Началочка
Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.
Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…
А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?
Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ. Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».
Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.
Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.
На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ
Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.
Вот примеры:
— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;
— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.
Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.
Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.
Пример:
— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;
— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].
— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.
Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.
Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.
- Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:
-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?
-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?
А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.
- Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…
Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).
- Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…
Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.
- Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…
Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.
- Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
- Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…
А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.
Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.
Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:
Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.
Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].
Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.
С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.
После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.
И об этом подробнее ЗДЕСЬ
Похожие новости на эту тему:
- О буквах гласных и согласных. Учим читать, играя.
- Звук [а], буква Аа.
- Как я использую комплект пособий для обучения чтению?
- Домашняя школа. Материалы для подготовки к школе. Занятие № 11.
Урок-сказка «Путешествие ёжика» [гласные и согласные звуки]
В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.
При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).
Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.
Урок – сказка «Путешествие ёжика»
Тема – Гласные и согласные звуки.
Цели:
— обобщить представления детей о гласных и согласных звуках; — закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.
Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.
1. Организационный момент
Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:
— Что это? (Дети: — Это буквы)
Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)
— Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)
2. Объявление темы занятия.
Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.
3. Сказка.
(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.
(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)
— Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)
— Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
— Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
— А мы звуки.
— Как же вас зовут?
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)
— Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.
— А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.
-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?
— Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)
— Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
— Будем очень рады!
3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.
(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)
Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:
— Привет! Ты кто?
— Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
— Мы звуки.
— Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
— Это ничего! Запомни наши фамилии.
И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.
Звуки с колокольчиками хором сказали:
— Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)
Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:
— Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)
— А зовут нас…
И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)
— Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:
— Что?
— Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
— Да! ДА! — закричали звуки. — Мы согласны!
И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
— СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!
— Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
— Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.
— Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.
— Вам не нравится?
— Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!
— Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
— А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
— Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
— Но как? Мы же не умеем петь!
— И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!
И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.
— А вы, ребята, помните?
(Слайд 6 — с анимацией)
— Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)
(Слайд 7 — со звуком)
Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.
… Давайте выучим эту песенку.
Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.
Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.
Пядышева Эльвира Владиславовна, учитель-логопед, Центр образования № 1429, г. Москва
- Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы
- Презентация «Звуки и буквы»
- Презентация [Упражнения для профилактики акустической дисграфии — Звуки С-Ш]
- Конспект урока в первом классе для группы учащихся с ФНР — Звуки [С]-[Ц]
- Конспект индивидуального логопедического занятия: Звуки и буквы Р, Л, автоматизация в слогах, словах
(6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading …