Конспект урока по МХК на тему «Архитектурный стиль барокко»


Специфика русского барокко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Дисциплина — Мировая художественная культура (Искусство)

Тема — «Специфика русского барокко»

Учебник — Л.Г. Емохонова. Учебник МХК для 11 класса. Москва. Издательский , 2009

Класс (курс) – 11

Продолжительность урока — 45 минут

(урок с использованием презентации Microsoft Office PowerPoint 2007)

Автор — Ситникова Юлианна Васильевна

Квалификационная категория — первая

Место проживания — село Ровдино Шенкурского района Архангельской области

Форма урока:

комбинированный урок.

Цель:

развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию и осмыслению особенностей растреллиевского барокко.

Задачи:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с русским барокко.
  2. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал.
  3. Постижение мировоззренческих акцентов творчества русского архитектора Ф.Б.Растрелли.

Зрительный ряд:

Общий вид и интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Екатерининского дворца в Царском Селе, портрет Франческо Бартоломео Растрелли, фотографии панорам Санкт-Петербурга, любительские фотографии, выполненные во время экскурсии по Санкт-Петербургу.

Видеоролики:

Фасады Зимнего дворца, Екатерининский дворец.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Методы:

  1. Эмоционально-образное погружение;
  2. Комплексное воздействие искусств;
  3. Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
  4. Создание ситуаций творческого поиска;
  5. Формальный анализ художественных произведений.

Форма обучения:

групповая и индивидуальная учебно-познавательная и творческая деятельность.

Ход урока.

I. Оргмомент.

При изучении темы барокко, особое внимание хочется уделить специфике барокко в России. Русская национальная особенность этого стиля имеет неповторимую красоту и очарование. На протяжении тысячелетий человек мечтает о рае — небесном и земном. Земной рай должен напоминать небесный, соотноситься с ним. Человек ищет его в красоте ландшафтов или создает сам. Соотнесением, сопряжением земного и небесного издавна занималось искусство — зодчество, архитектура. Неслучайно само слово «архитектор» означает «главный строитель», «верховный строитель».

Архитектуру не случайно называют застывшей музыкой. Она играет пространством и светом. Человек никогда не жил вне архитектуры, он всегда живет внутри нее.

Архитектура является своеобразной книгой, которую веками пишет народ, подчиняя ее национальным обычаям и видениям. Архитектура организует пространство городов, в которых мы живем, делая их своеобразными и неповторимыми. Многие архитектурные сооружения становятся визитными карточками городов, чем интереснее и самобытнее организована городская среда, тем ярче и оригинальнее сам город.

II. Основная часть

  1. «Архитектурное ядро города» (работа с картой Санкт-Петербурга)

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по одному из величественных городов России – Санкт-Петербургу, на основе видео материала и впечатлений, которые у вас возникли во время реального посещения города.

На экране — панорама Невы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара (Слайд 2-3).

  • Рассмотрите план исторической части Санкт-Петербурга и выявите характерные особенности планировки города.
  • Что, по-вашему, объединяет местный ландшафт?

Найдем подтверждение нашим размышлениям в учебнике: «Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы, заложенной в устье Невы, стала река. Она композиционно объединила местный ландшафт — плоские болотистые берега и обширные водные пространства. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы.» (учебник, с. 75).

«Строить Петербург как европейский город» (введение в тему исследования)

Учащиеся рассматривают панораму Невы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара.

Царь Петр I с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря, столице, которая будет походить на западноевропейские города. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на Западе опытных мастеров, художников, архитекторов.

На экране портрет Франческо Бартоломео Растрелли. (Слайд 4)

Франческо Бартоломео Растрелли было столько же лет, сколько сейчас вам, когда он, сын итальянского скульптора, вместе с отцом приехал в Россию и остался здесь навсегда.

«Он превратил Петербург из города-крепости, города-порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, — Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе — относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе,

растреллиевскому барокко, или монументальному рококо»
(учебник, с. 76).
Сразу следует оговориться, что хронологические рамки стиля барокко в России и в Европе не совпадают. Сложившийся в Европе в XVII веке стиль барокко проник на Русь только в конце столетия. Новый архитектурный стиль на Руси, названный «нарышкинским барокко», сильно отличался от западного прототипа. Национальная тяга к узорочью и насыщенной красочности обусловила использование пышного растительного декора даже в культовом строительстве и сочетание красной кирпичной кладки с резными деталями из белого камня (Слайд 5).

Стиль «петровское барокко», оформившийся при строительстве Петербурга и загородных дворцов, вобрал в себя графичность голландской архитектуры, пышную декоративность «большого стиля» Людовика XIV и изощренную линейность итальянского маньеризма. Но истинно масштабное развитие стиль барокко получил в елизаветинскую эпоху, когда Петербург из города-порта превращался в город дворцов. Именно орнаментика рококо в сочетании с классическим ордером, барочной динамикой и русским узорочьем стала ядром уникального русского барокко, который Растрелли виртуозно вписал в уникальный петербургский ландшафт (Слайд 6) .

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым выдающимся и знаменитым архитектурным ансамблям Франческо Бартоломео Растрелли, исследуя особенности его оригинального стиля, и попытаемся выполнить формальный анализ произведений архитектуры.

  1. «Основные особенности архитектуры Екатерининского дворца»

Видеофрагмент «Екатерининский дворец»

«»Пафос шири» в архитектуре царской резиденции в Царском Селе» (учебник, с. 78).

А сейчас рассмотрите иллюстрации и попробуйте найти те строительные и декоративные приемы архитектора, которые он применил при строительстве Екатерининского дворца. (Слайды 7-10).

Оригинальными находками мастера является и решение внутреннего пространства дворца (Слайд 11-15)

  • Вопросы для размышления (Слайд 16)

Дополните свои изыскания и размышления текстом учебника (с. 78 — 79), сделайте выводы и обобщения.

  1. «Основные особенности архитектуры

    Зимнего дворца»

Перед вами — Зимний дворец, одно из самых замечательных творений Франческо Бартоломео Растрелли. Обратите внимание на фасады дворца.

Видеофрагмент «Фасады Зимнего дворца»

Анализ архитектурных особенностей оформления фасадов Зимнего дворца совместно с учащимися (Слайды 17 -22).

Попытаемся найти ответы на следующие вопросы (Слайд 23):

  • С помощью каких приемов архитектор преодолел тяжесть каменной массы и создал иллюзорную подвижность стены?
  • Каким образом решен в архитектуре Зимнего дворца вопрос противоборства горизонтали и вертикали?
  • В чем уникальность архитектуры Зимнего дворца?

Исследовательское задание «Стилистика растреллиевского барокко» (Слайд 24)

Учащиеся рассматривают спроецированные на экран изображения архитектурных сооружений барокко

Чтобы ярче почувствовать стилистику растреллиевского барокко, выполним небольшое задание.

• Рассмотрите архитектурные сооружения эпохи барокко. Определите, в чем состоит сходство и различие итальянского и растреллиевского барокко.

Ответы, размышления ребят.

  1. Анализ архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца (проект Ф.Б Растрелли).

Определить стилистические особенности елизаветинского барокко на примере архитектурно-паркового ансамбля Большого Петергофского дворца (Слайды 25-37). Работа учащихся совместно с учителем (на основании материалов реальной экскурсии)

  • Особенности архитектурно-паркового ансамбля (Верхний и Нижний парки).
  • Предназначение и функция сооружения.
  • Световая организация фасадов и внутреннего пространства дворца.
  • Цвет.
  • Соотношение со скульптурой и монументальной живописью.
  • Временная организация восприятия сооружения и протекающей в ней жизни.

III. Заключение

Сегодня созерцая архитектурные ансамбли Франческо Бартоломео Растрелли, размышляя над ними и исследуя их, мы совместными усилиями провели анализ произведений Растрелли, в котором отразили важнейшие черты уникального стиля — русского барокко.

Домашнее задание:

§11. Познакомиться с особенностями архитектуры Смольного монастыря.

Спасибо за работу. До свидания!

Литература.

  1. Л.Г. Емохонова. Учебник МХК для 11 класса. Москва. Издательский , 2009
  2. Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. МХК книга для учителя 11 класса. Москва. Издательский , 2009
  3. СD-приложение к учебнику МХК для 11 класса
  4. Видеоэкскурсия «Санкт-Петербург и пригороды». AMFORA video company

Конспект урока по МХК «Барокко в архитектуре»

Урок 3 11 класс Барокко в архитектуре

Предшественник барокко Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о прежних «правилах» рисунка и композиции. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы могучие фигуры зрительно «разрушили» отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль «причудливым, из ряда вон выходящим и новым». Другие произведения Микеланджело: архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, — демонстрировали классицистические формы, но все в них было охвачено необычайным напряжением и волнением. Барокко – первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил. Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы. Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены. Создается иллюзия необъятного пространства. Природа включается в архитектурный ансамбль. Объединяются площади и улицы при помощи колоннад, террас, скульптуры и каскадов. Планировка площадей и городов рассчитана на массы народа. В архитектурных формах барокко предпочтение отдается криволинейным очертаниям, усиливается пластическая и живописная трактовка архитектуры. Прямые линии заменяются криволинейными, изогнутыми, скругленными, извивающимися. Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши, беспокойный ритм окон – все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы. Черты барокко (в тетрадь) Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (чрезмерное выражение чувств). В произведениях барокко стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространилось также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф). Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петродворец (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: