Предания ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ ГБОУ ГИМНАЗИИ 402 ИМЕНИ АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ ПУДОЧЕВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА. — презентация


Презентация по литературе «Былины» 7 класс презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Слайд 1

Былины Урок литературы в 7 классе

Слайд 2

Содержание Определение былины Особенности былины Основные циклы былин Киевский цикл былин Новгородский цикл былин Отражение сюжетов былин в искусстве Задания по былинам Тест на знание былин

Слайд 3

Определение былины Былины (от слова «быль») – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Слайд 4

Особенности былины Существует с давних времен Описание подвигов богатырей Былине не свойственна точная передача исторических фактов Былина запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах Песенно-стихотворная форма Былину «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей Есть зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты

Слайд 5

Основные циклы былин Киевский цикл Новгородский цикл

Слайд 6

Киевский цикл былин Действие происходит в Киеве или около него В центре повествования стоит князь Владимир Основная тема – защита Русской земли от кочевников

Слайд 7

Киевский цикл былин Герои Герои киевского цикла – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга и Микула, Дюк

Слайд 8

Новгородский цикл былин Герои новгородского цикла – Садко, Василий Буслаев Затронуты социальные темы Действие происходит в Новгороде Садко у Морского царя

Слайд 9

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1898 год

Слайд 10

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Иван Яковлевич Билибин «Вольга и Микула»

Слайд 11

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Заморские гости», 1901 год

Слайд 12

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Микула Селянинович», 1910 год

Слайд 13

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Каранзин «Садко – богатый гость»

Слайд 14

Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Л.Фомичев «Илья Муромец и калики перехожие» «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 15

Отражение сюжетов былин в искусстве Музыкальная страничка Римский-Корсаков Николай Андреевич – опера «Садко» Гречанинов – опера «Добрыня Никитич» Мусоргский Модест Петрович – «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»

Слайд 16

Отражение сюжетов былин в искусстве Кинематограф Художественные фильмы : «Илья Муромец» «Садко» Мультипликационные фильмы: «Алёша Попович и тугарин змей» «Добрыня Никитич и змей горыныч» «Илья Муромец и Соловей -разбойник»

Слайд 17

Задания по былинам Словарная работа Объяснить значения слов: Ой, вы гой еси Калика перехожий Покляпая береза Живот Сыть Дорога заколодела

Слайд 18

Задания по былинам 1. Из каких традиционных частей состоит традиционная былина? 2. Назовите черты сходства и отличия сказки и былины. 3. Где родился Илья Муромец?

Слайд 19

Задания по былинам Определите особенности киевского и новгородского циклов былин: Подвиги совершаются во имя князя, у которого богатыри стоят на службе. Герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Помощники герою – калики. Герои – Василий Буслаев, Садко. Место основных действий – Киев. В одной из былин герою помогает Святой Николай. Богатырям противопоставлен Соловей-разбойник, Калин-царь. Герою противопоставлен Морской царь. Место основных событий – Новгород. Подвиги совершаются не для защиты Родины от захватчиков, а по зову сердца.

Слайд 20

Тест по теме «Былины» Город, в котором произошел первый бой Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? А) Чернигов Б) Киев В) Новгород Поступки Ильи Муромца направляются: А) Чувством ответственности перед Родиной Б) Личной выгодой В) Тщеславием

Слайд 21

Тест по теме «Былины» 3. Главный защитник справедливости на Руси: А) Алеша Попович Б) Добрыня Никитич В) Илья Муромец 4. Сын Змея и земной женщины: А) Соловей-разбойник Б) Микула Селянинович В) Вольга

Слайд 22

Ответы к тесту 1. А 2. А 3. В 4. В

Литература. 7 класс (1 часть) Былины

Былины
    Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…

    М. Горький

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

… Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека. По этой же причине мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Былины (от слова «быль») — произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах — гридницах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче.

Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:

Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота океан-море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские.

Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «пригородками».

Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван — гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности — ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.

Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев. Даже на оратае Микуле нерабочая одежда — рубаха и порты, как бывало в действительности:

У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него чёрна бархата.

Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи…

Сколь ни ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. Людям XXI века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владимиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу — с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда — к Днепру и по нему — к Киеву. Однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной — на ней грабили, убивали… Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.

Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. В схватках с огненным Змеем он дважды одерживает победу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Литература. 7 класс (1 часть) Былины

Гусляры. худ. В. Васнецов

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и подступиться к ней — не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов всецело на стороне Микулы.

Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.

Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:

Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец»).

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:

Так все травушки-муравы уплеталися Да й лазоревы цветочки осыпалися…

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли — самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях.

В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека.

В. П. Аникин

Вопрос и задание

  • В чем «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

О собирании, исполнении, значении былин

Наиболее ранние записи былин были сделаны в XVII веке, а первые публикации текстов в XVIII веке принадлежат писателям М. Чулкову, Н. Новикову, И. Дмитриеву. Важным событием стало издание в 1804 году сборника «Древние российские стихотворения», составленного Киршей Даниловым. В 30-е годы XIX века произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На призыв откликнулись многие: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль. В 1861—1867 годах изданы четыре тома «Песен, собранных П. Рыбниковым», куда вошло 165 былин. В 1871 году по следам Рыбникова отправился А. Гильфердинг. Он записал 270 былин от 70 сказителей — так родились три тома «Онежских былин». За ними последовало издание «Русских былин старой и новой залиси», а также печорских, беломорских, онежских, донских былин. Ф. Буслаев, О. Миллер, А. Веселовский и многие другие ученые-фольклористы активно изучали эти памятники словесности.

В. Аникин делит былины на древнейшие (докиевские): это былины о Волхе, Дунае, Потыке; киевские — о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские — об Илье Муромце, Алеше Поповиче; галицко-волынские — о Дюке; псковско-новгородские — о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские — об Иване — гостином сыне; брянские — о князе Романе и братьях Ливиках…

Два основных цикла былин — киевский и новгородский — сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема — защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси. Еще одной особенностью киевского цикла стали образы трех богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, герои социально-бытовых былин — Вольга и Микула, Дюк и др.

К новгородским относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вел торговлю со многими странами. Слушатель или читатель воочию представит себе обе части города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние Церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне — Т. Рябинин, В. Щеголенок и др. Это искусство передавалось из поколения в поколение — так, Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял и его пасынок, а от него его сын — Петр.

Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным содержанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства — литературы, музыки, живописи. Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький обращались к их сюжетам. Римский-Корсаков в опере «Садко», Гречанинов в опере «Добрыня Никитич», Васнецов в «Трех богатырях», «Витязе на распутье», Репин в «Садко» вдохновлялись сюжетами и образами былин, обогащая русскую литературу опытом народного творчества. Русские былины широко переводятся на многие языки мира.

По кн. Н. Кравцова, С. Лазутина «Русское устное народное творчество»

В лаборатории народного творчества

  1. Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?
  2. В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?
  3. Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?
  4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки?
© 2000- NIV
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: