Скачать материал
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс
Урок 38 ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА. ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ
28.03.2013 21558 2544
Урок 38 лирический герой поэзии лермонтова. темы лермонтовской лирики
Цели:
охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
– Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?
1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».
Тезис | Комментарии |
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью | Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар») |
Он одинок | От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу |
Свобода для него – абсолютная ценность | Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри») |
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе | «И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности. В стихах – темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.) |
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие | Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу |
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти | Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими |
2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».
1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.
В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема – заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».
– Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?
Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».
– Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?
Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова.
Это тема вечная – назначение поэзии, призвание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.
стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» И Лермонтов ответил на него стихотворением «Пророк».
Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести…»
Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).
Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени – слово «Поэт», причем с прописной буквы!
Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?
Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?
Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и – элегию реквиема в его стихах.
Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу – постыдно для избранника высших сил:
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил…
Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть – посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».
– Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури…» Казалось бы, как просто и однозначно!
Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)
Чтение стихотворения.
И вновь – Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» – «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
2) Тема природы.
6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».
Чтение стихотворений.
Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики – теме природы.
– Почему эти стихотворения так завораживают?
– Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием?
– Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным – трепетно лиричным, музыкальным?
3) Тема любви в поэзии Лермонтова.
Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.
Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно…», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).
Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал навеки так заснуть…
…
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
О любви мне сладкий голос пел…
Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» и др. по выбору учащихся.
II. Итог урока.
Домашнее задание:
по сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей является тема родины; выбрать цитаты для работы по этой теме.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
поурочные планы, 9 класс, литература