тема: «В здоровом теле — здоровый дух»
    • Что такое здоровый образ жизни?
    • Для чего нужно делать гимнастику?
    Тема: «О правилах поведения в общественном транспорте»
    • Какие опасности могут нас поджидать в общественном транспорте?
    • Можно ли во время движения высовываться из окна?
    Ребёнок в мире других людейТема: «Семьи большие и маленькие»
    • Назови членов своей семьи.
    • Кого ещё можно отнести к членам семьи?
    Тема: «Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми»
    • Почему незнакомый человек может быть опасен для ребёнка?
    • Как может выглядеть опасный человек?
    • Всегда ли приятная внешность означает добрые намерения?
    Тема: «Как надо вести себя в гостях?»
    • Если тебя пригласят в гости, что ты будешь делать?
    • Как нужно вести себя в гостях?
    Тема: «Новый год — семейный праздник»
    • Какой праздник скоро мы будем встречать?
    • Как дома вы готовитесь к празднику?
    • Что для тебя самое радостное на празднике?

    Как составить конспект проведения беседы в подготовительной группе

    Структура беседы является универсальной вне зависимости от вида, направления или возраста детей. При этом хронометраж разговора в подготовительной группе увеличивается до 25 минут. Это время распределяется между тремя этапами проработки вопроса:

    • введением в проблему — до 2 минут (сокращение времени на этом этапе в сравнении с предыдущим годом объясняется тем, что дети 6–7 лет способны быстрее концентрироваться);
    • основным этапом беседы — до 20 минут, то есть разработкой темы в беседе при помощи объяснения, чтения стихотворений, загадок, использования наглядности, а также проведения физкультминутки;
    • итоговым — до 3 минут (в подготовительной группе воспитатель лишь направляет ход мыслей детей, но не проговаривает выводы за ребят, как это практиковалось в средней группе и частично в старшей).

    Беседа в подготовительной группе, как и младших, средней и старшей, может проводиться от лица персонажа-игрушки

    Таблица: Кондрашова О.Н., конспект беседы в подготовительной группе на тему «Для чего нужно учиться»

    ЭтапСодержание
    ВводныйПоявление сказочного героя Незнайки. (Грустно здоровается с ребятами) Воспитатель спрашивает о том, почему он такой грустный. -Вот и 1 сентября. Надо идти в школу. А я не хочу туда ходить! Не хочу учиться! -Незнайка, учиться нужно обязательно. -Ребята, расскажите нашему гостю, зачем нужно учиться? (Ответы детей) Воспитатель обращается к Незнайке с вопросом, кем он будет работать, когда станет взрослым. — Я буду врачом. Мы с ребятами часто играем в больницу. Я всё уже знаю. Всех вылечу! Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы пойдёте лечиться к такому доктору?» (Ответы детей) -Незнайка, учиться надо, чтобы стать врачом. Сначала в школе, потом в других учебных учреждении (Например, университете). -Понятно… А думал, что всё знаю. — Скоро и ребята станут учениками. А знания, полученные в школе, пригодиться в вашей жизни. Сейчас вы увидите одну историю про поросят, которые тоже не хотели учиться в школе.
    ОсновнойЖили-были поросята, Очень дружные ребята, Никогда не занимались, Целый день они игрались. Им учиться было лень, Только бегали весь день. Но однажды в магазин мама их послала, Говорит: «Нет молока, да и хлеба мало, Ну а на остальные деньги, детки, Купите себе конфетки». А в магазине продавец- Серого Волка сестрица, Рыжая и хитрая Лисица. Деньги у них она взяла, Товар им продала, А сдачу не дала. И сказали грустно детки: «Молоко да хлеб. А где ж конфетки?» Лисица слегка улыбнулась, Тихонечко она облизнулась. — Наверное, денег мало взяли, А может быть, потеряли. Плачут бедные поросята, Вот как бывает, ребята.
    -Почему так огорчились поросята? -Ребята, а почему с ними приключилась такая беда? Придумайте продолжение этой истории (варианты детей).
    Вывод: Чтобы в такие ситуации не попадать, Научитесь, ребята, читать и считать. В школу нужно ходить обязательно И слушать учителя очень внимательно.
    ИтоговыйНезнайка говорит: «Я обязательно буду ходить в школу. И буду самым внимательным». -Ребята, продолжите предложение: «Учиться нужно для того, чтобы…»

    Утренняя беседа с детьми в старшей группе

    Утренние занятия — часть режима дня в детском саду. Кроме того, беседы утром с ребятами в средней группе являются частью режима дня каждого воспитанника.

    Утренняя беседа в ДОУ

    Перед началом работы ума и труда, а также отдыха важно разговаривать с детьми на заранее выбранную тематику. Такой режим считается грамотно выстроенным, поэтому и имеет серьезное педагогическое значение.

    Инсценировки Теремка и других сказок во вторых младших группах

    Каждодневные занятия утром:

    • Приучают детей к определенному режиму.
    • Помогают обеспечить организму смену деятельности, то есть предохраняют ЦНС от перенапряжения.
    • Помогают сформировать прочные динамические стереотипы жизнедеятельности.

    Одним словом, беседа с утра — важный момент в жизни каждого воспитанника. В будущем, подрастая, он будет, как привык, разряжаться, расслабляясь в утренний час за разговором в семье, с родными людьми.

    Специалисты рекомендуют совмещать беседы с активными играми. Необходимо любыми способами привлечь внимание детей. Любое описание тематической беседы в детсаде говорит о том, что деткам такие занятия 100% интересны, если они будут сопровождаться забавными играми. Это поддерживает позитив, вызывает желание участвовать во всем происходящем. К примеру, можно создать видимость разговора по телефону. Также педагог может заинтересовать, предложив ребятам игру «Ко знает больше вежливых слов».

    Внимание! Комплексное использование разных видов деятельности является отличным средством повышения воспитательной, образовательной работы с воспитанниками ДОУ.

    Педагог должен помнить, что хорошее утро — это хороший день. Смена начинается с приветливой встречи детей. Как только они заходят в садик, их тут же надо отличный, беседуя на увлекательную или познавательную тему. Это отличный способ. Ребенок просто приходят в садик и ненавязчиво включаться в самую различную деятельность. Но только опытный педагог сможет точно определить состояние, мысли и волнения каждого воспитанника, что и даст возможность, собственно, создать у малыша бодрый настрой и желание пообщаться поиграть с одногруппниками.

    Например, ребенок с утра может прийти грустный, он раздражен и молчит. Заметив, что воспитанник волнуется, педагог при разговоре должен аккуратно и спокойно обращаться к нему, стараться «разговорить» и успокоить.

    На заметку! Вежливость воспитателя даст понять, что ребенок в безопасности и может доверять взрослому. А возможно, ребенка волнует произошедшее в семье, мать, отец, что-то планируют отпуск, праздник. Педагог должен внимательно выслушать данное сообщение, подключив к разговору воспитанников. Это отличная тема для нового разговора.

    Так или иначе, теплые слова взрослого, мягкие вопросы, улыбчивость, юмор, умение выслушать и понять, дать определенный совет, обсудить, одобрить, похвалить и успокоить — всё это дает возможность наладить деятельность ребенка, а также создать атмосферу взаимного понимания, доверия и доброты, дружбы. Именно таким и должно быть общение в детсаде.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: