Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.
Словесные
Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.
Речь педагога — модель для подражания для детей
Объяснение
Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.
Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы
Загадки
Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:
- Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок);
- Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь);
- Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый… (Ворон).
Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок
Короткие рассказы
Небольшие сюжеты, предваряющие игру — это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.
На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.
Наглядные
Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:
- картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята;
- образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом;
- эстетичные и удобные материалы для игры.
Изображения на картинках должны быть крупными
Практические
После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.
Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.
Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр — это практический способ закрепить материал
Временной план
Длительность игры во второй младшей группе — 10 минут. За это время педагог с детьми прорабатывает четыре этапа.
- Вводная часть — до 2 минут. Воспитатель мотивирует ребят на игровую активность.
- Ознакомление с игровыми условиями — до минуты. Педагог объясняет задание и демонстрирует порядок выполнения.
- Игровая деятельность малышей — до 5 минут. Этот этап включает также усложнение задания, как вариант индивидуализации игры.
- Завершающий этап — до 2 минут. Воспитатель оценивает результаты, хвалит малышей за работу, внимательность и аккуратность.
Это интересно. Хронометраж дидактической игры очень приблизителен, так как время на выполнение игрового задания зависит от содержания забавы, а также от количества игровых действий, которые детям необходимо выполнить.
Если до проведения игры была физкультура, хореография, то время забавы стоит сократить минуты на две-три
Как оценить результат игры
Под результатом игры подразумевается оценка решения задачи и выполнения правил. Проводится этот анализ с двух сторон: воспитанников и воспитателя. С точки зрения первых, учитывается:
- степень моральной удовлетворённости процессом игры и своим участием;
- уровень проявленной сообразительности, внимания, памяти;
- эмоциональный настрой.
Воспитатель же оценивает обучающую игровую деятельность с позиции:
- точности выполнения поставленных проведением дидактической забавы задач;
- осуществления предписанных игровых действий;
- организации игровой ситуации.
Таблица: пример конспекта дидактической игры «Почини машину» для второй младшей группы
Автор — Карпенко О., воспитатель МБДОУ д/с №36 «Золотое зёрнышко», г. Новошахтинск, Ростовская область.
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель подзывает детей и показывает игрушку Светофорчика: -Ребята, к нам в гости пришёл Светофорчик. Он говорит, что у машин отвалились колёса и раскатились в разные стороны. Светофорчик их собрал и принёс в детский сад. Он просит починить машины, чтобы на дороге не случилась авария. |
Ознакомление с условиями | — Давайте поможем Светофорчику и подберём колёса к машинам. Колёса должны подходить по цвету и размеру к машине. |
Игровая деятельность | Дети выбирают себе наборы машин и кругов. Воспитатель просит назвать цвет и размер выбранных машин. Предлагает подумать, какие по размеру и по цвету нужны колёса для большой (маленькой) машины. Уточняет быстро или медленно поедет машина на выбранных колёсах. |
Завершающий этап | Когда все колёса подобраны, воспитатель от имени Светофорчика благодарит детей и предлагает поменяться машинами, чтобы продолжить игру. |
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-pochini-mashinu-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html |
Игра Почини машину, кроме всего прочего, ещё и формирует представление о гармоничном сочетании цветов
Видео: дидактическая игра с игрушками во второй младшей группе «Кто живёт в лесу»
Суть понятия
Дидактические игры — это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательно-воспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правила («заяц» может брать только по одной морковки и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).
Это интересно. Выдающийся советский психолог, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев назвал дидактические игры «рубежными», то есть обозначающими переход от исключительно игровой деятельности к учебной.
Дидактические игры — это переход от игровой деятельности к учебной
Цели и задачи
Миссия обучающих игр заключается в:
- развитии познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности, скорости мышления);
- формировании понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10);
- тренировке устойчивого и произвольного внимания;
- развитии речи;
- активизации желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- стимулировании потребности ощущать себя частью коллектива;
- поощрении желания вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
- воспитании необходимости чувствовать себя частью коллектива.
Игровая деятельность учит детей сотрудничеству
Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить такие:
- обучение сравнению и выбору предметов по одинаковым, похожим или полностью отличным признакам (например, разные овощи по сезону созревания, по внешнему виду, по расположению съедобной части растения по отношению к земле);
- отработка умения классифицировать предметы по виду или материалу изготовления (посуда по форме или по сырью, используемому в производстве — металл, глина, фарфор);
- развитие навыка определять предмет по одному основополагающему признаку или по нескольким (малыши описывают животное, а один ребёнок угадывает, о ком речь);
- тренировка внимания и памяти (например, малыши запоминают последовательность предметов или картинок, отворачиваются, а педагог меняет расположение или убирает один объект, дети должны описать изменения).
Это интересно. Дидактическая игра, обеспечивая детям возможность учиться в лёгкой, непринуждённой форме, дала развитие такому типу обучения, как автодидактика, то есть самообучение. Подробнее о дидактических играх по математике в первой и второй младших группах можно узнать из нашей статьи — Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: пополняем картотеку и планируем занятия.
Дидактические игры приобщают малышей к проявлению самостоятельной познавательной активности