Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

  • 2 Мотивация дошкольников на занятиях
  • 3 Структура занятия

    3.1 Картотека тем

  • 4 Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»
  • Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

    Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

    • тренировать внимание и память;
    • развивать мышление и речь;
    • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

    Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

    • нравственное воспитание;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • социально-коммуникативное развитие;
    • развитие самостоятельности, самообслуживания.

    Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

    Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

    Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

    Использование вопросно-ответной формы коммуникации — оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

    Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

    1. О ком говорится в сказке?
    2. Куда собираются мать с отцом?
    3. О чём мать просит дочку?
    4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
    5. Что случилось с братцем?
    6. Кто такие гуси-лебеди?
    7. Какое решение принимает девочка?
    8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
    9. Куда прибежала девочка?
    10. Кого она увидела в избушке?
    11. Как девочке удалось спасти братца?
    12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
    13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
    14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

    Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

    Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

    Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

    • воспитательные;
    • образовательные;
    • развивающие.

    Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

    У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

    Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу

    Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

    Мотивация дошкольников на занятиях

    В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

    1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
    2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
    3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
    4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

    В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

    Вопросы для беседы:

    1. О чём рассказывается в этой сказке?
    2. Как лиса попала в кувшин?
    3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
    4. Какие слова она говорила?
    5. А как лиса стала потом разговаривать?
    6. Какие слова она говорила?
    7. Чем заканчивается сказка?
    8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

    Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

    Игры на развитие интонации:

    • Угадай интонацию;
    • Скажи ласково;
    • Скажи сердито.

    При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

    Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

    • Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (мама).
    • Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (сестрёнка).
    • С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица. (Белка).
    • Полетала над цветами, Полетала над полями. Весело жужжала. Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).

    Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

    Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

    Восприятие литературы в средней группе

    Под восприятием художественного произведения понимается процесс, который предполагает активную деятельность, воплощенную во внутреннем содействии, сопереживание персонажам, перенесение событий на себя. В итоге ребенку кажется, что он лично участвует в происходящих событиях.

    Развитие восприятия произведений проходит несколько стадий:

    • непосредственное восприятие;
    • сопереживание образам произведения;
    • влияние литературы наличность.

    Книга вызывает интерес у ребенка уже в раннем возрасте. Ему нравится листать страницы, слушать, как читают взрослые, разглядывать картинки. Если проводится необходимая работа, то уже на третьем году жизни ребенок может быть заинтересован в судьбе героев.

    Важно! Главная особенность восприятия ребенком литературного произведения — сопереживание героям.

    Занятия театрализованной деятельностью в старших группах ДОУ

    Восприятие является активным процессом. Ребенок начинает ставить себя на место героев, предпринимает какие-то мысленные действия и борется с врагами. Также отмечена другая особенность детского восприятия: ребенок не любит, когда произведение плохо заканчивается.

    В среднем дошкольном возрасте в понимании текста происходят переломные моменты. Это связано с тем, что расширяется жизненный и литературный опыт. Ребенок способен установить простейшие связи в сюжете. Он может правильно оценить поступки героев. Дети реагируют на слово и проявляют к нему интерес. Они стремятся его осмыслить и обыграть. В этом возрасте воспринимается не только содержание произведения, но и особенности языка. Когда текст прочитан, ребенок способен ответить на вопросы по тексту. Он может думать, размышлять и анализировать.

    Основная особенность восприятия ребенком произведения — сопереживание героям

    Структура занятия

    Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

    1. Вводная часть (создание мотивации).
    2. Создание проблемной ситуации.
    3. Основная часть.
    4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
    5. Физкультминутка (одна или несколько).
    6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

    В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

    Любимую сказку можно не только прочитать, но и сыграть

    К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

    Формы проведения физкультминуток:

    • общеразвивающие упражнения;
    • подвижная игра;
    • дидактическая игра с движениями;
    • танцы;
    • движения под чтение стихотворения.

    На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

    Пример физкультминутки под чтение стиха

    Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

    Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

    1. Вводная часть. 1–2 минуты.
    2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
    3. Основная часть. 23–25 минут.
    4. Заключительная часть. 2–3 минуты

    Картотека тем

    Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

    • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
    • Н. Носов «Огурцы»;
    • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

    Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

    • Н. Носов «Мишкина каша»,
    • Д. Габе «Моя семья»,
    • Я. Сегель «Как я был мамой».

    Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

    • А. Барто «Гроза»;
    • О. Смирнов «Степной пожар»;
    • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

    Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

    Из области нравственного воспитания:

    1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
    2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
    3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
    4. Б. Шергин «Рифмы»;
    5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
    6. Русская народная сказка«Финист — ясный сокол»;
    7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
    8. С. Михалков «А что у вас?»;
    9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
    10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
    11. К. Чуковский «Мойдодыр».

    Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

    Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

    Этап НОДСодержание этапа
    Цель и задачиФормировать представление о честности.
    • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление;
    • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам;
    • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
    Оборудование
    • текст сказки;
    • портрет Л.Н. Толстого;
    • иллюстрации к сказке;
    • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
    Вступительная частьПриветствие и настрой на работу. – Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. – Как ваше настроение? Игра «Найди косточку» – Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой. Знакомство с портретом писателя. – Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам. – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
    Основная частьВоспитатель читает рассказ. Вопросы для беседы: — Что купила мама? — Как повёл себя Ваня? — Кто заметил, что сливы не стало? — Почему Ваня решил съесть сливу? — Почему он не признался? — Почему беспокоился папа? — Как Ваня должен был поступить? Физкультминутка Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
    • Раз, два, три, четыре, пять!
    • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
    • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
    • Раз, два, три.
    • Наклонился левый бок.
    • Раз, два, три.
    • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
    • И дотянемся до тучки.
    • Сядем на дорожку (присели на пол),
    • Разомнём мы ножки.
    • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
    • Раз, два, три!
    • Согнём левую ножку,
    • Раз, два, три.
    • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
    • И немного подержали.
    • Головою покачали (движения головой).
    • И все дружно вместе встали (встали).

    — Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка». — Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают? Словарная работа. — В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать? — Что означает слово «сочла»? Горница — это что?

    Заключительная часть— Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали? — Почему он так называется? — Как бы поступили вы на месте Вани? — Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

    Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

    Методика проработки и проведения занятий ЧХЛ

    Существуют разнообразные программы и конспекты по проведению чтения в детском саду. Среди основных методов по проведению занятий по ЧХЛ можно выделить:

    • воспитатель читает книгу или ведет рассказ наизусть. Если читающий рассказывает наизусть, то он должен сохранить язык автора и передать все его мысли. Значительная часть произведений читается по книге;
    • воспитатель что-то рассказывает. Здесь текст передается в свободной форме;
    • инсценирование — вторичное ознакомление с произведением;
    • заучивание наизусть.

    Важно! Работа с книгой в детском саду может быть осуществлена в виде следующих форм: произведение читается и рассказывается или заучиваются произведения устного народного творчества и стихотворения.

    Занятия по чтению можно разделить по нескольким типам:

    • читается или рассказывается одно произведение;
    • читается или рассказывается несколько произведений, которые имеют общую тему. Например, чтение рассказов о весне. Возможно объединение произведений одного жанра или нескольких жанров;
    • произведения, которые относятся к разным видам искусства, объединяются в одно занятие. Например, читается произведение, а затем рассматривается картина известного художника, которая связана с этим произведением. Также возможно чтение в сочетании с музыкальным произведением. При проведении подобных занятий необходимо учитывать, с какой силой будет воздействие на эмоции детей. Также требуется учесть отзывчивость детей, культуру поведения;
    • чтение производится с использованием наглядного материала. В качестве такого материала могут быть: игрушки (например, чтение сказки три медведя можно сопровождать показом игрушек медведей), настольный театр (он может быть сделан из картона или фанеры), кукольный театр, показ диафильмов и кинофильмов;
    • чтение является занятием по развитию речи. Оно может быть включено в содержание самого занятия, а может быть самостоятельным занятием.

    Рисование на тему «Мимоза» в средних группах детского сада

    Для проведения занятия требуется подготовка к нему. Для этого осуществляются следующие этапы:

    1. Выбрать произведение с учетом требующихся критериев, с учетом возраста детей, времени года и метода работы с книгой.
    2. Определить план работы. Поставить литературные и воспитательные задачи.
    3. Подготовиться к чтению. Воспитатель должен прочитать произведение так. Чтобы дети поняли основной его смысл и идею. Для этого необходимо проанализировать текст, понять, что пытался передать автор, характер героев, их взаимоотношения и мотивы поступков.
    4. Проработать выразительность передачи текста. Для этого необходимо проработать способы выражения эмоций (тон и интонации), правильно расставить ударения и паузы, проработать дикцию и правильное произношение.
    5. Подготовить детей. Расширить их представления о мире с помощью проведения экскурсий, изучения картин и иллюстраций.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: