Характеристика человека Портретный очерк ( подготовка к сочинению, 8 класс ) Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1934 г. Москвы Шестернина Наталия. — презентация


Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.

8 класс

Тема: Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.

Учитель: Сергей Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 г. Иркутска

Цели урока:

1. Образовательные:

сформировать понятие о характеристике человека;

учить видеть, наблюдать, учить умению отделять существенное от несущественного;

формировать умение создавать текст-характеристику.

2. Развивающие:

развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся.

3.Воспитательные:

повышать речевую культуру школьников, воспитать в них чувства уважения, толерантности; формировать ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, социокультурные компетентности.

Оборудование: презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

2. Вступительное слово учителя.

— Запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота — это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь»

(Рена?та Мура?товна Литви?нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса, режиссёр, сценарист и телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001).)

_Как вы понимаете смысл этих слов?

3. Этот урок мы посвятим характеристике человека.

Описывая человека, мы невольно характеризуем его, определяем его характер, возможно, привычки, особенности поведения и т. д. Хотя не следует забывать, что внешность может быть обманчива: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

— Так что такое характеристика? (слайд)

— К какому типу речи относятся тексты – характеристики?

Все вы, если не читали книгу А. Конан Дойла «Рассказы о Шерлоке Холмсе», то, наверняка, видели фильм и знаете замечательного героя этого произведения.

— Вспомните, каким образом знаменитый герой Артура Конан Дойла раскрывал преступления? Его метод дедукции восхищает нас.

(ОТРЫВКИ из книги)

ВЫВОД. По некоторым внешним признакам можно охарактеризовать человека.

Мы побываем с вами немного в роли Шерлоков Холмсов, попытаемся быть внимательными, по некоторым деталям догадаться о чертах характера, о внутреннем мире человека.

— Какие приемы помогают нам охарактеризовать человека? (слайд)

На уроках русского языка и литературы многие из этих приемов мы уже использовали сами и наблюдали, как используют их мастера художественного слова.

-Например, одним из приемов характеристики человека является интерьер. (КОМОРКА ГЕРАСИМА из «Муму», Маруся в склепе из «В дурном обществе» Короленко, где серый камень высасывает из неё жизнь.)

-Сегодня же нас больше интересует портрет. В прошлом году мы уже писали сочинение-описание внешности. А сегодня задача другая.

3. Работа над основной частью урока:

В народе существует изречение: “Внешность обманчива”.

Зачастую люди судят о характере человека только по его внешнему виду и потому ошибочно (н-р, р-з «Жили-были» Л.Андреева), о характере своих сверстников иногда дети думают (толстый, неповоротливый – значит, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др. (н-р, Вадик и Птаха из «Уроки французского» и «Юшка» Платонова))

Давайте убедимся.

1) Перед вами портрет: посмотрите внимательно на мальчика. Поделитесь своим впечатлением.

— Какой этот мальчик?

(Обычно дети говорят, что он смешной или веселый (жизнерадостный).

-Здесь мальчик, который часто смеется, и его легко рассмешить.

— Какое же определение характера Генки более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный?

— Из чего видно, что он смешливый?

(смешной – это наше (зрителей) впечатление; если же мы говорим о характере, то это смешливый) Запишите в тетради словосочетания: смешной вид — смешливый характер.

-В момент съемки Генка смеется, но можем ли мы обоснованно предполагать, что он вообще часто смеется?

«Веселый» – это более узкое понятие, чем «жизнерадостный»: жизнерадостный – значит, и веселый, и бодрый, и энергичный.

-Какое слово более подходящее, по-вашему?

-Запишем также: веселый, жизнерадостный, бодрый, энергичный

— Вообще по портрету легче догадаться о состоянии Генки в момент съемки или о его характере?..

-В тот момент ему, конечно, было весело.

-Что заставляет нас так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щечках, зажмуренные глаза.

_Все ли детали могут быть существенными?

— Давайте попробуем разграничить: детали бывают существенные и несущественные. Что является существенным для описания внешности? (рост, возраст, цвет волос, глаз, форма носа, одежда и т.д.)

-Как вы думаете, это существенно для того, чтобы написать характеристику человека?

(в двух столбиках напишем портретную лексику: существенные, несущественные детали)

существенные

несущественные

Зажмурить глаза Генка мог потому, что солнце слепит; а может быть, он монгол или казах, и у него глаза узкие?

— Посмотрим внимательно: почему он зажмурился?

-Опишите мальчика.

(У него светлые, возможно, рыжие (совсем не «монгольские») волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо, не было, так как на лице мальчика нет резких теней – значит, мы правы: это он так смеется.)

-А разве все люди так смеются?

— А какие люди смеются так?.. Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда?

Значит, Генка очень любит посмеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, когда решили, что он веселый.

Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть хоть одна такая деталь?.. (Есть: спутанные волосы – он, видимо, не любит расчесывать свои волосы.)

А теперь скажите: что – какие детали – создает у нас впечатление, что Генка смешной? (Оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.)

— А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.)

-Итак, мы догадались, что Генка – веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, – а так делают те, кто очень любит посмеяться; а еще мы догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны. Мы, наверное, можем ещё добавить, что это открытый мальчик, искренний.

2). А теперь все смотрим на следующий портрет

Портрет «Старого доктора» (Януша Корчака).

— Опишите Януша Корчака. Обратите внимание на взгляд, выражение глаз Януша Корчака? ( взгляд Старого доктора устремлен на зрителя, но если приглядеться повнимательней, то видно, что это не так: это тоже взгляд «в никуда». Но Корчак не мечтает, он думает, и, видимо, о чем-то тяжелом, невеселом)

— Как вы думаете, лицо у него какое, какое состояние выражает? (Состояние Старого доктора: задумчивое, тревожное, озабоченное.)

-Какие существенные детали говорят об этом? (нахмуренные брови, складки на лбу – видимо, мысли его действительно не самые веселые. О том же, какой он человек, позволяют догадаться мешки под глазами, видимо, он мало спит, устает; резкие морщины, очень простая одежда, что-то вроде полотняной рубахи. Это человек, проживший тяжелую жизнь, полную забот.

-Ещё обратите внимание на бороду: она аккуратная, ухоженная — значит человек, несмотря на трудные обстоятельства жизни, тяжёлые заботы старается за собой ухаживать.

-А какие несущественные детали? (густые брови, небольшие уши, голый череп, прямой нос)

Продолжим работу над понятиями: «существенное-несущественное»

-Лицо Старого доктора очень худое, щеки впалые – что это: следствие изнурения или такая комплекция? Вы найдете ответ на этот вопрос, послушав рассказ о Януше Корчаке.

— Рассказ о Януше Корчаке.

-Вернёмся к нашему вопросу.

Вот каким замечательным был человек Януш Корчак. Значит, ребята, не одежда красит человека, а его внутренний мир, духовная красота. Неважно, высокого он роста, красавец, милашка или наоборот, низкого роста, полного или худощавого телосложения, может быть, лицо у него не такое уж привлекательное…Это совершенно неважно.

-А Что важно?

-Как вы думаете?

Что мы должны ценить в людях: внешний вид или внутренний мир?

3). А теперь следующая работа: перед вами ещё один портрет. Опишите этого человека. Постарайтесь увидеть его внутренний мир. Заполните таблицу.

(Дети могут сказать, что у писателя смелый взгляд. Дети работают самостоятельно; учитель критикует и направляет.)

Наиболее точная характеристика: умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым. Грубый вязаный свитер, видимо, говорит о том, что он человек неизнеженный.

Несущественные детали: темные глаза, густые волосы аккуратно подстрижены, морщины на лбу, густые брови и пр.

-Теперь обратим внимание на с/с смелый взгляд. Смелым в буквальном смысле слова может быть человек или поступок, но смелый взгляд – это, конечно, переносное значение: взгляд не совершает подвигов, не заступается за слабого и пр. Это наше субъективное впечатление, что взгляд этого человека смелый, – нам так кажется, но доказать это нельзя. Мы это просто знаем.

А вот то, что человек на портрете смотрит прямо на нас, открыто, – это действительно так: это мы знаем точно.)

-А на самом деле – это американский писатель Эрнест Хемингуэй.

Вот что я вам зачитаю: «Лауреат Нобелевской премии, участник 1-й и 2-й мировых войн, писатель, Эрнест Хемингуэй – уникальная личность. Уже для нескольких поколений читателей его имя ассоциируется с мужественностью, им воспеты охота и коррида, и вызов, брошенный судьбе. И в то же время его произведения всегда глубоко человечны и зачастую лиричны.

Истины, к которым он пришёл, нам по душе. Человек должен бороться против зла, даже если силы зла сильнее его. Бороться до конца, не склоняя головы, не сдаваясь, «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, — говорит рыбак Сантьяго в «Старике и море».- Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».)

4). -А сейчас давайте рассмотрим ещё портрет. Что мы можем сказать об этой женщине? (Ухоженная, следит за модой, судя по цвету волос, хочет быть яркой, выделяться, любит украшения. Немного заносчива: смотрит свысока).

А это знаменитая Эллочка-людоедочка из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев», её лексикон насчитывает всего 30 слов: «Хамите, знаменито, мрак, жуть, не учите меня жить, крр-р-расота!, у вас вся спина белая, ого, хо-хо!»

Так вот, глядя на её портрет, вспоминаешь стихотворение Маяковского «Красавица».

6.Подведение итогов урока: Итак, будьте прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть у вас хорошего – развивайте. Живите так, чтобы вам не бросали в лицо:

«Родилась пригожа, да по нраву негожа»

Оценки:

7 Домашнее задание: Напишите сочинение «Характеристика человека». (Опишите самого близкого вам человека)

Характеристика личности ученицы 8 класса

Жизненные условия

1. Семейное влияние. Социальное положение.

Семья Д. живет в благоустроенной двухкомнатной квартире в пятиэтажном доме типа «хрущёвка». Девочке и её сестре выделена отдельная комната. Семья полная, двое детей. Образование отца – среднее специальное, строительное; образование матери – основное общее.

Дома ребёнку обеспечиваются хорошие условия для подготовки к занятиям в школе. У девочки есть рабочее место (стол), компьютер, небольшая библиотека из учебной, научно-популярной, художественной литературы. Родители заинтересованы в успехах дочери, отец всегда приходит на родительские собрания, поддерживает телефонную связь с классным руководителем. Родители обеспечивают девочку всем необходимым для учёбы: письменными принадлежностями, учебной литературой, одеждой. Отец и мать Д. поощряют участие девочки в различных конкурсах. Все это отражается на результатах учёбы Д. и на её достижениях. У девочки, как правило, хорошие оценки, она всегда готова к урокам.

2. Внесемейные и внешкольные влияния.

Д. не занимается в учреждениях дополнительного образования. Девочка не очень контактна, круг её общения ограничивается преимущественно школой и семьёй. Она с удовольствием принимает участие в интеллектуальных конкурсах, ходит с классом на различные культурные мероприятия (театр, музеи выставки). В то же время Д. не очень много читает; основной круг её чтения составляют произведения, входящие в школьную программу и различные научно-популярные издания для школьников («Я познаю мир» и др.).

В свободное время Д. играет на компьютере, ищет интересные странички в интернете, читает, общается с друзьями (в основном среди одноклассников). Мы не располагаем информацией о детских неформальных компаниях, членом которых она является. В жизни девочки очень большое значение имеет её семья, что проявляется в её рассказах о родителях, о сестре. Видимо, во многом это объясняется особенностями национальности: семья Д. – выходцы из Дагестана.

Внешняя картина личности

1. Проявления

Д. имеет ярко выраженную южную внешность: черные волосы, черные глаза, смугловатая кожа. Волосы длинные, всегда заплетены в косу. Черты лица правильные, крупные. Голова большая, круглой формы. Девочка очень опрятна; кожа, одежда, волосы всегда чистые; содержит в порядке свои вещи. Одежда скромная, соответствует требованиям к школьной форме. Обычно это брюки классического покроя, свитер или водолазка с черной вязаной жилеткой.

Движения, как правило, небыстрые, однако иногда сквозь неторопливость и размеренность прорывается импульсивность, порывистость. В эти моменты становятся быстрыми движения глаз, напрягается тело. Возникает впечатление, что девочка собирается кинуться на какое-то препятствие. Обычно такое поведение наблюдается в ситуациях, когда Д. чем-то раздражена (например, она, главный дежурный в классе, не может заставить одноклассников отправиться на посты) или когда решает какое-то задание, требующее быстроты реакции и определённой смелости (придумать и записать на доске продолжение шуточного стихотворения).

Однако чаще всего, как мы уже отмечали, движения небыстрые, в них чувствуется некоторое напряжение, спина слегка сутулится, жестикуляция слабая. В то же время мимика достаточно выразительная; часто на лице бывает выражение озабоченности или какого-то испуга.

Голос обычно тихий, низкий, хотя иногда Д. кричит (в ситуациях, о которых шла речь выше). Темп речи средний, интонация не вологодская (видимо, южнорусская), речь плавная. Девочка обычно немногословна, речь грамматически правильна, с литературными синтаксическими конструкциями. Мы не слышали от Д. просторечную лексику или жаргонные слова.

2. Способ поведения

В поведении активность и пассивность проявляются в зависимости от ситуации. При выполнении учебных заданий Д. проявляет инициативу и активность, в случае работы в группе выступает в роли организатора деятельности товарищей. В ситуациях неформального общения школьников на перемене, участия в конкурсах на мероприятии Д. чаще всего пассивна, не проявляет инициативы. От общения девочка не уклоняется, но и его инициатором, как правило, не выступает. Поведение обычно организовано, действия и движения осмыслены и целенаправленны.

Отношение к самой себе девочка при нас ни разу не высказывала, однако некоторые выводы о нём можно сделать на основе наблюдаемых особенностей поведения. Можно констатировать наличие несколько заниженной самооценки. О ней свидетельствуют поведение девочки при ответах на вопросы учителя (если Д. не знает ответа, она вся как будто сжимается), отсутствие инициативы при контактах с людьми, некоторая зажатость в движениях. К своей внешности Д. относится внимательно, пользуется декоративной косметикой. Старается следить за своим здоровьем: зимой катается на коньках, летом на велосипеде, старается, по её словам, придерживаться режим дня. Аккуратна по отношению к своим вещам, содержит их в порядке.

В коллективе обычно пассивна, хотя не имеет склонности к конформизму. Если с чем-то не согласна, не будет спорить, но и не станет поступать так, как остальные. Оказываясь в роли руководителя (при организации дежурства) пытается проявлять авторитарные качества, однако одноклассники её не слушают. Это расстраивает Д.

К одноклассникам обычно относится доброжелательно, хотя иногда у неё возникают небольшие конфликты с мальчиками. По отношению к учителям вежлива, послушна. Если вступает в контакт с учителем в неформальной обстановке (на перемене), всегда задаёт вопросы четко, конкретно, лаконично. К родителям относится с уважением и любовью, о чем можно судить по отзывам девочки о них. Непосредственно наблюдать взаимодействие Д. с родителями мы не имели возможности.

В классе к Д. относятся доброжелательно, принимают в общий разговор, выслушивают ей слова. Однако мальчики, по-видимому, недолюбливают её или считают слишком серьёзной: на 8 марта почти все отказывались дарить Д. подарок.

При психологически значимых ситуациях в поведении Д. обычно проявляется возбуждение, ускорение движений, напряженность. Как мы уже отмечали, в конфликте девочка может перейти на крик. При работе в группе Д. сразу чётко организует работу товарищей, проявляя при этом повышенное волнение, при получении индивидуального задания внешне волнения не проявляет, спокойно выполняет задание.

При редких замечаниях со стороны учителей в свой адрес (например, за то, что подсказывает товарищам) Д. не прекословит, поступает так, как требует педагог. Такие реакции как обида, негативизм, сопротивление не были отмечены.

С первого класса девочка училась на 4 и 5. В начальной школе преобладала оценка «5» (по русскому языку и математике – только оценка «5»). В средней школе появляются четвёрки по русскому языку при сохранении оценки «5» по математике. В 8 классе, с началом обучения в профильном физико-математическом классе у Д. появляется оценка «3» за четверть по английском языку. По остальным предметам сохраняются оценки «4» и «5» (математика, физика – «5»; русский язык – «4»).

Эмоционально-волевая сфера личности

Д. обычно спокойна, сдержанно улыбается. Видимо, у неё чаще бывает пониженное настроение, что отражается в выражении лица (опущенные уголки рта, беспокойное выражение глаз). Такое настроение связано, вероятно, с тем, что девочка тревожится из-за успеваемости. Если Д. поставлена плохая оценка или сделано замечание, настроение девочки резко ухудшается, глаза краснеют. В то же время настроение девочки повышается при участии в различных классных мероприятиях, при общении с товарищами, после получения хороших оценок или похвалы учителя.

Мы наблюдали поведение девочки в стрессовых состояниях, возникающих в учебной деятельности: на контрольных, при неожиданных сложных вопросах учителя, при переписывании работы, написанной на оценку «два». В этих случаях действия девочки становятся медленнее, она проверяет и перепроверяет работу, долго думает над ответом. Однако несмотря на это Д. допускает ошибки по невнимательности, вероятно, вызванные чрезмерным волнением. Мы не наблюдали у Д. аффективных реакций, но, видимо, они возможны, учитывая порывистые, импульсивные движения, переход на повышенный голос и крик в некоторых ситуациях (см. выше).

В целом, по всей видимости, можно говорить о том, что в поведении Д. преобладают астенические эмоции (печаль, состояние тревоги, беспокойство), которые могут влиять на результаты интеллектуальной и практической деятельности девочки. Находясь в подавленном настроении, Д. допускает больше ошибок, чем обычно.

Как мы уже отмечали, эмоции внешне не влияют на отношение девочки к товарищам и к учителям. Д. умеет контролировать себя и не избавляется от негативных эмоций с помощью окружающих. В то же время мы не смогли обнаружить каналов, позволяющих девочке выплёскивать негативные эмоции. Вероятно, эти эмоции остаются внутри, что негативно влияет на психику.

У Д. хорошо развиты волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, самообладание. Это проявляется и в учебной деятельности, и во взаимодействии с другими людьми. Девочка всегда выполняет задания учителей, по своему желанию принимает участие в конкурсах («Лучший ученик – 2012» и др.), ответственно относится к выполнению общественных поручений (должность ответственного дежурного и др.). Д. способна выстроить последовательность действий, ведущих к достижению поставленной цели. Как уже отмечалось, девочка обычно сдержанна и ровна во взаимоотношениях с окружающими. В то же время иногда она способна к импульсивным реакциям (см. выше).

Педагогические выводы и рекомендации

Таким образом, Д. – девочка из благополучной семьи, настроенная на хорошую учёбу в школе. Родители заботятся о дочери, обеспечивают все условия для учёбы. Внешне девочка опрятна, скромно одета.

Д. имеет хорошие способности и желание учиться. Наибольшего успеха девочка добивается при изучении точных наук (физики, математики); проблемы иногда возникают с языками (английский, русский) и химией. В учёбе Д. помогают развитые волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, решительность и др.), умение организовывать свою деятельность. В учебной деятельности Д. инициативна, по своему желанию принимает участие в ученических конкурсах. В то же время некоторые психологические особенности девочки могут негативно повлиять на её успеваемость, что необходимо учитывать учителю. Д. склонна испытывать астенические эмоции, её настроение легко ухудшается из-за неудачи. В результате этого девочка может совершать ошибки, которые не допустила бы в спокойном состоянии. В стрессовой ситуации Д. также совершает больше ошибок. Таким образом, работая с девочкой, необходимо поддерживать спокойную, доверительную атмосферу, хвалить ученицу.

Д. поддерживает хорошие отношения с товарищами. В то же время между ними может возникнуть непонимание, связанное с тем, что для Д. главное – учёба, для многих её одноклассников главное – общение со сверстниками. Таким образом, девочку необходимо включать в совместные дела, мероприятия, не связанные с учёбой, чтобы у неё и у её одноклассников было больше точек соприкосновения.

Необходимо учитывать также то, что в случае сильно эмоционально травмирующего воздействия Д., обычно спокойная и сдержанная, способна на импульсивные, и, возможно, даже аффективные реакции. Таким образом, по возможности следует избегать подобных воздействий или быть готовым к такой реакции.

Можно выделить несколько психологических трудностей, с которыми Д. может столкнуться в дальнейшем. Помочь девочке справиться с этими трудностями следует уже сейчас.

Во-первых, Д. не умеет сублимировать негативные эмоции и сохраняет их внутри себя. Это может привести к нарушениям в психике и в физическом состоянии организма. Таким образом, научить её способам, позволяющим справиться с негативными эмоциями (занятия спортом, психотехники и т. д.).

Во-вторых, Д. имеет заниженную самооценку, что в дальнейшем может сказаться на успешности деятельности и на взаимодействии девочки с окружающими. Следует постараться определить причины этого (влияние школы, семьи, близкого окружения). В случае, если низкая самооценка – результат беспокойства из-за успеваемости и связана с высоким уровнем притязаний, видимо, надо показать девочке, что достижения в учёбе – не единственное и не главное, из-за чего ценят и уважают человека.

В-третьих, у Д. ограниченный круг общения. Это приводит к замедлению развития коммуникативных навыков и связанным с этим трудностям в жизни. Надо постараться включать Д. в общие мероприятия класса, в коллективные дела с другими учащимися.
Полный текст материала Характеристика личности ученицы 8 класса смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Ганичева Светлана Алексеевна → sganicheva 06.09.2015 0 14552 605 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: