Лексические средства: тропы
Краткая информация о каждом тропе
- эпитет – образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение (лимонный свет);
 - метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку (цвет, объем, форма и т.д) (бездна горя);
 - олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе свойств человека на неодушевленные предметы (пела гитара);
 - сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак (слова жгут, как пламя);
 - метонимия – перенос свойств одного предмета на другой на основе смежности двух понятий (читал Пушкина);
 - синекдоха – приемы, основанные на переносе значения по количественному признаку или на переносе названия целого названием его части и наоборот (И слышно было до рассвета, как ликовал француз);
 - гипербола – художественные преувеличения свойств предметов (напугался до смерти);
 - гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического (по проспекту гуляет нос);
 - литота – приуменьшение свойств предмета (мальчик с пальчик);
 - перифраз – оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания (царь зверей);
 - аллегория – иносказания (шел, как медведь);
 - ирония – тонкая насмешка, употребление слова в противоположном смысле («Отколе, умная, бредешь ты, голова? »);
 - аллюзия – намек на определенный факт или обстоятельство, которое часто понятно не многим («Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен» В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова);
 - реминисценция – воспроизведение в тексте знакомой конструкции или фразы из другого произведения («Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» В стихотворении И. А. Бродский отсылает читателя к стихотворению А. С. Пушкина).
 
Синтаксические средства
Лексика
Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.
Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.
(п) «Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелит шаль»
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.
(п) «Анчар, как грозный часовой ,
Стоит один во всей Вселенной»
Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.
(п) «Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы»
Гипербола – преувеличение.
(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»
Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.
(п) «Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…»
Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.
(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)
Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.
Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.
(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.
Литота – преуменьшение.
(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»
Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.
(п) « За все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…
За все, чем я обманут был»
Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.
(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.
Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.
(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»
Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.
(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».
— uchim.org
Фонетические средства: звукопись
Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
| Фигура речи | Значение | Пример | 
| Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа | 
  | 
| Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности | 
  | 
| Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка |  Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)  | 
| Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний |  Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид»)  | 
| Литота | Сильное преуменьшение | 
  | 
| Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле | 
  | 
| Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними | 
  | 
| Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов | 
  | 
| Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» | 
| Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? | 
| Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот | 
  | 
| Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза | 
| Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол | 
  | 
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
| Фигура речи | Значение | Пример | 
| Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) | 
| Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма | 
| Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил | 
| Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже | 
  | 
| Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) | 
| Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением | 
  | 
| Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) | 
| Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности | 
  | 
| Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) | 
| Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать |  Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)  | 
| Эллипсис | Исключение одного из членов предложения |  Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)  | 
| Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |  Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин)  | 
Средства выразительности графики
Художники используют уже свои приёмы:
- фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
 - фон (цвет и тон поверхности);
 - линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
 - штрих (недлинные линии);
 - ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
 - пятно (квадрат, круг и др.);
 - светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).
 
Узнайте больше про:
- Аллегорию;
 - Лексический повтор;
 - Метонимию;
 - Метафору;
 - Сарказм;
 - Иронию;
 - Гиперболу;
 - Синтаксический параллелизм;
 - Антитезу;
 - Перифраз;
 - Эпитет;
 - Анафору;
 - Оксюморон.